Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика и закономерности процесса воспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Достижение намеченной цели воспитания осуществляется в специально организованном педагогическом процессе. Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качества личности воспитанников. Он состоит из относительно независимых, но неразрывно слитых процессов обучения, образования, воспитания, развития и формирования личности. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем, образовывая – обеспечиваем развитие, развивая –формируем. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности составляет сущность педагогического процесса. Процесс воспитания является многофакторным процессом. Воспитание осуществляется не только в школе, но и в семье, в различных внешкольных учреждениях. На личность ребёнка оказывают влияние средства массовой информации, друзья, улица и т.п. Многофакторность процесса воспитания, расширение сферы воспитательных воздействий позволяет использовать различные резервы и возможности для формирования личности. Вместе с тем это значительно затрудняет воспитательный процесс, потому что, подвергаясь множеству влияний, ребёнок накапливает не только положительный, но иногда и отрицательный опыт. Процесс воспитания является длительным процессом. Воспитание начинается до школы и продолжается после неё. Оно длится всю жизнь. В этом длительном процессе дошкольные и школьные годы оставляют наиболее глубокий след в сознании человека. Особенность процесса воспитания заключается и в том, что его результаты обнаруживаются не так быстро, как в процессе обучения. Для определения результатов воспитательного процесса, уровня воспитанности школьников используются различные методы и специальные диагностические методики (наблюдение, беседа, анкетирование, ранжирование, «недописанный тезис» и т.д.). К показателям воспитанности можно отнести: 1) внешний вид ребёнка; 2) речь; 3) поведение, складывающееся из отдельных поступков; 4) отношение школьника к другим людям, к близким и родным, к коллективу, учёбе и труду и т.д.; 5) идеалы. Процессу воспитания свойственна скачкообразность. Она выражается в том, что постепенно формируемое качество при определённом стечении обстоятельств проявляется совершенно неожиданно, что знаменует завершение перехода количественных изменений в качественные. Процесс воспитания характеризуется целостностью. Если в процессе обучения имеет место определённая очередность и последовательность в усвоении знаний и выработке умений и навыков, то в процессе воспитания ребёнок развивается как целостная личность, все его качества формируются постепенно, но почти одновременно. Для воспитания определённых качеств нельзя установить календарные сроки. Процесс воспитания, как и процесс обучения, является двусторонним. Ребёнок - субъект и объект воспитания. Воспитание есть в сущности самовоспитание. Воспитание, как педагогическая деятельность, есть организация среды и создание оптимальных условий для самовоспитания. Процесс воспитания динамичен, подвижен и изменчив. Бывает так, что один и тот же подход по отношению к одному и тому же воспитаннику в одном случае оказывает сильное воздействие, а в другом – не дает никакого эффекта. Особенностью процесса воспитания является и то, что он представляет собой деятельность, устремлённую в будущее. Необходимо учитывать, что нынешние школьники вступят в активную общественную и производственную деятельность только через несколько лет. Поэтому процесс воспитания нужно строить с учётом потребностей завтрашнего дня, не отрываясь при этом от реальной действительности. Закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Закономерности процесса воспитания, как и закономерности процесса обучения, условно можно разделить на две группы: 1) общие закономерности и 2) частные. Общие закономерности – это объективно существующие связи и отношения между основными компонентами процесса воспитания, к ним относятся: 1) зависимость целей воспитания от общественных потребностей: при изменении последних изменяются и цели воспитания; 2) задачи и содержание воспитания находятся в тесной связи с целями воспитания, они ими обусловлены и от них зависимы; 3) методы воспитания зависят от целей, задач и содержания воспитания; 4) формы воспитания находятся в тесной связи со всеми другими компонентами процесса воспитания и от них зависят. Частные закономерности процесса воспитания в педагогической литературе формулируются по-разному, называется и их разное количество. К частным закономерностям относятся: 1) эффективность процесса воспитания личности зависит от макро- и микросреды: чем благоприятнее среда (социально-экономические условия, ближайшее окружение, семья, коллектив школы, класса и т.д.), тем успешнее протекает воспитательный процесс; 2) существует закономерная взаимосвязь между образованностью и воспитан- ностью человека: чем выше уровень образованности, тем выше уровень воспитанности человека; 3) эффективность процесса воспитания зависти от эффективности процесса обучения; 4) чем разнообразнее и активнее деятельность учащихся, тем успешнее и эффективнее протекает процесс воспитания. Развитию и формированию личности содействует лишь творческая, созидательная деятельность; 5) единство и взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания; 6) существует связь между позицией педагога и эффективностью его педагоги- ческого воздействия на воспитанников: чем незаметнее для ребёнка педагогическое воздействие, тем успешнее протекает воспитание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.012 с.) |