Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Понятие о личности, ее формировании и развитии
Содержание книги
- Раздел 1 Общие основы педагогики
- Возникновение и развитие педагогической теории
- Методологические основы и методы исследования педагогики
- Понятие о личности, ее формировании и развитии
- Факторы развития личности, их взаимосвязь
- Закономерности возрастного развития учащихся
- Курсовые и дипломные работы по педагогике в системе нирс. Виды курсовых и дипломных работ.
- Функции воспитания: социализация и индивидуализация личности
- Специфика и закономерности процесса воспитания
- Движущие силы воспитания как педагогического процесса
- Система личностно-ориентированного воспитания
- Формирование научного мировоззрения
- Методические основы формирования интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических качеств личности
- Самовоспитание как процесс самопознания и самосовершенствования
- Сущность процесса обучения, его функции
- Основные этапы процесса овладения и усвоения знаний
- Методы, приёмы и средства обучения. Характеристика методов
- Типология (классификация) и структура уроков.
- Развивающее обучение в начальной школе. Сравнительный анализ объяснительно-иллюстративного и развивающего обучения. Характеристика принципа обучения на высоком уровне трудности
- Учение как познавательная деятельность ученика
- Понятие о неуспеваемости учащегося. Причины неуспеваемости. Средства преодоления неуспеваемости
- Понятие о средствах обучения, их функции, классификация
- Структура педагогической инноватики
- Основные категории педагогической инноватики
- Традиции и новаторство. Педагогическое сообщество.
- Разновидности внедрения нового.
- Понятие педагогической технологии.
- Классификация педагогических технологий.
- Раздел 4. Основы коррекционной педагогики
- Умственная отсталость: олигофрения, деменция.
- Принципы коррекционно – педагогической деятельности.
- Типология отстающих учащихся
- Поведение ребенка как результат его взаимодействия с окружающей средой.
- Классификация и общая характеристика методов возрастной психологии
- Возрастная периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
- Понятие и характеристика составляющих психологической готовности ребенка к школе
- Межличностные отношения детей младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками
- Проблема обучения и психического развития в трудах Ж.Пиаже, Л.С.Выготского
- Психологические модели развивающего обучения Л.В.Занкова,
- Психологические условия формирования личности в процессе воспитания
- Влияние школы, детского коллектива на формирование личности ребенка
Автор
| Теоретические идеи
|
|
| Тугаринов
| Личность - человек как совокупность общественных отношений, обладающий степенью разумности и ответственности перед обществом, вносящий свой вклад в развитие общества, ведущий образ жизни, соответствующий идеалам.
| Асмолов
| Личность - овладевает ролью как инструментом перестройки поведения, переосмысливания действительности, поднимается над конкретной деятельностью, преобразует деятельность, не сковываясь рамками роли, заявляет о себе как творце, использует противоречия в предметной деятельности как движущую силу развития личности.
| Басов
| Личность - господин переживаний в соответствии с целью.
| Рубинштейн
| Личность - тем больше, чем больше в индивидуальном преломляется всеобщее, сознательно преломляет свое отношение к окружающему. Способность - результат закрепления к генерализации операций, ее самосознание возникает в ходе развития сознания по мере становления самостоятельности в постановке задач и критическом мышлении.
| Выготский
| Историческое в человеке - волевое поведение, произвольное и личность - обусловливает развитие поведения.
| Жане
| Личность возникает, когда внешние требования становятся внутренними побуждениями, когда реагирует на свои действия социально и инициатива у нее.
| Костюк
| Свобода действий личности в более избирательном проникновении в условия, подчинении близлежащих побуждений действиям отдаленным, общественно значимым, задерживая то, что им не соответствует, преодолевая внутренние конфликты.
| Эльконин
| Игра формирует механизм смены позиции, координации точек зрения.
| Симонов Ершов
| Сверхсознательный уровень психики тренируется игрой.
| Франкл
| Борьба, а не равновесие должна быть целью и смыслом жизни, стимулирующая здоровье психики, ведущая к актуализации себя, возможности стать над обстоятельствами, преодолеть себя.
| Роджерс
| Зрелое поведение состоит в том, что индивид не защищается, принимает ответственность за поведение, оценивает свой опыт, изменяет его на основе доказательства, принимает других как универсальных, высоко ценит себя. Личность непрерывно изменяется, поведение непредсказуемо, самоактуализируется.
| Ильенков
| Личность обнаруживается тогда, когда создается результат, касающийся всех, и открывается новое.
| Ананьев
| В структуру личности входят некоторые роли, установки, ценностные ориентации. Характеристики личности: социальные функции, ценностные ориентации, структура и динамика отношений, мировоззрение, жизненная направленность, общественное поведение, тенденция к развитию.
| Божович
| Зрелая личность способна вести себя независимо от действующих обстоятельств и вопреки им, руководствуясь сознательно поставленной целью.
| Петровский
| Личность - целостный субъект с относительно устойчивой системой отношений (субъект-субъектной, субъект-объект-субъектной), возникающих в деятельности и общении. Главная характеристика - активность: 1) внутри индивида; 2) межличностно; 3) метаиндивидно.
| Ананьев
| Личность - как общественный индивид, выполняет совокупность общественных функций в процедурах и обусловливающих их мотиваций, детерминированный нормами морали, ориентированный на эталоны общественного поведения, соответствующие идеологии.
Субъект деятельности - личность, характеризующаяся правами и обязанностями, функцией, ролью в малой группе, коллективе, обществе.
Личность - носитель свойств человека как субъекта.
Высшая интеграция субъектных свойств - в творчестве, а эффект - в способности и таланте. Рассмотрение статуса, ролей, деятельности, ценностных ориентации позволяет понять
активность личности, ее связь с группами. Она регулирует
меру активности. В структуре личности пересекаются свойства и индивидные, и субъектные. Разделение свойств (индивидных, субъектных, личностных) относительно, так как человек является целым.
| Леонтьев
| Развитие личности: смещение с удовлетворения потребностей в созидание, устойчивая конфигурация, иерархизация мотивационных линий, дающая направленность, узлы, которые ведут к центру личности - «Я». Это индивид - усложненный и преобразованный.
| Петровский
| Личность избирательно относится к воздействиям общества, общности в зависимости от оценок, убеждений, идеалов.
| Платонов
| Личность - конкретный человек как субъект преобразования мира на основе познания, переживания отношений к нему, как носитель сознания и самосознания.
| Берне
| Человек анализирует ситуации, критичен, принимает решения с учетом своего опыта, творец, спонтанен.
| Олеханов
| Развитие личности пропорционально развитию в ней самостоятельности.
| Шпрангер
| Человек имеет страсть к проблемам, отрыву от реальности, истине любой ценой.
| Лазурский
| Богато одаренные люди стремятся не подчиняться среде, активно воздействуют на нее сообразно со своими стремлениями по мере духовного роста.
| Ядов
| Слияние с социумом ведет к выделению своего «Я», порождению потребностей в достижениях, активности личности.
| Дюркгейм
| Индивид неповторим, сам определяет свое бытие. Природное существует ради свободы.
| Фромм
| Неотъемлемые качества человека - реализация потенций, способности к творчеству, к критическому мышлению, к утонченности чувств. Подавление их ведет к фрустрации.
| Мясищев
| Рост личности - превращение персонального отношения в принципиальное с переходом от зависимого (ради руководителя) к самостоятельному действию (ради принципа).
| Абульханова
| Личность включена в общественно необходимую деятельность и в систему общения. Высший тип психической организации - регулятор возможностей, состояний, совмещая обусловленность (обществом) и самостоятельность.
| Божович
| Личность сформирована, если достигнута способность управлять поведением и, в определенной мере, психическим развитием. Все психические процессы приобретают структуру, центром которой являются детерминирующие мотивы.
| Асмолов
| Личность - человек, имеющий активную жизненную позицию в силу внутренней необходимости, оценивающий последствия решений, отвечающий перед собою и обществом, постоянно строит себя и других, обладает свободой выбора, несет бремя выбора через жизнь.
| Рубинштейн
| Личность - сознательный субъект, обладающий самосознанием. Возникает по мере развития самостоятельности, умения ставить задачи перед собой, критически мыслить.
| Перыгин
| Персонификация личности ведет к способности реализовывать функцию выбора самостоятельных решений, ценностей.
| Петренко Шмелев
| Личностное пространство - сознательная моральность, личностная сила, деловитость, жизнерадостный экстраверт, культура общения, активность, тонкость, простодушность, альтруизм, самовлюбленность и упрямство, смелость, эмоциональная устойчивость.
|
Человек в педагогике определяется как биосоциальное существо. В его развитии прослеживаются две линии: биологическая и социальная. Биологическая линия развития генетически запрограммирована и передается по наследству от родителей к детям. Социальная линия характеризует личностное формирование и развитие человека и определяется теми свойствами и качествами, которые приобретаются им в процессе жизнедеятельности. В этой связи личность в педагогике определяется как общественная сущность человека, обозначающая совокупность прижизненно приобретенных им социальных свойств и качеств.
Однако такое определение личности не раскрывает ее сущности, не позволяет определить механизмы ее формирования и развития и правильно подойти к научной разработке данной проблемы.
Для того чтобы понять, что собой представляет личность и как происходит ее формирование и развитие, следует более подробно рассмотреть ее структуру.
В литературе по психологии описаны различные подходы к проблеме построения структуры личности. Однако ни один из них не «работает» в педагогике, так как их авторы не дают развернутой концепции, а ограничиваются только отдельными соображениями. В этой связи В.С. Леднев проанализировал имеющиеся варианты структуры личности и попытался их обобщить. Ниже приводится усовершенствованная нами обобщенная схема психологической структуры личности (рис. 1).
Стороны личности
| Компоненты сторон личности
| I
| Опыт личности
| Опыт познавательной и предметной деятельности
| Знания
| Индивидуальность
|
Способы деятельности (репродуктивные и продуктивные)
|
Интеллектуальные качества
|
Опыт социального поведения
| Нравственные качества
|
Эстетические качества
|
Физические качества
| II
| Функциональные механизмы психики
| Восприятие
| Мышление и речь
| Память
| Психомоторика
| Подсистема «Я»
| III
| Типологические свойства
| Характер
|
Темперамент
|
Способности
| Рис.1. Обобщенная схема психологической структуры личности
Воспитание, как уже отмечалось, призвано помочь подрастающему поколению овладеть социальным опытом, который воплощает в седее не только накопленный конкретной общностью людей или человеком, но и обобщенный исторический опыт многих поколений. Каждое новое поколение, овладев социальным опытом, «присваивает» его и таким образом «приобщается» к жизни в обществе.
Социальный опыт включает в себя:
• систему научных знаний;
• способы деятельности (репродуктивные и продуктивные);
• опыт социального поведения человека в обществе.
Если проанализировать приведенную выше схему (рис. 1), то нетрудно заметить, что усваиваемый человеком социальный опыт интериоризуется в опыт личности, т.е. из внешней (объективной) формы существования переходит во внутреннюю (субъективную). Возникающие при этом во внутренней структуре личности количественные и качественные изменения и определяют ее индивидуальность. Следовательно, социальный опыт является не только источником подготовки человека к жизни в обществе, но и его личностного формирования и развития.
Однако в результате усвоения человеком социального опыта непосредственно изменяется только одна сторона личности - ее опыт. Остальные стороны (функциональные механизмы психики и типологические свойства) изменяются опосредованно. Так, овладение опытом познавательной деятельности ведет не только к формированию интеллектуальных качеств личности, но и к совершенствованию познавательных процессов, по мере формирования нравственных качеств изменяется характер человека, основой его способностей выступают способы продуктивной деятельности.
Достигнув определенного уровня личностного развития, человек начинает произвольно регулировать свое поведение и сознательно организовывать свою жизнь, т.е. его поведение, деятельность, общение, связи и отношения, социальная активность, а, следовательно, и дальнейшее личностное формирование определяются внутренними психологическими качествами. «Возникнув как усвоение определенных форм поведения в деятельности, – отмечала Л.И.Божович, – устойчивые качества личности в свою очередь, в порядке обратного влияния, начинают определять поведение ребенка, его деятельность, характер его взаимоотношений с окружающими людьми».
Таким образом, личность характеризуется не совокупностью приобретенных человеком социальных свойств и качеств. Она является сложным целостным социально-психологическим образованием. Поэтому будет правильно определить личность как совокупность индивидуальных социально-психологических качеств, характеризующих человека и определяющих систему его отношений к окружающему миру.
Следует также уточнить сущность понятий «формирование» и «развитие».
Понятие «развитие», как правило, используется применительно к целостной системе, какой и является личность. Понятие «формирование» означает процесс целенаправленного воздействия на человека. В толковых словарях слово «формировать» трактуется, как «придавать, форму чему-либо, определенную законченность, тип».
В реальном процессе воспитания, как показано выше, целенаправленно изменяется (формируется) только одна сторона личности – ее опыт. В этой связи понятие «формирование» следует использовать по отношению только к этой стороне личности.
Однако в учебных пособиях по педагогике формирование определяется как результат развития личности. Трудно себе представить хотя бы один процесс (природный, социальный, познавательный), результатом которого являлся бы собственно процесс. Результатом процессов формирования и развития выступают те количественные и качественные изменения, которые происходят под влиянием усвоения человеком социального опыта в его внутренней (психологической) сфере и характеризуют его как личность и индивидуальность.
|