Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о личности, ее формировании и развитии

Поиск

 

Автор Теоретические идеи
   
Тугаринов Личность - человек как совокупность общественных отношений, обладающий степенью разумности и ответственности пе­ред обществом, вносящий свой вклад в развитие общества, ве­дущий образ жизни, соответствующий идеалам.
Асмолов Личность - овладевает ролью как инструментом перестройки поведения, переосмысливания действительности, поднимается над конкретной деятельностью, преобразует деятельность, не сковываясь рамками роли, заявляет о себе как творце, использу­ет противоречия в предметной деятельности как движущую силу развития личности.
Басов Личность - господин переживаний в соответствии с целью.
Рубинштейн Личность - тем больше, чем больше в индивидуальном пре­ломляется всеобщее, сознательно преломляет свое отношение к окружающему. Способность - результат закрепления к генера­лизации операций, ее самосознание возникает в ходе развития сознания по мере становления самостоятельности в постановке задач и критическом мышлении.
Выготский Историческое в человеке - волевое поведение, произвольное и личность - обусловливает развитие поведения.
Жане Личность возникает, когда внешние требования становятся внутренними побуждениями, когда реагирует на свои действия социально и инициатива у нее.
Костюк Свобода действий личности в более избирательном проник­новении в условия, подчинении близлежащих побуждений дей­ствиям отдаленным, общественно значимым, задерживая то, что им не соответствует, преодолевая внутренние конфликты.
Эльконин Игра формирует механизм смены позиции, координации то­чек зрения.
Симонов Ершов Сверхсознательный уровень психики тренируется игрой.
Франкл Борьба, а не равновесие должна быть целью и смыслом жиз­ни, стимулирующая здоровье психики, ведущая к актуализации себя, возможности стать над обстоятельствами, преодолеть себя.
Роджерс Зрелое поведение состоит в том, что индивид не защища­ется, принимает ответственность за поведение, оценивает свой опыт, изменяет его на основе доказательства, принима­ет других как универсальных, высоко ценит себя. Личность непрерывно изменяется, поведение непредсказуемо, самоактуализируется.
Ильенков Личность обнаруживается тогда, когда создается результат, касающийся всех, и открывается новое.
Ананьев В структуру личности входят некоторые роли, установки, ценностные ориентации. Характеристики личности: социальные функции, ценностные ориентации, структура и динамика отно­шений, мировоззрение, жизненная направленность, обществен­ное поведение, тенденция к развитию.
Божович Зрелая личность способна вести себя независимо от дейст­вующих обстоятельств и вопреки им, руководствуясь созна­тельно поставленной целью.
Петровский Личность - целостный субъект с относительно устойчивой системой отношений (субъект-субъектной, субъект-объект-субъектной), возникающих в деятельности и общении. Главная характеристика - активность: 1) внутри индивида; 2) межличностно; 3) метаиндивидно.
Ананьев Личность - как общественный индивид, выполняет совокупность общественных функций в процедурах и обусловливающих их мотиваций, детерминированный нормами морали, ориентированный на эталоны общественного поведения, соответствующие идеологии. Субъект деятельности - личность, характеризующаяся правами и обязанностями, функцией, ролью в малой группе, коллективе, обществе. Личность - носитель свойств человека как субъекта. Высшая интеграция субъектных свойств - в творчестве, а эффект - в способности и таланте. Рассмотрение статуса, ролей, деятельности, ценностных ориентации позволяет понять активность личности, ее связь с группами. Она регулирует меру активности. В структуре личности пересекаются свойства и индивидные, и субъектные. Разделение свойств (индивидных, субъектных, личностных) относительно, так как человек является целым.
Леонтьев Развитие личности: смещение с удовлетворения потребностей в созидание, устойчивая конфигурация, иерархизация мотивационных линий, дающая направленность, узлы, которые ведут к центру личности - «Я». Это индивид - усложненный и преобра­зованный.
Петровский Личность избирательно относится к воздействиям общества, общности в зависимости от оценок, убеждений, идеалов.
Платонов Личность - конкретный человек как субъект преобразования мира на основе познания, переживания отношений к нему, как носитель сознания и самосознания.
Берне Человек анализирует ситуации, критичен, принимает реше­ния с учетом своего опыта, творец, спонтанен.
Олеханов Развитие личности пропорционально развитию в ней само­стоятельности.
Шпрангер Человек имеет страсть к проблемам, отрыву от реальности, истине любой ценой.
Лазурский Богато одаренные люди стремятся не подчиняться среде, ак­тивно воздействуют на нее сообразно со своими стремлениями по мере духовного роста.
Ядов Слияние с социумом ведет к выделению своего «Я», порож­дению потребностей в достижениях, активности личности.
Дюркгейм Индивид неповторим, сам определяет свое бытие. Природное существует ради свободы.
Фромм Неотъемлемые качества человека - реализация потенций, способности к творчеству, к критическому мышлению, к утон­ченности чувств. Подавление их ведет к фрустрации.
Мясищев Рост личности - превращение персонального отношения в принципиальное с переходом от зависимого (ради руководите­ля) к самостоятельному действию (ради принципа).
Абульханова Личность включена в общественно необходимую деятель­ность и в систему общения. Высший тип психической органи­зации - регулятор возможностей, состояний, совмещая обу­словленность (обществом) и самостоятельность.
Божович Личность сформирована, если достигнута способность управлять поведением и, в определенной мере, психическим развитием. Все психические процессы приобретают структуру, центром которой являются детерминирующие мотивы.
Асмолов Личность - человек, имеющий активную жизненную пози­цию в силу внутренней необходимости, оценивающий послед­ствия решений, отвечающий перед собою и обществом, посто­янно строит себя и других, обладает свободой выбора, несет бремя выбора через жизнь.
Рубинштейн Личность - сознательный субъект, обладающий самосознанием. Возникает по мере развития самостоятельности, умения ставить задачи перед собой, критически мыслить.
Перыгин Персонификация личности ведет к способности реализовывать функцию выбора самостоятельных решений, ценностей.
Петренко Шмелев Личностное пространство - сознательная моральность, личностная сила, деловитость, жизнерадостный экстраверт, культура общения, активность, тонкость, простодушность, альтруизм, самовлюбленность и упрямство, смелость, эмоциональная устойчивость.

 

Человек в педагогике определяется как биосоциальное существо. В его развитии прослеживаются две линии: биологическая и социальная. Биологическая линия развития генетически запрограммирована и пере­дается по наследству от родителей к детям. Социальная линия характе­ризует личностное формирование и развитие человека и определяется теми свойствами и качествами, которые приобретаются им в процессе жизнедеятельности. В этой связи личность в педагогике определяется как общественная сущность человека, обозначающая совокупность прижизненно приобретенных им социальных свойств и качеств.

Однако такое определение личности не раскрывает ее сущности, не позволяет определить механизмы ее формирования и развития и правильно подойти к научной разработке данной проблемы.

Для того чтобы понять, что собой представляет личность и как происходит ее формирование и развитие, следует более подробно рассмотреть ее структуру.

В литературе по психологии описаны различные подходы к проблеме построения структуры личности. Однако ни один из них не «работает» в педагогике, так как их авторы не дают развернутой концепции, а ограничиваются только отдельными соображениями. В этой связи В.С. Леднев проанализировал имеющиеся варианты структуры личности и попытался их обобщить. Ниже приводится усовершенствованная нами обобщенная схема психологической структуры личности (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стороны личности Компоненты сторон личности
I Опыт личности Опыт познавательной и предметной деятельности Знания Индивидуальность
Способы деятельности (репродуктивные и продуктивные)
Интеллектуальные качества
Опыт социального поведе­ния Нравственные качества
Эстетические качества
Физические качества
II Функциональные механизмы психики Восприятие
Мышление и речь  
Память
Психомоторика
Подсистема «Я»
III Типологические свойства Характер
Темперамент
Способности

Рис.1. Обобщенная схема психологической структуры личности

 

Воспитание, как уже отмечалось, призвано помочь подрастающему поколению овладеть социальным опытом, который воплощает в седее не только накопленный конкретной общностью людей или человеком, но и обобщенный исторический опыт многих поколений. Каждое новое поколение, овладев социальным опытом, «присваивает» его и таким образом «приобщается» к жизни в обществе.

Социальный опыт включает в себя:

• систему научных знаний;

• способы деятельности (репродуктивные и продуктивные);

• опыт социального поведения человека в обществе.

Если проанализировать приведенную выше схему (рис. 1), то нетрудно заметить, что усваиваемый человеком социальный опыт интериоризуется в опыт личности, т.е. из внешней (объективной) формы существования переходит во внутреннюю (субъективную). Возникающие при этом во внутренней структуре личности количественные и качественные изменения и определяют ее индивидуальность. Следовательно, социальный опыт является не только источником подготовки человека к жизни в обществе, но и его личностного формирования и развития.

Однако в результате усвоения человеком социального опыта непосредственно изменяется только одна сторона личности - ее опыт. Остальные стороны (функциональные механизмы психики и типологические свойства) изменяются опосредованно. Так, овладение опытом познавательной деятельности ведет не только к формированию интеллектуальных качеств личности, но и к совершенствованию познавательных процессов, по мере формирования нравственных качеств изменяется характер человека, основой его способностей выступают спо­собы продуктивной деятельности.

Достигнув определенного уровня личностного развития, человек начинает произвольно регулировать свое поведение и сознательно организовывать свою жизнь, т.е. его поведение, деятельность, общение, связи и отношения, социальная активность, а, следовательно, и дальнейшее личностное формирование определяются внутренними психологическими качествами. «Возникнув как усвоение определенных форм поведения в деятельности, – отмечала Л.И.Божович, – устойчивые качества личности в свою очередь, в порядке обратного влияния, начинают определять поведение ребенка, его деятельность, характер его взаимоотношений с окружающими людьми».

Таким образом, личность характеризуется не совокупностью приобретенных человеком социальных свойств и качеств. Она является сложным целостным социально-психологическим образованием. Поэтому будет правильно определить личность как совокупность индивидуальных социально-психологических качеств, характеризующих человека и определяющих систему его отношений к окружающему миру.

Следует также уточнить сущность понятий «формирование» и «развитие».

Понятие «развитие», как правило, используется применительно к целостной системе, какой и является личность. Понятие «формирование» означает процесс целенаправленного воздействия на человека. В толковых словарях слово «формировать» трактуется, как «придавать, форму чему-либо, определенную законченность, тип».

В реальном процессе воспитания, как показано выше, целенаправленно изменяется (формируется) только одна сторона личности – ее опыт. В этой связи понятие «формирование» следует использовать по отношению только к этой стороне личности.

Однако в учебных пособиях по педагогике формирование опре­деляется как результат развития личности. Трудно себе представить хотя бы один процесс (природный, социальный, познавательный), результатом которого являлся бы собственно процесс. Результатом процессов формирования и развития выступают те количественные и качественные изменения, которые происходят под влиянием усвоения человеком социального опыта в его внутренней (психологической) сфере и характеризуют его как личность и индивидуальность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.207 (0.012 с.)