Структура национальной экономики, ее развитие на современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура национальной экономики, ее развитие на современном этапе.



Структура национальной экономики, ее развитие на современном этапе.

Национальная экономика – отрасль науки, изучающая эк потенциал страны, нац. рынок и место страны в мировой экономике. Структура нац. экономики представляет собой устойчивые колич. и кач. Соотношения между различ. ее составными частями. Для структуры экономики Беларуси характерно:Завышенный удельный вес отраслей 1-го подразделения (производство средств пр-ва).Наличие многочисленных межотраслевых диспропорций.

· Низкий удельный вес в ВВП сферы услуг.

· Высокий уровень концентрации пр-ва и преобладания в структуре крупных предприятий.

· Большой удельный вес военно-промышленного комплекса.

Поскольку национальная экономика – сложный организм, то выделяем несколько видов структур:

§ Отраслевая структура НЭ – совокупность отраслей и видов хоз. Деятельности, которая характ-сяопред. Пропорциями и взаимосвязями.

§ Территориальная – размещение производительных сил на территории страны и соотношении между территориальными элементами НЭ.

Выделяют 3 секторы при изучении отраслевой структуры:

§ Сельскохозяйственный сектор(13%ВВП)

§ Промышленный (42%)

§ Услуги(45%)

В РБ выделяют следующие хоз. Комплексы:

· Промышленный (Тэк, машиностроение, металлообработка, хим. Комплекс, лесопромыш.Компл, легк. Пром)

· Агропромышленный (с\х, пищевая пром и др)

· Строит-во (капитальн.Строит-во, пром-ть строит, Материалов)

· Транспорт и связь (ж\д, воздуш, водный, автомобильнтр-т, почтовая, электросвязь)

· Комплекс соц-культурн. Отраслей (образование, здравоохр, культура и искусство, спорт, соц. Обслуж-е)

Промышленность как отрасль материального пр-ва.

Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности в 2010 году:Топливная 17,6%(топливная промышленность, электроэнергетика, транспортировка топлива)

1) Машиностроение 22%Пищевая 17,9%Электроэнергетика 7,1%Химическая 13,1%1 -структура ТП: нефтедобывающая, нефтепрераб.(Нафтан, Мозырьский НПЗ), газовая, торфяная.

2 -структура Маш.: автопром.(33%); тракторная и с/х(24%); приборостроение, радиотехнич., электротехнич., оптикомеханич.(21%); строительное, дорожное и комун.машиностроение(4%); станкостроение и инструментальное(3%). Автомобилестроение – МАЗ, БелАЗ, МЗКТ, МоАЗ, тракторная – МТЗ, ГОМСЕЛЬМАШ, БобруйскАГРОМАШ, БрестСельМАШ; станкостроение – МЗАЛ, ВИСТАН, ВИЗАС, Гидропривод; приборостроение Борисовский экран, ВЗЭП, ГЗЭП; радиотехнич.пром – Горизонт, Витязь.5- Химпром.: =химия+нефтихимия. 70% продукции экспростируется. Виды производст: минеральные удобрения, (калийные 85% Беларуськалий; азотные 12% Гродноазот; фосфорные 3% Гомельский химзавод), лакокрасончая промышленность (лакокраска Лида, Пинск, Могилев), химволокна и нити (полимир Новополоцк, Химволокно Могилев), шинная и резиннотехнич. (белшина Бобруйск, беларусьризинотехника Минск).

Сущность концентрации пр-ва,. Диверсификация пр-ва.

Концентрацияпр-ва – это процесс, нацеленный на увеличение на предприятии выпуска продукции.Концентрация выражается в создании и развитии крупныхпредприят., в сосредоточении выпуска большей части продукции, характерной для определенной отрасли, на отдельных специализир. Пред-ях.Концентрация пр-ва может быть достигнута:

· при увеличении количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;

· применении машин, оборуд. и агрегатов с большей единичной мощностью;

· одновременном увеличении количества машин и оборуд. как прежнего технического уровня, так и более прогрессивного;

· развитии комбинирования взаимосвязанных производств.

Эк преимущества концентрации пр-ва:

· концентрация пр-ва является обязательной предпосылкой развития научно-технического прогресса;

· в условиях концентрации пр-ва, как правило, растет производит. труда;

· в условиях концентрации пр-ва наиболее эффективно используются высокопроизводит. машины и оборудование;

· в крупном производстве существует большая возможность для внедрения прогрессивных технологий, а также имеют место большие возможности для организации ресурсосберегающего пр-ва;

· при увеличении объемов пр-ва за счет сокращения удельного веса условно-постоянных расходов происходит непропорционально меньший рост издержек.

Недостатками:

· увеличение транспортных расходов на доставку сырья, материалов и отправку готовой продукции;

· необходимость привлечения значительных инвестиций для сооружения крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

· усложнение процесса управления при возрастании масштабов предприятия;

· возможность монополизации пр-ва определенных видов продукции.

Диверсификация пр-ва - расширение ассортимента, изменение вида продукции, освоение новых видов пр-тв с целью повышения эфф-типр-ва, получения экономич. выгоды, предотвращения банкротства.В рез-те диверсификации пр-ва организации превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включая пр-во разного значения и характера.Орг-ия считается диверсифицированной, если более 30% продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основным видом деятельности.


Сущность специализации, кооперир. и комбинир. я пр-ва, их виды.

Специализация – процесс сосредоточения выпуска отдельных видов продукции в отдельных видах деятельности в рамках отдельных организаций, то есть это процесс пр-ва однородной продукции. Организация имеет специализацию, если к однородной продукции относится 60% общего объема её выпуска.Специализация возникает на основе общественного разделения труда.В пром-ти существует 3 вида специализации пр-ва: редметная, т. е. специализация предприятия на изготовлении отдельных видов продукции конечного потребления (например, автомобильные, тракторные, станкостроительные заводы т. д.);

· подетальная, т, е. специализация на производстве отдельных частей и деталей готового продукта (например, подшип. заводы, шинные и т. д.);

· технологическая (стадийная), т. е. специализация на производстве отдельных операций, выполнении части технологического процесса (например, литейные заводы, прядильные фабрики и т. д.).

Кооперирование пр-ва — одна из форм концентрации пр-ва, основанная на соединении разных типов пр-ва в одном предприятии. Преимущества кооперированного пр-ва заключаются в том, что оно в сочетании со специализацией предприятийспособствует более рациональному использованию их производственных мощностей, техническому прогрессу, росту произв-ти труда, повышению эфф-ти общественного пр-ва. Комбинирование - одна из форм обобществления пр-ва, заключающаяся в технологическом сочетании взаимосвязанных разнородных производств одной или нескольких различных отраслей промышленности в рамках одного предприятия-комбината.Например, комбинаты производят разнообразные виды металлургической продукции - руду, чугун, сталь, прокат, относящиеся к различным пр-вам - железорудному, чугунолитейному, сталеплавильному, прокатному. На комбинате может производиться продукция, которая по своему эку назначению относится к разным отраслям: продукция металлургической и химической промышленности, угольной и химической промышленности. В зависимости от характера пр-ва, технологии и объединения в производственном процессе отдельных стадий переработки сырья и материалов комбинирование в промышленности выступает в трёх основных формах: · вертикальное комбинирование – последовательная переработка сырья вплоть до получения готовой продукции;· смешанное комбинирование – использование отходов пр-ва для выработки других видов продукции;· горизонтальное комбинирование – комплексная переработка сырья (выработка из одного вида сырья различных видов продуктов).

Факторы и резервы роста ПТ.

Факторы роста ПТ – это движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется уровень ПТ.Факторы роста ПТ многообразны. И поэтому для удобства расчетов они сведены в несколько основных групп. 1. Структурные сдвиги в пр-ве. (изменение удельного веса отдельных видов продукции или производства в общем объеме продукции.)2. Повышение технического уровня пр-ва (мероприятия по механизации и автоматизации пр-ва, модернизации об-ия, повышению качества продукции, экономии сырья и внедрению новых, более эф-ных видов материалов и энергии.)

3. Улучшение орг-ции пр-ва, труда и управления. (мер-тия по изменению специализации, не связ с внедрением новой техники, повышению удельного веса кооперирования поставок, совершенствованию управления пр-вом; сокращению потерь рабочего времени, изменению рабочего периода в сезонных пр-вах и др.)4. Изменение объема пр-ва продукции (изменения числ-ти условно-постоянного персонала (служащих, охраны и др.) в рез-те изменения объема пр-ва продукции.)6. Отраслевые и прочие факторы – включают изменения за счет освоения новых производств, за счет территориального размещения производства.Влияние отдельных факторов на рост ПТ в плане предприятия опр-тся путем подсчета относительной экономии рабочей силы.Возможное (относительное) уменьшение рабочей силы по каждому фактору выявляется как разница между затратами труда на плановый объем продукции при прежних (базовых) и новых (планируемых) условиях работы.Влияние на экономию численности изменения удельного веса отдельных видов про-дукции (структурного сдвига) устанавливается сравнением средней трудоемкости про-дукции планового и базисного периодов в одних и тех же единицах удельной трудоем-кости (количество нормо-часов или среднесписочная численность работников на едини-цу продукции в стоимостном выражении).

Расчет производится по формуле:

Чи1 = Чи - ,

где Чи1 – уточненная (с учетом структурных сдвигов) исходная численность работа-ющих, чел.;

Чи – численность исходная (рассчитанная в пункте 1), чел.;

Кр – удельный вес рабочих в общей численности ППП,%;

Тб – удельная трудоемкость базисная (нормо-часы на 1 тыс.руб. продукции);

Тп - удельная трудоемкость плановая (нормо-часы на 1 тыс.руб. продукции).

Планирование с/с продукции в промышленной организации.

План по с/спродукции является одним из важнейших разделов плана экономич и соц развития предприятия. Планирование с/с продукции на пред-ии имеет очень важное значение, т.к. позволяет знать, какие затраты потребуются пред-ию на выпуск и реализацию продукции, какие финанс.Рез-ты можно ожидать в плановом периоде. План по с/с продукции включает в себя следующие разделы:

1. Смета затрат на производство продукции (составляется по эк-мич.элементам).2. С/с всей товарной и реализованной продукции.3. Плановые калькуляции отдельных изделий.4. Расчет снижения с/с товарной продукции по технико-экономич факторам.Важнейшими качественными показателями плана по с/с продукции являются:с\с товарной и реализованной продукции;себестоимость единицы важнейших видов продукции;затраты на 1 руб. товарной продукции;процент снижения себестоимости по технико-эк факторам;процент снижения себестоимости сравниваемой продукции.Смета затрат на пр-во составляется на основе расчета по каждому элементу и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам.Затраты на сырье, основ и вспом-ныематериалы,топливо в смете затрат опред-ся прежде всего на пр-ную программу исходя из планового объема, норм и цен.На основе сметы затрат определяют затраты на весь валовой и товарный выпуск. Методы планирования себестоимости продукции: нормативный и планирова­ние по технико-эк факторам. Как правило, они в тесной взаимосвязи. Сущность нормативногометода закл в том, что при планировании с/с продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия. Метод по технико-эк факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, т.к.он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:1) технич,т.е. внедрение в планов периоде новой техники и технологии;2) орг-ные.(соверше-иеорг-ции пр-ва и труда в плановом периоде;3) изменение объема, номенклатуры выпу­скаемой продукции;4) уровень инфляции в плановом периоде;5) специфические факторы, которые зависят от особен­ностей пр-ва.Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, ПТ (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.

Понятие инноваций, их виды.

Иннова́ция — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эф-ти процессов или продукции, востребованное рынком. Специфич. Содерж-е инноваций составляют изменеия:

· Использов-е нов. Техники, технол. Процессов или нового рыноч. Пр-ва;

· Внедрение продукции с новыми свойствами;Использование нового сырья;

· Изменение организации производства и его материально-технического обеспечения;

· появление новых рынков сбыта. Св-ва инноваций: научно-технич новизна, зависимость от жизненного цикла изделий; производствен.применимость; экономич. Эф-ть; коммерч. Реализуемость; уникальность. Классификация Ин-ций: по содержанию (произ-ные, технологич, управленч-ие, информацион-ын, соц-ные); по ур-ню новизны (высокие, продвинутые, среднего и низкого уровня); по месту использования (в пр-ной сфере, в непроизводст); по масштабу применения (единичные, массовые); в зависимости от этапа инновацион. Процесса (использование ноу-хау, применение патента, использ-е комплекса документации). Жизнен. Цикл инновации: выход, рост, зрелость, спад, уход с рынка.Р инноваций (Р): Р=ΔП/Зприв*100, где ΔП – прирост прибыли, полученной от использования инновац-й, Зприв – приведенные затраты на разработку инноваций.С точки зрения цикличного развития техники можно выделить четыре вида инноваций. Крупнейшие (базисные) инновации реализуют крупнейшие изобретения и становятся переворотом в технике, формирование новых ее направлений. Крупные инновации формируют новые поколения техники в рамках данного направления. Они реализуются в более короткий срок с меньшими затратами, чем базисные, но скачок в техническом уровне и эф-ти сравнительно меньше. Средние инновации реализуют такого же уровня изобретения и служат базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными. Мелкие инновации улучшают отрицательные пр-ные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному пр-ву этих моделей, либо повышению эф-ти их использования.

46. Сущность и содержание инновационной деятельности предприятия.

Инновационная деятельность (ИД) - процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения.

В общем виде инновационный процесс состоит из следующих стадий:

исследования и разработки; освоение в производстве; изготовление; содействие в реализации, применении, обслуживании; утилизацию после использования.

ИД предполагает реализацию инновационного процесса.

Инновационный процесс включает в себя также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, - научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экэф-ти инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность.

Мотивы развития инновационной деятельности:

· Внешние мотивы (обусловлены адаптацией организации к внешней среде, конкуренции, спросу, гос регулированию, расширению рынка факторов пр-ва)

· нутренние мотивы (необходимость повышения конкурентоспособности, изменения доли рынка, обеспечение финансовой устойчивости, максимизации прибыли и др) нутренние мотивы (необходимость повышения конкурентоспособности, изменения доли рынка, обеспечение финансовой устойчивости, максимизации прибыли и др)

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

Оценка экэф-ти инноваций.

Для оценки общей эк эф-ти инноваций может использоваться система пок-лей:1. Интегральный эффект.2. Индекс рен-ти.3. Норма рент-ти.4. Период окупаемости.1. Интегральный эффект Эинт представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат. гдеТр – расчетный год;Рt – результат в t-й год;Зt – инновационные затраты в t-й год;t – коэффициент дисконтирования.2. Индекс рентабельности инноваций Jr.Индекс рентабельности представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

,ГдеJR – индекс рентабельностиДj – доход в периоде jKt – размер инвестиций в инновации в периоде t.здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.

Индекс рентабельности тесно связан с интегральным эффектом, если Эинт+, то индекс рен-ти JR > 1, и наоборот. При JR > 1 инновационный проект считается экэффективным. В противном случае JR < 1 – неэффективен.3. Норма рентабельности Ер представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям.

, и

Данный показатель иначе характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств. показатель «период окупаемости» часто избирается в тех случаях, когда нет уверенности в том, Что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.Формула периода окупаемости

,гдеК – первоначальные инвестиции в инновации;Д – ежегодные денежные доходы.

 

Структура национальной экономики, ее развитие на современном этапе.

Национальная экономика – отрасль науки, изучающая эк потенциал страны, нац. рынок и место страны в мировой экономике. Структура нац. экономики представляет собой устойчивые колич. и кач. Соотношения между различ. ее составными частями. Для структуры экономики Беларуси характерно:Завышенный удельный вес отраслей 1-го подразделения (производство средств пр-ва).Наличие многочисленных межотраслевых диспропорций.

· Низкий удельный вес в ВВП сферы услуг.

· Высокий уровень концентрации пр-ва и преобладания в структуре крупных предприятий.

· Большой удельный вес военно-промышленного комплекса.

Поскольку национальная экономика – сложный организм, то выделяем несколько видов структур:

§ Отраслевая структура НЭ – совокупность отраслей и видов хоз. Деятельности, которая характ-сяопред. Пропорциями и взаимосвязями.

§ Территориальная – размещение производительных сил на территории страны и соотношении между территориальными элементами НЭ.

Выделяют 3 секторы при изучении отраслевой структуры:

§ Сельскохозяйственный сектор(13%ВВП)

§ Промышленный (42%)

§ Услуги(45%)

В РБ выделяют следующие хоз. Комплексы:

· Промышленный (Тэк, машиностроение, металлообработка, хим. Комплекс, лесопромыш.Компл, легк. Пром)

· Агропромышленный (с\х, пищевая пром и др)

· Строит-во (капитальн.Строит-во, пром-ть строит, Материалов)

· Транспорт и связь (ж\д, воздуш, водный, автомобильнтр-т, почтовая, электросвязь)

· Комплекс соц-культурн. Отраслей (образование, здравоохр, культура и искусство, спорт, соц. Обслуж-е)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.33.175 (0.039 с.)