Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Словарь использованных терминов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других, частных его свойств и связей. Общее понятие – как результат процесса абстрагирования (абстрактного мышления). Алгоритм – способ (программа) решения вычислительных и др. задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными. Аналогия (от греч. analogia – соответствие) - сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии – знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам и качествам, объект. Аннотация (от лат. annotation – замечание) – краткая характеристика произведения, статьи, рукописи, излагающая их содержание и дающая иногда оценку. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Воображение – это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком ранее. Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Гипотеза (отгреч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки. Деятельность – это специфически человеческая форма отношений к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей. Это - условие существования общества. Дидактическая система (от греч. systema – целое, составленное из частей, соединение) – выделенное по определенным критериям целостное образование. Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека. Идея – форма отражения в мысли явлений объективной реальности. Индивид – единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного индивида (единичного представителя человеческого рода) от других. Интенсификация (от лат. intensio – усиление, напряжение) педагогического процесса – повышение его интенсивности в каждую единицу времени. Категории (от греч. kategoria – высказывание, признак) – наиболее общие, базовые понятия науки. Концепция (от лат. conseptio – понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для его освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Личность – устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность характеризуется определенным уровнем понимания взаимоотношений людей, оценок их действий, отношений, господствующих в деятельности, направленной на творческое преобразование достижений науки, производства, культуры. Закономерность – отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Закон – это строго зафиксированные закономерности. Метафора – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих составляемых членов (например, говор волн, бронза мускулов и т.п.). Метод (от лат. metodos – путь, способ) – способ взаимосвязанной деятельности педагога и учеников, направленный на достижение поставленной цели. Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие) – учение о принципах построения, об основных закономерностях развития, о формах и методах научного познания. Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизации в результате сознательного многократного повторения одних и тех же действий, движений или решения типовых задач в учебной деятельности. Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений, и порождаемая потребностями в совместной деятельности. Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Память – отражение прошлого опыта человека, проявляющегося в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Педагогическая деятельность – разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания. Педагогическая задача – педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает характер потребности. Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений и требующая адекватной теории для ее разрешения. Прогнозирование – научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы. Результаты (продукты обучения, воспитания) – это следствия учебно-воспитательного процесса. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей. Язык – система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение) – критический разбор и оценка нового художественного или научного произведения; отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение перед их публикацией, защитой и т.п. Самовоспитание – сознательная целенаправленная деятельность человека, реализующаяся через саморазвитие, самообразование, самосовершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств и свойств. Самообразование – активная, целенаправленная, познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области. Ситуация (от лат. situation – положение) – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения. Сознание – высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий. Социализация личности – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом – производственные силы, общественные отношения. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы. Средства воспитания – социальное, культурное и природное окружение, включающее такие основные виды деятельности учеников, как учение, труд, игру, искусство, физическую культуру и спорт, общение. Средства обучения – то, что облегчает ход учебного процесса (учебники, наглядные пособия, тренажеры и т.д.), а также мастерство педагога в широком его смысле – речь, формы общения и др. Субъект (от лат. subjectum – подлежащее, лежащее внизу, в основании) – конкретный носитель предметно-практической деятельности познания, активный творец своей жизни. Тезисы (от греч. thesis – положение, утверждение) – в логике – утверждение, требующее доказательств. Тема (от греч. thema – предмет изложения, исследования, обсуждения) – лаконичная формулировка проблемы исследования. Технология обучения – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих подбор и компоновку методов, средств, организационных форм обучения, обеспечивающих эффективное педагогическое взаимодействие и устойчивую обратную связь педагога и учеников. Умения – способы применения знаний на практике. Управление – организованная и планомерная деятельность соответствующих органов (государственных, местных) и отдельных лиц, направленная на упорядочение, совершенствование и развитие процесса труда в учреждении (например, учебного труда на уроке в школе и др.). Условие – обстоятельства, способствующие или препятствующие решению педагогических задач. Установка – готовность субъекта к той или иной деятельности, активизирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. Форма (от лат. forma – внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики, содержания. Форма определяется в зависимости от количества учеников, времени, места обучения, порядка выполнения учебных действий и т.д. Цель (образовательная, воспитательная) – отдаленный предполагаемый результат, на достижение которого направлено обучение, воспитание. Цитата – дословно приводимый отрывок из какого-либо текста.
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ Св. план, 2008
Романова Алла Васильевна, Дранюк Оксана Ивановна
ПЕДАГОГИКА (ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ) Учебно-методическое пособие
Редактор В.П. Товстых Корректор Н.Л. Журавлева
Сдано в набор 09.02.2008 Подписано в печать 28.02.2008 Объем 6,6 печ. л. Тираж экз. Зак. Цена свободная
ПИО СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта 190121 СПб., ул. Декабристов, 35
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.008 с.) |