Психология методов управления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология методов управления



 

В психологии управления значительное место занимают вопросы, связанные со способами достижения поставленных целей. Как наиболее эффективно влиять на персонал? Как оптимально воздействовать на объекты и события? Ответ на эти вопросы дают методы управления.

В рамках изучения методов управления будут рассмотрены три следующих вопроса:

1. Сущность методов управления и их психология;

2. Классификация методов управления;

3. Психология основных групп, видов и методов управления.

Методы управления – это способы воздействия на людей и события для достижения определенных целей.

Психология методов управления – это осознание того, какие способы воздействия наиболее эффективны в данной ситуации.

Психологические требования, которые учитываются при выборе методов управления, таковы:

целенаправленность – ясное осознание цели и понимание путей ее достижения;

эффективность – достижение высокого результата при относительно небольших затратах;

системность – учет управленческого воздействия во взаимосвязи элементов;

реализуемость – возможности реального достижения желаемых результатов;

динамичность – способность по ходу действия реагировать на изменение ситуации.

Теория управления различает три основных группы методов управления: административные, экономические и социально-психо-логические. Внутри каждой группы, в свою очередь, имеется несколько видов методов управления. Группы, виды и конкретные методы управления представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Методы управления

Группы методов Виды методов Конкретные методы
Административные Организационные   Распорядительные   Дисциплинарные Регламенты. Нормативы. Инструкции. Приказы. Постановления. Распоряжения. Наказания. Поощрения.
Экономические Государственные   Заводские Персональные Целевое финансирование. Льготное налогообложение. Льготное кредитование. Госзаказ. Цеховый хозрасчет. Надбавки. Премии. Штрафы. Депремирование.
Социально-психологические Коллективные Индивидуальные «Социальный пакет» Публичные награды и поощрения. Публичные порицания.

 

Психология административных методов – это расчет на способы управленческого воздействия через официальную власть и влияние.

Основными психологическими характеристиками административных методов являются:обязательность, безвозмездность, точность, проверяемость.

Обязательность – отсутствие права выбора. Исполнители дол-жны безусловно подчиняться административным методам.

Безвозмездность – выполнение заданий и приказов является нормой, не предусматривающий поощрение. Исполнительность рассматривается как естественное явление в профессиональной деятельности.

Точность – это требование буквального исполнения, без проявления инициативы. Это происходит потому, что каждое задание связано с другими, и отступление от указания может нарушить целостность.

Например, один цех по своей инициативе выпустил на 5 % больше комплектующих к сложному агрегату. Но самих-то агрегатов выпущено точно по плану. Сверхплановые комплектующие окажутся просто ненужными.

Проверяемость – исполнение обычно сопровождает определенная система контроля за выполнением профессиональных обязанностей и конкретных заданий.

Психология экономических методов управления – это опора на способы материального воздействия.

Эти методы в западной литературе часто образно называют «воздействие рублем».

Государственные виды экономических методов управления составляют, в основном, способы воздействия правительства на отдельные предприятия и целые отрасли.

Существуют четыре конкретных метода экономического государственного воздействия: целевое финансирование, госзаказ, льготное налогообложение, льготное кредитование.

Заводской вид экономических методов управления в недавнем прошлом составлял хозяйственный расчет.

Модель хозрасчета устанавливала границы компетенции, круг обязанностей и распределение ресурсов между подразделениями. Кроме оборудования, цех получал в свою собственность установленный процент от заработанного им дохода.

Модель хозрасчета предусматривала не только права и обязанности цеха, но и экономические санкции за невыполнение установленных обязательств.

Из всех методов, для психологии управления наибольший интерес представляет третья группа –социально-психологические методы. Это связано с их высокой психологичностью, возможностью через них прямо и непосредственно воздействовать на менеджеров и исполнителей, что позволяет контролировать и корректировать производственную ситуацию.

Социально-психологические методы управления – это способы воздействия посредством социальных и психологических приемов.

Социальное воздействие направлено на весь персонал. Оно содержит определенный набор льгот, услуг и поощрений, которые предлагаются предприятием для всех работников.

Наиболее распространенным видомколлективного воздействия является социальный пакет. Он состоит из четырех основных элементов:

социальные льготы – путевки на отдых, проездные билеты, система кредитов и др.;

социальная инфраструктура предприятия – дворец культуры, стадион, профилакторий, поликлиника, база отдыха, фирменный магазин, транспортное подразделение и др.;

условия труда – просторные помещения, удобные рабочие места, современные оборудование и инструмент и др.;

условия для профессионального роста – возможности повышения образования и квалификации, наличие учебных центров, творческая производственная атмосфера и др.

Психологические (индивидуальные) методы управления – это способы воздействия руководителей на психологию подчиненных. Содержание психологических методов управления включает четыре положения:

индивидуальный подход к сотрудникам. Это предполагает не только знание руководителем общей психологии, но и внутреннего мира каждого из своих подчиненных;

конструктивный психологический климат в производственном коллективе;

психологический комфорт каждого сотрудника, его удовлетворенное положение в социально-профессиональной иерархии и межличностном общении, чувство личной защищенности в коллективе;

соблюдение профессионального этикета в отношениях между сотрудниками, уважительные взаимоотношения, недопущение несправедливостей и обид.

Психологией управления установлено, что персонал стремится максимально проявить свои лучшие профессиональные и человеческие качества при вполне определенных условиях. В число главных из них входит психологическая обстановка, в которой люди работают. Если она эмоционально-творческая и профессионально-конструктив-ная, то сотрудники ответственно работают, и добиваются высоких результатов.

И напротив, атмосфера угнетенности, психологической неудовлетворенности в коллективе отрицательно влияет на сотрудников, и общее состояние дел.

Итак, методами управления называются способы воздействия на людей, предприятия (коллективы) и события для достижения определенных целей.

Психология методов управления заключается в осознании того, какие способы воздействия наиболее эффективны в данной конкретной ситуации.

Психология административных методов управления заключается в расчете на способы управленческого воздействия через официальную власть.

Психология экономических методов управления состоит в опоре на способы материального воздействия.

Социально-психологические методы управления заключаются в способах воздействия посредством социальных и психологических приемов.

Социальное воздействие направлено на весь персонал предприятия. Наиболее распространенным его видом является «социальный пакет».

Психологическоевоздействие – это влияние руководителей на внутренний мир подчиненных. Наиболее распространенным его видом является индивидуальный подход.

Выводы по главе 2

1. Концепция управлениятрактуется как основополагающая теория, главная идея, отражающие суть управленческой деятельности.

Теория управления выделяет 4 современных концепции управления: функциональную, системную, ситуационную и статистическую.

Наиболее важной является процессная(функциональная) концепция. Она рассматривает управление как процесс последовательных взаимосвязанных и взаимозависимых действий, или функций.

2. Психология планированиязаключается в осознании целей и задач организации, верной оценке ее нынешнего состояния, ясности понимания путей и средств дальнейшего развития.

Психология прогнозирования состоит в осознании руководителями важности и необходимости учета возможных изменений внешней среды с целью их учета в стратегическом планировании деятельности и развития организации.

Наиболее эффективными современными методами прогнозирования являются: Делфи, сценариев, экстраполяции, эвристические и психологические методы.

3. Психология организации, состоит в понимание того, как наилучшим образом распределить работу между исполнителями, и оптимально использовать ресурсы.

Основными психологическими правилами организации являются: нормирование объемов и времени, формализация управления, структура предприятия и управления, норма управляемости.

Психология координации состоит в осознании руководителем того, где и в какой форме необходимо вмешательство, а где не следует мешать исполнителям.

Основными психологическими правилами координации являются:мониторинг «центрального звена»; «расшивка узких мест»; предоставление самостоятельности успешным работникам.

4. Психология стимулирования состоитв знании руководителемвнутреннего мира подчиненных, осознание и реализация им мер, которые обеспечат побуждение работников к качественному труду.

Различают следующиевиды стимулирования: материальные и психологические, индивидуальные и коллективные.

Психология мотивации заключается в осознании и реализация работником своего внутреннего стремления к качественному труду.

Практика управления за последние годы выдвинула ряд современных приемов стимулирования-мотивации. Их можно представить в виде трех групп:

организация труда – «дизайн рабочих заданий», гибкие графики работы, наделение полномочиями и властью;

профессиональная этика– «отказ от нравоучений» и «угасание поощрений»;

оплата труда– гибкие системы оплаты, участие в прибылях, участие в собственности.

5. Психология контроля рассматривается как осознание важности и необходимости проверок, и готовность сотрудников к их осуществлению.Современной формой контроля являетсятотальное управление качеством (ТУК).

Психология контроллинга заключается в осознании важности наблюдения и анализа, а также осуществление коррекции динамики объекта управления.

6. Психология управленческих коммуникаций заключается в способности устанавливать межличностные связи, извлекать информацию из различных источников, а также умение анализировать и использовать полученные сведения и делать выводы.

В сфере обмена информацией особую отрицательную роль играют «коммуникационные барьеры», то есть препятствия и помехи, которые мешают качественной передаче сообщений. Практически все барьеры имеют психологические основания, хотя и в разной степени.

7. Управленческое решение – это выбор одного из нескольких вариантов. В профессионально-психологическом смысле руководителя можно определить как лицо, принимающее решения.

Качество принимаемых руководителем решений в полной мере может говорить о его квалификации, эффективности и успешности.

8. Психология методов управления есть осознание того, какие способы воздействия на сотрудников наиболее эффективны в данной ситуации.

Из трех групп методов наибольший интерес представляет третья – социально-психологические методы управления, то есть способы воздействия посредством социальных и психологических приемов.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит функциональный подход к управлению?

2. В чем суть психологии планирования и прогнозирования?

3. Каковы психологические правила организации и координации?

4. Поясните разницу между стимулированием и мотивацией.

5. В чем принципиальная разница между контролем и контроллингом?

6. Назовите «барьеры» коммуникаций и поясните их смысл.

7. Какие существуют виды и подвиды управленческих решений?

8. Назовите основные группы и виды методов управления

 

Литература

1. Аверченко, Л.К. Психология управления: курс лекций / Л.К. Аверченко [и др.]. – Новосибирск: М., 1997 – 150 с.

2. Ванштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Ванштейн. – Минск: БГУ, 2007. – 207 с.

3. Володько, В.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Ф. Володько. – 3-е изд. – Минск: АiВ, 2010. – 307 с.

4. Володько, В.Ф. Психология управления: курс лекций / В.Ф. Володько. – Минск: АУ, 2003. – 97 с.

5. Дафт, Р. Менеджмент / Р. Дафт. – СПб.: Питер, 2002. – 832 с.

6. Кабаченко, Т.С. Психология управления: учебное пособие / Т.С. Кабанченко. – М.: МГУ, 2003. – 265 с.

7. Мещерякова, Е.А. Психология управления: учебное пособие / Е.А. Мещерякова. – Минск: Вышэйшая школа, 2005. – 237 с.

8. Психология менеджмента: учебник / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: СПбУ, 2000. – 572 с.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.229.51 (0.009 с.)