Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность процесса обучения, его функции
Сущность обучения заключается в передаче школьникам социального опыта, тех знаний, что накоплены человечеством. Но знания нельзя просто передать, их нельзя получить, они могут быть только приобретены в результате активной деятельности ученика. Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса, поэтому процесс обучения характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нём выступает учитель (педагог), который излагает программный материал, а с другой – учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Между обучающими и обучающимися происходит активное, целенаправленное взаимодействие. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Обучение – это познавательная деятельность учащихся, её умелая организация и стимулирование. В процессе обучения осуществляется воспитание и развитие учеников. Признаки процесса обучения: 1. Двусторонний характер. 2. Совместная деятельность учителей и учащихся. 3. Руководство со стороны учителя. 4. Специальная, планомерная организация и управление. 5. Целостность и единство. 6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся. 7. Управление развитием и воспитанием учащихся. Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений (И.Ф.Харламов). Функции обучения Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную. Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. В процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные.
Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого: развитие речи, мышления, сенсорики и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационных областей. Всякое учение ведёт к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса. Воспитательная функция обучения состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нём законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностные ориентации, мировоззрение. В практике обучения эти три функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной один другого. Функции обучения реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения: в комплексе задач, содержании обучения, в системе методов, форм, средств обучения, а также в психологической сфере процесса обучения. Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. Выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. 1. Целевой – чёткое определение целей обучения. 2. Потребностно-мотивационный – формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. 3. Содержательный – определение содержания учебных занятий. 4. Операционно-деятельностный – организация учебно-познавательной деятель-ности учащихся по овладению изучаемым материалом. 5. Эмоционально-волевой – придание процессу обучения эмоционально-волевого характера. Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся пробуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности. 6. Контрольно-регулировочный – регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности. 7. Оценочно-результативный – оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.006 с.) |