Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Измерение показателей мелкодвигательных координацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для формирования мелких движений пальцев рук, для выработки уверенности в движениях детской руки предлагают с раннего возраста следующие задания: рисование по крупным клеткам, по точкам, символов предметов и др. (рис. 2.12—2.14). Во время такой работы развиваются не только тонкие дифференцированные двигательные навыки, но и активизируются творческие возможности, речевые способности, внимание, представления, пространственная ориентация, умение выделять целое и части, существенные признаки предмета. Для этих целей используют 2—3 тетради в крупную клетку, а для фигур по точкам большие чистые листы, а также карандаши. Выполняя работу, ребенок комментирует ее, а сделанную — описывает по вопросам взрослых. При обследовании пространственной ориентировки, графических умений и движений для письма, зрительного внимания обращают внимание на умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные и горизонтальные линии, регулировать движения в соответствии с задачей изображения: это нажим, амплитуда, темп рисовального движения, изменение направления, соразмерение отрезка с заданной длиной или высотой, а также формой заданных изображений предметов. Перед началом рисования предварительно проводится анализ графической структуры или фигуры, которые обследуется зрительно и осязательно. Результаты задания оцениваются так: высокий уровень — почти полное совпадение контуров, подражание образцу; средний уровень — разборчивое подражание образцу; низкий уровень — значительное отклонение от намеченного контура, от образца. Среди методов исследования координации движений особое место занимают методики исследования ручной умелости с учетом тонкости, уровня точности и скорости сенсомоторной координации. Рассмотрим три наиболее известных приема изучения рабочих движений и действий. Определение ловкости пальцев при одновременной работе обеих рук Эта методика была разработана М. Г. Давлетшином4. Она используется в целях психодиагностики, а именно: для определения способностей испытуемого к тонкой координации движений. Оценку успешности двигательной координации производят по временному параметру выполнения теста, который прошкалирован на основе массового исследовательского материала. Нормативные показатели успешности тонкой координации движений:
Для выявления ловкости рук используют специальное приспособление — мерную пластину (220 х 42 мм) с многочисленными отверстиями для палочек-вкладышей. К углам пластины прикреплены 4 ножки (высота 15 мм). Круглые отверстия в пластине имеют диаметр 3 мм. Слева от середины пластины в два ряда расположены 43 пары отверстий. Справа также 40 пар отверстий, но здесь они разделены на две группы, по 20 пар в каждой, с промежутком без отверстий (соответствующим трем срединным парам отверстий слева). Вкладыши — их 120-130 штук — представляют собой палочки диаметром 2,5 мм.
Экспериментатор располагает на столе доску методики так, чтобы длина ее была перпендикулярна краю стола, за которым сидит испытуемый. Верхний край пластины должен быть удален от края стола, за которым сидит испытуемый, на 150—200 мм. Коробку с палочками-вкладышами ставят слева от доски на уровне ее верхней половины на расстоянии 200 мм. Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию. Инструкция. По моему сигналу вы приступите к работе. Одновременно правой и левой руками будете брать из коробки по 1 палочке и вставлять их в отверстия пластины, заполняя вертикальные ряды сверху вниз. Работайте как можно быстрее. Однако одновременно в руках у вас не должно быть больше двух палочек. Если какая-нибудь палочка упала, то не поднимайте ее, а продолжайте выполнять задание. Экспериментатор учитывает время, затраченное на вставление всех палочек-вкладышей, и заносит эти данные в протокол. Способности человека к тонкодвигательной координации выявляет ма- нипуляционный тест «монтаж—демонтаж». В отличие от теста М. Г. Давлет- шина в качестве оценки успешности работы при выполнении данного теста принимают количество смонтированных и демонтированных деталей в заданные отрезки времени, а именно при монтаже — за 90 с, а при демонтаже — за 60 с. В табл. 2.25 приведены среднестатистические значения для выполнения операций «монтаж» и «демонтаж», рассчитанные по данным массового исследования. Сопоставление с ними позволяет оценивать тонкодвигательную координацию испытуемого в данном опыте.
В качестве прибора для выявления тонкой двигательной координации используют специальную доску-панель (30 х 20 см). В верхней части доски- панели 5 вертикальных рядов, по 10 заклепок в каждом, расположены гнезда (их диаметр 3 мм), в которые вставлены заклепки (длина 10 мм, диаметр 265 мм). В нижней части доски имеются такие же гнезда, но свободные от заклепок. Слева в доску вмонтирован штырь, на который нанизаны шайбы для заклепок. Испытуемый должен продемонстрировать наибольшую скорость выполнения операций монтажа, а именно: надевание шайб на заклепки при одновременной перестановке смонтированных деталей, а также скорость выполнения обратной операции — демонтажа. Экспериментатор устанавливает доску-панель на столе перед сидящим испытуемым таким образом, чтобы стержень с шайбами находился слева от него. Испытуемому предстоит выполнить две рабочие операции: 1) монтаж и 2) демонтаж деталей. Перед каждой из них экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию. Инструкция. Вы должны взять двумя пальцами правой руки заклепку из нижнего гнезда крайнего слева ряда верхней части панели. А двумя пальцами левой руки снимите со штыря шайбу и наденьте ее на заклепку. Вставьте заклепку с шайбой в соответствующее гнездо нижнего ряда панели. Работайте как можно быстрее, заполняя вертикальные ряды снизу вверх. Можете пользоваться наиболее удобными для вас способами, но всегда работайте только двумя пальцами каждой руки. Закончите монтаж по моему сигналу. На выполнение задания вам дается девяносто секунд. После того как выполнена работа, экспериментатор подсчитывает количество вставленных заклепок с шайбами и вписывает данные в протокол. Затем испытуемый и экспериментатор приступают ко второму этапу работы — демонтажу. Инструкция. По моему сигналу вы приступите к выниманию заклепок из гнезд, начиная снизу, при этом снимайте с них шайбы, нанизывайте их на столбик, а штырьки возвращайте в свои гнезда в верхней части доски. На эту операцию вам отводится шестьдеся секунд. Экспериментатор учитывает количество размонтированных блоков и это значение заносит в протокол. Измерение разностного порога кинестетической чувствительности рук (методика К. X. Кекчеева) Кинестетическая чувствительность — это сложная, комплексная чувствительность. Она включает в себя ощущение целого ряда параметров объекта — его длины, толщины, диаметра, веса. Измерение разностных порогов кинестетической чувствительности имеет важное значение для многих видов профессиональной деятельности. Методика их измерения, разработанная К. X. Кекчеевым, основана на определении минимальных различий между эталонными объектами при расположении эталонов в порядке возрастания величины какого-либо одного из их признаков — длины, толщины, диаметра, веса. В набор стандартных эталонов входят эталоны-объекты четырех серий. Каждую серию составляют 6 объектов, отличающихся друг от друга по какому-нибудь одному параметру на постоянную, едва различимую его величину (длины, или толщины, или диаметра, или массы). Все объекты одной серии пронумерованы в возрастающем порядке измеряемого признака. Степени различия объектов: по признаку длины — 1/45, по признаку толщины — 1/25, по диаметру — 1/55, по массе — 1/40. Оценку разностного порога кинестетической чувствительности производят по сумме разностей номеров эталонов в раскладке их испытуемым: так, при правильной раскладке, а именно: 1, 2, 3, 4, 5, 6, сумма разностей следующих друг за другом номеров будет равна5,ноесли порядок раскладки будет неверным, например, 2, 4, 3, 1, 6, 5, то сумма разностей окажется равной 11. Для. получения шкальной оценки кинестетической чувствительности полученную сумму разностей переводят в баллы:
Для определения уровня индивидуального, разностного порога кинестетической чувствительности полученные значения сравнивают со среднестатистическими данными. Для параметров эталонов, использованных в методике Кекчеева, автором приведены следующие средние значения для серий:4 Длина........................................... 73,1 балла Толщина..................................... 65,3 балла Диаметр...................................... 76,8 балла Средние...................................... 70,2 балла Испытуемый садится в удобной позе за стол. Экспериментатор зачитывает ему инструкцию. Инструкция. Сейчас перед вами будут разложены 6 предметов-эталонов одной серии, едва различающиеся по длине (или толщине, или диаметру, или массе). Работая с закрытыми глазами и используя только одну руку, последовательно сравните все предметы между собой и расположите их в порядке возрастания длины (или толщины, или диаметра, или массы). Сравнение толщины, массы и диаметра вы будете осуществлять, ощупывая объект большим и указательным пальцами, сравнение длины — большим и средним. Экспериментатор выкладывает перед испытуемым в случайном порядке все объекты одной серии, например различающиеся длиной. По ходу опыта он вписывает в протокол номера объектов серии в том порядке, в каком их расположил испытуемый. По окончании работы с одной серией он поочередно предъявляет испытуемому все другие серии эталона. После выполнения работы правой рукой испытуемый выполняет то же задание левой рукой. Графические движения характеризуются наиболее высокой степенью регуляции движений, основанной на зрительно-моторной координации. Не случайно, при нарушении зон перекрытия зрительной и кинестетической областей коры головного мозга, обеспечивающих пространственный анализ и синтез, полностью нарушаются движения, требующие определения пространственных отношений, и в первую очередь графические движения. Взаимозависимость успешности выполнения графических движений и общих механизмов анализа и синтеза пространственных отношений отмечается в исследованиях по выработке навыка и автоматизации движений письма, рисования,черчения. В психологических и психофизиологических исследованиях графические движения используются для оценки нейродинамических и характерологических особенностей человека, а также с целью определения у него степени асимметрии рук. Методика Е. Мира-и-Лопеса[3] Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощью графических движений, известна методика Е. Мира-и-Лопецаб, или иначе методика миокинетической психодиагностики. Она предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве. Основные принципы миокинетической психодиагностики были сформулированы Е. Мира-и- Лопесом в 1939 г.: психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает кроме своего механического эффекта особое значение в соответствии со смыслом его выполнения для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому делать движения в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, то можно наблюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Последнее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикатором доминирующей груп- 11 ы действий испытуемого в данном пространстве. Проведение исследований Методика Мира-и-Лопеца включает 7 тестов: «линеограмма», «параллели», «цепи», «U L1», «кружки», «зигзаги», «лестница». При выполнении тестов испытуемому приходится осуществлять двоякую регуляцию: 1) регулировать положение руки относительно корпуса (макрорисунок) и 2) регулировать протяженность и форму движений, совершаемых на заданном участке пространства (микрорисунок). Тесты различаются степенью сложности рисунков. Так, тест «линеограмма» (рис. 2.15) испытуемый выполняет одной рукой — правой или левой поочередно. При выполнении рисунка испытуемому приходится одновременно регулировать и протяженность прямолинейного движения, и направление, а именно: вверх — вниз (вертикальная линеограмма), вправо — влево (горизонтальная линеограмма) и от себя к себе (сагиттальная линеограмма). Микрорисунка в этом тесте, нет, и от испытуемого требуется лишь удерживать руку в исходном положении, т. е. контролировать возможные отклонения ее от исходного положения во всех направлениях. При выполнении теста «зигзаги»
Фрагменты рабочего поля тестов: а — «линеограмма» и 6 — «зигзаг»; в — общий вид эталона, на нем пунктиром обозначены границы фрагментов а и б (размеры указаны в сантиметрах); на фрагментах а и б цифры — последовательность движения рук, стрелки — их направление. Движения рук на эталоне а: 1 — правая рука по горизонтальной плоскости; 2— правая рука в сагиттальной плоскости; 3 — левая рука по горизонтальной плоскости; 4 — левая рука в сагиттальной плоскости; 5 — правая рука в вертикальной плоскости; 6 — левая рука в вертикальной плоскости. Движения рук на эталоне 6: 1 — правая рука — движение от себя (зигзаг центробежный); 2 — правая рука — движение к себе (зигзаг центростремительный); 3 — левая рука — движение от себя (зигзаг центробежный); 4 — левая рука — движение к себе (зигзаг центростремительный); две горизонтальные линии на эталоне б ограничивают центральную зону, в которой производится оценка действий испытуемого. (рис. 2.15) испытуемый работает обеими руками одновременно. Как и в предыдущем случае, испытуемому приходится одновременно анализировать как протяженность движения, так и его направление, но не только на уровне макродвижений, но и на уровне микродвижений рисунка. Оборудование 1. Специальный стол, столешница которого должна быть высотой до центра живота (пупка) сидящего испытуемого, чтобы он мог свободно двигать своими руками без риска коснуться стола. Удобно, чтобы стол имел следующие измерения: высота — 72 см; плоскость — 57 см длины и 45 см ширины (поверхность стола). Столешница должна легко подниматься в вертикальное положение для выполнения тех частей теста, которые должны осуществляться вертикально. В центре стола укрепляется плотное стекло 28x33 см; на этом стекле фиксируют листы, прикрепленные к столу посредством зажимов. Когда проводят исследование, где экспериментатор должен перемещаться, более практичным является использование портативных досок, могущих быть выпрямленными вертикально и снабженных стеклом и зажимами. 2. Простой стул (без подлокотников), чтобы облегчить движения испытуемого. Последний должен сидеть прямо, не опираясь небрежно о спинку стула. 3. Карандаши; не менее четырех одинаковой величины и хорошо заостренные. Наблюдатель будет иметь два карандаша другого цвета, предпочтительно красных, для того чтобы отмечать финальные линии чертежа или давать их субъекту, когда он захочет перечеркнуть рисунки, которые выполняет. 4. Экран из прочного картона однотонного цвета (светло-зеленого предпочтительно или серого); экран должен быть расположен между глазами испытуемого и тестом. 5. Два картонных прикрытия, чтобы прикрыть чертежи: по мере того, как их выполняет испытуемый. Одно из картонных прикрытий должно быть размером 20x29 см, другое — 7x22 см. 6. Секундомер для определения времени выполнения чертежей. Предварительные инструкции Испытание должно проходить в спокойной обстановке. Надо проверить, сидит ли испытуемый перед столом достаточно низко, чтобы локти были подняты над доской. Расстояние от тела испытуемого до стола представляет собой обычное расстояние, необходимое для письма, но испытуемый должен держаться прямо, и ноги не скрещены. Перед началом опыта записывают имя, возраст, семейное положение, образование испытуемого и обязательно — правша, левша, или амбидекстр. Тест надо выполнять, не опираясь на стол ни рукой, ни локтем, т. е. держа руку в воздухе в горизонтальном положении параллельно столу, чтобы свободно производить движение. Руки образуют с грудью угол от 45 до 60°. Некоторые испытуемые имеют тенденцию выполнять движения только запястьем. Необходимо просить их выполнять движения всем предплечьем. Если испытуемый во время работы нарушает правильное положение, то во время паузы необходимо исправить его и заставить принять вновь правильное положение. Неработающая рука должна опираться на бедро, а не на стол. Тест выполняется в два приема: 1-я часть — до конца горизонтальных цепей, 2-я часть — начиная с вертикальных цепей и до конца. Идеальный интервал между сеансами — 8 дней. Бывают исключительные случаи, когда исследование может осуществляться с интервалом 24 ч, но всегда рекомендуется повторить тест позже, чтобы подтвердить полученные данные. Мы рекомендуем провести тест еще раз через месяц с тем же интервалом и 8 дней между 1 -й и 2-й частями, потому что таким образом имеется больше шансов эмилировать влияние случайных, нарушающих факторов. По мере того как выполняют тест, необходимо прикрывать чертежи кусками картона. Исследователь должен сидеть справа от испытуемого, поставив сбоку от себя стол или стул, чтобы класть требующийся материал. Экран следует держать левой рукой, поскольку в правой руке будет красный карандаш. Другие карандаши, также как картонные прикрытия (тайники), располагают в пределах досягаемости руки. При выполнении некоторых чертежей, таких как зигзаг, исследователь должен помещаться напротив испытуемого. Когда испытуемый закончит выполнение теста, наблюдатель должен записать на последней странице свои наблюдения, касающиеся позы испытуемого, его замечаний, его трудностей. Для составления полного психологического портрета личности необходимо выполнение всех рисунков и грамотное владение интерпретацией миокинетической психодиагностики. В настоящем практикуме мы кратко остановимся на двух субтестах: «линеограмма» и «зигзаги». Получение линеограмм Инструкция. Возьмите карандаш правой рукой и проведите им по правой горизонтальной линии эталона от одного ее конца до другого (направление движения указано стрелками на чертеже). Делайте движения вперед и назад, не отрывая карандаша. После трех полных движений перед вашими глазами будет поставлен экран. Однако, не отрывая карандаша, продолжайте ранее начатые графические движения. Закончите их, когда я попрошу вас об этом. Испытуемый выполняет 3 полных графических движения под контролем зрения, после чего экспериментатор ставит экран и испытуемый выполняет 10 полных движений без контроля зрения. Затем экспериментатор просит его остановиться и отмечает красным карандашом конец последней черты. Рисунки-чертежи выполняются сначала в горизонтальной и сагиттальной плоскостях правой и левой руками поочередно. Затем экспериментатор поднимает столешницу и ставит ее под углом 90°. Теперь испытуемый повторяет всю процедуру в вертикальной плоскости. После выполнения каждого рисунка экспериментатор закрывает рисунок картонной карточкой таким образом, чтобы испытуемый его не видел. Экспериментатор регистрирует время выполнения рисунков. Получение зигзагов Выполнение теста начинается с получения двух центробежных зигзагов. Экспериментатор дает испытуемому по карандашу в каждую руку и сообщает инструкцию. Инструкция. Начиная движение одновременно обеими руками, обведите нарисованные на эталоне оба центробежных зигзага (направление движения указано стрелками на чертеже) и продолжайте самостоятельно рисовать такие же зигзаги. После того как перед вашими глазами будет поставлен экран, не отрывая карандаша, продолжайте рисовать зигзаги снизу вверх. Старайтесь сохранить размер и направление рисунков-зигзагов в соответствии с заданным эталоном. После того как испытуемый обведет три раза зигзаги эталона и нарисует последующие три зигзага под контролем зрения, перед его глазами экспериментатор ставит экран. Не прекращая движения, испытуемый продолжает рисовать зигзаги до верхней ограничительной черты, указывающей зону обработки эталона. Рисунок заканчивается, когда этой черты достигнут оба зигзага. После выполнения центробежных зигзагов выполняют зигзаги центростремительные, т. е. те, которые направлены извне к телу испытуемого. Инструкция и порядок выполнения теста те же, что и в центробежных зигзагах. Испытуемый оканчивает центростремительные зигзаги, когда достигнет нижней ограничительной черты измерительной полосы. Когда при выполнении центробежного зигзага наблюдается значительное осевое отклонение, необходимо-для выполнения центростремительных зигзагов заменить черные карандаши цветными, чтобы отличить их от центробежных зигзагов. Таким образом, если линии будут перекрещиваться, исследователь может осуществить измерения без колебания, избежав повторения исследования. Обработка и интерпретация результатов субтеста «Линеограмма» Делают три основных измерения: 1) длина линии (а); 2) первичное отклонение (ПО); 3) вторичное отклонение (ВО). Длина линии Измеряют длину последней линии, которую произвел испытуемый и концы которой помечены цветом. Сравнение между последней линией и линией модели (40 мм) укажет нам, будет ли испытуемый иметь тенденцию увеличить, уменьшить или сохранить ее длину, когда он лишен возможности зрительно контролировать действия. Уменьшение линии вне нормативной зоны соответствует ситуации торможения, в то время как ее увеличение соответствует состоянию возбуждения. Следует сначала вычислить среднюю длину линий, проведенных правой и левой рукой, и сравнить ее с эталонной соответствующим характеристикам той группы, к которой принадлежит испытуемый. Уменьшение длины линии можно объяснить первичным смущением испытуемого в начале теста, если позднее оно компенсируется. Все данные методики правильны только тогда, когда они повторяются, часто достаточно бросить взгляд на тест, чтобы отметить доминирующую тенденцию. Вариации или колебания этой тенденции (которую ясно наблюдают в отношении длины параллелей) часто указывают на неустойчивую личность. В случае сильного страха наблюдают прогрессивное уменьшение длины линии во время выполнения записей. И наоборот, наблюдают прогрессивное увеличение этой линии в случае тревоги. Резкое и интенсивное увеличение или уменьшение, т. е. скачок в записи следа или наслоение линии скорее типично для личностей дизритмичных или эпилептоидных. Средние величины длин последних линий приведены в табл. 2.26.
Первичное отклонение Первичные отклонения дают нам наиболее значительные данные лине- ограмм, потому что выражают доминирующее смещение линии в одну из
сторон выполненного движения. Это смещение в свою очередь отражает доминирование тонусов, одной из двух мышечных групп антагонистов, ответственных за выполнение следа (запись). Первичное отклонение измеряют следующим образом. 1. Опускают перпендикуляр из середины линии (той, которая обозначена концами, помеченными цветом) на линию-модель или ее продолжение, если это необходимо. 2. Измеряют (в мм) расстояние от середины этой линии-модели до проекции. Определенное таким образом смещение и есть первичное отклонение. Оно будет положительным (со знаком плюс), если направлено: — вправо в горизонтальной линеограмме правой руки; — влево в горизонтальной линеограмме левой руки; — вперед в линеограммах сагиттальных обеих рук; — вверх в линеограммах вертикальных обеих рук. Отклонение будет отрицательным (имеющим знак минус), когда движение будет смещаться соответственно в противоположных направлениях. Средние значения первичного отклонения приведены в табл. 2.27. Интерпретация Следовательно, первичное отклонение измеряет в миллиметрах величину нарушения равновесия в отношении напряжения между мышцами, выполняющими движения; если мышцы имеют одинаковое напряжение, то у испытуемого будет нулевое первичное отклонение; если одна из групп доминирует над другой, то отклонение будет в сторону того движения, которым руководит эта группа, и величина будет пропорциональна интенсивности этого доминирования. Отношения между первоначальными отклонениями каждой кисти, а также сравнение между первичными гомологическими отклонениями обеих кистей дает нам возможность отметить характер личности в связи с наблюдаемой формулировкой напряжения. A. Первичное отклонение горизонтальных линеограмм. Когда оно направлено наружу (вправо для правой линеограммы и влево для левой линео- граммы), то будет соответствовать экстратенсивным тенденциям. Когда отклонение направлено в центр листа (влево для правой руки и вправо для левой), оно соответствует интратенсивным реакциям. Когда первичное отклонение отрицательно в левой линеограмме и положительно в правой, то это нам указывает, что испытуемый по природе интратенсивный, но стремится к экстратенсивности, и наоборот, первичное отклонение положительно в левой линеограмме и отрицательно в правой указывает нам, что испытуемый от природы экстратенсивен, но является интратенсивным в момент проведения опыта. Б. ПО сагиттальных линеограмм указывает нам на агрессивность испытуемых, когда оно направлено к внешнему миру (гетероагрессивность), т. е. вперед оно положительно. Когда оно направлено в сторону тела испытуемого, т. е. в направлении эго- центрипитальном (аутоагрессивность), оно отрицательно. Когда ПО сагиттальных линеограмм левой сильно положительно и ему сопутствует ПО сагиттальное правое нормальное или отрицательное, то это нам укажет, что испытуемый с агрессивным темпераментом и очень сильно контролирует свою агрессивность. И наоборот, когда ПО сагиттальное правое гораздо более сильное, чем левое, то это говорит нам о том, что испытуемый конституционально мало агрессивен, но стал в настоящее время агрессивным. Когда ПО обеих кистей отрицательное, то это указывает на сильную тенденцию к аутоагрес- сивности, которая может привести к мысли о самоубийстве. Имеются еще случаи, где агрессивность колеблется и сопровождается колебаниями в направлении следов таким образом, что нет единого направления отклонения. B. ПО вертикальных линеограмм отображает психомоторный тонус. Испытуемый, психомоторный тонус которого слабый, имеет тенденцию поддаваться действию гравитации, за исключением случаев, где он компенсирует эту тенденцию ускорением своих завершающих движений. Вертикально понижающиеся следы указывают нам на отрицательное первичное отклонение. Когда ПО вертикальное левое нормальное или положительное, в то время как ПО вертикальное правое отрицательное, то это укажет нам на хороший темпераментный психомоторный тонус (генотипный), но испытуемый в данный момент или угнетен, или утомлен. Если же, наоборот, ПО вертикальное левое отрицательное и ПО правое положительное, то это указывает на временную компенсаторную реакцию испытуемого против психомоторного тонуса, который обычно недостаточный. Очевидно, что никогда не следует основываться для суждения на конечном результате одного-единственного следа, для указания средней величины всех гомогенных записей. Особые случаи A. Нормально, когда испытуемый начинает отдаляться от линии-модели и будет продолжать так же и иметь тенденцию к расхождению по мере выполнения записи. Однако имеются случаи, где ПО исправляется спонтанно, во время выполнения следа, т. е., например, интенсивность 3-го и 4-го движений превышает последнюю (предыдущую). Это наблюдается у лиц нестабильных, полных сомнений, которые лишены ориентации и преобладающей, определенной, четкой характеристической структуры. Если эта аномалия проявляется более, чем в одной записи, то следует на нее обратить внимание, т. е. она нам даст неизмеримую качественную информацию. Б. Имеются случаи, когда испытуемый утрачивает ось своего движения и, вместо того чтобы сохранить параллель с линией-моделью, образует с ней угол. Чем больше акцентировано это осевое отклонение, тем больше его патологическое значение. Измеряют угол, образованный и линией-моделью, и наиболее отклоненной линией записи. Когда этот угол превышает (достигает) 15°, следует нанести прямую параллельную наиболее отклоненной линии линии-модели и измерить на ней ПО. B. Довольно часто наблюдают у гиперэмоциональных лиц первичное дрожание, которое быстро проходит по мере выполнения теста. Если это дрожание будет продолжаться в течение всего испытания, то следует иметь в виду или наследственное дрожание, или симптоматическое дрожание интоксикации, или нервное нарушение (заболевание). Г. Сильное надавливание карандашом на бумагу может быть обусловлено тем, что испытуемый стремится получить след (борозду), чтобы помочь себе, или обусловлено очень большой агрессивностью. И наоборот, недостаточное надавливание может быть обусловлено неуверенностью или чувствительным и нежным темпераментом. Вторичное отклонение (ВО) Измеряем расстояние, которое отделяет середину последней линии, выполненной испытуемым (обычно самая отдаленная), и проекции от этой точки на линии-модели. Это отклонение выражает непроизвольное отклонение кисти в направлении, перпендикулярном главной оси движения. Берут ВО 6 линеограмм, затем вычисляют среднее арифметическое ВО для каждой кисти, чтобы получить представление о степени эмоциональности. Однако новейшие исследования показывают, что направление этого ВО не нейтрально (индифферентно) и что придется в ближайшем будущем придавать ему знак, как это делают для ПО. Интерпретация Коституциональная эмоциональность выражается как средняя ВО левой руки, и контроль ее выражается средним ВО правой руки, т. е. доминирующей
кисти испытуемого. Когда среднее ВО у правой кисти (сознательное) превышает, среднее ВО левой, то это указывает на временное состояние гиперэмоциональности (которая может быть вызвана актуальным конфликтом). Обычно наиболее выражено ВО в левых вертикальных линеограммах. Если придавать положительное или отрицательное значение ВО каждой руке, то можно будет подтвердить или исправить данные ПО посредством сравнения направления и интенсивности этих отклонений с направлениями и интенсивностью ВО соответствующих перпендикулярным планам (плоскостям). Профессиональные данные выполнения субтеста «Линеограмма» (с учетом возрастных различий) приведены в табл. 2.28. Обработка и интерпретация результатов субтеста «Зигзаги» Зигзаг указывает на степень напряженного равновесия испытуемого и обнаруживает точность и тонкость его движения. Точно так же, как и в других частях теста, получают данные количественные и качественные. Размеры берут на полосе в 10 см, которая ограничена двумя чертами в середине листа. Именно в этой зоне будут брать все измерения, касающиеся количественных данных, но, с другой стороны, будут судить о зигзаге целиком в отношении качественных данных. Или на основании числа данных, или на основании того факта, что это единственная часть теста, где можно видеть результаты общей работы обеих кистей, зигзаг является той частью теста, которая наиболее богата сведениями, т. е. та, которая даст основу для понимания поведения (отношения, характеристики испытуемого). Для зигзага делают следующие измерения: 1) первичное отклонение (ПО); 2) длиналинии; 3) размер углов; 4) осевое отклонение. Первичное отклонение (ПО) ПО выражает разницу между эгоцентрифугальной и линией эгоцентри- питальной одной и той же кисти. Таким образом, мы будем иметь ПО для правой -и левой кисти. Для этого следует подсчитать число углов (по их наружным вершинам) зигзагов эгоцентрифугальных и эгоцентрипитальных. Если число углов одинаково в обеих движениях, ПО = 0. Первичное отклонение будет положительным, когда оно выражает доминирование эгоцент- рифугальное, т. е. будет меньше зигзаг вперед, чем обратно: оно будет отрицательным, когда будет доминирование эгоцентрипитальное (увеличение тонуса сгибателя по
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.74 (0.012 с.) |