Движущие силы воспитания как педагогического процесса
Содержание книги
- Раздел 1 Общие основы педагогики
- Возникновение и развитие педагогической теории
- Методологические основы и методы исследования педагогики
- Понятие о личности, ее формировании и развитии
- Факторы развития личности, их взаимосвязь
- Закономерности возрастного развития учащихся
- Курсовые и дипломные работы по педагогике в системе нирс. Виды курсовых и дипломных работ.
- Функции воспитания: социализация и индивидуализация личности
- Специфика и закономерности процесса воспитания
- Движущие силы воспитания как педагогического процесса
- Система личностно-ориентированного воспитания
- Формирование научного мировоззрения
- Методические основы формирования интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических качеств личности
- Самовоспитание как процесс самопознания и самосовершенствования
- Сущность процесса обучения, его функции
- Основные этапы процесса овладения и усвоения знаний
- Методы, приёмы и средства обучения. Характеристика методов
- Типология (классификация) и структура уроков.
- Развивающее обучение в начальной школе. Сравнительный анализ объяснительно-иллюстративного и развивающего обучения. Характеристика принципа обучения на высоком уровне трудности
- Учение как познавательная деятельность ученика
- Понятие о неуспеваемости учащегося. Причины неуспеваемости. Средства преодоления неуспеваемости
- Понятие о средствах обучения, их функции, классификация
- Структура педагогической инноватики
- Основные категории педагогической инноватики
- Традиции и новаторство. Педагогическое сообщество.
- Разновидности внедрения нового.
- Понятие педагогической технологии.
- Классификация педагогических технологий.
- Раздел 4. Основы коррекционной педагогики
- Умственная отсталость: олигофрения, деменция.
- Принципы коррекционно – педагогической деятельности.
- Типология отстающих учащихся
- Поведение ребенка как результат его взаимодействия с окружающей средой.
- Классификация и общая характеристика методов возрастной психологии
- Возрастная периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
- Понятие и характеристика составляющих психологической готовности ребенка к школе
- Межличностные отношения детей младшего школьного возраста со взрослыми и сверстниками
- Проблема обучения и психического развития в трудах Ж.Пиаже, Л.С.Выготского
- Психологические модели развивающего обучения Л.В.Занкова,
- Психологические условия формирования личности в процессе воспитания
- Влияние школы, детского коллектива на формирование личности ребенка
Похожие статьи вашей тематики
Движущей силой любого процесса выступают заключенные в нем диалектические противоречия. Это положение в полной мере относится и к процессу воспитания как общественному явлению.
Педагогика считает противоречия источником активности личности, процесса воспитания ее качеств.
Процесс воспитания обусловливается целым рядом разнообразных противоречий: внешних (объективных) и внутренних (субъективных).
К внешним (объективным) противоречиям процесса воспитания относятся следующие:
• противоречие, возникающее в результате сдерживания развития производительных сил устаревшими производственными отношениями и проявляющееся в упрочении консервативных подходов к подготовке подрастающих поколений;
противоречие между требованиями общественной жизни и уровнем готовности ребенка к участию в ней;
• противоречие между неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими это развитие условиями социальной жизни общества;
• противоречие между активно-деятельностной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком индивидуального опыта, знаний, умений и навыков для реализации этого стремления;
• противоречие между изменяющимися потребностями личности и реальными возможностями их удовлетворения;
• противоречие между объективной общественной позицией личности в ведущей деятельности и ее субъективными отношениями.
Повышение эффективности воспитания, совершенствование педагогического руководства им во многом зависят от своевременного выявления и разрешения данных противоречий путем изменения обстоятельств общественных отношений, условий жизни и деятельности учащихся.
Противоречия как движущие силы воспитания не только порождаются условиями жизни и деятельности человека, но и должны специально создаваться педагогом. Их возникновение связано с моделированием таких воспитательных ситуаций и педагогических условий, которые побуждают растущего человека осознать и внутренне пережить своеобразное состояние «внутренней раздвоенности», «разлада личности», «ситуации затруднения или разрыва».
Внутренние (субъективные) противоречия, порождая чувство беспокойства между тем, какими качествами ребенок обладает, и тем, каких качеств у него недостает, служат внутренним стимулом его активности в личностном формировании и развитии и основой возникновения потребности в совершенствовании.
Воспитание в широком и узком смыслах
В процессе воспитания, как отмечалось выше, учащиеся должны овладеть социальным опытом, т.е. усвоить систему научных знаний, овладеть способами их применения на практике и опытом социального поведения. Это происходит, как будет показано в следующем разделе, в процессе учебно-познавательной деятельности, т.е. в процессе обучения. Однако возможности учебно-познавательной деятельности ограничены и не позволяют усвоить всю систему норм и правил социального поведения. Поэтому кроме обучения требуется еще организация дополнительной специальной внеучебной (воспитательной) деятельности, в процессе которой и происходит формирование всей совокупности качеств личности. Поэтому в педагогике в понятие «воспитание» вкладывают двоякий смысл.
Когда говорят о воспитании в широком смысле, имеют в виду целостный процесс всестороннего формирования и развития личности, включающий в себя обучение и воспитание в узком смысле. Под воспитанием в узком смысле понимается педагогический процесс формирования личностных качеств учащихся. На этом основании в структуре педагогики выделяют два раздела: теория обучения и теория воспитания
|