Поведение по поддержанию контакта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение по поддержанию контакта



Эта величина рассматривает степень активности, устойчивости попы­ток ребенка поддержать контакт со взрослым. Для оценки взаимодействия с матерью используются эпизоды 2, 3, 5, 8. Для оценки взаимодействия с нез­накомкой — 3, 4, 7 и в некоторых случаях 8.

Хотя здесь учитывается поведение ребенка, его следует рассматривать вместе с поведением взрослого, так как взрослый и ребенок различаются по тому, как они начинают и завершают контакт. Каждая из оценок имеет не­сколько вариантов, чтобы дать возможность охватить множество случаев.

7. Очень активные попытки поддержать телесный контакт

а. Ребенок в серии нескольких контактов, продолжающихся более 2 мин, проявляет по крайней мере два случая активного сопротивления тому, что­бы его освободили. Эти попытки включают в себя цепляния, когда взрос­лый меняет положение своих рук или пытается опустить ребенка на пол; крепкое сжимание взрослого или подползание сразу после того, как ребен­ка опустили на пол, либо обращение лицом ко взрослому, чтобы иметь бо­лее близкий контакт.

б. Взрослый держит ребенка на руках 2 мин и более и не пытается выпу­стить его. Ребенок тем временем обнимает взрослого или не отпускает его, или крепко цепляется за взрослого, или наклоняется к нему.

в. Ребенок инициирует контакт и остается в таком положении (т. е. сто­ит рядом, держась за колено более 2 мин, проявляет по крайней мере два случая активного сопротивления прекратить контакт).

6. Активные и очень устойчивые попытки поддержать телесный контакт

а. Ребенок, в серии нескольких контактов, длящихся 1-2 мин, проявля­ет по крайней мере один случай активного сопротивления попытке прерва, t, контакт (он цепляется, карабкается и т. п.). Во время, которое ребенок на­ходится вне контакта, он может быть более спокойным, но даже тогда он проявляет свое желание иметь контакт: ребенок наклоняется, подползает или держится за взрослого.

б. Ребенок, спонтанно подошедший ко взрослому, поддерживает контакт более 1 мин и проявляет по крайней мере одну активную попытку сопро­тивления прекращению контакта.

в. Ребенок в серии нескольких контактов, длящихся более 2 мин, креп­ко держится, и, если взрослый пытается освободиться от него, ребенок ак­тивно сопротивляется этому, но когда в конце концов ребенка опускают на пол, он только плачет и не предпринимает активных попыток восста­новить контакт.

5. Активные попытки поддержать телесный контакт

а. Ребенок в серии нескольких контактов, длящихся меньше минуты, проявляет один случай сопротивления освобождению (крепко держится, если взрослый пытается освободиться от него, карабкается на руки после того, как его спустили на пол, обращается лицом ко взрослому, чтобы полу­чить более тесный контакт), который завершается поддержанием контакта или по крайней мере задерживается освобождение от контакта.

б. Ребенок проявляет два случая активного поведения, ни один из кото­рых не завершается большим, чем краткий контакт.

в. Ребенок проявляет активное стремление к контакту: он карабкается или делает что-либо другое. Он не хочет, чтобы контакт прекратился, даже если это, возможно, и не будет случаем сопротивления освобождению.

г. Мать держит ребенка на руках больше минуты, ребенок, возможно, плачет и/или цепляется, но он не проявляет активных попыток сопротив­ления освобождению, не взбирается на руки снова, если его опустили на пол, хотя, возможно, будет тянуться к матери. Суть дела в том, что ребенок проявляет свое стремление к контакту, если он плачет или цепляется, но отклик взрослого на поведение ребенка не дает возможности проявить бо­лее активные попытки, чтобы добиться контакта.

д. Ребенок находится на руках у матери меньше минуты, крепко цепляется или сильно сопротивляется, когда его опускают на пол, даже если он не прояв­ляет активных попыток взобраться на руки снова, когда его опустили на пол.

4. Ясное желание достичь телесного контакта, но относи­тельно слабые попытки сделать это

а. Ребенок находится на руках, возможно, изредка цепляется, вероятно, меньше плачет, когда его берут на руки, когда же его опускают на пол, он решительно сопротивляется, сильно плачет.

б. Ребенка взяли на руки, потому что он беспокоился, хотя кажется, что он не чувствует себя уютно на руках, но тем не менее он проявляет свое желание добиться контакта, крепко прижимаясь ко взрослому.

в. Когда ребенок заплакал, его взяли на руки, он успокоился; когда его вновь опустили на пол (он находился на руках меньше минуты), ребенок либо вообще не сопротивлялся, либо сопротивление было минимально и существенно задержалось. Однако ребенок может показать, что он хочет иметь контакт: он тянется или делает что-либо другое, но серьезных попыток не предпринимает.

г. Поднятого на руки ребенка опустили на пол, он слабо сопротивляется этому: пытается удержаться или слабо цепляется, но когда эти действия оказываются безрезультатными, ребенок пытается освободиться без сопротивления или дальнейших попыток добиться контакта.

3. Вполне очевидное желание сохранить телесный контакт, но относительно неактивные попытки так поступить

а. Ребенок дважды и более инициирует контакт во время эпизода — под­ходит, касается, карабкается, но каждый контакт очень короткий или же контакт вскоре прекращается по инициативе взрослого, без возражений и сопротивлений ребенка.

б. Ребенок инициирует контакт один раз в течение эпизода и проявляет активное поведение привязанности (attachment behavior);не хватается, прячет лицо, наклоняется ко взрослому, но не поддерживает контакт больше нескольких мгновений и спонтанно отходит.

в. Взрослый инициирует контакт, берет ребенка на руки или держит его на руках, вероятно, ребенок плачет или же тянется ко взрослому, но не цеп­ляется и не делает ничего подобного, когда его опускают на пол, он совсем слабо сопротивляется этому.

г. Взрослый инициирует контакт, возможно, после того, как ребенок проявит свое желание иметь контакт; взаимодействие длится одну минуту и более, ребенок пассивно выражает, что ему неприятно, когда его опускают на пол, но он не сопротивляется.


2. Наличие телесного контакта, но очевидно слабые по­пытки и желание сохранить контакт

а. Ребенок инициирует контакт не более одного раза в течение эпизода, и сам прекращает контакт после нескольких секунд; если взрослый прекра­щает контакт, ребенок не проявляет попыток снова восстановить взаимо­действие.

б. Взрослый инициирует контакт, и ребенок либо соглашается на крат­кий контакт, а затем прекращает его, либо слабо сопротивляется, когда его опускают на пол.

в. Взрослый берет ребенка, который очень расстроен, ребенок идет на контакт, и хотя, возможно, плач затихнет, ему в действительности неком­фортно. Когда ребенка опускают на пол, он снова плачет, и плач может быть более сильным, но данное поведение представляет собой определенное со­противление прекращению контакта и является ответом на травмирующую ситуацию. Однако суть дела здесь в том, что даже если ребенок очень рас­строен, по-видимому, он все-таки менее обеспокоен, когда находится на руках у взрослого, чем когда находится на полу.

1. Отсутствие телесного контакта либо отсутствие попыток сохранить контакт

а. Ребенок не находится на руках.

б. Ребенок, если он находится на руках, не цепляется и не хватается за взрослого, когда же его опускают на пол, он не сопротивляется. Данному поведению можно дать 1 балл, если кажется, что ребенок равнодушен к то­му, что его держат на руках. Более того, он не проявляет инициативы к дос­тижению контакта.

Поведение сопротивления

Эта величина рассматривает интенсивность, частоту и продолжитель­ность поведения сопротивления, вызываемого взрослым, который имеет контакт или близость с ребенком или пытается начать взаимодействие или вовлечь ребенка в игру.

Проявления настроения: раздражение, суетливость, капризность, вспышки гнева. Проявления поведения: бросание игрушек, толкание, раз­драженное топанье, сопротивление тому, чтобы его взяли на руки, брыка­ние, извивание как выражение того желания, чтобы ребенка спустили на пол. Вполне распространенными проявлениями будут: гневные вскрики, катание по полу, битье ногами о пол, надувание губ, капризы и раздражи­тельность. Такое поведение может чередоваться с активными попытками добиться и сохранить контакт со взрослым, который только что отвергал­ся. Если присутствуют оба вида поведения, то такому поведению возмож­но дать высокий балл.

Нечто подобное происходит с детенышами обезьян. Дело здесь в том, что ребенок отвергает свою мать, будучи разгневанным на нее за то, что она покинула его. Ясно, что он отвергает игрушки, которые ему предлагают, как бы перенося на игрушки отвержение или гнев по отношению к человеку, который его отверг. Кажется вероятным, что отвержение незнакомки — это либо перенос гнева по отношению к матери, либо гнев на незнакомку за то, что она не мать. Последнее предположение поднимает вопрос о различии «страха» перед незнакомкой от «страха» быть отвергнутым. Все случаи сопротивления незнакомки внесены в эту шкалу, включая явное сопротив­ление приходу незнакомки (в эпизоде 7), или ее приближению, или ее по­пыткам войти в контакт. Подобное сопротивление возвращению или при­ближению матери также включено сюда.

7. Очень интенсивное и устойчивое сопротивление

Ребенок демонстрирует дважды и более следующее поведение, которое будет кодировано как:

а. Повторяющиеся удары взрослого или другое похожее направленное агрессивное поведение.

б. Сильное сопротивление при попытках удержать ребенка, проявляю­щееся в толкании, борьбе или извивании, чтобы слезть с рук.

в. Яркая вспышка гнева, с раздраженными вскриками — ребенок либо неподвижен, либо бросается на пол, бьет ногами, поднимает и опускает руки вверх и вниз и т. п.

г. Гневное сопротивление попыткам взрослого контролировать позу, дви­жения, действия ребенка.

д. Сильное и повторяющееся топанье, бросание на пол, кидание игру­шек, которые предлагаются ребенку.

6. Сильное и/или устойчивое сопротивление

Любое из следующего поведения:

а. Повторяющееся и устойчивое раздражение, бросание на пол, брыка­ние и/или неподвижность, гневное вскрикивание.

б. Очень сильное и/или устойчивое сопротивление тому, чтобы находить­ся на руках.

в. Очень сильное, частое отвержение взрослого, даже при отсутствии направленной агрессии и гневных вскриков.

г. Постоянное, частое отклонение игрушек, сопровождающееся раздра­женным плачем и волнением.

д. Сопротивление меньшей силы, включающее извивание, чтобы слезть с рук, сопротивление вмешательству, отказ от контакта, отвержение игру­шек и раздраженность.

5. Достаточное сопротивление, менее сильное либо изо­лированное и менее устойчивое, чем описанное выше

Любое из следующего:

а. Постоянный отказ от предлагаемых игрушек, т. е. кидание, но без силь­ных отталкиваний. Отклонение, но менее раздраженное, чем то, которое оценивается в 6 или 7 баллов, и по крайней мере присутствуют 3 случая по­добного поведения.

б. Устойчивое сопротивление взрослому, когда он добивается взаимодей­ствия, но без сильной борьбы, отталкивание и топанье и все то, что здесь по­лучило высокую оценку. Например: присутствует волнение и увеличение ин­тенсивности плача всякий раз, когда взрослый предлагает игрушку, и т. п.

в. Сопротивление тому, чтобы находиться на руках у матери, проявляю­щееся непосредственно в извивании.

г. Сопротивление, которое выражается в надувании губ или капризах, по крайней мере с одним проявлением отвержения, таким как сопротивление любому вмешательству, отклонение игрушек и т. п.

4. Отдельные, но определенные случаи сопротивления при отсутствии гневного настроения

а. Отказ от контакта с незнакомкой, единственный первоначальный от­каз, но без других случаев сильного сопротивления.

б. Два отказа от игрушек или сильное брыкание и сопротивление вме­шательству, сопровождающееся плачем, но при отсутствии других проявле­ний отвержения или раздраженного настроения.

в. Единственное сильное, но отдельное проявление, сопровождаемое плачем, например раздраженное топанье, один явный отказ от игрушки (сильный толчок или откидывание), замедление шагов, когда ребенок под­ходит ко взрослому (как проявление телесного сопротивления) и т. п.

г. Единственное сопротивление ребенка тому, чтобы мать держала его на руках, менее определенное, чем в примере выше, слабые вздрагивания при ожидании, что его могут взять на руки, или извивание, чтобы слезть с рук, если имеется контакт в течение по крайней мере 15 с.

3. Слабое сопротивление

а. Два случая сопротивления (или агрессивности), которые недостаточ­но сильные, не напряженные и не сопровождаются плачем (это могут быть брыкания, кидания игрушек и т. п.).

б. Единственный случай сопротивления, сопровождающийся надуванием губ или возражением или чем-либо еще подобной интенсивности (что не было еще оценено более высоким баллом).

в. Заметное недовольное выражение лица, не подходящее к оцениванию в 5 баллов и не сопровождающееся другими проявлениями сопротивления или агрессии.

2. Очень слабое сопротивление

а. Один отдельный случай слабого сопротивления, например, небольшое брыкание, когда ребенка берут на руки.

б. Единственный краткий слабый вскрик, когда входит взрослый, или приветствует ребенка, или берет его на руки.

1. Отсутствие сопротивления

Отсутствие любого описанного выше поведения. Ребенок приветствует контакт, близость, взаимодействие, предложенное взрослым, либо он мо­жет просто уйти от контакта. Он, возможно, занят другими делами или же плачет и не увидел, когда подошел взрослый.

ЗАМЕЧАНИЕ: Так как ребенок часто сопротивляется, когда ему вытирают нос, такое поведение не будет считаться сопротивлением.

Поведение избегания

Эта величина отражает интенсивность, устойчивость, продолжительность и быстроту, с которой ребенок избегает близости, взаимодействия даже на расстоянии. Относительно поведения здесь рассматривается увеличение расстояния между ребенком и взрослым, либо отдаление, либо отклонение, разворачивание спиной ко взрослому, отворачивание головы, отведение взгляда, избегание смотреть в глаза, прятание лица либо просто игнориро­вание взрослого.

Игнорирование взрослого не рассматривается, когда ребенок изучает обстановку, игрушки, особенно в эпизодах 2 и 3. Игнорирование или избе­гание взрослого необходимо принимать в расчет, когда взрослый пытается привлечь внимание ребенка или добиться от него отклика. Если ребенок игнорирует вход матери в комнату после отсутствия или мать не ожидает реакции от ребенка на ее вхождение, либо он не обращает внимания на вход незнакомки и на ее попытки вовлечь ребенка во взаимодействие и игру, то такое поведение тоже необходимо рассматривать как избегание.

Эта величина характеризует главным образом взаимодействие на рассто­янии, тогда как сопротивление рассматривается при взаимодействии в кон­такте или телесной близости. Эти два типа поведения обычно просто отличать друг от друга, так как сопротивление часто связано с гневом, аг­рессией, тогда как избегание либо связано просто с нейтральным состоя­нием, либо происходит в ответ на что-нибудь. Однако более нейтральное избегание с большей вероятностью будет носить защитный характер, кото­рый скрывает чувства, вероятно, чувства обиды.

Хотя в случае рассмотрения других величин взаимодействие с матерью и незнакомкой можно оценивать по одним и тем же критериям, при оценке избегания необходимо различать поведение с матерью и с незнакомкой.

7. Очень заметное и устойчивое избегание

Для матери:

Ребенок не приветствует мать, когда она возвращается (в эпизоде 5 или 8) ни улыбкой, ни протестом. Он мало обращает на нее внимания либо вооб­ще не обращает внимания на протяжении всего времени, несмотря на то, что мать пытается привлечь его внимание. Ребенок избегает ее и, вероятнее всего, повернется к ней спиной. Если мать возьмет его на руки, ребенок останется безответным к ней, когда она его держит: будет смотреть вокруг, интересоваться другими вещами.

Для незнакомки:

Ребенок постоянно избегает незнакомку, отворачивается и прячет глаза, возможно, смотрит в другую сторону. В эпизоде 3 ребенок, возможно, по­дойдет к матери, чтобы не находиться рядом с незнакомкой.

6. Заметное и устойчивое избегание

Для матери:

а. Ребенок ведет себя так же, как в примере выше, не приветствует мать, когда она входит, за исключением, возможно, инициирующего взгляда, но мало обращая на нее внимания или совсем не обращая внимания на протя­жении всего времени. В этом случае мать не настойчива в своих попытках завладеть вниманием ребенка — она просто приветствует его и затем садит­ся на свой стул.

б. Ребенок приветствует мать, возможно, с улыбкой или волнением либо чуть-чуть придвигаясь к ней, но затем он ведет себя так же, как описано выше, мало обращая внимания или совсем не обращая внимания на мать, несмотря на попытки матери привлечь внимание ребенка.

Для незнакомки:

Этот балл применяется для эпизода, который заканчивается раньше вре­мени, потому что избегание ребенка постоянно и устойчиво. Ребенок ото­двигается от незнакомки, и кажется наиболее вероятным, что избегание незнакомки было бы постоянным, если бы эпизод не закончился.

5. Явное избегание, но менее устойчивое

Для матери:

а. Ребенок смотрит на мать, но не приветствует ее, затем он смотрит в сто­рону или отворачивается и игнорирует мать около 30 с, в течение которых мать не предпринимает специальных попыток привлечь внимание ребен­ка; затем он снова смотрит на мать, и, как кажется, более отзывчиво, но не ищет контакта, возможно, даже избегает его, если он предполагается.

б. Ребенок не приветствует мать, но она пытается привлечь его внима­ние, и примерно секунд через 15 он обращает на нее внимание, но даже тог­да он совершенно не отзывчив по отношению к ней.

в. Ребенок приветствует мать или хочет к ней подойти, но затем он отво­рачивается, смотрит в сторону либо пытается выйти за дверь после того, как она вошла; он также игнорирует ее попытки привлечь его внимание, хотя ребенок, возможно, подходит, тянется к ней или предлагает ей игрушку.

Для незнакомки:

Ребенок постоянно и устойчиво избегает незнакомку, но без явного избега­ния, которое оценивается в 7 баллов. В эпизоде 3 ребенок отвергает предлагае­мые незнакомкой игрушки. Он явно не хочет взаимодействовать с незнаком­кой, но избегание незнакомки не столь устойчиво, например, как в случае выше.

4. Краткое, но очевидное избегание

Для матери:

а. Ребенок приветствует мать и хочет подойти, затем он отворачивается и смотрит в сторону, так же как в случае 5в. Мать, однако, идет к стулу и са­дится на него, без каких-либо попыток обратиться к ребенку. Ребенок идет к игрушкам, может быть, случайно посмотрев на мать или улыбнувшись ей. Принимая во внимание отсутствие у матери соучастия, можно подтвердить предположение, что первоначальное избегание (которое следует за привет­ствием) — избегание со стороны ребенка. Можно предположить, что ребе­нок не проигнорировал бы мать и подошел бы к ней, если бы мать намек­нула и дала почувствовать это.

б. Ребенок сначала как бы «ругает» мать, не приветствуя ее, вяло смотрит на нее либо в сторону, возможно, пытается выйти за дверь, но после этого избегания ребенок откликается матери: тянется к протянутым рукам мате­ри и/или реагирует на мать, когда она подняла его на руки.

в. Ребенок не приветствует мать и игнорирует ее около 15-30 с, затем сам начинает взаимодействие, даже если мать не пытается привлечь его внимание.

Для незнакомки:

а. Ребенок проявляет один случай явного избегания или несколько ко­ротких случаев, но по крайней мере смотрит на незнакомку и на то, что она делает в эпизоде, даже если его поведение не является положительным от­зывом на то, что она делает.

б. Ребенок устойчиво избегает смотреть в глаза незнакомке. Он, возмож­но, наблюдает за ней, но, когда она посмотрит на него, он отводит взгляд; более явных избеганий не наблюдается.

3. Слабое избегание

Для матери:

а. Ребенок расстроен, вяло смотрит на мать и слабо откликается на ее ини­циативу, но затем плачет менее сильно или тянется к матери (либо то и другое).

б. Ребенок не расстроен, когда мать вошла, посмотрел на нее, однако не проявляет инициативы к достижению контакта.

Для незнакомки:

а. В эпизоде 3 ребенок, на первый взгляд, удаляется от незнакомки к ма­тери, но без явной тревоги. Он не подходит к незнакомке, но, с другой сто­роны, больше не избегает незнакомки в эпизоде.

б. Одна изолированная, но явная попытка игнорировать незнакомку — ребенок отходит, отворачивается или соглашается на предложение незна­комки и, возможно, совершенно дружелюбно, а если эпизод вскоре закан­чивается, видно, что избегание больше не будет продолжаться.

2. Очень слабое избегание

Для матери:

Ребенок, возможно, не сразу отзывается на возвращение матери или чуть- чуть отводит взгляд, но очень скоро он начинает искать контакта или бли­зости с ней.

Для незнакомки:

Единственная любая попытка избегания незнакомки. Ребенок, который не особенно обеспокоен разлукой, возможно, смотрит в сторону или сразу отворачивается, когда незнакомка подходит, либо избегает ее взгляда. Ре­бенок, расстроенный разлукой, возможно, не будет обращать внимания на незнакомку, но он только однажды игнорирует ее — посмотрит в сторону или отведет ручки.

1. Отсутствие избегания

Для матери:

Ребенок отзывается на возвращение матери и на ее поведение, не избе­гает, не игнорирует ее после отсутствия. Однако в эпизоде 2 он, возможно, занят игрушками, когда мать сидит на стуле, и в эпизоде 3 он, возможно, поглощен игрой или пристально смотрит на незнакомку.

Для незнакомки:

Ребенок, возможно, дружелюбен с незнакомкой. Но он, возможно, так­же расстроен отсутствием матери, чтобы быть дружелюбным. Ребенок мо­жет рассерженно сопротивляться незнакомке или предлагаемым игрушкам. Он может долго играть, изредка обращая внимание на незнакомку. Но он не избегает незнакомку и, по крайней мере, наблюдает за ней, когда она пыта­ется интересоваться его игрушками.

Критерии классификации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.043 с.)