Традиции и новаторство. Педагогическое сообщество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиции и новаторство. Педагогическое сообщество.



Педагогическое сообщество (педагогическая акмеология) собирательное понятие, в нём отра-жается не только профессиональное единство входящих в него людей, но и всё многообразие их различий по возрасту, уровню профессиональной подготовки, способностям, по мировоззрению, отношению к тем или иным педагогическим направлениям и т.д. Именно педагогическое сооб-щество создает, воспринимает, осваивает, оценивает и применяет педагогические новшества.

В настоящее время необходимо осмыслить феномен педагогов-инноваторов с позиции инно-вационных процессов. Педагоги-инноваторы создают новую своеобразную атмосферу жизнедеятельности участников учреждения. В этой атмосфере возникает новая среда- среда возникновения педагогических новшеств, их ускоренного освоения и применения в практике, т.е. инновационная среда.

По мнению В.И.Загвязинского, педагог-новатор – это автор новой педагогической системы, т.е. совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих им технологий. (С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов, Ш.А.Амонашвили).

Педагог-изобретатель, педагог-модернизатор – не создают собственных педагогических систем, но вводят новые или серьезно совершенствуют элементы существующих систем, по-новому их комбинируют, добиваясь на этой основе положительных результатов.

Педагог-мастер – быстро воспринимает и умело использует и традиционные и новые подходы и методы.

Деятельность всех вышеназванных категорий педагогов, тесно связанных с развитием психо-лого-педагогических наук, несущая в практику новые идеи, новое содержание и и обновляемую технологию составляет инновационный педагогический поток.

Инновационный потенциал у.-в. учреждения – это способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного. Эта способность есть следствие творческих стремлений членов пе-агогического коллектива, их отношения к нововведениям.

Большое значение имеет рассмотрение вопроса о соотношении инноваций и традиций. Традиции – устойчивый и значимый компонент культуры, который передается из поколения в поколение с помощью механизма преемственности. Традиция является стабилизирующим и системо-образующим элементом человеческой культуры. Наиболее существенны общие культурно-исторические традиции, характерные для каждого социума. Инновация – вновь созданная посредствам творческой деятельности духовная реальность, основное создание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошей ускоренной традиции.

Традиция и инновация в личности творца ведут между собой постоянный диалог, благодаря которому становится возможным творческий процесс и творческое развитие традиций. Творческая деятельность необходима не только для порождения инноваций, но и для поддержания культурных и художественных, научных традиций. Традиции и инновации являются взаимонеобходимыми факторами развития.

В связи с новаторской деятельностью педагогов и их отношением к новшествам социология делает попытки классифицировать субъектов, усваивающих новшества в зависимости от t и их готовности к освоению. Самой удачной считается классификация Эверета Роджерса. Он предлагает следующие категории субъектов-реализаторов новшества.

Новаторы (примерно 2,5%) характеризуются авантюрным духом и поглощены новшествами, всегда открыты к новому, извлекают новое из любых контактов.

Ранние реализаторы (примерно 13,5% не рискуют и не идут слепо за нововведениями, разумно рассчитывают свои силы. Для остальных выступают как информаторы и советчики.

Предварительное большинство (примерно 34%) им требуется гораздо больше времени для принятия решения о внедрении новшеств, они не хотят ни выступать вперед, не плестись в конце хвоста.

Позднее большинство (примерно 34%) из-за скептичности они не осваивают инновации до тех пор, пока педагогическое сообщество не начнет ясно высказываться в пользу опре-деленного новшества.

Колеблющиеся (примерно 16%) их основная характеристика – ориентация на традиционные ценности. Последними осваивают новшества. Консервативны.

Крсте Ангеловски предлагает следующую типологию субъектов ИД (адаптирована для воспитателей дошкольных учреждений).

Группа новаторов. Обладают способностями к решению нестандартных задач, не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.

Группа передовиков. Первыми осуществляют практическую экспертную проверку той или иной инновации в своем д\у. Первые подхватывают появившиеся в округе, районе, д\у ин-новации.

Группа умеренных, «золотая середина» включаются в ИД, когда новое будет воспри-нято большинством или частью коллег.

Группа предпоследних. Воспринимаютновое только после того, как сформируется общее положительное мнение к новому.

Группа V. Педагоги сильно связаны с традициями, со старыми, консервативными формами работы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.143.240 (0.006 с.)