ТОП 10:

ТЕМА III. РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ



Задачи занятия:1. Сформировать понятия о биологической, социальной сущности личности. 2. Раскрыть движущие силы и основные закономерности развития личности. 3. Рассмотреть основные факторы, влияющие на развитие и формирование личности; взаимосвязь процессов развития и воспитания.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – биологическую и социальную сущность человека, движущие силы и закономерности развития, основные факторы, влияющие на развитие человека и формирование его личности.

Уметь – анализировать характер и степень воздействия на формирование личности как каждого фактора в отдельности, так и их совокупности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития при планировании обучения и воспитания, при решении и обсуждении педагогических ситуаций, задач.

Проблема развития личности, ее формирования рассматривается многими науками. Педагогика изучает наиболее эффективные условия для развития, формирования личности в процессе воспитания и обучения.

Человек –биологическое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Личность –человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; это устойчивая система качеств, отношений, планов, мотивов и установок, характеризующих человека как члена общества.

Индивидуальность – совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.

Развитиеличности – это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Формирование личности– процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

Результатом развития личности является становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное развитие связано с психическими (развитие памяти, внимания, речи и др.), духовными (нравственное становление: формирование сознания, нравственных чувств, привычек нравственного поведения и др.), интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Существуют три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности: биологическая, социологическая и биосоциальная. Суть данных концепций представлена в табл. 3 (см. задания для самостоятельной работы). Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.

Движущими силами развития личности являются противоречия (столкнувшиеся в конфликте противоположные начала), внутренне присущие этому процессу. Отметим некоторые из них: между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым человек располагает (внутренние противоречия); между требованиями, предъявляемыми учебным заведением, и желаниями учащегося (внешние противоречия); между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения (общие противоречия) и др. В результате борьбы этих противоположностей происходит шаг в развитии человека и формировании его личности.

Закономерности развития –зависимости между процессом развития и его результатами, а также причинами, влияющими на них. К основным общим закономерностям развития относятся: обусловленность развития человека внутренними и внешними условиями; взаимодействием многих факторов (наследственности, среды, воспитания); мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и др.

На развитие человека и формирование его личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные, управляемые и неуправляемые факторы.

К биологическим факторам, влияющим на развитие и формирование личности, относят наследственность. Наследственность – свойство организма передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Носителями наследственности являются гены. К наследственным свойствам организма относят: анатомо-физиологическую структуру, отражающую видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности); физические особенности (внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи); физиологические особенности (обмен веществ, группа крови, резус-фактор и др.); особенности нервной системы (строение коры головного мозга и его периферических аппаратов, особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности); аномалии в развитии организма; предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера (гемофилия, сахарный диабет, шизофрения и др.).

Черты характера, склонности, способности не передаются по наследству, но они обусловлены задатками, унаследованными биологическими факторами. Заложенные природой задатки развиваются только в социальной среде.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

К социальным факторам,оказывающим влияние на развитие и формирование личности, относят среду. Под средой понимают социальные условия жизни человека и его природное окружение (общественно-экономический уклад, культура общества, традиции и быт, массовые коммуникации). В педагогической деятельности под средой понимают всю окружающую ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие и формирование его личности. К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности, относят: семью, учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы образования, внешкольные учреждения, средства массовой информации.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это - целенаправленная, специально организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки. В процессе воспитания большое значение имеет собственная активность личности, которая является не только объектом, но и субъектом воспитания. Между воспитанием и развитием существует взаимосвязь. Воспитание строится и осуществляется в соответствии с закономерностями физического, психического и личностного развития детей и направляет их развитие.

Таким образом, на процесс развития и формирования личности влияют три ведущих фактора, каждый из которых играет определенную роль. Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития личности в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития личности. Воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности.

Главным условием развития личности является деятельность – внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. Основными видами деятельности ребенка являются игра, труд, учение, а также общение, различные виды занятий школьника (спортивные, художественные и др.) и отношения к ним. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность в семье, школе, которая ставит ребенка в положение соучастника общественно-значимого дела, ответственного за свою часть работы, побуждает к сотрудничеству, сопереживанию.

Личность в своем развитии проходит определенные этапы (периоды), которые условно называют возрастом.

Возраст в широком смысле –временная характеристика индивидуального развития человека; в узком смысле – определенный период в физическом и психическом развитии человека, ограниченный относительными хронологическими рамками (например, «младший школьный возраст», «подростковый возраст» и т.д.). В связи с этим возрастные особенности физического, психического, личностного развития – это то общее, что присуще в физическом, психическом и личностном отношении большинству представителей того или иного возраста и одновременно отличает их от других возрастных групп.

Установлена следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет); школьный возраст (от 6-7 лет до 17 лет): младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет); средний школьный или подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет); старший школьный или юношеский возраст (от 14-15 до 17 лет).

Каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду в жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности. Его изменение характеризует смену возрастных периодов. Основным критерием деления детского развития на возрастные этапы является возникновение психических новообразований, т.е. изменений в психических процессах, способствующих овладению новым типом деятельности (табл. 2).

Таблица 2







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.231 (0.004 с.)