Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие речи ребенка шестого года жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К пяти годам словарный запас ребенка достигает 3000 — 3500 слов. Он активно начинает пользоваться обобщающими понятиями. Совершенствуется произношение слов. Становится доступно произношение слов сложной слоговой структуры (транспорт, транскрипция и т.д.). Малыш уже не допускает пропусков, замен и перестановки слогов. Звукопроизношение приближается к норме. В этом возрасте дети уже готовы к правильному восприятию и воспроизведению звуков речи. Лишь иногда недостаточно четко могут произноситься шипящие звуки (ш, ж), звук р заменяется звуком л, либо произносится не кончиком языка, а смычкой корня языка и мягкого неба (велярный «р»). Иногда не дифференцированы свистящие и шипящие звуки (с ш, з ж). Дети 5-6 лет все чаще пользуются не только простыми распространенными предложениями, но и сложносочиненными, а также сложноподчиненными предложениями. Увеличивается объем сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи. Высказывая свои суждения, дети прибегают к предложениям, где называют субъект (подлежащее), его действие или состояние (сказуемое), объект, на который направлено действие субъекта (дополнение). Указывают на конкретные обстоятельства, в которых протекало действие (обстоятельство) и на наиболее конкретные признаки субъекта или объекта (определение). Происходит увеличение объема простых предложений в связи с грамматическим оформлением их главных и второстепенных членов, а также за счет употребления групп слов, выступающих в роли однородных членов предложения. Сложные предложения ребенок использует чаще в разговорной речи, чем при пересказах. Увеличение объема отдельных предложений, входящих в состав сложного и простых предложений, происходит в речи ребенка почти одновременно. Например: «У меня есть на даче кукла, а недалеко живет собака Шарик». «Он поехал домой, где живет баба-Клава». К началу шестого года жизни ребенок все чаще употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, состоящие из 3—4-х простых предложений. Иногда в одном предложении может быть выражена при помощи придаточных предложений и временная зависимость и сделано указание на пространственные отношения. Рост количества слов в предложении следует рассматривать как показатель развития мышления ребенка. В среднем, пятилетний ребенок пользуется предложениями, состоящими из 12—15 слов. Большие затруднения возникают при согласовании большой группы слов, ведь каждое слово необходимо употребить в определенном значении, поставить на определенное место, согласовать со всей группой слов. Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке. Дети старше пяти лет, высказывая развернутые суждения, испытывают все меньше затруднений в грамматической форме изложения. Чтобы речь вашего ребенка стала грамотной, помогите ему в практическом усвоении падежных окончаний и предлогов. Для этого принимайте участие в его игре и обязательно комментируйте все действия куклы, мишки или зайчика: «Кукла Маша вошла в комнату. Она села на стул. Выглянула в окно. Заглянула за шкаф. Вышла из-за шкафа. Спряталась под стол. Выбралась из-под стола». Беседуйте с ребенком о содержании прочитанной книги, после просмотра мультфильма, кинофильма. Задавайте такие вопросы, на которые ребенок должен давать подробные, развернутые ответы. Анализируйте вместе поступки героев литературных произведений или кинофильмов. Стимулируйте к активному комментированию действий, когда он собирается на улицу, играет, выполняет какое-то задание. Когда родители читают малышу художественное произведение, они должны обратить внимание на выразительность собственной речи, что будет способствовать не только правильному пониманию содержания, но и воспитает у ребенка потребность в выразительности произношения, придаст его речи интонационно-мелодическую окраску, поможет замедлить темп речи. Ребенок научится изменять звуковую окраску голоса (грустный/веселый), понижать, повышать голос, делать паузы. Если ваш малыш плохо запоминает прочитанное, не может пересказывать, предложите ему каждое прочитанное предложение проиллюстрировать рисунком-схемой, сначала на бумаге, а затем мысленно нарисовать картинку к каждому предложению. Возраст от пяти до семи лет психологи считают «переходным» между дошкольным и школьным. У родителей, наверняка, возникает масса вопросов, например: «Когда отдавать ребенка в школу?», «Что значит — готов к школе?». Готовность к школе — это личностная, интеллектуальная готовность, уровень развития зрительно-моторной координации, а также уровень развития речевых навыков. Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка определенного уровня психологического развития, которое обеспечивает сформированность речевых навыков, регулирует процессы внимания, памяти, мышления, что и дает возможность ребенку читать, писать, считать. Психолог Л.А. Венгер утверждает, что готовность ребенка к школе определяется степенью развития зрительно-моторной координации, то есть насколько рука умеет слышать глаз. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме. Помимо этого, он должен уметь внимательно рассмотреть предмет или картинку, выделить детали. К пяти годам, как правило, эти умения уже сформированы. Родители обязательно должны обратить внимание не только на отдельные движения руки или глаза, но и на их координацию между собой. В этом вам помогут рисунки с натуры, копирование геометрических фигур, схем, печатных букв или цифр, что обеспечит согласованные действия глаза и руки. В последнее время родители очень спешат с обучением ребенка чтению и письму. Многие специалисты, например, неврологи, физиологи, офтальмологи, считают, что обучать ребенка чтению и письму нельзя раньше семи лет. Это связано с особенностями формирования центральной нервной системы, а также с несформированностью зрительных зон головного мозга ребенка. Главная задача родителей — подготовить детей к усвоению навыков чтения, письма, счета. Необходимо порекомендовать родителям познакомить детей с буквами, научить соотносить букву; и звук, используя магнитную доску. Важно, чтобы ребенок до школы научился из букв складывать слоги и читать их. Для того чтобы подготовить ребенка к обучению письму, полезно познакомить его с тетрадью в большую клетку и начать с вертикальных и горизонтальных линий, флажков, орнаментов. Затем предложите детям нарисовать в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники. Можно попросить ребенка подчеркнуть или вычеркнуть определенную букву в предложенном тексте. Если к пяти годам у ребенка нарушено звукопроизношение, его необходимо проконсультировать у логопеда, который, в свою очередь, может решить вопрос о направлении ребенка в логопедическую группу детского сада. На данном этапе необходимо продолжать развивать фонематический слух ребенка. Учить детей различать звонкие и глухие согласные (ж — ш, с — з и т.д.). Можете предложить ребенку следующие упражнения: 1. Повторить за вами слоговые ряды:
2. Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются глухие и звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руку, если слышит звонкий, и опускает — если слышит глухой: — са — за — зы; — сэ — зо — зэ; сани, сайка, зайка, знамя, скалка, свалка, звание, стакан. 3. Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию твердых — мягких звуков (л — л', р — р', т — т'). Упражнения на дифференциацию звуков (из книги А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок») Звуки С — З Скороговорка: Стоит воз овса, возле воза овца. Поговорки: У страха глаза велики. Лето собирает, а зима поедает. Трусливому зайке и пенек волк. Один за всех, все за одного. Звуки С — Ц Поговорки: Заглянет солнце и к нам в оконце. Кто за все берется, тому ничего не удается. Молодец против овец, а против молодца — сам овца. Конец — делу венец. Цыплят по осени считают. Звуки С — Ш Чистоговорки: Са — ша — ша — Соня моет малыша. Ас — аш — аш — под сосной стоит шалаш. Шесть мышат в шалаше шуршат. Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Вымыли мышки миски для мишки. Звуки Ц — Ч Чистоговорки: Ча — ца — ца — стоит мальчик у крыльца. Ца — ча — ча — растет птенчик у грача. У волчицы — волчата, а у курицы — цыплята. Два близнеца, два братца на нос верхом садятся (очки). Звуки С — Щ Скороговорка: Ща — са — са — под кустом сидит лиса. У гусыни усов ищи, не ищи — не сыщешь. Ищи ветра в поле. Щи да каша — пища наша. Всякой вещи свое место. Звуки Р — Л Скороговорки: Рыбу ловит рыболов — весь в реку уплыл улов. Вкусная халва — мастеру хвала. Рома играет на рояле, а Рита на флейте. Ландыш наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал, Лара ландыши брала, рада ландышам была, Лавр дарил ведь от души Ларе ландыши. Развитие слухового внимания 1. Прочитайте ребенку стихотворение «Путаница» К. Чуковского, попросите определить неточности. 2. Прочитайте стихотворение З. Александровой: «Что взяла, клади на место» Предложите помочь девочке расставить вещи по своим местам. Это Оленьке известно: Что взяла, клади на место! Только девочка мала: Забывает, где взяла. На кроватку ставит кружку, На паркет кладет подушку. Прячет ботики в буфет. Все на месте или нет? Если мама промолчала, Надо делать все сначала: На буфет нести подушку, На паркет поставить кружку, Сунуть ботики в кровать. Кажется, не так опять? Оля смотрит виновато: Нет, стояло все не там... Помогите ей, ребята, Все расставить по местам. СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.009 с.) |