Тема VIII. Формы организации обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема VIII. Формы организации обучения



Задачи занятия: 1. Раскрыть значение форм организации учебной работы в системе педагогического процесса. 2. Рассмотреть особенности основной формы организации учебной работы – урока и его взаимосвязи с другими формами организации обучения.

В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:

Знать – понятие и функции форм организации обучения, признаки классно-урочной системы обучения, типы и структуру уроков, дидактические требования к уроку и пути его совершенствования.

Уметь – различать типы уроков, свойственную им структуру, реализовывать дидактические требования при прогнозировании путей решения образовательных задач, вести поиск возможностей совершенствования организации обучения.

 

Формой называют внешнее выражение какого-либо содержания.

Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную, методически оснащенную систему познавательной и воспитательной деятельности в процессе педагогического взаимодействия педагога и занимающихся, которая осуществляется в установленном порядке и определенном режиме.

Своеобразие содержания образования, особенности восприятия и усвоения учебного материала учениками разных возрастных групп требуют использования различных форм организации обучения: индивидуальных, групповых, коллективных.

Их сочетание должно быть адекватно возрастным особенностям учеников и представлять содержание изучаемой науки в определенной системе, обеспечивая усвоение теоретического материала, формирование необходимых умений и навыков, конкретных фактов, их обобщений, выводов. Содержание изучаемой науки и возрастные особенности учеников влияют также на определение продолжительности разных форм учебной работы во времени, на выбор способов их организации, на методическое оснащение (наглядные пособия, тренажеры, особенности инструктажа при выполнении самостоятельной работы и др.).

Функции организационных форм обучения:

§ Обучающе-образовательная, направленная на создание условий для передачи ученикам знаний, формирования умений, навыков, мировоззрения, развития склонностей и способностей.

§ Воспитательная, направленная на постепенное включение ученика в разные виды деятельности, активизирующие духовные и физические силы учеников: интеллектуальные, морально-волевые, эмоциональные, действенно-практические.

§ Организационная, обеспечивающая соответствие объема, качества содержания учебной работы возрастным и индивидуальным возможностям учеников.

§ Психологическая, направленная на формирование привычки к работе в одно и то же время в знакомых условиях, порождающей психическое состояние раскрепощенности, максимальное напряжение духовных сил.

§ Развивающая, направленная на использование разнообразных форм организации учебной работы, что активизирует умственную, трудовую, игровую деятельность, создает условия для включения в работу всего комплекса психических процессов.

Основной формой организации обучения является классно-урочная система, возникшая в XVII веке.

Существенными признаками классно-урочной системы являются: объединение учащихся в группы с учетом возраста и уровня подготовленности; проведение занятий одновременно со всеми учениками по определенному расписанию.

Достижения педагогической науки и обобщение передового опыта учителей позволили определить следующие дидактические требования к уроку:

§ Четкость, определенность основных дидактических задач, структурных элементов урока.

§ Взаимосвязь задач образования, воспитания и развития учащихся.

§ Рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

§ Выбор оптимального сочетания методов и средств развития, обучения и воспитания, соответствующих закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся.

§ Связь каждого урока с предыдущим и последующим.

Классно-урочная система развивается и совершенствуется. Ее прогрессивный потенциал не исчерпан до настоящего времени. Так, форма обучения в современных условиях характеризуется не только совместной работой учеников в одном помещении, но и их познавательной деятельностью в специально оборудованных предметных кабинетах, в спортивном зале, где каждый ученик проявляет свою индивидуальность: отношение к предмету, умение работать самостоятельно, в коллективе, готовность к сотрудничеству и т.д. Эту форму работы называют классно-кабинетной. Развивается тенденция к полиморфной классно-урочной работе, которая характеризуется использованием разнообразных организационных форм – индивидуальных, групповых, бригадных, коллективных на одном уроке в таких сочетаниях, которые будут способствовать овладению каждым учеником системой знаний, умений и навыков, интеллектуальному, морально-волевому, эмоциональному, эстетическому развитию занимающихся. Полиморфная система обучения имеет и психологическое обоснование: однообразная форма организации обучения утомляет, способствует формированию вредных привычных стереотипов поведения на уроке, проявляющихся в неустойчивости внимания, пассивности восприятия и мышления, в неожиданных перепадах возбужденности и заторможенности в процессе работы.

В условиях социального и научно-технического прогресса существует необходимость расширять, углублять знания учеников, учить их разнообразным формам самостоятельной работы. Поэтому вокруг урока, являющегося стержнем изучения темы, группируются другие формы организации обучения как в учебное, так и внеучебное время. В этих формах используются: практикумы (самостоятельная практическая работа на основе инструктажа); экскурсии на производственные, спортивные, культурные объекты (позволяют иллюстрировать изучаемые предметы, явления в реальности); факультативные занятия (расширяют научно-теоретические знания, способствуют формированию практических умений); дополнительные занятия (помогают в устранении пробелов в знаниях, умениях); внеурочные формы обучения (предметные кружки, спортивные секции и др.); домашняя учебная работа (дополняет урочную, но отличается большей самостоятельностью); консультации (форма помощи в учебной работе); конференции (помогают самоорганизации своего общения с товарищами и учителями по отдельным темам и вопросам). Дополнительные формы организации обучения способствуют расширению кругозора учеников, установлению более тесных связей с практической деятельностью и с практикой общественных отношений.

При планировании классно-урочной формы работы предусматривается проведение уроков разных типов. В зависимости от ведущей дидактической задачи выделяют следующие типы уроков:

§ Комбинированные или смешанные типы уроков (учитель объясняет новый материал, закрепляет, повторяет, контролирует). Проводятся преимущественно в начальной школе, а в старших классах этот тип урока приобретает характер полиморфизма.

§ Уроки по изучению нового материала.

§ Уроки закрепления пройденного материала.

§ Уроки проверки и оценки знаний, умений, навыков или контрольно-проверочные (проводятся после изучения тем, разделов учебной программы для проверки усвоения материала).

Каждый тип урока имеет свою структуру. Структурой называют соотношение и взаимодействие условно выделенных частей урока, отличающихся своими задачами и характером деятельности учителя и учащихся. Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. При планировании комбинированного урока может быть намечена такая примерная его структура: проверка выполнения домашних заданий, воспроизведение и актуализация опорных знаний учащихся, их использование в практической деятельности, определение новой темы, цели и задачи урока, формирование мотивов предстоящей учебной деятельности, изложение нового материала, установление его связи с практикой, проверка его усвоения, закрепление материала, подведение итогов урока, объяснение домашнего задания. Примерная структура урока по изучению нового материала: определение темы, цели и задач урока, формирование мотивов предстоящей работы, изложение нового материала, его реализация в практической работе, подведение итогов урока и объяснение домашнего задания. Аналогично устанавливается структура уроков других типов. На основе творческого подхода учитель, тренер определяет наиболее рациональную структуру урока.

Проблема повышения эффективности урока – одна из важнейших. Качество и результативность урока зависят от многих факторов:

§ Оптимального сочетания задач развития, образования, воспитания.

§ Соответствия им содержания учебной работы, методов, приемов, средств, способов организации обучения.

§ Организации творческой поисковой деятельности учеников в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

§ Взаимосвязи урока с другими формами организации обучения.

§ Благоприятных условий для деятельности и взаимодействия учителя и учащихся и др.

 

Вопросы:

1. Раскройте понятие «форма обучения», ее особенности и значение.

2. Охарактеризуйте функции организационных форм обучения.

3. Определите признаки классно-урочной системы, особенности ее развития и дидактические требования к уроку.

4. Охарактеризуйте другие формы организации обучения и их значение.

5. Какие типы уроков физической культуры чаще всего встречаются в общеобразовательной школе? Влияет ли возраст учеников на выбор учителем типа урока?

6. В чем сходство организации уроков физической культуры и учебно-тренировочных занятий в спортивной школе? В чем различие?

7. Какие изменения появляются в организации учебно-тренировочных занятий с изменением возраста и спортивной подготовленности занимающихся?

 

Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:

1. В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения», «методы обучения», «средства обучения»?

2. Заполните таблицу, используя учебную литературу.

Форма обучения Сущность формы обучения Достоинства Недостатки Применение в современных условиях
Классно-урочная        
Индив. форма обучения        
Групповая форма обучения        
Коллективная форма обучения        

 

Задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время:

1. Продолжите анализ учебно-тренировочного занятия по избранному виду спорта, ответив на вопросы № 8, 9, 10 (приложение № 2).

 

Литература: основная – 3, 20, 23, 24, 25; дополнительная – 1, 2, 5, 11, 19, 21, 22, 27, 32, 35, 36.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.011 с.)