Типология (классификация) и структура уроков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология (классификация) и структура уроков.



Существуют несколько классификаций (типологий) уроков. Наиболее распространённой является классификация уроков по признаку основной дидактической цели или задачи урока. На основе этого признака выделяются следующие типы уроков:

1) уроки изучения нового;

2) уроки закрепления и повторения знаний;

2) уроки, основной целью которых является формирование и

усвоение умений и навыков (практические уроки);

3) повторительно-обобщающие уроки;

4) контрольно-проверочные уроки;

6) комбинированные (смешанные) уроки, на которых одновре-

менно решается несколько дидактических задач.

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой.

Рассмотрим структуру комбинированного урока.

В смешанном уроке обычно выделяются следующие структурные компоненты (этапы):

· организация учащихся к занятиям;

· повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу;

· работа по осмыслению и усвоению нового материала;

· работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике;

· задание на дом.

Для структуры уроков объяснения нового материала характерны следующие этапы:

· организация учащихся к занятиям;

· краткий фронтальный опрос учащихся по пройденной теме с целью установления связи нового материла с ранее изученным;

· чёткое определение темы урока, его целей и узловых вопросов, которые надлежит осмыслить учащимся;

· изложение новой темы учителем с применением приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

· краткий опрос учащихся по изложенному материалу с целью более глубокого уяснения ими основных вопросов новой темы;

· задание урока на дом.

Для структуры уроков закрепления изучаемого материала характерны такие этапы:

· организация учащихся к занятиям;

· краткий фронтальный и индивидуальный опрос учащихся по пройденному материалу;

· организация разнообразных упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков;

· проведение небольшой проверочной работы с последующим выставлением оценок учащимся;

· задание урока на дом.

В структуре уроков повторения и обобщения выделяются воспроизведение узловых вопросов изученного материала методом устного опроса учащихся и проведение разнообразных тренировочных упражнений по упрочению и совершенствованию умений и навыков применения знаний на практике.

В проведении урока важен вопрос об организации учебной деятельности детей. Выделяют три её формы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Требования к современному уроку. Нестандартные уроки в начальной школе

Независимо от типов и структуры уроков сложились определённые требования к хорошему уроку:

1. Организационная чёткость и обоснованность структуры урока, позволяющая рационально использовать каждую минуту учебного времени.

2. Научный уровень преподавания предмета, обеспечивающий материалисти-ческое понимание явлений природы и общественных явлений, его мировоззренческий и воспитательный характер.

3. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей каждого ученика.

4. Дифференцированный подход к различным группам учащихся в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей.

5. Продуктивное использование разнообразных дидактических средств обучения (ТСО, компьютерной и другой техники).

6. Высокая результативность урока, выраженная глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками.

Нестандартные уроки появились в конце 80-х годов. Нестандартные – значит нетиповые, необычные по своей структуре. Они не могут быть отнесены ни к одному типу традиционных уроков.

В последнее время в школах используются следующие виды нестандартных уроков:

1. Уроки-путешествия.

2. Уроки-викторины.

3. Уроки-конкурсы.

4. Уроки-деловые игры.

5. Уроки типа КВН.

6. Уроки-аукционы.

7. Уроки-соревнования.

8. Уроки творчества.

Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к уроку состоит из двух этапов:

1) Предварительный этап.

2) Непосредственный этап подготовки.

Предварительный этап подготовки включает в себя:

1) изучение методической литературы;

2) изучение и анализ учебной программы по предмету;

3) знакомство с передовым педагогическим опытом;

4) планирование системы уроков.

Этап непосредственной подготовки к уроку заключается в разработке поурочного (рабочего) плана или плана-конспекта. Этап непосредственной подготовки к уроку включает следующие действия:

1) вчитаться в раздел программы, который нужно изучить на уроке;

2) изучить материал этого раздела, темы, вопроса;

3) сформулировать цель;

4) выбрать самые результативные методические приёмы;

5) соразмерить выбранные приёмы и методы со своими возможностями, смоделировать свои действия на уроке;

6) определить задания для фронтальной, индивидуальной проверки и групповой работы на уроке;

7) отобрать материал для повторения, самостоятельной и творческой работы;

8) продумать структуру урока и зафиксировать всё найденное в плане-конспекте;

9) подготовить наглядные пособия;

10) повторить про себя или вслух условные элементы урока (Ю.Л.Львова).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.009 с.)