Сущность процесса обучения, его функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность процесса обучения, его функции



Сущность обучения заключается в передаче школьникам социального опыта, тех знаний, что накоплены человечеством. Но знания нельзя просто передать, их нельзя получить, они могут быть только приобретены в результате активной деятельности ученика. Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса, поэтому процесс обучения характеризуется двусторонностью. С одной стороны, в нём выступает учитель (педагог), который излагает программный материал, а с другой – учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Между обучающими и обучающимися происходит активное, целенаправленное взаимодействие. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности.

Обучение – это познавательная деятельность учащихся, её умелая организация и стимулирование. В процессе обучения осуществляется воспитание и развитие учеников.

Признаки процесса обучения:

1. Двусторонний характер.

2. Совместная деятельность учителей и учащихся.

3. Руководство со стороны учителя.

4. Специальная, планомерная организация и управление.

5. Целостность и единство.

6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся.

7. Управление развитием и воспитанием учащихся.

Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений (И.Ф.Харламов).

Функции обучения

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. В процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные.

Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения,

усвоения знаний происходит развитие обучаемого: развитие речи, мышления, сенсорики и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационных областей.

Всякое учение ведёт к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Воспитательная функция обучения состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способности следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нём законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностные ориентации, мировоззрение.

В практике обучения эти три функции неразрывно связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие, воспитание. Они взаимообусловлены, являясь следствием и причиной один другого. Функции обучения реализуются во всех дидактических компонентах процесса обучения: в комплексе задач, содержании обучения, в системе методов, форм, средств обучения, а также в психологической сфере процесса обучения.

Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. Выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.

1. Целевой – чёткое определение целей обучения.

2. Потребностно-мотивационный – формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения.

3. Содержательный – определение содержания учебных занятий.

4. Операционно-деятельностный – организация учебно-познавательной деятель-ности учащихся по овладению изучаемым материалом.

5. Эмоционально-волевой – придание процессу обучения эмоционально-волевого характера. Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся пробуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности.

6. Контрольно-регулировочный – регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности.

7. Оценочно-результативный – оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 1938; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.006 с.)