Развитие речи ребенка первого года жизни



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи ребенка первого года жизни



Встреча мышления и речи составляет крупнейшее

событие в развитии индивида, и именно эта связь

ставит мышление человека на небывалую высоту.

Л. С. Выготский, А. Р. Лурия

Первый звук, который издает ребенок, — это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата. И каждая мама в первые дни жизни младенца с особой нежностью и тревогой прислушивается к тому, как он причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит — то требовательно, то жалобно, с каждым часом приближаясь к моменту «величайшего открытия».

С чего начинается общение? Известно, что в первые две-три недели жизни ребенок не проявляет никакой инициативы по отношению к взрослому. Но несмотря на это родители постоянно с ним разговаривают, ласкают, ловят его взгляд. Именно благодаря любви взрослых, которая выражается в таких простых действиях, ребенок в конце первого месяца жизни начинает сначала отвечать на них, а чуть позже и сам проявляет инициативу так называемым комплексом оживления.Младенец смотрит взрослому в глаза, улыбается, радостно гулит, размахивает ручками, выгибается всем тельцем, демонстрируя удовлетворение от его присутствия и привлекая к себе его внимание.

Любящая мать с первых дней всматривается в лицо малыша, стараясь поймать его взгляд. Ей даже кажется, что он узнает ее и радуется ее появлению. Так оно и есть. Как только вам покажется, что малыш смотрит на вас — улыбнитесь ему. Этим вы поддержите его первые инициативы в общении.

К концу второй недели жизни ребенок может фиксировать объекты взглядом, а чуть позже — прослеживать их движение. В этом возрасте он уже хорошо знает маму — ее голос, запах, звук шагов. Лицо матери, ее глаза с самых первых дней — богатый источник информации и подкрепление первых активных попыток малыша установить связь с миром.

В возрасте от трех до пяти-шести недель такое общение глазами особенно важно для младенца. Он упорно, день за днем, в течение всего времени бодрствования старается поймать и удержать взгляд матери. Он еще не умеет улыбаться, но в ответ на ласковый разговор и улыбку матери мышцы его лица расслабляются, и мама видит, что малыш испытывает удовольствие от общения с ней.

К полутора месяцам контакт глазами становится уже прочным, самостоятельным средством общения. Ведь к этому времени у него появляется новое средство, которое уже активно употребляет мать, а ребенок еще только осваивает, — улыбка. Улыбка — выражение радости и удовольствия, средство общения, безотказный способ привлечь внимание взрослого, удержать его около себя, заставить вступить в общение и, конечно, заговорить.

Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до тридцати голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и бессонные ночи, и плач без видимых причин.

Общеизвестно, что плач — это плохо, это сигнал, что надо поменять пеленки, дать соску и т.д. Но ведь плач — это не только сигнал неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления желания и понимания.

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании, доброжелательности, любви. Привязанность к взрослому, которая возникает у ребенка в первые месяцы, делает его очень восприимчивым к общению. Взрослый, разговаривая с малышом, лаская его, воздействует на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему. Так, эмоциональное общение ребенка со взрослым, оказывая решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, становится ведущей деятельностью ребенка первого полугодия жизни.

Ничто не может заменить теплого, эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком. Если ребенок этого лишен — возникает отставание и сложности в развитии: он растет вялым, безынициативным, его речь и познавательная деятельность отстают от нормы, возникают трудности в общении. И только в личностном общении у ребенка возникает ощущение своей нужности другому, так необходимое для возникновения чувства безопасности, повышенного жизненного тонуса, уверенности в себе.

Подготовка к овладению языком начинается уже в 2—4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. В психологии этот этап принято называть периодом гуления.Ребенок произносит задненебные и гласные звуки, чем-то напоминающие сочетания «ГХАИЫ», «ГХОИУ» — отсюда исток доброй традиции «огукать» с детьми.

Следующая ступень в подготовке к овладению языком — период лепета или послоговой речи. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни ребенка и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений. Как пишет Л.С. Выготский, ребенок начинает понимать, что звуки и их комбинации могут означать определенные предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого, что, сказав «ам-ам», можно получить есть, а сказав «мама», можно позвать маму.

Есть данные, подтверждающие, что еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов. Наблюдательная мама может заметить, что примерно в 8 месяцев ребенок подражает звукам, которые слышит. Ребенок называет собаку «ав-ав», корову — «му», появляется ряд подражаний словам, которые произносят взрослые.

Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11—12 месяцев в активном словаре имеется уже около десяти слов. К мальчикам первые слова приходят в 13—14 месяцев — в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 4—5 месяцев.

Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды — все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи. Постоянное овладение речевыми навыками находит отражение в формировании мышления ребенка, а также его личности, характерологических особенностей.

Желательно, чтобы каждая мама вела дневник и фиксировала не только знаменательные даты в физическом развитии ребенка, но и периоды речевого развития малыша. Если родителей что-то тревожит, настораживает, например, выпал период гуления, запаздывает период лепета, надо незамедлительно обратиться к специалистам: оториноларингологу, детскому невропатологу — неонатологу, педиатру, логопеду.

Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания. Начиная с 6—7 месяцев ребенок определяет направление звука — колокольчика, дудочки, погремушки. Продемонстрировав, как они звучат, родители могут предложить ребенку по подражанию постучать то громко, то тихо.

Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить» какая ему больше нравится. Уже в период гуления он оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. Позже, месяцев с 7—8, приплясывает, хлопает в ладоши, «поет». Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.

В конце первого года жизни ребенок правильно реагирует на многие, обращенные к нему слова. Мы говорим: «Покажи носик!», «Сделай ладушки!», «Где мама?» — и он показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу.

В первые шесть месяцев жизни малыш особенно нуждается в эмоциональном общении со взрослым и важно не содержание, а веселая интонация, улыбка — он оживляется, усиливаются голосовые реакции. А после шести месяцев одной эмоциональности в общении ребенку уже недостаточно. Его надо учить понимать короткие, легкие, не больше двух слогов слова, заканчивающиеся гласным звуком.

Допустимы звукоподражательные слова: «киса», «ам-ам», «бобо», «ав-ав». Каждая мама, да и все взрослые в семье, должны следить за своей речью, за правильностью и четкостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания. Взрослые, ухаживающие за детьми, должны постараться избавиться от недостатков собственной речи. Не стоит непрерывно говорить с ними — это их утомляет.

И еще одно условие: с ребенком надо разговаривать о том, что находится в круге его внимания. Во время кормления мама может привлечь его внимание к чашке, тарелке, ложке. С детьми надо говорить только о том, что они сами видят, чем заняты. Помимо всего прочего, им необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чем-то, чтобы их желания не предупреждались прежде, чем они успеют выразить их словом или жестом.

После шести месяцев можно заняться артикуляционной, то есть речевой моторикой. Например, ребенок улыбается — активизируются мышцы губ. Для активизации языка подходит упражнение «лошадка». Чем раньше вы научите малыша щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л и т.д.).

К концу первого полугодия жизни ребенок начинает все больше интересоваться окружающими предметами. На первый план выходят совместные предметные действия, они и становятся ведущей деятельностью ребенка во втором полугодии жизни. Конечно, внимание, ласковые прикосновения по-прежнему необходимы малышу, но теперь они становятся лишь фоном — ребенок хочет играть, действовать с предметами. Проявляя интерес к окружающим предметам, он, пробует и кусать их, и извлекать из них звуки. Но часто уже через 2—3 минуты игрушка брошена, а малыш опять зовет маму. И снова просит ту же игрушку, пытаясь объяснить ей, что мир они должны осваивать вместе! Самостоятельно, один на один, ребенок может познать только то, что доступно, — физические свойства мира. Любая же игрушка — очень сложная искусственная модель, в которой заложены и информация о свойствах предметов, и способ действия с ними, и, что очень важно, — отношение к ним. Только в совместной деятельности с ним малыш может все это освоить. Конечно, малыш должен (и будет!) играть самостоятельно. Но игрушка не замена взрослого. Находите такие игры, которые нравились бы и ребенку, и вам и научитесь играть с малышом, включаясь в его жизнь. Например, позанимайтесь с ребенком пальчиковой гимнастикой.

На большое стимулирующее значение функции руки указывают исследования деятельности детского мозга, психики детей. Уровень развития их речи находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений пальцев рук.

С 6—7месяцев можно приступать к тренировкам пальцев рук — массажу кистей рук, каждого пальчика, каждой его фаланги. Разминать и поглаживать их в течение двух—трех минут надо ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки:

Сорока-белобока

Кашку варила.

Детишек кормила,

Этому дала.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала...

При этом указательный палец одной руки выполняет круговые движения по ладони другой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Другой вариант этой потешки — большой палец не загибается:

... А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

Дети загибают в кулачок и разгибают поочередно пальчики левой и правой руки. Мама помогает удерживать их от непроизвольных движений.

Можно использовать и такие стишки:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчикЯ.

Или:

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Для тренировки пальцев рук можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. Сначала все упражнения родители демонстрируют сами. Например: «пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Человечек побежал» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу. Если у родителей богатое воображение, они придумают и расскажут сказки, сопровождая их изображением различных фигурок, сложенных из пальцев. Занятия должны приносить ребенку радость и выполняться им легко, без лишнего напряжения.

Хочется еще раз обратить внимание родителей, что второе полугодие жизни — период освоения ребенком мира предметов и их свойств. Существенно вырастает двигательная активность ребенка: он ползает, требует игрушки, пытается выпрыгнуть за пределы манежа. Ушибы, физическая боль не самые опасные последствия нового периода жизни во второй половине первого года жизни малыша. Гораздо хуже, если активность младенца вызывает неприятие взрослого, торопящегося поскорее завершить необходимый уход за ребенком и уложить его спать. Очень часто одни и те же события имеют для взрослого и ребенка разную психологическую ценность. То, что взрослому кажется пустяком, часто оказывается очень важным для ребенка. Например, в ванне малыш заинтересовался блестящими кранами, рассматривает и изучает их. Взрослый хочет побыстрее закончить купание и насильно отрывает ребенка от кранов, тот кричит от возмущения. Ребенка нужно понять — прервано обследование, формирующее в данный момент психологические механизмы восприятия, создающее индивидуальные установки на преодоление препятствий и самостимуляцию познавательной активности.

Развитие интеллекта, памяти, внимания малыша в этом возрасте во многом зависит от разнообразия предоставленных возможностей его действий с предметами, поэтому искусственное прерывание спонтанной активности вашего малыша может тормозить его интеллектуальное развитие.

О роли физического контакта
в гармоничном развитии ребенка

Накоплено большое количество научных и практических данных о том, что психическое и физическое здоровье ребенка во многом зависит от того, насколько тепло и уютно он чувствовал себя на руках у мамы в самый ранний период своего детства. Доказано также, что чем младше ребенок, тем более длительный телесный контакт с матерью ему необходим; ласкающие прикосновения благоприятно влияют на биохимию животных и человека, повышая сопротивляемость различным болезням. От того, как взрослые, особенно мать, прикасаются к ребенку, зависит его способность в будущем быть ласковым со своими детьми, успешность в выполнении супружеской роли в собственной семье.

Многие родители понимают, что частый физический контакт — вовсе не блажь малыша, а нормальная физиологическая и психическая потребность. Чтобы обеспечить ребенку максимальную защищенность от внешнего мира, когда он плачет, напуган, взрослый использует позу наибольшего соприкосновения, вертикально располагает ребенка лицом к себе и обнимает.. Малыш может спрятать лицо, уткнувшись в грудь или шею мамы или папы. При этом его покачивают из стороны в сторону.

Многократный физический контакт на ранних этапах развития ребенка вовсе не ведет к избалованности и зависимости от матери. Напротив, чем теснее и полнее контакт с матерью, тем богаче его опыт, тем быстрее он испытывает насыщение близостью со взрослым и потребность быть более самостоятельным. Если же контакт со взрослым слишком ограничен или в нем нет достаточной теплоты и поддержки, ребенок менее склонен проявлять активность и самостоятельность и более тревожен и зависим.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Присмотримся повнимательнее к годовалому малышу. Очень часто он из спокойного, ласкового и уступчивого существа порой неожиданно для родителей превращается в своевольного, капризного и неуправляемого деспота. Он невероятно активен — бегает по квартире, залезает во все углы, хватает, бросает и тянет все, что попадется на глаза. Помимо постоянного беспорядка, в дом входит беспокойство за безопасность и даже за жизнь малыша. К тому же ребенок упрям: начинает кричать и плакать, если у него что-то отбирают, настойчиво рвется в закрытую комнату, а иногда и устраивает настоящие истерики из-за невыполненного желания.

Что же происходит с ребенком на пороге раннего возраста? Встав на ноги и научившись ходить, ребенок, может быть, впервые начинает ощущать себя самостоятельным существом, отделившимся от взрослых. Вдохнув этого воздуха свободы, ребенок уже не хочет возвращаться назад и настойчиво борется за свои права. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении. Ребенок протестует против управления собой или каких-либо ограничений.

Это и есть кризис первого года жизни — главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту. (Кризисом в психологии называется поворотный пункт в развитии, который сопровождается конфликтностью, эмоциональной неустойчивостью, противоречивостью).

Конечно, не в каждой семье кризис ребенка протекает так бурно.

Если родители понимают, что происходит с их малышом и умело направляют его активность в нужное русло, этот период проходит вполне благополучно. Но все же начало каждого возрастного этапа считается кризисным и требует особого внимания, потому что в это время закладываются новые черты личности ребенка, которые будут определять его дальнейшее развитие.

Поведение ребенка второго года жизни связано с двумя отличительными особенностями его психики. Первая из них — ситуативность.

Для малыша 1—2 лет интересно только то, что находится в его поле зрения. Каждый предмет, попадающийся ребенку на глаза, как магнитом притягивает его к себе. Но достаточно показать ему новую интересную игрушку — и он отвлечется от того, к чему только что настойчиво стремился. Новый объект овладеет всем его существом. Ребенок в этом возрасте еще не способен заниматься чисто умственной деятельностью, например, что-то воображать или обдумывать — только действуя с предметами, он способен познать мир. Не давая малышу действовать с предметами, мы лишаем его возможности мыслить, а значит, полноценно жить.

Вторая характерная черта психики ребенка раннего возраста — особая эмоциональность восприятия окружающего мира. Эмоциональность свойственна и взрослым, но они умеют управлять своими чувствами.

У ребенка все не так — как радостно он включается в интересную игру, какой взрыв чувств вызывает у него расставание с любимой игрушкой! Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру — вот, пожалуй, главная особенность ребенка 1—3 лет.

Все это объясняет причину первого кризиса раннего возраста. Ребенок стремится познать окружающий мир доступными ему средствами, встречает сопротивление взрослых, которые беспокоятся о здоровье малыша и порядке в доме, а в результате — конфликты, капризы и слезы.

Как же вести себя с ребенком в период кризиса первого года и в дальнейшем? Безусловно, вам потребуется запастись терпением, особенно в течение второго года жизни ребенка.

Прежде всего нужно позаботиться о максимальной безопасности малыша. Не нужно ставить его в такое положение, чтобы любое его желание встречало запрет. Ведь бесконечные ограничения в конце концов могут воспитать у него и страх, и пассивность перед окружающим миром. И если вы цените потребность ребенка в развитии, постарайтесь, когда это возможно, заменить запреты более гибким поведением. Вместо запретов предложите сыну или дочке привлекательную замену тому, что они хотят получить. Если ребенку во что бы то ни стало понадобилась ваша записная книжка, дайте ему ненужную старую. Тот факт, что книжка принадлежит маме, придает ей дополнительную прелесть в глазах ребенка. Его интерес к новому предмету будет удовлетворен, а вы избежите конфликта. При этом ребенок должен знать, что некоторые вещи для него запрещены, и об этом нужно сообщить серьезно и твердо. Нужно, чтобы малыш не боялся, а верил вам. Что же касается капризов, то здесь родители должны иметь определенные правила и придерживаться их. Ребенок, исследуя предметный мир, устанавливает для себя и границы дозволенного в общении с людьми, пределы своего влияния на взрослого. Не полная, а необходимая малышу свобода, некоторые разумные ограничения, прочные связи со взрослыми и безопасность наиболее важны для ребенка. Понимая это и не позволяя ребенку стать семейным тираном, родители должны мудро, где-то уступая, а где-то настаивая на своем, помогать ему осваивать законы человеческого общежития.

Основное приобретение ребенка 1—3 лет — развитие его предметной деятельности, овладение предметами с помощью общественно выработанных способов их употребления. Уже в 6—7 месяцев у ребенка формируются манипулятивные действия с предметами, которые сначала осуществляются независимо от их свойств и назначения: малыш одинаково обращается с любым предметом, попавшим в руки, — сосет его, размахивает им, стучит. Чуть позже такие действия усложняются: ребенок начинает замечать и использовать некоторые свойства предметов, с которыми манипулирует, например, вкладывает маленький предмет в большой, К концу первого года жизни малыш уже умеет обращаться с простыми игрушками, которые содержат в себе правила употребления, заложенные взрослыми: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает кубики. И, наконец, на втором году жизни осуществляется переход к предметным действиям нового качества, которые называются орудийными. Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребенок должен научиться действовать не в «логике руки», а в логике самого орудия, приспосабливая движения руки к его свойствам. Для малыша это очень трудная задача. Вспомните как долго и непросто ребёнку научиться правильно пользоваться ложкой, расческой, карандашом. Однако освоение орудийных действий позволит ему в будущем овладеть человеческой культурой, расширить возможности познания мира.

Взрослому важно знать и помнить — не только предметы сами по себе интересуют ребенка, овладение предметами происходит в общении со взрослым. На смену эмоциональному общению приходит общение практическое, деловое, которое и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. В таком общении с ребенком взрослый выступает как доброжелательный партнер, соучастник в игре, образец для подражания, человек, оценивающий знания и умения ребенка. Меняются и средства, с помощью которых общаются старший и младший участники игры: это обмен игрушками, совместные игры, обучение использованию предметов по назначению. Контакт ребенка и взрослого усложняется, осуществляясь через предмет и действие с ним.

Важность для ребенка взаимодействия со взрослым наглядно демонстрируют психологические эксперименты детского психолога М.И. Лисиной. В первой ситуации ребенку давались игрушки, а взрослый занимал позицию равнодушного наблюдателя, никак не реагируя на действия малыша. Во второй ситуации взрослый сам играл с теми же игрушками перед ребенком, но его действия не адресовались малышу, взрослый играл как бы сам с собой. И, наконец, в третьей ситуации взрослый разыгрывал перед ребенком целое представление с игрушками, называя ребенка по имени, улыбаясь и вовлекая его в игру.

Затем детям предлагается предмет, с которым играл взрослый.

Во всех трех сериях опытов дети так или иначе действовали с предметами. Однако, в первом случае эти действия ограничивались простыми манипуляциями, и малыш быстро терял интерес к игрушкам, хныкал, смотрел по сторонам. Во втором случае он был более активен, но его предметная деятельность носила характер скорее беспорядочного возбуждения: малыш шумел, повторял одно и то же действие, и в целом его энергия оставалась малопродуктивной. В третьем случае ребенок с удовольствием наблюдал за действиями взрослого, подражал им, присоединялся к игре. В дальнейшем, когда взрослый оставлял ребенка одного, тот довольно долго продолжал начатую игру.

Еще один пример. Маленьким детям на занятиях показывали две не слишком привлекательные для них игрушки — белую машинку и серого слоника. Машинку взрослый постоянно включал в игру: катал ее по столу, имитировал звуки мотора и гудка, выражал восхищение ею. А серый слоник в течение нескольких занятий одиноко стоял на столике. Через две недели тем же детям показывали и машинку, и слоника вместе с другими игрушками, но более привлекательными и яркими. Оказалось, что самой любимой и желанной для всех стала белая машинка, которую демонстрировал взрослый. Вещь, побывавшая в руках взрослого, стала особенно привлекательной для детей.

Становится понятным, почему многие дети, имеющие дома прекрасные игрушки, не хотят, не умеют играть с ними. И пылятся в углу яркие куклы, веселые звери, разноцветные кубики и пирамидки, а ребенок просит новые игрушки, которые через несколько дней станут такими же ненужными и заброшенными, как и старые. Поэтому, прежде чем дать ребенку новую игрушку, поиграйте с ним вместе, придумайте интересный сюжет, покажите, что с ней можно сделать. А дальше ребенок сам разовьет предложенную вами игру.

Посадив ребенка за стол, дайте ему книжку с картинками. Игра рядом со взрослыми необходима малышу — она дает ему чувство безопасности, ощущение близости с родным человеком. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в себе, поддерживает его тонус, дает ощущение важности его дел. Хочется еще раз подчеркнуть: потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий — один из основных стимулов поведения ребенка в раннем возрасте. Теперь присмотритесь к своему ребенку. Итак, дети, имеющие полноценное общение со взрослыми:

— инициативны по отношению к старшему — стремятся привлечь его внимание к своим действиям;

— доверчиво, открыто и эмоционально относятся к взрослому;

— настойчиво требуют от взрослого соучастия в своих делах;

— чувствительны к отношению взрослого, перестраивают свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различают похвалу и порицание;

— предпочитая предметное сотрудничество со взрослым, проявляют к нему свою любовь и охотно отзываются на ласку, активно пользуются речью, привлекая внимание к себе и стремясь получить оценку взрослого.

Что же особенно интересует ребенка в окружающем мире?

Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера их движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами пользования ими совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки.

Давно замечено, что маленьких детей привлекают самые маленькие предметы. Ребенок может подолгу разглядывать крохотного жучка, ниточку. Одно из любимых занятий, которое часто доводит взрослых до изнеможения, — выбрасывание предметов из кроватки и наблюдение за результатом своего действия. Ребенок при этом меняет положение предметов, изучает их под разным углом зрения. Малыш может довольно долго выкладывать предметы из коробки на стол и возвращать их на место, открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов.

Вплоть до трех лет дети продолжают пробовать предметы на вкус. Но их интересуют и крупные вещи: малыши с удовольствием включают и выключают телевизор, вертят шлангом пылесоса, разглядывают машины на улицах, витрины магазинов. Детям этого возраста очень нравятся игры с водой и песком. Расходящиеся по воде круги, приятные тактильные ощущения, меняющееся отражение, пластичность влажного песка — все эти действия буквально завораживают ребенка. Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячом: его можно катать, подбрасывать, перекидывать друг другу. Малышам нравятся также игрушки, имеющие подвижные детали: куклы, у которых части тела можно сгибать и разгибать, машинки со свободно вращающимися колесами, отрывающимися дверцами.

Ваша цель — научить малыша правильно обращаться с предметами и по возможности не стеснять его свободы, стимулировать желание исследовать окружающий мир. Помочь в этом ему могут игры, которые легко организовать для ребенка, например, на кухне, где вы заняты приготовлением еды. Убрав все потенциально опасные вещи, предложите ребенку, к примеру, такую игру: заполнив ящик стола различными игрушками, предметами утвари, попросите его открыть ящик. Используя одно из любимых занятий ребенка — открывать и закрывать что-либо, вы надолго займете его внимание. Другая игра основывается на любви детей раннего возраста соотносить форму и размер предметов. Освободите несколько жестяных банок из-под крупы: больших, средних и маленьких. Ваш малыш очень долго и сосредоточенно будет вкладывать банки одна в другую и выкладывать их, осваивая понятие о размере. Банка с крышкой, наполненная разными предметами, дает малышу возможность прятать и находить их, открывая и закрывая крышку, греметь ими. Только не забывайте, что предметы не должны быть очень мелкими. Еще одно интересное занятие: сделайте на крышке большой жестяной или пластмассовой банки отверстие или прорезь и подберите предметы, которые можно в них опустить. Это прекрасное упражнение для мелкой моторики. Вместо банок можно использовать картонные коробки с крышками.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.015 с.)