Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема III. Развитие, Воспитание и Формирование личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задачи занятия: 1. Сформировать понятия о биологической, социальной сущности личности. 2. Раскрыть движущие силы и основные закономерности развития личности. 3. Рассмотреть основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности; взаимосвязь процессов развития и воспитания. В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны: Знать – биологическую и социальную сущность человека, движущие силы и закономерности развития, основные факторы, влияющие на развитие человека и формирование его личности. Уметь – анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития при планировании обучения и воспитания, при решении и обсуждении педагогических ситуаций, задач. Проблема развития личности, ее формирования рассматривается многими науками. Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования личности в процессе воспитания и обучения. Человек – биологическое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; это устойчивая система качеств, отношений, планов, мотивов и установок, характеризующих человека как члена общества. Индивидуальность – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Развитие личности – это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Формирование личности – процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности. Результатом развития личности является становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное развитие связано с психическими (развитие памяти, внимания, речи и др.), духовными (нравственное становление: формирование сознания, нравственных чувств, привычек нравственного поведения и др.), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями. Существуют три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности: биологическая, социологическая и биосоциальная. Суть данных концепций представлена в табл. 3 (см. задания для самостоятельной работы). Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Движущими силами развития личности являются противоречия (столкнувшиеся в конфликте противоположные начала), внутренне присущие этому процессу. Отметим некоторые из них: между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым человек располагает (внутренние противоречия); между требованиями, предъявляемыми учебным заведением, и желаниями учащегося (внешние противоречия); между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения (общие противоречия) и др. В результате борьбы этих противоположностей происходит шаг в развитии человека и формировании его личности. Закономерности развития – зависимости между процессом развития и его результатами, а также причинами, влияющими на них. К основным общим закономерностям развития относятся: обусловленность развития человека внутренними и внешними условиями; взаимодействием многих факторов (наследственности, среды, воспитания); мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и др. На развитие человека и формирование его личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные, управляемые и неуправляемые факторы. К биологическим факторам, влияющим на развитие и формирование личности, относят наследственность. Наследственность – свойство организма передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Носителями наследственности являются гены. К наследственным свойствам организма относят: анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности); физические особенности (внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи); физиологические особенности (обмен веществ, группа крови, резус-фактор и др.); особенности нервной системы (строение коры головного мозга и его периферических аппаратов, особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности); аномалии в развитии организма; предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера (гемофилия, сахарный диабет, шизофрения и др.). Черты характера, склонности, способности не передаются по наследству, но они обусловлены задатками, унаследованными биологическими факторами. Заложенные природой задатки развиваются только в социальной среде. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. К социальным факторам, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, относят среду. Под средой понимают социальные условия жизни человека и его природное окружение (общественно-экономический уклад, культура общества, традиции и быт, массовые коммуникации). В педагогической деятельности под средой понимают всю окружающую ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие и формирование его личности. К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности, относят: семью, учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы образования, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это - целенаправленная, специально организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки. В процессе воспитания большое значение имеет собственная активность личности, которая является не только объектом, но и субъектом воспитания. Между воспитанием и развитием существует взаимосвязь. Воспитание строится и осуществляется в соответствии с закономерностями физического, психического и личностного развития детей и направляет их развитие. Таким образом, на процесс развития и формирования личности влияют три ведущих фактора, каждый из которых играет определенную роль. Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития личности в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития личности. Воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности. Главным условием развития личности является деятельность – внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Основными видами деятельности ребенка являются игра, труд, учение, а также общение, различные виды занятий школьника (спортивные, художественные и др.) и отношения к ним. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность в семье, школе, которая ставит ребенка в положение соучастника общественно-значимого дела, ответственного за свою часть работы, побуждает к сотрудничеству, сопереживанию. Личность в своем развитии проходит определенные этапы (периоды), которые условно называют возрастом. Возраст в широком смысле – временная характеристика индивидуального развития человека; в узком смысле – определенный период в физическом и психическом развитии человека, ограниченный относительными хронологическими рамками (например, «младший школьный возраст», «подростковый возраст» и т.д.). В связи с этим возрастные особенности физического, психического, личностного развития – это то общее, что присуще в физическом, психическом и личностном отношении большинству представителей того или иного возраста и одновременно отличает их от других возрастных групп. Установлена следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет); школьный возраст (от 6-7 лет до 17 лет): младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет); средний школьный или подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет); старший школьный или юношеский возраст (от 14-15 до 17 лет). Каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду в жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности. Его изменение характеризует смену возрастных периодов. Основным критерием деления детского развития на возрастные этапы является возникновение психических новообразований, т.е. изменений в психических процессах, способствующих овладению новым типом деятельности (табл. 2). Таблица 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.101 (0.012 с.) |