Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы изучения разборчивости речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методы изучения разборчивости речи применяют для лиц старше 10 лет. Для определения разборчивости речи используются звуковые, слоговые, словесные и фразовые тестовые таблицы. При обработке материала вычисляют процент правильного воспроизведения их и при этом говорят о звуковой, слоговой, словесной или фразовой артикуляции. Необходимо обратить внимание на то, что термин «артикуляция» используется инженерами-акустиками при исследовании речи со значением оценки ясности (разборчивости). При восприятии речи семантическая информация, заключенная в словах и фразах, приводит к увеличению их разборчивости, поэтомучаще применяют таблицы бессмысленных слогов Н. Б. Покровского. В каждой таблице по 50 слогов. Бессмысленные слоги по своей структуре представляют в основном закрытые сочетания типа согласный-гласный-согласный. Указанный метод дает объективную количественную оценку качества речи детей и подростков по главному признаку — разборчивости. Каждый из них проговаривает (рот экранируется) 100 тестовых слогов, а группа аудиторов (артикуляционная бригада) записывает их на бланки-протоколы. Скорость произнесения —один слог в 3 с. Коэффициентом разборчивости служит величина, определяемая как отношение числа правильно воспринятых звуков к общему числу. Слоговая разборчивость 80% и выше соответствует 90% и выше фразовой разборчивости и классифицируется как отличная.
Методы изучения чтения Чтение является сложным психическим двухуровневым процессом, связанным как с речью, так и с разными формами восприятия (акустическое, зрительное, оптико-пространственное, пространственное). Это целенаправленная деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, воссоздает опыт, стимулирует развитие интеллектуальной деятельности, влияет на поведение, организовывает его, может изменять и совершенствовать личность. Психологическое содержание чтения — это процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи. Для этого необходимо участие таких высших психических функций, как внимание, память, мышление. Психологическая структура чтения включает следующие звенья: звуко-бук- венный анализ и синтез; смысловые догадки; удержание информации; понимание; процесс контроля или сличения. Для протекания процесса чтения необходимо наличие мотивов, потребностей и соответствующей организации поведения. Сенсомоторный уровень чтения обеспечивает технику чтения, к которой относятся скорость восприятия, точность. Семантический уровень чтения обеспечивает понимание значения и смысла информации. Задания для определения уровня сформированности и развернутости операций чтения и понимания смысла читаемого предъявляются в виде таблиц с написанными буквами, слогами, словами, фразами. Инструкции задаются словесно, а ответ ребенка может быть в двух формах: громкое чтение или «внутреннее» чтение, при котором необходимо показать заданную букву (слог, слово, фразу) в ряду предъявленных. Тест 1. «Оптическое обобщенное восприятие букв». Начинается с предъявления ребенку таблицы с изображением набора букв, выполненных разными шрифтами, наложенных друг на друга, а также нестандартно расположенных в пространстве (рис. 5.2). Инструкция. Назови букву, которую я покажу. Найди такую же букву, какую я покажу. Покажи букву, которую я назову. Тест 2. «Техника и беглость чтения». Служит для изучения послогового, целостного, синтетического чтения. Для проведения этого теста нужны таблицы со словами и слогами (задания даются по букварю или книге для чтения с учетом этапа обучения), слова с простой и сложной структурой; с пропущенными слогами, с перестановкой элементов слова, таблица с текстом рассказа (фиксируется количество знаков, прочитанных ребенком за 1 мин). Тест 3. «Семантический уровень чтения». Направлен на выявление степени понимания смысла прочитанного. Материалом для проведения исследования являются таблицы со словами, фразами, текстами (для пересказа). Инструкция. Прочти то, что я покажу, и повтори. Покажи те слова, которые я прочитаю. Разложи таблички со словами и фразами к соответствующим картинкам. В ходе процедуры исследуются ошибки: литеральные и вербальные парафазии, персеверации, которые указывают на механизмы нарушения и топику поражения мозга. Тест 4. «Сохранность чтения про себя». Состоит из слов, предложений, текстов, которые предъявляют ребенку, и картинки, им соответствующей. Инструкция. Прочти про себя и найди соответствующую картинку. При нарушении чтения вслух нередко сохраняется чтение-узнавание про себя. Сохранность внутреннего чтения говорит о не аналитическом, а целостном - зачастую угадывающем - чтении. Такое чтение возможно при дисфункции нижнетеменных и верхневисочных зон коры левого полушария. Методы изучения письма Письмо является сложным системным и произвольным психическим процессом. В психологии исследованы и описаны следующие предпосылки формирования этого сложного вида речевой деятельности. 1. Владение устной речью, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности (сохранность фонематического слуха).
2. Развитие (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений и их взаимодействия: □ зрительно-пространственного гнозиса; □ слухопространственного гнозиса; □ соматопространственных ощущений; □ знания и ощущения схемы числа; □ знания и ощущения «правого» и «левого». 3. Сформированность сферы тонких движений, предметных действий (т. е. разных видов праксиса рук), их подвижной переключаемости, устойчивости и т. д. 4. Развитие абстрактных способов деятельности. 5. Сформированность общего поведения, регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, намерений, мотивов поведения. Процесс письма, разворачивающийся на психологическом, психофизиологическом и лингвистическом уровнях, обеспечивается совместной и сложной деятельностью целого ряда участков мозга (лобных отделов, задне-лобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, переднезаты- лочных). Изучение письма проводят в системе общего обследования психического развития ребенка. Задания, предъявляемые ребенку, направлены на исследование техники письма (сенсомоторный уровень) и письма как формы речевой деятельности, требующей овладения семантической, лексической и грамматической структурами языка. Для оценки нарушений в координации тонких движений у школьников может служить письмо как фиксированное движение. Gollnitz различает следующие нарушения движений при письме: нарушения в ведении линий (неровности, кляксы, тремор, атаксия, недостаточная эластичность); нарушения непрерывности (добавления к надстрочным буквам, неспособность к связыванию); нарушения в нажиме (неритмичные соотношения в нажиме); резкие колебания в величине (букв); нарушения при проведении параллельных и круглых линий (рис. 5.3). Тест 1. «Зрительно-моторная координация». Направлен на выявление не- сформированных уровней и звеньев письма, причин затруднения при различных видах письма. Эти причины могут быть связаны с недостаточным развитием устной речи, пространственного восприятия, двигательной сферы и познавательных мотивов деятельности. Этот тест помогает изучить зрительно-моторную координацию, знание букв, пространственное восприятие образа буквы, графемы. Материалом для проведения служат печатные, письменные и стилизованные изображения букв (слов) (3 задания). Инструкция. Спиши буквы/слова (даются сначала печатные, потом письменные, затем — стилизованные). Напиши эти (стилизованные) буквы так, как пишешь в школе. Напиши эти (печатные) буквы, как пишешь в тетради (прописные); прописные — печатными буквами (как в книге). Тест 2. «Составь букву». Заключается в том, что ребенку предъявляют карточку с изображением печатных и письменных букв, а также разрозненные элементы букв, затем карточку убирают и ребенку предлагают выбрать нужные детали и составить букву, изображенную на карточке (по памяти).
Инструкция. Сложи (составь) букву из деталей. Тест 3. «Диктовка». Направлен на изучение процесса звукоразличения: определения связи звука с буквой, с моторикой (звукографомоторикой). Ребенку предлагают написать под диктовку звуки, слоги, слова; составить диктуемые слоги и слова из букв разрезной азбуки. Материалом для тестирования являются звуки, слоги (согласный-гласный, гласный-согласный,
согласный—согласный—гласный), слова простые и сложные по артикуля- торным и акустическим признакам типа: мак, дом, нога, дорога, громкоговоритель, путешественник. Тест 4. «Фразы». Помогает исследовать процесс звукоразличения и письма на семантическом уровне (влияние значения слова на правильность написания букв). Материалом для проведения эксперимента являются фразы короткие, 2-, 3-сложные, с постепенным увеличением объема (например, «Дети идут в школу», «По шоссе едет машина»). Инструкция. Послушай, запомни и запиши фразу; я еще раз ее повторю, а ты ее пиши. Тест 5. «Сюжетная картинка». Направлен на исследование психологического и лингвистического уровня письма; выявление возможности создания замысла и реализации языковых средств. Ребенку предъявляется картинка. Инструкция. Опиши содержание картинки. Нарушения письма проявляются неоднозначно. В основе могут лежать разные нарушения: недоразвитие слуховых образов с литеральными и вербальными парафазиями (замены звонких-глухих, твердых—мягких, шипящих-свистящих, особенно в диктантах); несформированность звуко- произносительных навыков и схем речи (пропуски, перестановки букв, недописывание, повторение частей слов, нарушение членения фраз на слова — страдает кинетическая основа; замена букв, обозначающих звуки, близкие по месту и способу образования, — страдает кинестетическая основа письма (по А. Р. Лурия); несформированность зрительного гнози- са (замена букв на основе графического сходства или диссоциации между образом буквы и ее значением, особенно в зрительных диктантах при конструировании, потеря строки); двигательные расстройства, связанные с реализацией операции написания графемы (повтор букв и их элементов, например Ш вместо И, при инертности процессов в двигательном анализаторе). Для разграничения трудностей оптического и акустического характера используют прием складывания слогов из букв разрезной азбуки. При анализе самостоятельного письма следует обращать внимание на инициативность ребенка и длительность интереса к письму.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.008 с.) |