Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рентабельность (Р), ее виды. Методика расчета.

Поиск

Р в широком смысле означает эф-ть, прибыльность, доходность предприятия. Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования пр-ныхсредств. В свою очередь прибыль может возрасти в результате увеличения объема пр-тва и реализации продукции, роста цен, повышения качества выпускаемой продукции. Рхар-ет целесообразность затраченных ресурсов в отношении к прибыли. Существует множество пок-лей Р-тив завис от того, с какой целью и с чьей позиции определяется эф-тьдеят-тиорг-ции.Различают три подхода к определению показателей Р-ти: 1. затратный; 2. доходный;3. ресурсный.

Показатели, базирующиеся на затратном подходе, хар-уют эфф-ть использования средств, потреблённых в процессе пр-ва и определяются отношением прибыли к затратам. В эту группу включаются показатели рентабельности продукции, рентабельности по текущей деятельности, Р обычной деятельности, Р инвестиционной деятельности, Р отдельных инвестиционных проектов. Р продукции затрат показывает сколько орг-ция имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на пр-во и реализацию продукции. Rпр =Птек/с/с*100, где Rпр. – Р продукции (%);Птек. – прибыль от реализации продукции, млн. руб.;С/с реал.прод. – себестоимость реализованной продукции, млн. руб. Р по текущей деят-ти опр-ся только в целом по орг-ции и опр-тся как отношение прибыли от текущей деятельности до выплаты налогов к общей сумме затрат по текущей деят-ти отчётного периода, относящейся только к реализованной продукции. Rтек.деят =Птек/Зт.д.*100 где Rтек.деят. – Р текущей деятельности, %;Птек.деят. – прибыль от текущей деятельности, млн. руб.;Зт.д. – затраты от текущей деятельности, млн. руб. Р инвестиционной деятельности (или отдельных инвестиционных проектов) рассчитывается как отношение полученной или ожидаемой прибыли суммы прибыли от инвестиционной деятельности (или от реализации отдельных инвестиционных проектов) к сумме инвестиционных затрат. Rпр =Пинв/Зинв*100, где Rинв. – Р от инвестиционной деятельности, %;Пинв. – прибыль от инвестиционной деятельности, млн. руб.;Зинв. – инвестиционные затраты, млн. руб.Вторая группа показателей Р-ти − это показатели, хар-ющие прибыльность продаж (Р оборота). Показатели Р-ти продаж могут рассчитываться как по всей реализованной продукции в целом, так и по отдельным её видам. Они хар-ют удельный вес прибыли в доходе орг-ции от реализации продукции на товарном рынке по отпускным ценам орг-ции. Расчёт выполняется по следующей формуле: Rпродаж=Преал/РП*100, где Преал. – прибыль от реализации продукции, млн. руб.; РП – объём реализованной продукции (сумма оборота), млн. руб.Показатели Р-ти, основанные на ресурсном подходе, хар-ют возможность орг-ции зарабатывать прибыль на вложенный капитал. К ним относятся Р совокупных активов или общая Р, Р операционного капитала, Р основного капитала, Р оборотного капитала, Р собственного капитала и т.д. Р совокупного капитала определяется отношением прибыли до выплаты процентов и налогов к средней сумме совокупных активов орг-ции за отчётный период. Rа=П/Акт*100, где П – общая сумма прибыли, млн. руб.;Акт – среднегодовая сумма совокупного капитала.млн. руб. Р собственного капитала хар-ет долю чистой прибыли, приходящейся на рубль собственного капитала. Rс.к.=ЧП/СК*100, где ЧП – чистая прибыль, млн. руб.; СК – собственный капитал, млн. руб.РОСопр-тся отношением суммы прибыли за отчётный период к среднегодовой стоимости ОС. где Потч. – прибыль отчётного периода, млн. руб.;

ОС – среднегодовая сумма основных средств, млн. руб.

РОБС опр-ся отношением суммы прибыли за отчётный период к среднегодовой стоимости ОБС.

где Потч. – прибыль отчётного периода, млн. руб.; ОС – среднегодовая стоимость оборотных активов, млн. руб. Р чистых активов – это соотношение чистой прибыли к среднеарифметической величине чистых активов на начало и конец отчётного периода.

где ЧП – чистая прибыль, млн. руб.;ЧА – среднеарифметическая величина чистых активов, млн. руб.

Р персонала показывает, сколько прибыли приходится на одного работающего и определяется отношением чистой прибыли к среднегодовой численности работающих.

где ЧП – чистая прибыль, млн. руб.;ЧППП – среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, чел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.104 (0.008 с.)