Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Готов ли ваш ребенок к школе?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вашему малышу исполнилось шесть лет, он уже кажется совсем большим — многое знает и умеет, и не за горами школа. И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника становится более дифференцированным и избирательным — он легко различает оттенки, замечает много подробностей и деталей в рассматриваемом рисунке, знает что красиво, что ему нравится, а что нет. Внимание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, при этом ребенка привлекает то, что ярко, необычно, то, к чему он может отнестись эмоционально. Малыш седьмого года жизни впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этого старший дошкольник может даже использовать определенные предметы, которые он перенимает у взрослых. Во многом ему помогает в этом собственная, уже развитая речь — она организует внимание и направляет его на нужный предмет. «Надо посмотреть, поискать!» — говорит малыш, начиная делать что-то. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание — ребенку трудно еще сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в интересной игре внимание может быть достаточно устойчивым. В целом, возможности этой новой «взрослой» формы внимания — произвольного внимания — к шести-семи годам уже достаточно велики. Развивается и память вашего малыша. В основном память ребенка в старшем дошкольном возрасте носит также непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что наиболее интересно и приятно. Но по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания снижается, а прочность запоминания растет. Большим достижением ребенка седьмого года жизни является значительное развитие произвольного запоминания. Ребенок уже легко справляется с заданием запомнить что-то, начинает использовать специальные приемы запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Активно развивается и воображение ребенка, что особенно ярко проявляется в игре. Играя, старшие дошкольники переходят от использования предметов-заместителей к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения непосредственно зависит от развития речи ребенка. Высокого уровня в этом возрасте достигает и развитие пространственных представлений. Малыш легко ориентируется во взаимном расположении предметов, хорошо запоминает дорогу, впервые осваивает понятия схемы и плана. Все достижения вашего дошкольника, о которых мы уже рассказали, во многом связаны с активным становлением мышления в этом возрасте. В возрасте четырех-шести лет интенсивно формируется наглядно-образное мышление, когда малыш размышляет как бы руками. Например, подсчитывая палочки, он обязательно будет брать их в руки и перекладывать из кучки в кучку. Старший дошкольник может решить ту же задачу, лишь посматривая на эти палочки или же схематично изображая их на листе. У него формируется более сложная форма мышления — наглядно-образное. Теперь уже ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представления. А высшим достижением в этом возрасте является умение использовать при решении задач схематические изображения. Эта форма мышления является основной для развития логического мышления, связанного с использованием понятий, когда все действия производятся в уме. Итак, к шести-семи годам ребенок может подходить к решению задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, которое будет так важно для обучения в школе. Такой ваш старший дошкольник — умный и внимательный, с развитым восприятием, памятью и мышлением, со значительным опытом практических действий — чувствует уверенность в своих силах, ставит себе все более сложные и разнообразные цели, может иногда усилием воли регулировать свое поведение. Но наиболее эффективным средством изменения поведения ребенка является оценка его действий взрослыми. Носителем норм и правил дошкольник считает взрослого, хотя иногда в роли «законодателя» может выступать и он сам. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает осознавать особенности своего поведения и использует нормы и правила для оценки себя и окружающих. Самооценка вашего малыша в этом возрасте основывается на умении сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном обобщенная и завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она несколько снижается, ребенок более четко может оценить отдельные свои качества. Хотя остающаяся преобладающей обобщенная самооценка приводит к тому, что любую неодобрительную оценку взрослым какого-то отдельного своего действия ребенок переживает как оценку своей личности в целом, очень расстраиваясь при этом. Поэтому порицания, замечания, отрицательные оценки при обучении старших дошкольников надо использовать только очень осторожно и ограниченно. Обобщая наиболее важные достижения психического развития старшего дошкольника, можно сказать, что в этом возрасте у него достаточно развитое мышление, расчлененное восприятие, смысловое запоминание. Активно развивается у него произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать малыша слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, регулировать свои действия принятыми нормами поведения. Он способен к достаточно адекватной оценке себя и своих возможностей. И теперь у вашего ребенка впереди новый этап его жизни — школа. «А ты в школу хочешь?» — этот вопрос часто задают шести-семилетним малышам родственники и знакомые. Часто волнуются и родители: «А готов ли наш ребенок к школе?». Так что же важно знать о готовности ребенка к школьному обучению? Первая составляющая готовности ребенка к школе — это личностная готовность вашего дошкольника, желание самого ребенка учиться, готовность его принять положение школьника, имеющего свой особенный круг прав и обязанностей. Причем важно, чтобы обучение в школе привлекало не только своей внешней стороной — портфель, учебники, тетради, но и возможностью узнавать что-то новое. Важно, чтобы ребенок воспринимал задания взрослого, умел работать по предлагаемому образцу. Личностная готовность предполагает также умение дошкольника произвольно управлять своим поведением, хорошую эмоциональную устойчивость. Это как раз то, что подчас наименее сформировано у современных дошколят, так много знающих и умеющих уже до школы. Да и для родителей такого рода неготовность к школе их малыша меньше всего заметна. Как правило, родители обращают внимание на интеллектуальную подготовленность ребенка, что несомненно тоже важно. Запас конкретных знаний, рациональный подход к действительности, логическое мышление и смысловое запоминание, хорошее развитие речи, тонких движений руки и зрительно-двигательных координации очень помогут успеху ребенка в школе. То, насколько хорошо ваш ребенок будет чувствовать себя в школе, в новой группе детей определит социально-психологическая готовность ребенка к обучению. Развитие у ребенка потребности в общении с другими детьми необходимы дошкольнику для вхождения в детское общество, для того чтобы действовать совместно. В заключение хочется подчеркнуть, что готовность ребенка к школе определяется как его умственным, так и личностным развитием, не последнюю роль играет и состояние здоровья. Все эти качества развиваются не одновременно. Например, интеллектуальная готовность необязательно сочетается со способностью ребенка к систематическим занятиям, с серьезным отношением к обучению. Поэтому нельзя требовать от несозревшего организма ребенка слишком многого. Знание своего малыша, его интересы, возможности и ограничения всегда должны оставаться главными для родителей. По данным американских исследователей около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка включает около 5—6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно-временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То-есть, другими словами, ребенок достиг определенного уровня физической, нервно-психической и интеллектуальной зрелости. Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма — дисграфией. У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из зрительного восприятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и наконец, воспроизведение с помощью руки — зрительного образа буквы. Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего — и как можно раньше ,;— родители должны начать исправлять нарушения у него произношения, уточнять артикуляцию отдельных звуков, так как даже те дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответствующей ему буквой. Поэтому одно из самых распространенных нарушений письменной речи и получило название «косноязычия на письме». Чтобы совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также ее грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним — о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, детского театра. Слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребенок закончил свой рассказ. Подготовкой к грамотному письму может послужить совершенствование пространственно-временных представлений ребенка: справа — слева, наверху — внизу, впереди — позади; ориентация во временах года, времени суток и т.д. Как правило, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в беседе. Развитию мелкой моторики рук способствуют лепка из пластилина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание. Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написанных» пальцем на спине, в воздухе, ощупыванием объемных пластиковых букв. Работа с магнитной доской позволяет расширить «поле зрения» ребенка, научит его соотносить звук и букву, различать согласные и гласные звуки и буквы, соединять их в слоги и читать. Совершенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек и карандашей; восстанавливание их недостающих элементов. Решение этих задач поможет вам подготовить ребенка к овладению школьными знаниями. Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста. Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по профилактике и устранению нарушений во многом сходны. Выполняя следующие задания, ребенок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении: 1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов. 2. Придумать предложение с определенным количеством слов. 3. Увеличить количество слов в предложении. 4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение. 5. Определить место слова в предложении — какое по счету. 6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста. А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез: 1. Выделить гласный звук из слога и слова. 2. Определить место гласного звука в слове. 3. Назвать гласные в слове. 4. Записать только гласные звуки данного слова. 5. Определить пропущенный слог в слове: __буз, __жа, жа__, ли__. 6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан). 7. Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов. Примерные задания по формированию звуко-буквенного анализа: 1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков. 2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков. 3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Письменные работы: 1. Вставить пропущенные буквы в слова: па...ка, по...ка, ры...ба, шта...га. 2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, нос). 3. Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: КОТ, ТОК, САХАР, КОШКА, БАРАБАН, ВЕЛОСИПЕД, ГИМНАСТИКА. 4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно их назвать и записать. 5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: НО... (НОС) НО... (НОГА) НО... (НОЧЬ) НО... (НОМЕР) НО... (НОРКА) 6. Подобрать слово с определенным количеством звуков: А У С АНЯ УЛЯ СОН АГАТ УКАЗ САНИ АРБУЗ УЛИЦА САХАР АНАНАС УКАЗКА САМОЛЕТ 7. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв. 8. Преобразование слов: а) Добавить звук: МЕХ-СМЕХ, РАК-БРАК, РОЗА-ГРОЗА; б) Изменяя один звук слова, составить цепочку слов: СОМ-СОК-СУК-СУП-СУХ-СОХ-СОР-СЫР-СЫН-СОР; в) переставить звуки местами: ЛИПА-ПИЛА, ПАЛКА-ЛАПКА; 9. Какие слова можно составить из букв одного слова: РАКЕТА-КАРЕТА. ОГОРОД-ГОРОД, ДОРОГА-ГОРА, РОГА, РОД, ГОРОД. 10. Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: СОМ-МОРОЗ-ЗАЯЦ-ЦЫПЛЕНОК-КУБИК-КЛАСС-СТАЯ. 11. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика. 12. Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадывается, записывается вторая буква слова и т.д. (С.....-СОРЕВНОВАНИЕ). 13. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: КОТ-ТОК, НОС-СОН, СОР-РОС. 14. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки: ПОРТ, АРБУЗ, РАНЕЦ, ТОРТ, АСТРА. Дети выделяют первый звук в названии картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (ПАРТА). 15. Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии. 16. Какой звук убежал (ЛАМПА-ЛАПА, РЕЧКА-РЕКА, ГРОЗА-РОЗА)? 17. Найти общий звук в словах: ПЛАТЬЕ-ЛАВКА, СОБАКА-ОЗЕРО, БАЛЕТ-ОБЛАКО. На начальных этапах работы делается опора на проговаривание. Следующий цикл упражнений направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и словоизменение. Работа над предложением строится по следующему плану: — Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (МАЛЬЧИК БЕЖИТ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ.) — Другие двусоставные предложения. Распространенные предложениям из 3—4-х слов: существительное, глагол, прямое дополнение (МАЛЬЧИК ПЬЕТ МОЛОКО). Предложения типа: ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ. ДЕВОЧКА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ КУКЛЕ. МАМА ДАЕТ СУМКУ ДОЧКЕ. В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложения распространяются с помощью слов, обозначающих признак предмета. Следующие виды заданий: — ответы на вопросы; — составление предложений устно; — составление предложений в письменной форме. Если ребенок длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста. Поэтому необходимо развивать звуко-слоговой синтез. Ребенку можно предложить упражнения: — назвать слово, произнесенное отдельными звуками (К,0,Ш,К,А; Р,У,Б,А,Ш,К,А); — назвать слитно слово, произнесенное по слогам; — составить слово из слогов, которые даны в беспорядке; — произнести слитно предложение, которое дано по слогам (НА-ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ). Наконец, проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов: — прочитать слово и показать соответствующую картинку; выполнить действие, ответить на вопросы; — прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку; — выбрать из текста предложение, которое соответствует содержанию картинки; — найти в тексте ответ на вопрос; — прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию. Параллельно необходимо обогащать словарный запас ребенка, уточнять с ним обобщающие понятия. ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ Недавно знакомая привела ко мне своего четырехлетнего сына и, с трудом сдерживая слезы, сообщила, что малыш начал заикаться. Ребенок стоял рядом, испуганно смотрел на мать, сознавая, что произошло что-то ужасное, и не мог произнести ни слова... Как часто специалистам приходится быть свидетелями таких сцен. Молодые родители, заметив запинку малыша, впадают в отчаяние, превращают это в настоящую трагедию. Тем самым они преждевременно привлекают внимание ребенка к речевому нарушению, что, в свою очередь, не только усугубляет заикание, но и способствует невротическому развитию личности. К сожалению, иногда приходится сталкиваться и с другой крайностью, когда родители с полным безразличием относятся к появлению заикания у детей. Заикание — одно из самых распространенных расстройств детской речи. На планете заикается каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3—5-ти лет, когда малыш начинается усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется словарный запас, совершенствуется фразовая речь. На фоне имеющегося органического заболевания центральной нервной системы, инфекционного заболевания, психической травмы (испуг), эмоционального стресса, наследственной предрасположенности нарушается согласованная работа органов дыхания, голосоведения и органов речевого аппарата. Это связано с нарушением слаженной работы полушарий головного мозга. Феномен заикания состоит в том, что вне речи судорог, как правило, не наблюдается. Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед каждым словом ребенок делает паузу. В некоторых случаях дети начинают тянуть гласный в начале слова, или с трудом «выталкивают» первый звук или слог. Чаще встречается многократное повторение первого слога или слова (ма — ма — ма — шина...). В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Но только на начальном этапе заикание — это судорожное расстройство ритма и плавности речи. Если родители вовремя не обратили внимание на заикание и не приняли меры для его преодоления, считая, что оно пройдет само собой, то уже к моменту поступления в школу заикающийся ребенок достаточно фиксирован на речи, появляется страх перед речевым общением. Дальше — больше... В школе однокашники не скупятся на прозвища. Не всегда хватает такта и терпения учителям: до конца не выслушивают, просят отвечать письменно. В подростковом возрасте ребенок старается определить свое место в мире, все больше внимания уделяет своей внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников. Он становится все более эмоциональным, чувствительным, впечатлительным, возрастает страх перед речевыми ситуациями, так как они особенно значимы для него. Меняется мотивация общения, и подросток БОЛЕЗНЕННО фиксируется на своей речи. Именно в этот период заикание и переходит в следующую стадию — речевой невроз, или ЛОГОНЕВРОЗ, который усугубляется патологическим страхом речи. Любое речевое общение, будь то ответ у доски, разговор по телефону, беседа с девушкой, травмирует подростка, что в свою очередь способствует школьной и социальной дезадаптации. Постепенно складывается чувство собственной неполноценности, уязвимости, раздражительности, вспыльчивости, неуверенности в себе, в своих возможностях. Появляющиеся психологические особенности закрепляются и часто перерастают в стойкие психические состояния и свойства личности. Вот почему так важно своевременно помочь ребенку и предотвратить развитие заболевания. Если вы заметили заикание у ребенка, необходимо обратиться к невропатологу или логопеду по месту жительства. Одновременно родители должны организовать малышу щадящий режим, то есть ограничить до минимума речевое общение. На некоторое время перейти на общение с помощью жестов и рисунков, а также на шепотную речь и пение. Из жизни ребенка желательно по возможности исключить чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки, например, занятия спортом. Следует ограничить просмотр телепередач, особенно в вечернее время, заменить их прослушиванием музыки или просмотром диафильмов. Перед сном желательно читать тихим убаюкивающим голосом хорошо знакомые и любимые сказки. Родные и близкие должны как можно больше в этот период давать детям душевного тепла и ласки. Надо постараться исключить из жизни детей как сильные отрицательные, так и положительные эмоции, сделать так, чтобы один день жизни ребенка мало чем отличался от другого: в одно и то же время он должен гулять, есть, спать, играть и т.д. Желательно, чтобы его окружали только самые близкие люди. Необходимо ограничить общение даже со сверстниками. После режима молчания (3—5 дней) можно осторожно перейти к использованию шепотной речи, представляя это как игру. Например, заболела любимая игрушка и все члены семьи поэтому говорят шепотом. Через несколько дней следует начать петь. Лучше, если в этот период с ребенком будет заниматься пением профессиональный преподаватель музыки, так как пение помогает организовать правильное речевое дыхание, а также снижает голосовые судороги. Желательно начинать занятия с различных распевочек на гласных звуках, с постепенным включением сонорных и носовых согласных (р, м, н). В домашних условиях можно поставить оперу-экспромт, в которой участвуют все члены семьи. Переход к привычной речевой деятельности должен осуществляться постепенно. Особое значение в этот период приобретает речь родителей, которая должна быть спокойной, четкой, благозвучной, хорошо интонированной, лаконичной. Полезно использовать сопряженную форму речи, когда ребенок говорит вместе с ними («Мы сегодня лепили снежную бабу!»), или отраженную, когда ребенок повторяет за мамой: «Какой вкусный обед!». Либо общаться в вопросно-ответной форме с ребенком, когда ответ повторяет вопрос, только в утвердительной форме: «Ты будешь играть?» — «Я буду играть». Одной из важнейших характеристик речи является ее темп. Регулирование ритма речи — необходимая составная большинства методов восстановления речи заикающихся. Спокойный замедленный темп улучшает ритм речи, а также позволяет контролировать речь, что, в свою очередь, способствует согласованной работе органов дыхания, голосоведения, речевой артикуляции, тем самым уменьшая число запинок. Для улучшения речевого самоконтроля и замедления темпа ребенку можно предложить поиграть в сказочного принца, принцессу или волшебницу, которые говорят медленно, выразительно, красивым сказочным загадочным голосом. Добиться этого ребенку поможет речь с дирижированием на каждый гласный звук. Большую помощь заикающемуся ребенку окажут специальные упражнения на согласование речи с движением, то есть чтение стихов на послоговом ритме синхронно с движением рук, ног, пальцев рук, на шаг, с хлопками и т.д. Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А. Барто, каждый слог отхлопывая ладошками: У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА-ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ Или шагает на месте, скандируя: НЕТ, -НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-В-МА-ШИ-НЕ... Или, дирижируя: И-ДЕТ-БЫ-ЧОК, -КА-ЧА-ЕТ-СЯ, ВЗДЫ-ХА-ЕТ-НА-ХО-ДУ... Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает эти стихи в детском театре на сцене перед большим залом и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру. Следствием заикания является мышечное напряжение. Родителям следует обучиться элементарным приемам по преодолению напряжения речевой мускулатуры у детей. Для этого можно использовать артикуляционный массаж, с помощью которого повышается работоспособность мышц и достигается расслабление речевой мускулатуры. У ребенка возникают субъективные положительные ощущения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла, сонливости. Поэтому артикуляционный массаж лучше проводить перед дневным или ночным сном. Голова ребенка находится на коленях у мамы. Руки мамы должны быть чистыми, теплыми. Чтобы не травмировать нежную кожу малыша, руки лучше обработать детским кремом. Массаж можно проводить под тихую мелодичную музыку, лучше фортепьянную. Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук, плечевого пояса, а уже затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения рук должны быть легкими, нежными, скользящими, успокаивающими и должны совпадать с музыкальным сопровождением. Поверхностное поглаживание — мягкий, щадящий прием. Мышцы ладони массажиста должны быть максимально расслаблены. Этот прием применяется для снижения повышенного тонуса мышц речевой мускулатуры, снижает возбудимость нервной системы. Глубокое поглаживание — более интенсивный прием. Растирание — выполняется с легким применением значительной силы давления на массируемую область. Значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях. Прерывистая вибрация или поколачивание — оказывает различное действие. Слабое поколачивание повышает тонус мышц, а сильное поколачивание или «стаккато» снижает повышенный тонус мышц и возбудимость. Плотное прижимание — улучшает кровообращение, обменные процессы. Напомним, что каждый массаж завершает поглаживание. Описание движений артикуляционного массажа приведено ниже, схема массажа показана на рисунке. 1, 2. Общее движение — поглаживание лица и шеи. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производим поглаживание по массажным линиям. Заканчиваем поглаживание фиксацией мочек ушных раковин. 3. Поглаживание лица — третьи и четвертые пальцы располагаем на середине подбородка, вторые над верхней губой, и производим поглаживание по массажным линиям к козелкам ушной раковины. 4. Переходное — вторыми, третьими и четвертыми пальцами поглаживаем из-под подбородка по носогубной складке, боковым поверхностям носа и через переносицу переходим к поглаживанию по массажной линии от середины лба к височным впадинам, где пальцами слегка прижимаем кожу. 5. Волнообразное поглаживание — дойдя до внутренних углов глаз, пальцами легко скользим к брови и, захватив ее вторыми и третьими пальцами, производим волнообразное поглаживание по направлению к виску. Заканчиваем движение легким прижиманием кожи на висках. 6. Поглаживание круговых мышц — подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производим поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходим на верхнее веко и поглаживаем его очень легко, не нажимая на глазное яблоко. 7. Поглаживание лобной и височной впадины — вторыми, третьими и четвертыми пальцами обеих рук, согнутыми по форме лба, попеременно производим поглаживание снизу вверх, плавно передвигая пальцы к вискам. Дополнительно поглаживаем подушечками пальцев виски.
8. Переходное — вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производим поглаживание по массажным линиям. 9. Поколачивание — подчелюстную область массируем похлопыванием тыльной стороны пальцев, затем подушечками четырех пальцев обеих рук одновременно производим поколачивание по массажным линиям.
10. Стаккато — резкие, отрывистые, поочередные удары подушечками пальцев. Движение производим непрерывно, обеими руками, одновременно по массажным линиям, заканчиваем фиксацией у мочек ушных раковин. 11. Плотное прижимание — движения выполняем двумя руками одновременно, начиная снизу, постепенно поднимаясь вверх. После каждого нажима немного приподнимаем руки и вновь нажимаем на массируемый участок. Последнее движение от середины лба к височной впадине. 12. Поглаживание по массажным линиям. 13. Специальное упражнение, рекомендуемое при заикании для расслабления круговой мышцы губ, с которой связана смыкательная судорога губ. Указательные и третьи пальцы располагают около углов рта и губы растягивают, как при улыбке. Обратным движением, превращающим в вертикальную складку, губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие, плавные, скользящие. Аналогичные движения проводятся поочередно с верхней и нижней губой. К сожалению, легкого излечения от заикания не бывает. Это серьезный лечебно-педагогический процесс. Некоторые родители надеются на «чудо», поэтому часто обращаются за помощью к малоквалифицированным или не имеющим специальной подготовки лицам, усвоившим только несколько простых приемов помощи. Только комплексный курс лечения, требующий участия логопеда, невропатолога, физиотерапевта, логоритмиста после длительной кропотливой работы при активном участии родителей может дать положительный результат. В заключение необходимо дать некоторые советы (рекомендации) молодым родителям, как воспитать спокойного, уравновешенного ребенка. — Не готовьте малыша к предстоящим событиям. Даже ожидание приятного создает напряжение. — Постарайтесь удержать от речи ребенка, когда он плачет, особенно рыдает. Всхлипывание приводит к повторению слогов и слов, а после плача малыш еще долго напряженно, судорожно вдыхает, поэтому необходимо сначала успокоить, отвлечь, чем-то заинтересовать. — Не надо ругать ребенка, если он чего-то боится, например, темноты, собаки, бабы Яги. Не надо просить его рассказывать об этом. Надо дать понять, что мама рядом и сможет защитить. — Никогда не надо подгонять. Если родители спешат, то они должны накормить и одеть малыша сами. — Если ребенок категорически отказывается спать днем, то ни в коем случае не надо его заставлять. Можно почитать ему книжку, поставить грампластинку. — Не заставляйте малыша читать стихи при посторонних, если он этого не любит. — Избегайте ситуаций, которые расстраивают. — Если в семье появился младший ребенок и старший ревнует, постарайтесь относиться и к старшему, как к маленькому: баюкайте его, кормите с ложки и т.д. — Привлекайте детей к спокойным домашним делам. Приучите к настольным играм. — Успокаивают нервную систему игры с песком и водой. — Полезно петь и танцевать под музыку. — Старайтесь не предъявлять слишком высокие требования к ребенку. Будьте терпеливы. — Следите за своей речью, она должна стать образцом для вашего малыша. Хорошая речь — это великое благо. Благодаря ей ваш ребенок станет уверенным в себе, уравновешенным, целеустремленным человеком, сможет по достоинству оценить и себя, и других, сможет заниматься в жизни любимым делом.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.015 с.) |