Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы организационных решений и их характеристики

Поиск

По способу принятия управленческого решения выделяют:

- Стандартные (запрограммированные) решения - это результат определенной последовательности шагов или действий, приводящих к определению наилучшей альтернативы.

- Нестандартные (незапрограммированные) решения - выбор альтернативы поведения в ситуациях, развитие которых трудно предсказать.

По применению определенного подхода к принятию решения:

- Интуитивное решение - это выбор, сделанный на основе внутреннего ощущения того, что он правилен.

- Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Такие решения кажутся интуитивными, поскольку логика их неочевидна. Опираясь на здравый смысл, человек выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

- Рациональное решение проблемы - выбор альтернативы, обоснованный с помощью определенного аналитического процесса.

 

10.3. Процесс принятия управленческого решения [53]

Несмотря на то, что руководитель в своей деятельности принимает разнообразные решения, процесс выработки и принятия управленческого решения может быть представлен в виде универсальной схемы:

 

СТАДИЯ 1. Признание необходимости выработки решения

- восприятие и признание проблемы

- интерпретация и формулировка проблемы

- определение критериев успешного решения

СТАДИЯ 2. Выработка решения

- разработка альтернатив

- оценка альтернатив

- выбор альтернатив

СТАДИЯ 3. Выполнение решения

- организация выполнения решения

- анализ и контроль выполнения решения

- обратная связь и корректировка

 

На осуществление принятия управленческого решения влияют следующие личностные и организационные факторы[54]:

- Личностные оценки руководителя

- Среда принятия решения

- Информационные ограничения

- Поведенческие ограничения

- Негативные последствия

- Взаимозависимость решений

 

 

КОММУНИКАЦИИ КАК ПОДФУНКЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Роль коммуникации в системе управления предприятием

Коммуникации играют важнейшую роль в работе руководителя, влияют на эффективность его труда и деятельность предприятия в целом. Обратимся к фактам:

- Согласно исследованиям руководитель тратит от 50 до 90% всего времени на коммуникации.

- Опросы показали, что 73 % американских, 63% английских, и 85% японских руководителей считают неудовлетворительные коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями.

В ходе своей деятельности руководитель может участвовать в разнообразных видах коммуникаций: в переговорах с деловыми партнерами, в деловых собраниях с трудовым коллективом, в телефонном общении с клиентом, в личном инструктаже подчиненного, в общении с государственными органами управления посредством деловой переписки и т.п.[55]

Классификация видов коммуникаций:

Межличностные коммуникации

Организационные коммуникации

- Межуровневые коммуникации в организации.

- Коммуникации по восходящей (обратная связь)

- Коммуникации между различными отделами

- Коммуникации руководитель - подчиненный

- Коммуникации между руководителем и рабочей группой

 

 

Классификация информации и коммуникационных процессов

Основным предметом коммуникационных процессов является информация. Информация может быть классифицирована по ряду характеристик:

1. По назначению (одноцелевая связана с решением одной кон­кретной проблемы; многоцелевая используется при решении не­скольких самых разнообразных проблем);

2. По возможности хранения (фиксируемая информация может храниться практически бесконечно, не подвергаясь при этом иска­жению, чему свидетели наскальные надписи и рисунки; нефиксируемая информация используется в момент получения, может храниться некоторое время, но при этом постепенно искажа­ется и исчезает);

3. По степени готовности для использования (первичная информация представляет собой совокупность полученных непосредственно из источника несистематизированных данных, содержащих много лишнего и ненужного; промежуточная информация состоит из све­дений, прошедших через процесс предварительной «очистки» и сис­тематизации, позволяющий решить вопрос о конкретных направле­ниях и способах их дальнейшего применения; конечная информация дает возможность принимать обоснованные управленческие реше­ния);

4. По полноте (частичная, может использоваться только в совокупности с дру­гой информацией; комплексная, она дает всесторонние исчерпывающие сведения об объекте и возможность непосредственно принимать любые решения);

5. По степени надежности (бывает до­стоверной и вероятностной, т.е. неточной из-за принципиальной невозможностью получить от суще­ствующего источника надежные сведения, поскольку имеющиеся методы не позволяют этого сделать, неизбежными искажениями при их передаче, заведомым распространением изначально ложных све­дений).

 

Построение коммуникационного процесса

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента[56].

- Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

- Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов.

- Канал - средство передачи информации.

- Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

В рамках коммуникационного процесса информация проходит несколько этапов:

- Зарождение идеи.

- Кодирование и выбор канала.

- Передача.

- Декодирование.

На каждом из этапов коммуникационного процесса могут возникать организационные, технические и психологические сложности, в следствии которых информация может искажаться и теряться.

Основные межличностные недостатки коммуникаций:

- Различия в восприятии и трактовке информационных сигналов

- Невербальные преграды

- Неэффективная обратная связь

- Неумение слушать.

Основные организационные недостатки коммуникаций:

- Искажение информации

- Информационные перегрузки

- Неудовлетворительная структура организации.

 

11.4. Методы повышения эффективности коммуникационных процессов [57]

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Басовский Л.Е. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2004.

2. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. – Минск: Издательство БГЭУ, 2006.

3. Брасс А.А. Менеджмент. Наука и практика конструктивного руководства. – М.: Современная школа, 2006.

4. Вейл П. Искусство менеджмента. / Пер. с англ. - М.: Новости, 1993.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». - М.: Гардарика, 2003.

6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991.

7. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2006.

8. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI в. - М.: Экономика, 1991.

9. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб.: Питер, 1999.

10. Управление персоналом организации. / Учебник под ред. проф. Кибанова А.Я. - М.: Экзамен, 2003.

11. Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова Л.С. Основы менеджмента. Практикум. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002.

12. Карлоф Б. Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы. - М.: Экономика, 1991.

13. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. / Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». – М.: Инфра-М, Норма, 1999.

14. Кравченко А. И. История менеджмента. – М.: Академический Проект, 2000.

15. Марков Г. Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту. – М.: Альфа, 2000.

16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2006.

17. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М.: Финансы и статистика, 1999.

18. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен И.Х.. Управление по результатам. – М.: Прогресс, 1993.

19. Тейлор У. Принципы научного менеджмента. - М.: Контролинг, 1991.

20. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1995.

21. Эванс Д. Управление качеством. Пер. с англ. – М.: Юнити-Дана, 2006.

22. Якокка Л. Карьера менеджера. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1995.


[1] Целесообразно начать изучение курса с проведения деловой игры «Уровни управления предприятием».

[2] Приводится и разбирается схема уровней организации системы управления на предприятии.

[3] Приводится схема и примеры функциональных вертикалей власти.

[4] Приводятся примеры изменения управленческих подходов и методов на торговых предприятиях.

[5] Приводится схема временной взаимосвязи школ и подходов управления

[6] Даты указаны приблизительно.

[7] Дополнительно рассматриваются на семинарском занятии.

[8] Разбирается взаимосвязь работ и выводов, сделанных в рамках школ управления, на примере одного из вопросов (мотивация).

[9] Приводится и обсуждается схема построения процесса управления.

[10] Приводится и обсуждается схема системного управления предприятием.

[11] Приводится и обсуждается схема ситуационного управления предприятием.

[12] На занятии приводится схема основных стилей управления (традиционная классификация), совместно с преподавателем разрабатывается сравнительная таблица для характеристик основных стилей управления.

[13] Приводится схема взаимосвязи традиционной классификации стилей управления и теории Х-Y.

[14] Схема Решетки стилей управления оформляется и обсуждается на занятии.

[15] Приводится схема взаимосвязи системы стилей руководства Лайкерта и теории Х-Y.

[16] Приводится на доске и кратко рассматривается модель Фидлера.

[17] Приводится на доске и кратко рассматривается модель Вудкока и Френсиса.

[18] Приводится на доске и кратко рассматривается модель Херси и Бланша.

[19] Рекомендуется перед рассмотрением теоретического материала заполнить таблицу «Психологическое восприятие власти».

[20] Схема установления баланса власти зарисовывается одновременно с рассмотрением практического примера.

[21] Схема баланса власти оформляется преподавателем на занятии.

[22] Поясняются с помощью Схемы баланса власти.

[23] При рассмотрении каждой из форм власти оформляется таблица «Преимущества и недостатки формы власти».

[24] Целесообразно совместно со студентами разобрать основные характеристики харизматического руководства.

[25] Данный вопрос будет более подробно рассмотрен в теме вопросе «Делегирование» темы «Организация как функция управления».

[26] Приводится схема отличия организационной структуры управления предприятия от его групповой структуры.

[27] Схема процесса построения команды менеджера оформляется и обсуждается на занятии.

[28] Оформляется и обсуждается таблица «Сравнение характеристик ролей в составе команды менеджера».

[29] Данную тему необходимо изучать на конкретных примерах возникновения конфликтов в организации и управления ими. В связи с этим рекомендуется выносить ее на семинарские занятия.

[30] Схема зон развития конфликта и их влияния на производительность труда оформляется и обсуждается на занятии.

[31] Разбираются и обсуждаются на занятии. Рекомендуется проведение деловой игры «Управление конфликтом».

[32] Целесообразно разбирать вопрос одновременно с заполнением таблицы «Исторические подходы к управлению персоналом».

[33] Оформляется в виде схемы на занятии.

[34] Схема Пирамиды потребностей Маслоу оформляется и обсуждается на занятии

[35] Оформляется матрица влияния групп потребностей теории Мак-Клелланда на формирование стиля руководителя.

[36] Оформляется схема взаимодействия потребностей (факторов здоровья и мотивации) в рамках теории Герцберга.

[37] Оформляется и обсуждается схематическое изображение теории ожидания.

[38] Оформляется и обсуждается схематическое изображение теории справедливости.

[39] Приводится общая схема процесса управления. Обсуждается роль функции Организация в системе управления.

[40] Схемы организационных структур и таблица сравнения их характеристик оформляется и обсуждается на занятии.

[41] См. тему «Власть и личное влияние руководителя / Формы влияния».

[42] На занятии рассматривается и обсуждается стандартная форма должностной инструкции. Выполняется Деловая игра «Разработка должностной инструкции».

[43] Перед рассмотрением материала по теме оформляется и обсуждается таблица «Психологическое восприятие контроля».

[44] Приводится схема общего процесса управления организацией. Обсуждается взаимосвязь функции Контроля с другими функциями управления.

[45] Оформляется и обсуждается схема осуществления на предприятии непрерывного контроля.

[46] Оформляется схема взаимосвязи видов контроля на предприятии.

[47] Оформляется и обсуждается схема осуществления предварительного контроля.

[48] Оформляется сквозная схема построения процесса контроля.

[49] Приводится пример и схема поведения ориентированного на контроль.

[50] Приводится пример и схема выборочной ориентации на стандарты.

[51] Рассматриваются и обсуждаются примеры искажения информации как реакции на осуществление контроля.

[52] Приводится схема взаимосвязи процесса принятия управленческих решений и функций управления.

[53] Целесообразно подкрепить изучение данного вопроса проведением деловой игры «Принятие стандартного управленческого решения».

[54] Рассматривается в форме обсуждения примеров конкретной деятельности предприятий и их руководителей.

[55] Приводится схема взаимосвязи коммуникационных процессов внутри организации и выполнения функций управления.

[56] Схема коммуникационного процесса оформляется преподавателем на занятии

[57] Вопрос разбирается на занятии. В связи с практической ориентацией данного вопроса рекомендуется проводить его изучение на семинарских занятиях, совмещая с проведением таких деловых игр, как «Невербальное общение», «Испорченный телефон», «Эффективные переговоры», «Деловое письмо», «Деловое собрание», «Инструктаж подчиненного» и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.011 с.)