Теоретические основы и принципы управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы и принципы управления



Практика управления пережила достаточно длительную и глубокую

эволюцию. Если сам процесс управления возник еще до появления

мануфактурного производства, то наука об управлении зародилась и стала

стремительно развиваться лишь в начале ХХ века. Обычно выделяют три

этапа в развитии науки об управлении промышленным производством:

1. возникновение «классической теории научного менеджмента»;

2. разработка теории об управлении на основе «доктрины человеческих

отношений»;

3. развитие современных теорий управления.

Классическая теория научного менеджмента зародилась в начале ХХ

века и являлась попыткой решить острые проблемы современного

общественного производства. Родоначальник «научного менеджмента» –

американский инженер и исследователь Ф.У. Тейлор. Наиболее видными ее

представителями кроме Тейлора являются французский менеджер Г. Файоль,

англичанин Л. Урвик и др.

В 30-е годы ХХ века возникает вторая, основная школа в американской

теории управления – доктрина «человеческих отношений». Одним из ее

основоположником был Э. Мэйо, специалист в области антропологии,

социологии, психологии и психиатрии. Эта школа сделала предметом своего

исследования то, что осталось вне поля зрения «классической теории», а

именно психологические мотивы поведения людей в процессе производства,


«групповые


отношения»,


проблемы


«конфликта


и


сотрудничества»,


«коммуникационные барьеры», «неформальную организацию». Чувства

рабочего, его настроения, убеждения становятся специальным и важным

предметом изучения.


«Классическая


теория


научного


менеджмента»,


доктрина


242
 


 

«человеческих отношений», а также развитие социологии, науки и техники

явились базой современных зарубежных теорий управления, которые


представлены


несколькими


школами:


«эмпирической»,


«социальных


систем», «новой», «ситуационной теории», «маркетинга».

«Эмпирическая» школа базируется на изучении и обобщении опыта


управления.


Школа


«социальных


систем»


критически


оценивает


предшествующие концепции управления и теоретически обобщает новый


опыт


управленческой


деятельности,


предпринимая


попытку


создать


«теорию» управления, нормы которой можно было бы применить для всех

промышленных предприятий. Основная цель «новой школы» - повышение

рациональности решений. Цель «ситуационной теории управления» -


переориентировать


теории


управления


в


практику


управленческой


деятельности. Согласно концепции «маркетинга», известной как «рыночная


концепция управления»,


все этапы производственно-сбытового процесса,


все стороны деловой активности фирмы должны быть строго подчинены

задачам реализации ее продукции на рынке.

Остановимся более подробно на теории «новой школы».

Первые шаги «новой школы» связаны с применением метода

исследования операций в области управления производством, который


выражается


в


построении


математических


моделей


наиболее


часто


встречающихся подзадач управления. С математическим моделированием

тесно связана обширная область сетевых методов планирования и


управления. «Новая школа» предусматривает


широкое применение в


процессе управления кибернетики и теории автоматического управления. В

результате применения в управлении опыта исследования операций, с одной

стороны, и теории автоматического управления и кибернетики – с другой,

родился системный подход (Норберт Винер, Клод Шеннон), или системный

анализ, главной задачей которого является повышение эффективности

работы организации в целом. Сущность системного подхода в управлении

характеризуется: 1) формированием целей и установлением их иерархии

243
 


 

(формирование «дерева целей»); 2) получением максимального эффекта в


достижении


поставленных


целей


путем


сравнительного


анализа


альтернативных путей и методов достижения целей и осуществления выбора;

3) количественной оценкой целей и средств их достижения. Системный

анализ, впервые примененный в США для военных нужд, получил широкое

распространение в практике управления производством.

Отличительные особенности науки управления. Сегодня можно


встретить понятия “наука управления”,


“наука о принятии решений”,


“системный анализ”, “наука о системах”, но чаще всего “исследование

операций”, которые используются как взаимозаменяемые. Эти термины

распространяются на количественные методы. Эти методы, которые

рассматриваются в связи с управлением операциями, планированием и

средствами контроля, можно отнести к методам науки управления.

Отличительные особенности науки управления как подхода таковы:


1.

2.

3.


Использование научного метода.

Системная ориентация.

Использование моделей.


Фундаментальной процедурой любого научного исследования, впервые

использованного на практике школой научного управления, является

научный метод. Он состоит из трех этапов:


1. Наблюдение.


Речь


идет


об


объективном


сборе


и


анализе


информации по проблеме и ситуации.

2. Формулирование гипотезы. Формулируя гипотезу, исследователь

выявляет имеющиеся альтернативы – варианты действий – и их последствия

для ситуации, а также делает прогноз, основанный на этих наблюдениях.

Цель – установление взаимосвязи между компонентами проблемы.

3. Верификация. В третьей фазе верификации или подтверждения

достоверности гипотезы исследователь подтверждает гипотезу, наблюдая

результаты принятого решения.

Применяя научный метод для разрешения проблем управления,

244
 


 

необходимо помнить, что организация – это открытая система, состоящая из

взаимосвязанных частей. Поэтому второй особенностью научного подхода к

управлению является системная ориентация.

Третья особенность науки управления – использование моделей.

Моделирование часто необходимо в силу сложности проблем управления и

трудности проведения экспериментов в реальной жизни. Наиболее заметный

и, возможно, наиболее значительный вклад школы научного управления

заключается в разработке моделей, позволяющих принимать объективные


решения


в


ситуациях,


слишком


сложных


для


простой


причинно-


следственной оценки альтернатив.

Принципы управления. Принципы управления - это определенные

закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между

различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляю-

щиеся при постановке практических задач управления, т.е. это правила,

основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы


(менеджеры)


в


практической


деятельности,


принципы


управления


определяют требования к системе организации.

Основные системные принципы управления:

1. целостность. Свойства системы находятся в определенной зависимости

от составляющих ее элементов, которые образуют единое целое;

2. структурность. Определенная упорядоченность. Поведение системы

обусловлено не столько поведением отдельных ее элементов, сколько

свойствами ее структуры;

3. взаимозависимость структуры и среды. Система функционирует в

процессе взаимодействия со средой (среда значительно воздействует на

систему, но и система в свою очередь воздействует на среду);

4. иерархичность. Каждый элемент системы — это система, которая в свою

очередь представляет собой один из элементов более широкой, глобальной

системы;

5. множественность описания каждой системы, дающая различные точки

245
 


 

зрения на представление о системе, что ставит задачи идентифицировать

целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и

функций;

6. сочетание научности и творчества. Заключается в создании системы

управления и ее деятельности на строго научных основаниях, а также в том,

что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях

и навыках;

7. целенаправленность. Предполагает, что управленческая деятельность

должна быть направлена на достижение определенной цели организации, а ее

должны составлять цели каждого отдельного работника;

8. сочетание специализации и универсальности. Заключается в том, что к

решению каждой проблемы необходим индивидуальный подход, но

разрешение проблем является составляющей деятельности организации и

строится на общих принципах ее функционирования;

9. последовательность. Заключается в том, что действия необходимо

выполнять в строго определенной последовательности во времени и в

пространстве, нарушение этой последовательности может привести к

неразберихе в работе и, как следствие, затягиванию выполнения задачи;

10. непрерывность. Каждый вид деятельности является основой для

следующего вида;


11. сочетание


централизованного


руководства


и


самоуправления.


Выражается в определенной доле самостоятельности при принятии решений

на более низком уровне, но в соответствии с распоряжениями и указаниями

менеджера высшего звена;

12. концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а

также их способности взаимодействовать с коллегами. Это создает


благоприятную


психологическую


атмосферу,


определенную


организационную культуру, с помощью которых облегчается процесс

принятия решений и увеличивается эффективность работы;

13. обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне

246
 


 

работы.


 

Выражается


 

в


 

недопустимости


 

превышения


 

прав


 

над


ответственностью. Сам факт подобной ситуации сопряжен с произволом

руководящих лиц, но диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую

инициативу и активность сотрудников, так как инициатива оказывается

наказуемой;


14. состязательность


участников


управления.


Предполагает


стимулирование


работников


путем


материального,


морального


и


организационного поощрения;

15. предельно широкое вовлечение сотрудников в процесс принятия

управленческих решений. Решение, принятое таким образом, более охотно и

легко выполняется, чем то, которое в приказном порядке исходит от

руководства.

Функции управления. Управленческая деятельность представляет

собой сочетание различных видов деятельности (функций), каждая из

которых направлена на решение специфических задач, разнообразных и

сложных проблем взаимодействия между отдельными структурными


подразделениями


предприятия


или


отдельными


производственными


процессами.

Выделение функций происходило постепенно. Этапы обособления

функций управления, которые произошли в процессе эволюции функциональ-

ного разделения управленческого труда, следующие:

1. сочетание управленческих и производственных функций в одном лице;

2. делегирование управления одному работнику;

3. возникновение линейной иерархии среди руководителей;


4. появление


специалистов,


выполняющих


конкретные


функции


в


управлении;

5. появление иерархии среди специалистов по функциям управления.


6. исследование


функций


управления


имеет


огромное


практическое


значение, т.к. именно они в значительной мере определяют структуру

органов управления.

247
 


 

Функция


 

управления


 

-


 

это


 

конкретный


 

вид


 

управленческой


деятельности,


который


осуществляется


специальными


приемами


и


способами, а также соответствующей организацией работы.

Управление - это совокупное осуществление функций, объективная

совокупность функций присуща управлению на каждой из ступеней

иерархической лестницы и при любых особенностях производства.

Все функции управления делятся на общие и конкретные.

Общие функции управления являются обязательными для успешной

работы любой организаций (планирование, организация, мотивация и

контроль). Последовательное выполнение данных функций обеспечивает

управление любым объектом экономики - как предприятием, так и отраслью.

Руководители высшего уровня основную часть своего рабочего времени

отводят реализации функции планирования, а руководители более низкого

уровня в основном заняты подбором кадров, организацией их труда. Тем не

менее, на всех уровнях управления руководители в определенной мере

используют и выполняют все эти функции управления.


Конкретные


функции



это


производственные


(технические,


технологические, организационные и т.п.), экономические, управление НТП.

Специальные функции – это функции воздействия на объект, который


имеет


определенную


отраслевую


направленность.


Эти


функции



прогнозирование, планирование, мотивация, координация и регулирование,

организация, контроль, учет и анализ.

Функция имеет определенную структуру, которая отвечает на вопрос,

как или каким образом связаны между собой все действия. Например, на

предприятии функцию планирования осуществляет не одно подразделение, а

несколько. Но ведущую роль играет отдел или служба планирования. При

этом в работу вносят свой вклад финансовый отдел, бухгалтерия, отделы

снабжения, сбыта, маркетинга и т.д.

Функции управления, а соответственно и методы их реализации не

являются неизменными, навсегда сформировавшимися. Они постоянно

248
 


 

модифицируются и углубляются, в связи с чем усложняется содержание

работ, выполняемых в соответствии с их требованиеми.

Методы управления. Методы управления - это способы воздействия

на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Одна

и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, и,

наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного

метода.

Выбор методов управления зависит от цели бизнеса, формы

собственности (как то государственная, кооперативная, акционерная) и


хозяйствования


(совместное


предприятие,


крестьянское,


фермерское


хозяйство, предприятие малого бизнеса и др.), размера предприятия,

обеспеченности его материальными и трудовыми ресурсами, уровня

подготовленности кадров, конъюнктуры рынка, политики, проводимой

государством в отношении предпринимательства, и т.д.


Организационно-правовой


Метод.


Данный


метод


очерчивает


основные границы работы, направление деятельности фирмы, определяет ее

организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру

организации, регламентирует права и ответственность персонала и многое

другое.

2.Административные методы менеджмента - методы властной

мотивации. Их действие заключается в прямом принуждении работников к

действиям в интересах организации или в создании условий для таких


действий.


Инициатива


персонала


здесь


сведена


к


минимуму.


Вся


ответственность за результаты деятельности возлагается на руководителей.

Поощряется исполнительность. Инициатива наказуема.

Все действия основаны на распоряжениях и указаниях, которые

должны быть:


1. краткими,


исчерпывающими,


содержащими


всю


основную


и


необходимую для исполнителя ин формацию;

2. конкретными, четко ограничивающими круг обязанностей исполнителя;

249
 


 

точными и ясными, исключающими возможность различных толкований;

адресными;


3. несиюминутными,


содержащими


задание


исполнителю


на


продолжительный отрезок времени;


4. некатегоричными,


чтобы


не


унижать


человеческое


достоинство


подчиненного.

По результатам работы проводятся контроль и проверка исполнения

принятых приказов, постановлений и т.д. Административный контроль

должен:


1.


выявлять количество и качество основной работы, степень


использования резервов;


2.


осуществляться только в отношении того, за что проверяемый


несет персональную ответственность;


3.

4.

5.

6.


проводиться ответственным и компетентным работником;

быть объективным;

охватывать все звенья цепи;

завершаться анализом результатов с выявлением недостатков, их


причин и резервов.

3. Экономические методы управления – это совокупность мер,

обеспечивающих рациональное использование экономических законов

в хозяйственной деятельности. Эти методы предполагают косвенное

воздействие на работников (объект управления). Экономические

рычаги экономических методов управления – это планирование


(стратегическое,


индикативное,


текущее,


перспективное),


прогнозирование,


стимулирование,


ценообразование,


финансово-


кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т.д.


Социально-психологические


Методы


представляют


собой


совокупность


специфических


способов


воздействия


на


личные


отношения и связи, возникающие в трудовом коллективе, а также на

социальные процессы, протекающие в них.

250
 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.159 с.)