Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и классификация методов управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов и технологий. Методы управления - это «совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности» [1]. С целью повышения эффективности системы управления применяются методы управления персоналом организации. С помощью данных методов «возможно создание оптимальной управляющей системы, способной оказывать воздействие на управляемую систему. Методы управления персоналом позволяют создать такой коллектив, который будет нацелен на высокопроизводительный труд и достижение успеха»[2]. Рассмотрим несколько определений того, что представляют собой методы управления. По утверждению А. П. Егоршина, «методы управления персоналом – это способы, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие на работников с целью достижения определенных результатов»[3]. По мнению другого ученого М.Л. Разу, методы управления – это «те приемы и средства, которыми пользуются менеджеры, чтобы достичь определенной цели и решить конкретные задачи»[4]. Российский ученый Т.Ю. Базаров выделил несколько характерных черт, присущих методам управления персоналом: - методы управления показывают связь субъекта и объекта управления; - метод – это способ воздействия руководителя на подчиненного; - методы – это приемы для достижения управленческих целей; - методы являются наиболее изменчивыми элементами в системе управления организацией[5]. В настоящее время ученые выделяют три группы методов управления персоналом – экономические, административные и социально-психологические. В практике управления, как правило, «одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии»[6]. Методы управления могут быть классифицированы «следующем обозом. 1. Экономические методы управления: материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена 2. Организационно-распорядительные методы управления: организационное проектирование, регламентирование, нормирование. 3. Социально-психологические методы управления моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе»[7]. Содержание основных административных методов управления и их реализация в современных условиях Менеджмент, «базируясь на теории общего менеджмента предприятия, интегрирует в себе приемы и методы многих функциональных видов менеджмента применительно к специфике деятельности торгового предприятия. В частности, торговый менеджмент использует обширный арсенал методов производственного менеджмента, инновационного менеджмента, менеджмента персонала, финансового менеджмента и некоторых других видов функционального менеджмента, возможных к применению на предприятиях торговли. Менеджмент представляет собой важнейшую часть управления, которая изучает взаимоотношения людей в процессе управления. Применительно к менеджменту в торговле следует отметить, что предметом изучения этой науки являются отношения управления в сфере обращения предметов потребления, а целью — оптимизация функционирования организаций торговли»[8]. Объективной основой использования организационно-административных методов управления «выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации. Задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Следует иметь ввиду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, обеспечивающего четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание, и соотношение организационно-административных и экономических методов»[9]. Административные методы управления основываются на принципе единоначалия, дисциплины и ответственности. Они предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Данная группа методов применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение, если слишком узок выбор возможных альтернатив или если подавляется инициатива подчиненных. Административные методы управления оказывают прямое непосредственное воздействие на управляемый объект (любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению) через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль их выполнения, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Экономические методы управления занимают, можно сказать, центральное положении в управлении, т.к. сейчас в мире главенствует рыночная экономика и в основу отношений управления легли экономические отношения, отвечающие интересам и потребностям людей (персонала). Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель предстает здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. В рамках организации возможны «три формы проявления организационно-административных методов: 1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); 2) согласительные (консультация, разрешение компромисса); 3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.)»[10]. Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По существу организационно-административные методы – это «методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех под, пока труд не превратится в первую жизненную потребность. В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения: 1) Вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим “сверху”; 2) Пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений; 3) Осознанное, внутренне обоснованное. В целом организационно-административные методы руководства существуют в форме организационного и распорядительного воздействия. Анализ содержания управления организацией показывает, что, в сущности, вся система пронизана организационно-распорядительной деятельностью»[11]. По форме выражения «административные методы подразделяются на административно-правовые, выраженные в правовой форме, и административно-организационные, выраженные в совершении субъектом управления организационных действий»[12].
Рисунок 1.1 - Особенности административных методов В соответствии с этими методами осуществляется функция организации. Используются такие формы этих методов, как обязательные предписания (приказы, запреты и т.п.), согласительные формы (консультации, разрешение компромиссов), рекомендации, пожелания (советы, предложения, разъяснения и т.п.). Все эти формы оказывают прямое воздействие на объект управления, а нарушение методов влечет определенные взыскания. Рисунок 1.2 - Виды и содержание административных методов управления Методы оперативно-распорядительного «воздействия дополняют и конкретизируют методы организационного воздействия. Чем качественнее решены вопросы организационного воздействия, тем меньше объем оперативно-распорядительной работы. Оперативно-распорядительное воздействие осуществляется для оперативного управления». [13] Осуществляя административное в»оздействие на подчиненных, менеджер должен иметь в виду, что бывает три типа подчинения: вынужденное, которое сопровождается чувством зависимости и воспринимается как «нажим сверху»; пассивное, когда подчиненный удовлетворен тем, что освобожден от принятия самостоятельных решений; осознанное, т.е. внутренне обоснованное подчинение»[14]. Роль организационно-распорядительных методов заключается в том, «что они создают условия для существования организации, ибо обеспечивают четкость, дисциплинированность и порядок в работе, хотя негативными моментами этих методов могут быть усиление пассивности подчиненных и в некоторых случаях скрытое неповиновение. Вот поэтому данная группа методов подкрепляется и другими управленческими воздействиями» [15].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.193 (0.007 с.) |