Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему заговорить бывает трудноСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий. от многих факторов. Если в 2—2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2—2,5 лет. Задержка речи на стадии называния. Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе». И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки. Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали. Ориентация в основном на предметный мир. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир. Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «сороку-ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер — куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т.д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить. Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик. «Детские» слова могут препятствовать развитию речи. Причины употребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (Логопед Тинин В.А.)
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА Три года, конец раннего возраста — еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого. Ваш ребенок теперь не только ходит, говорит, играет, задает вопросы, но и борется за свою самостоятельность и независимость. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Родителям важно знать, что в это время происходит очень значительный для ребенка процесс: его первое яркое выражение своего «Я» — это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях. Кризисы развития — это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных — стабильных и более коротких, бурных — критических, то есть кризисы — это переходы между стабильными периодами. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей. Попробуем разобраться, как смягчить проявления кризиса, как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм — в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность — крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость — неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей — не допустить закрепления их крайних проявлений. Давайте посмотрим, что отличает ребенка в период кризиса 3 лет. Первый симптом — ярко выраженное проявление негативизма. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, а стремление делать все наоборот. Суть негативизма заключается в том, что ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. При этом ребенок, действуя наперекор взрослому, часто поступает и наперекор своим собственным желаниям, ощущениям, впечатлениям. Второй симптом кризиса трех лет — это упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до 3 лет. Нежелание идти с мамой за ручку, капризы по любому поводу — выражение этого симптома. Следующий, четвертый симптом — своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. Реже встречаются другие симптомы. Это бунт против окружающих, когда ребенок находится в состоянии постоянного конфликта со всеми, ссорится, ведет себя очень агрессивно. Это также и обесценивание ребенком личности близких людей. Так, малыш может начать называть родителей бранными словами, которых никогда раньше не употреблял. И, наконец, встречается стремление ребенка к деспотическому подавлению окружающих, когда вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, иначе ее ждут истерики и слезы. Что надо знать родителям о детском упрямстве и капризности в этом возрасте: — Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. — Как правило, этот период заканчивается к 3,5—4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — вещь тоже вполне нормальная. — Пик упрямства приходится на 2,5—3 года жизни. — Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. — Девочки капризничают чаще, чем мальчики. — В кризисный период приступы упрямства и капризности встречаются у детей по пять раз в день. У некоторых — до 19 раз! — Если дети по достижении четырех лет все еще продолжают упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия. Кризис трех лет проявляется в трех сферах отношений ребенка. Это — отношение к предметному миру, к другим людям и к себе. Взаимодействуя с предметами, ребенок все чаще начинает обращать внимание на результат своих действий, стремится достичь его. Конечно, процесс действия еще очень важен для него, а в игре остается главным, но в реальной жизни ребенок хочет получить такой же результат, что и взрослый. Однако, он пока еще не в состоянии оценить его правильно, и именно оценка взрослого становится для ребенка раннего возраста мерилом его успеха или неуспеха. С самого рождения отношение родителей к младенцу строится на его полном принятии. Сколько бы огорчений и хлопот ребенок не доставлял, он все равно остается самым любимым и бесценным. Отношение родных к малышу — это выражение абсолютной любви. Такое любовное отношение формирует у малыша ощущение своей нужности и ценности. Отсюда его, пусть еще аморфное, представление о себе складывается как абсолютная положительная самооценка. Порицание взрослого вступает в противоречие с положительным самоощущением малыша и вызывает недоумение и обиду. Постепенно в ходе овладения ребенком предметными действиями взрослый оценивает их результаты, и эта оценка не всегда может быть положительной — так, наряду с положительной абсолютной самооценкой, у ребенка формируется конкретная самооценка. При правильном воспитании у ребенка раннего возраста сосуществуют два вида самооценки: абсолютная, при которой он, несмотря ни на что чувствует и знает, что его любят, и конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное положительное отношение к себе у малыша доминирует и зачастую приходит в противоречие с порицаниями, которые неизбежно возникают. Во многом это — причина многих негативных явлений раннего возраста, в том числе и кризиса трех лет. В этом возрасте ребенок уже хорошо осознает неуспешность своего действия либо порицание взрослого, он воспринимает его как угрозу его абсолютной положительной самооценке, что очень тяжело переживается ребенком. Поэтому на критику в свой адрес малыш может реагировать очень эмоционально, обижаясь даже на самое невинное замечание. Обостренная чувствительность к своему неуспеху часто выражается в излишней стыдливости, застенчивости, смущении. Ребенка начинает тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. В то же время малейший успех может вызвать несоизмеримую с ним бурную радость, хвастовство. Ребенок уже может быть самостоятельным и хочет, чтобы взрослый чаще замечал его успехи и достижения и ценил его самостоятельность. Из сказанного становится понятной основная стратегия поведения родителей. Прежде всего взрослые должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе.. Если он не может справиться с каким-то заданием, не следует давать отрицательную оценку его личности. Такие слова, как «неумеха», «растяпа» больно ранят самолюбие малыша, причиняют ему страдания. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность. В случае неудачи нужно, наоборот, подбодрить ребенка, сказать ему: «Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверен, что и этому ты научишься. Посмотри, как это делается, попробуй еще раз. Если хочешь, я тебе помогу». Не следует также сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей. Такие слова, как «эх ты, у тебя не получается, а вот Саша уже давно умеет это делать», могут вызвать лишь недобрые чувства к сверстнику. В тех случаях, когда ребенок слишком часто упрямится, противопоставляет себя окружающим, не вступайте с ним в бесконечные споры. Вы мудрее его, поэтому помогите ему справиться с самим собой. Предоставляйте ему как можно больше самостоятельности. Там, где это возможно, давайте ему право самому выбирать, что и как он будет делать. Одна мама, зная, что сын, собираясь на прогулку, обязательно затеет спор, надевать комбинезон или нет, не акцентируя внимания на этом моменте, предлагала ему возможность самому принять решение: «Ты сегодня будешь надевать комбинезон с правой или с левой ноги?» Старайтесь не драматизировать кризисную ситуацию и смягчить конфликтные моменты, внося в них долю юмора. Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами. Неприятные процедуры, которые необходимо делать малышу (например, обтирание холодной водой или зарядку, которую любят не все дети), старайтесь перевести в увлекательную игру. В то же время нельзя идти на поводу любых желаний ребенка. Если вы позволите ему при помощи истерики добиваться цели, это станет устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что вас не волнует истерика, и ребенок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймет, что таким способом он ничего не добьется. Бесполезно увещевать его или наказывать в момент истерики — в таком состоянии он непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут продолжение истерики. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА УПРЯМСТВА: — Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. — Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. — Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку — это бесполезно. Ругань также не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. — Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при своем мнении. — Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. — Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только это и нужно. — Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная штучка!», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры могут заинтриговать капризулю и он успокоится. Чем умнее и гибче ведут себя в подобных ситуациях взрослые, тем реже они жалуются на упрямство и негативизм своих детей. Так, исследования выявили определенные отличия среди родителей, жалующихся на упрямство детей. Матери, считающие детей упрямыми, обнаруживают индивидуалистическую направленность интересов, фиксацию на своей точке зрения, им не хватает воображения и гибкости. В то же время они подвержены чувствам и экспансивны, то есть возбужденно реагируют на любые проблемы во взаимоотношении с ребенком. Так же реагируют и отцы, у которых к тому же низкий самоконтроль и чрезмерная уступчивость. Интересная закономерность обнаружена между интеллектом родителей и их жалобами на детей: чем он выше, тем реже дети оцениваются как упрямые, поскольку тогда имеется больше вариантов для решения спорных вопросов. Наблюдения психотерапевтов показывают, что упрямство детей существует только вместе с потребностью родителей обязательно добиться беспрекословного подчинения детей. Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, в этом вам помогут фантазия, юмор и умение играть с ребенком. Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если с первых дней жизни малыша вы будете учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные занятия, уважать его личность и научите его уважать и любить других. После 3 лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но важность и очарование дошкольного возраста хочется подчеркнуть особо. Это возраст активного действия: невозможно заставить малыша посидеть немного спокойно, молча. Желание что-то делать — бегать, прыгать, играть, говорить — переполняет дошкольника. Это возраст, когда воображение начинает работать ярко и интенсивно, когда игра и жизнь неразделимы, когда каждый день приносит что-то новое, когда в жизнь ребенка входят сверстники. Это возраст, когда ребенок уже может рассказать об увиденном, о том, что его волнует. Поэтому впечатления дошкольного возраста надолго остаются в памяти человека и нередко согревают его жизнь в зрелые годы. Дошкольное детство приносит радость и удовольствие и взрослым, находящимся рядом с малышом. В этот период ребенок еще очень привязан к маме и папе, полностью открыт для них. В то же время он уже достаточно самостоятельный человек со своими желаниями и представлениями, с ним можно многое делать вместе, с ним интересно общаться и играть. Общаясь с детьми, взрослые могут как бы заново пережить счастливую пору своего детства.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.234.146 (0.009 с.) |