Структура педагогической инноватики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура педагогической инноватики



Педагогическая инноватика – наука о создании, восприятии, оценке, освоении и при-менении педагогических новшеств.

Предмет педагогической инноватики – учение о создании, освоении и применении педагогическим сообщест-вом педагогических новшеств. Причем эти процессы рассматриваются в единстве.

Структура инновационного процесса в образовании:

1) создание нового (новшеств);

2) их освоение (восприятие, оценка, присвоение);

3) применение

Опираясь на структуру инновационного процесса в педагогической инноватике можно выделить три блока.

 

Условия Блок создания нового в педагогике Блок восприятия, оцен-ки и освоение нового Блок использова-ния и применения нового
Педагогическая неология Педагогическая аксиология Педагогическая праксиология
Социально-эконо-мические, психол-огические и органи-зационно-упавлен-ческие аспекты об-щественной среды, в которой происхо-дят инновационные процессы Изучает: Ø новое в педагогике; Ø классификация педаго-гических новшеств; Ø условия создания ново-го (благоприятные и не-благоприятные); Ø критерии новизны; Ø мера готовности нового к его освоению и при-менению; Ø традиции и новаторст-во; Ø этапы создания нового в педагогике; Ø творцы нового;   Изучает: Ø педагогическое сооб- щество; Ø оценка и разновиднос- ти процессов освоения нового; Ø консерваторы и нова- торы в педагогике; Ø инновационная среда; Ø готовность педагоги- ческого сообщества к восприятию и оценке нового; Изучает: Ø использование и применение ново-го; Ø разновидности внедрения;
Дают целостную ха-рактеристику инно-вационных процес-сов Ø жизненный цикл инновационных процессов; Ø инновационная ситуация; Ø противоречия в инновационных процессах и пути их разрешения; Ø ин новатор в педагогике; Ø центры педагогических инноваций; Ø принципы управления инновационными приемами в педагогике.

 

Педагогическая неология

Педагогическая неология особая область исследований в педагогической инноватике, раз-рабатывающая категорию «новое» в педагогике – научное знание о новом в педагогической те-ории и практике (от греч. NEOS – новое, LOGOS - слово).

Основные задачи педагогической неологии:

ü раскрытие сущности (специфики) и источников появления нового в педагогике (социаль-ных, социально-педагогических и педагогических детерминантов нового);

ü разработка типологии нового в педагогике (науке и практике);

ü определение критериев и степени новизны;

ü выявление благоприятных условий становления, развития и утверждения нового в педаго-гике (в истории и современности, в отечественной и зарубежной педагогике);

ü определение категориального поля «теории нового» в педагогике («новое», «старое», кри-терии оценки нового, этапы развития и т.д.);

ü раскрытие связи неологии с другими науками и направлениями педагогических исследо-ваний;

ü разработка функций педагогической неологии в системе педагогического знания (крите-риально-оценочная, систематизирующая, прогнозирующая);

ü определение в целом роли неологии в педагогике

Педагогическая аксиология.

Педагогическая аксиология занимается вопросами изучения педагогического сообщества и вопросами экспертизы инноваций.

Педагогическое сообщество – собирательное понятие, в нём отражается не только профес-сиональное единство входящих в него людей, но и все многообразие их различий по возрасту, уровню профессиональной подготовки, способностям, по мировоззрению, отношению к тем или иным педагогическим направлениям и т.д. Именно педагогическое сообщество создаёт, воспри-нимает, осваивает, оценивает и принимает педагогические новшества.

Проблемы педагогического сообщества, педагогической экспертизы тесно связаны с аксио-логическими (ценностными) аспектами педагогической инноватики. Нельзя понять теоретичес-кое и практическое значение возникающих педагогических новшеств без выяснения ценностной природы педагогических новшеств, без определение системы педагогических ценностей и крите-риев оценки педагогических явлений. Эти вопросы входят в создание педагогической аксиоло-гии и определяют специфику её предмета в целом.

Центральным понятием в аксиологии является понятие ценности, которое имеет социо-культурное значение явлений действительности, включённых в ценностные отношения. Педаго-гическая аксиология изучает 2 группы ценностей:

Ø педагогические явления;

Ø научно-педагогические явления: педагогические теории, идеи, принципы и другие ре-зультаты научно-педагогической деятельности.

Существенна для аксиологии и проблема критериев оценки и определения ценности пе-дагогических и научно-педагогических явлений. Так результатов исследований по их ценност-ному качеству характеризуется общенаучными критериями новизны, актуальности, теорети-ческой и практической значимости. Вопрос о критериях оценки педагогических явлений более сложен, так как здесь возрастает роль субъективного начала, когда трудно отделить например, результат педагогического воздействия от личности учителя или от особенностей личности уче-ника. (стр. 47-52, 410861 Юсуфбекова Н.Р. «Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании».- М., 1991г.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.006 с.)