Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология методов управленияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В психологии управления значительное место занимают вопросы, связанные со способами достижения поставленных целей. Как наиболее эффективно влиять на персонал? Как оптимально воздействовать на объекты и события? Ответ на эти вопросы дают методы управления. В рамках изучения методов управления будут рассмотрены три следующих вопроса: 1. Сущность методов управления и их психология; 2. Классификация методов управления; 3. Психология основных групп, видов и методов управления. Методы управления – это способы воздействия на людей и события для достижения определенных целей. Психология методов управления – это осознание того, какие способы воздействия наиболее эффективны в данной ситуации. Психологические требования, которые учитываются при выборе методов управления, таковы: целенаправленность – ясное осознание цели и понимание путей ее достижения; эффективность – достижение высокого результата при относительно небольших затратах; системность – учет управленческого воздействия во взаимосвязи элементов; реализуемость – возможности реального достижения желаемых результатов; динамичность – способность по ходу действия реагировать на изменение ситуации. Теория управления различает три основных группы методов управления: административные, экономические и социально-психо-логические. Внутри каждой группы, в свою очередь, имеется несколько видов методов управления. Группы, виды и конкретные методы управления представлены в таблице 2.3. Таблица 2.3 – Методы управления
Психология административных методов – это расчет на способы управленческого воздействия через официальную власть и влияние. Основными психологическими характеристиками административных методов являются:обязательность, безвозмездность, точность, проверяемость. Обязательность – отсутствие права выбора. Исполнители дол-жны безусловно подчиняться административным методам. Безвозмездность – выполнение заданий и приказов является нормой, не предусматривающий поощрение. Исполнительность рассматривается как естественное явление в профессиональной деятельности. Точность – это требование буквального исполнения, без проявления инициативы. Это происходит потому, что каждое задание связано с другими, и отступление от указания может нарушить целостность. Например, один цех по своей инициативе выпустил на 5 % больше комплектующих к сложному агрегату. Но самих-то агрегатов выпущено точно по плану. Сверхплановые комплектующие окажутся просто ненужными. Проверяемость – исполнение обычно сопровождает определенная система контроля за выполнением профессиональных обязанностей и конкретных заданий. Психология экономических методов управления – это опора на способы материального воздействия. Эти методы в западной литературе часто образно называют «воздействие рублем». Государственные виды экономических методов управления составляют, в основном, способы воздействия правительства на отдельные предприятия и целые отрасли. Существуют четыре конкретных метода экономического государственного воздействия: целевое финансирование, госзаказ, льготное налогообложение, льготное кредитование. Заводской вид экономических методов управления в недавнем прошлом составлял хозяйственный расчет. Модель хозрасчета устанавливала границы компетенции, круг обязанностей и распределение ресурсов между подразделениями. Кроме оборудования, цех получал в свою собственность установленный процент от заработанного им дохода. Модель хозрасчета предусматривала не только права и обязанности цеха, но и экономические санкции за невыполнение установленных обязательств. Из всех методов, для психологии управления наибольший интерес представляет третья группа –социально-психологические методы. Это связано с их высокой психологичностью, возможностью через них прямо и непосредственно воздействовать на менеджеров и исполнителей, что позволяет контролировать и корректировать производственную ситуацию. Социально-психологические методы управления – это способы воздействия посредством социальных и психологических приемов. Социальное воздействие направлено на весь персонал. Оно содержит определенный набор льгот, услуг и поощрений, которые предлагаются предприятием для всех работников. Наиболее распространенным видомколлективного воздействия является социальный пакет. Он состоит из четырех основных элементов: социальные льготы – путевки на отдых, проездные билеты, система кредитов и др.; социальная инфраструктура предприятия – дворец культуры, стадион, профилакторий, поликлиника, база отдыха, фирменный магазин, транспортное подразделение и др.; условия труда – просторные помещения, удобные рабочие места, современные оборудование и инструмент и др.; условия для профессионального роста – возможности повышения образования и квалификации, наличие учебных центров, творческая производственная атмосфера и др. Психологические (индивидуальные) методы управления – это способы воздействия руководителей на психологию подчиненных. Содержание психологических методов управления включает четыре положения: индивидуальный подход к сотрудникам. Это предполагает не только знание руководителем общей психологии, но и внутреннего мира каждого из своих подчиненных; конструктивный психологический климат в производственном коллективе; психологический комфорт каждого сотрудника, его удовлетворенное положение в социально-профессиональной иерархии и межличностном общении, чувство личной защищенности в коллективе; соблюдение профессионального этикета в отношениях между сотрудниками, уважительные взаимоотношения, недопущение несправедливостей и обид. Психологией управления установлено, что персонал стремится максимально проявить свои лучшие профессиональные и человеческие качества при вполне определенных условиях. В число главных из них входит психологическая обстановка, в которой люди работают. Если она эмоционально-творческая и профессионально-конструктив-ная, то сотрудники ответственно работают, и добиваются высоких результатов. И напротив, атмосфера угнетенности, психологической неудовлетворенности в коллективе отрицательно влияет на сотрудников, и общее состояние дел. Итак, методами управления называются способы воздействия на людей, предприятия (коллективы) и события для достижения определенных целей. Психология методов управления заключается в осознании того, какие способы воздействия наиболее эффективны в данной конкретной ситуации. Психология административных методов управления заключается в расчете на способы управленческого воздействия через официальную власть. Психология экономических методов управления состоит в опоре на способы материального воздействия. Социально-психологические методы управления заключаются в способах воздействия посредством социальных и психологических приемов. Социальное воздействие направлено на весь персонал предприятия. Наиболее распространенным его видом является «социальный пакет». Психологическоевоздействие – это влияние руководителей на внутренний мир подчиненных. Наиболее распространенным его видом является индивидуальный подход. Выводы по главе 2 1. Концепция управлениятрактуется как основополагающая теория, главная идея, отражающие суть управленческой деятельности. Теория управления выделяет 4 современных концепции управления: функциональную, системную, ситуационную и статистическую. Наиболее важной является процессная(функциональная) концепция. Она рассматривает управление как процесс последовательных взаимосвязанных и взаимозависимых действий, или функций. 2. Психология планированиязаключается в осознании целей и задач организации, верной оценке ее нынешнего состояния, ясности понимания путей и средств дальнейшего развития. Психология прогнозирования состоит в осознании руководителями важности и необходимости учета возможных изменений внешней среды с целью их учета в стратегическом планировании деятельности и развития организации. Наиболее эффективными современными методами прогнозирования являются: Делфи, сценариев, экстраполяции, эвристические и психологические методы. 3. Психология организации, состоит в понимание того, как наилучшим образом распределить работу между исполнителями, и оптимально использовать ресурсы. Основными психологическими правилами организации являются: нормирование объемов и времени, формализация управления, структура предприятия и управления, норма управляемости. Психология координации состоит в осознании руководителем того, где и в какой форме необходимо вмешательство, а где не следует мешать исполнителям. Основными психологическими правилами координации являются:мониторинг «центрального звена»; «расшивка узких мест»; предоставление самостоятельности успешным работникам. 4. Психология стимулирования состоитв знании руководителемвнутреннего мира подчиненных, осознание и реализация им мер, которые обеспечат побуждение работников к качественному труду. Различают следующиевиды стимулирования: материальные и психологические, индивидуальные и коллективные. Психология мотивации заключается в осознании и реализация работником своего внутреннего стремления к качественному труду. Практика управления за последние годы выдвинула ряд современных приемов стимулирования-мотивации. Их можно представить в виде трех групп: организация труда – «дизайн рабочих заданий», гибкие графики работы, наделение полномочиями и властью; профессиональная этика– «отказ от нравоучений» и «угасание поощрений»; оплата труда– гибкие системы оплаты, участие в прибылях, участие в собственности. 5. Психология контроля рассматривается как осознание важности и необходимости проверок, и готовность сотрудников к их осуществлению.Современной формой контроля являетсятотальное управление качеством (ТУК). Психология контроллинга заключается в осознании важности наблюдения и анализа, а также осуществление коррекции динамики объекта управления. 6. Психология управленческих коммуникаций заключается в способности устанавливать межличностные связи, извлекать информацию из различных источников, а также умение анализировать и использовать полученные сведения и делать выводы. В сфере обмена информацией особую отрицательную роль играют «коммуникационные барьеры», то есть препятствия и помехи, которые мешают качественной передаче сообщений. Практически все барьеры имеют психологические основания, хотя и в разной степени. 7. Управленческое решение – это выбор одного из нескольких вариантов. В профессионально-психологическом смысле руководителя можно определить как лицо, принимающее решения. Качество принимаемых руководителем решений в полной мере может говорить о его квалификации, эффективности и успешности. 8. Психология методов управления есть осознание того, какие способы воздействия на сотрудников наиболее эффективны в данной ситуации. Из трех групп методов наибольший интерес представляет третья – социально-психологические методы управления, то есть способы воздействия посредством социальных и психологических приемов. Контрольные вопросы 1. В чем состоит функциональный подход к управлению? 2. В чем суть психологии планирования и прогнозирования? 3. Каковы психологические правила организации и координации? 4. Поясните разницу между стимулированием и мотивацией. 5. В чем принципиальная разница между контролем и контроллингом? 6. Назовите «барьеры» коммуникаций и поясните их смысл. 7. Какие существуют виды и подвиды управленческих решений? 8. Назовите основные группы и виды методов управления
Литература 1. Аверченко, Л.К. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко [и др.]. – Новосибирск: М., 1997 – 150 с. 2. Ванштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Ванштейн. – Минск: БГУ, 2007. – 207 с. 3. Володько, В.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Ф. Володько. – 3-е изд. – Минск: АiВ, 2010. – 307 с. 4. Володько, В.Ф. Психология управления: курс лекций / В.Ф. Володько. – Минск: АУ, 2003. – 97 с. 5. Дафт, Р. Менеджмент / Р. Дафт. – СПб.: Питер, 2002. – 832 с. 6. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учебное пособие / Т.С. Кабанченко. – М.: МГУ, 2003. – 265 с. 7. Мещерякова, Е.А. Психология управления: учебное пособие / Е.А. Мещерякова. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 237 с. 8. Психология менеджмента: учебник / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СПбУ, 2000. – 572 с.
|
||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.012 с.) |