Понятие о средствах обучения, их функции, классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о средствах обучения, их функции, классификация



Средства обучения – это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся: наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства, оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства являются частью педагогической системы и выполняют в ней своё назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса.

Основные функции средств обучения – информационная, дидактическая, контрольная.

В науке нет строгой классификации дидактических средств. Условно выделяют:

1. Простые средства:

а) словесные (учебники и другие тексты);

б) визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

2. Сложные средства:

а) механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

б) аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

в) аудиовизуальные (звуковой фильм, ТВ, видео);

г) средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).


3.15 Инноватика как междисциплинарная отрасль исследования.

Область исследующая закономерности возникновения и распространения нового в социаль-ной жизни - инноватика.

Слово «инновация» - происходит от латинского in – в, novus – новый, и в переводе озна-чает обновление, новизну, изменение (419474 Ангеловски Крсте. «Учителя и инновации». М., 1991г., стр. 36).

Слово «инновация» (лат.) обозначает обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

Слово «инновация» появилась в науке в конце 19 века в работах экономистов и культуро-логов. В 30-е гг. 20 века на Западе возникла специальная отрасль исследования нововведений - инноватика. Она возникла как отражение обострившейся в кризисные и послекризисные времена потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей.

Инноватика изначально становилась как меж- и многодисциплинарная сфера исследований. Её «родителями» стали философия и социология, теория управления и психология, экономика и культурология. К 70-м гг. 20 века инноватика стала сложной, разветвленной отраслью (10к 47032 Поляков С. Д. «В поисках педагогической инноватики». М., 1993г., стр. 3-7).

Образование как общественная функция должно следить за изменениями в обществе и при этом влиять на него, на его развитие и изменение. То есть, процессы преобразования общества и образования находятся во взаимодействии – один процесс обуславливает другой, ускоряет или тормозит его, если он не развивается в том же направлении и с соответствующей скоростью. Повышение уровня образования способствует и повышению общего уровня жизни, поэтому необходимо искать пути, способы и средства совершенствования образования, повышение его эффективности. Нововведения считаются самым эффективным путём и средством повышения эффективности образования, и поэтому буквально все страны стремятся вводить в образование как можно больше новшеств. Опыт многих стран показывает, что вложение в развитие новшеств многократно окупается, так как они исключительно рентабельны. Во многих странах сегодня уровень благосостояния всё дольше измеряется количеством нововведений и степенью их применения. Поэтому, если раньше общества и системы образования и воспитания могли довольствоваться новшествами, носителями которых были одиночки-энтузиасты, то сегодня нововведения требуют организованного, массового, планомерного и общественного, а не частного к ним отношения. О новшествах начинает беспокоится экономика государства, всё общество (419474 Ангеловски Крсте. «Учителя и инновации». М., 1991г., стр. 11).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.004 с.)