Система управления предприятием



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления предприятием



Система управления состоит из:

- Объекта управления - управляемая часть системы, представляющая собой часть системы, состояние которой приводится к желаемому результату. Объект управления, часто ассоциируют с организацией. Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении определенный набор ресурсов.

- Субъекта управления - управляющая часть системы, которая вырабатывает управляющие воздействия и подает их на объект.

На западных предприятиях субъект управления принято подразделять на[2]:

- Тор management, то есть высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления);

- Middle management - среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);

- Lower management - низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).

 

Комплекс Менеджмента состоит из следующих компонентов[3]:

1. Стратегический менеджмент - постановка и достижение главных стратегических задач, включает: выбор миссии, ситуационный анализ, стратегический маркетинг, стратегическое планирование деятельности, создание и коррекцию организационных структур, управление реализацией стратегии.

2. Управление персоналом – разрабатываются цели и планируется их достижение через более эффективное использование персонала предприятия.

3. Управление технологическими процессами - осуществляется людьми с помощью машин, механизмов, аппаратуры и приспособлений, в том числе компьютеров и других специальных устройств.

4. Управление финансами- через распределение финансов и их динамики регулируется производственно-хозяйственная деятельность предприятия для обеспечения эффективности.

5. Управление материально-техническим снабжением - обеспечивает поставки сырья, материалов, оборудования, инструментов и других необходимых изделий по наиболее эффективным схемам.

6. Управление сбытом - осуществляет на основе маркетинговой деятельности эффективный сбыт товаров и услуг.

7. Управление недвижимостью - эксплуатация, купля, продажа, обмен, аренда и другие действия с недвижимостью.

8. Инновационный менеджмент – обеспечивает управление развитием, необходим для сохранения и повышения эффективности организации в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.

9. Управление качеством - является обязательным для поддержания конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной конкуренции, обеспечивает баланс между качеством товаров и услуг и требованиями потребителей.

 

Черты современного менеджмента

Менеджмент как система управления предприятием претерпевает в настоящее время существенные изменения.[4] Основными факторами, влияющими на ее формирование являются:

1. Системный подход к управлению предусматривает принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимосвязи;

2. Ситуационный принцип управления утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных решений в соответствии с характеристиками конкретной ситуацией;

3. Определяющая роль организационной культуры проявляется через формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в деловой практике предприятия и сознании работников. Она опирается на систему ценностей, принятых в организации.

4. Механизация и автоматизация управленческого процесса представляет собой внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники;

5. Демократизация управления проявляется в активном участии рядовых работников в управлении производством на основе подачи предложений, участии в работе кружков качества, оказании помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений.

6. Интернационализация менеджмента означает усиление роли интернационального фактора в управлении организацией по причине растущего межгосударственного разделения и кооперации труда, а также обостряющейся международной конкуренции.

ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Историческое развитие организации как объекта управления

Различия между «старой» и новой организацией

 

«Старая» организация Современная организация
Преимущественно малые и средние организации Образование и увеличение количества крупных организаций
Небольшое количество руководителей, отсутствие руководителей среднего звена Большое количество руководителей, в том числе и среднего звена
Управленческая работа не выделялась из общей деятельности в организации Четко очерчены управленческие группы и специфика управленческого труда
Занятие руководящих постов в организации по праву рождения или путем захвата власти Занятие руководящих постов по праву компетентности с соблюдением законности и установившегося порядка
малое количество людей, способных принимать важные для организации решения Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Акцент в управлении на приказы и интуицию Акцент на коллективную работу и рациональность

 

Историческое развитие управления организацией было неразрывно связанно с развитием самих организаций, укрупнением предприятий, усложнением производственных процессов и отношений, развитием знаний и навыков работников.

С точки зрения развития организации как объекта управления можно выделить три основных этапа развития менеджмента:

1. Текущее управление (координация процесса производства)

2. Управление, основанное на выполнении функций управления

3. Стратегическое управление

 

1.2. Эволюция управления как научной дисциплины

Отсчет истории развития управления как науки обычно ведется от момента выхода первой комплексной книги по научному управлению предприятием «Принципы научного управления», автор Фредерик У. Тейлор, вышедшей в 1911 году

Существует два основных подхода к рассмотрению истории управления[5]:

1. Подход с позиции выделения различных школ в управлении. Выделяются:

- школа научного управления

- классическая или административная школа

- школа психологии и человеческих отношений

- школа науки управления или школа количественных методов

2. Подход на основании рассмотрения организации и особенностей процесса управления. Выделяются:

- процессуальное управление

- системное управление

- ситуационное управление.

 

Школы управления

Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)[6]

Представители: Фредерик Тейлор, Френк и Лилия Гилберт, Генри Гантт.

Все представители являлись инженерными работниками на крупных предприятиях угольной, сталелитейной промышленности и строительства. Они рассматривали процесс управления с позиции оптимизации отдельных трудовых операций, применяя для этого различные научные, инженерные и технические методы.

 

Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.)

Представители: Анри Файоль, Линдал Урвик, Джеймс Муни.

Все представители были профессиональными менеджерами из высшего звена крупных промышленных предприятиях. Они попытались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, целостности ее элементов, пытаясь определить общие закономерности и характеристики успешно функционирующей организации. Цель - создание универсальных принципов управления.

Принципы управления Анри Файоля[7]:

1. Разделение труда (Цель - выполнение работы большей по объему м лучшей по качеству при тех же условиях)

2. Полномочия и ответственность

3. Дисциплина

4. Единоначалие (Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника)

5. Единство направления

6. Подчиненность личных интересов общим

7. Вознаграждение персонала

8. Централизация

9. Скалярная цепь

10. Порядок

11. Справедливость

12. Стабильность рабочего места для персонала

13. Инициатива (Инициатива - это разработка плана и обеспечение его успешной реализации)

14. Корпоративный дух (Союз - это сила, а он является гармонией персонала)

Школа человеческих отношений (1930 - 1950 гг.) / Школа поведенческих наук (1950 г. - настоящее время)

Представители школы человеческих отношений: Элтон Мэйо, Мэри Паркер Фоллет.

Представители данной школы являлись психологами, которые впервые попытались применить методы психологического управления работниками и группами для достижения более эффективной деятельности предприятий. Они подтвердили с помощью множества исследований, что на производительность труда влияют не только факторы организации и управления, но и удовлетворенности работников процессом труда, построением их межличностных взаимоотношений между работниками и администрацией и др. Впервые были сформулированы основы теории и практики мотивации персонала.

М. Фоллет: «Управление - обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Представители школы поведенческих наук: Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредрик Герцберг.

Они попытались совместить психологические науки, выводы, полученные в ходе исследований Школы человеческих отношений и достижений науки управления. Они развили теории мотивации, теории управления групповой динамикой, управления конфликтами. Основная цель их работ - изучение и налаживание межличностных отношений, повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности деятельности ее человеческих ресурсов.

 

Количественная школа (1950г. - настоящее время)

В основе методов данной школы лежит моделирование развития различных ситуаций в управлении предприятиями на основании использования различных количественных значений и математических методов. Происходит замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями, основывается на широком использовании электронно-вычислительной техники.

 

Вклад различных школ в развитие управления как науки[8]

 

Школа научного управления
- Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач - Выделение специфического управленческого труда из остального - Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения - Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач - Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности
Классическая школа управления
- Развитие общих принципов управления - Выделение и описание функций управления - Систематизированный подход к управлению всей организации
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
- Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения эффективности труда работников и раскрытия их потенциала - Применение наук о поведении к управлению и формированию сбалансированной и эффективной организации
Количественная школа
- Углубленное понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей - Развитие количественных методов для обоснования принятия управленческих решений в сложных ситуациях

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.250.105 (0.009 с.)