Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты на отчетливость выполнений (отсутствие синкинезий)

Поиск

Тест 1. Поднимание бровей кверху (т. 6 для 7, л.).

Тест 2. Наморщивание лба (т. 6 для 8 л.).

'Тесты на силу движений имеют своим существенным недостатком зависимость резуль­татов исполнения от качества материала. Чтобы сделать результаты более или менее сравни­мыми, рекомендуется приобретать материал сразу в большом количестве, что до некоторой степени гарантирует однородность испытаний.

Тест 3. Попеременное закрывание глаз (т. 6 для 10 л.). Тест 4. Поочередное сжимание рук в кулак (т. 6 для 11—12 л.). Тест 5. Сложные движения рук (т. 6 для 15—16 л.).

Порядок испытания

Испытание начинают с теста 2 (лабиринт) на динамическую координа­цию, затем идут тесты 3 и 4 на этот же компонент движения, далее испытыва­ют скорость движения (тесты 1-5), одновременные движения (тесты 1-5), силу движения (тесты с 1-5). Далее следует перерыв, во время которого ис- 11 ытуемые переходят в другую просторную комнату, по возможности освобож­денную от мебели (лучше всего гимнастический зал). При отсутствии свобод­ной комнаты испытание проходит в том же помещении: столы испытуемых (отодвигают к стенке, чтобы в середине комнаты было достаточно свободного пространства для испытания статической и динамической координации. 11ерерыв в работе используется экспериментатором для испытания отчетливо­сти выполнения (отсутствие синкинезий). Для этого испытуемые выстраива- к >тся в ряд и по очереди подходят к столу экспериментатора, который предла­гает каждому испытуемому тесты 1—5, в отдельных случаях (главным образом интеллектуально неполноценным) наглядно показывая исполнение теста.

Результаты выполнения тестов экспериментатор отмечает на заранее заготов- | с иных листах, на которых записаны фамилии и имена испытуемых. После | юследования отчетливости выполнения испытывается статическая координа­ция. Если позволяет помещение, испытание происходит для всей группы сразу; при недостаточности помещения группа разбивается на подгруппы. И спытуемые отходят на такое расстояние, чтобы освободить достаточно ме­ста для успешного выполнения заданий. Следует позаботиться о том, чтобы испытуемым была хорошо видна предварительная демонстрация тестов. Луч­ше всего расставлять испытуемых четырехугольником, в середине которого находится экспериментатор. Каждый помощник имеет свою группу испыту­емых, за которой он следит во время испытания, отмечая результаты выполнения тестов на листе, на котором были записаны результаты испытания от­четливости выполнения.

После испытания статической координации проводятся два (1-5) остав- шихся теста на динамическую координацию.

С целью сокращения времени испытаний рекомендуется для детей до <> лет предлагать для исполнения не 30 тестов, а лишь 18, т. е. по 3 первых и ста (1-3) на каждый компонент движения; для детей до 9 лет — 24 теста, | е. по 4 первых теста (1—4); для подростков 13—16 лет — также 24 теста, но 2 по 5; при подсчете тесты 1 на все компоненты движения им засчитывают- ■ я как выполненные и прибавляются к общему количеству решенных тестов. Если среди испытуемых есть левши, то их предупреждают в начале ис-

II ытания о том, что, когда все испытуемые будут выполнять задание правой рукой, они должны тоже проделывать левой рукой, и, наоборот, при выпол­нении всеми испытуемыми задания левой рукой, они должны выполнять тот же тест правой рукой. Помощники обязательно должны в начале испытания по тому или иному тесту проверять, какой рукой работают левши.

Оценка результатов испытания

В отличие от оценки тестов, принятой по нашей метрической шкале, при групповом испытании те тесты, в которых испытываются обе конечности, при частичном выполнении задания (только для одной конечности) оцени­ваются минусом (по шкале тест оценивается У2 балла). В остальном оценка тестов та же, что и по шкале.

Приводимая оценка результатов исполнения тестов не может претендо­вать на исчерпывающую точность, так как в ней нет соответствующих по­правок на пол испытуемых и среду, в которой растет ребенок. Однако мы считаем возможным придерживаться приведенной оценки, вполне пригод­ной для сравнения между собой испытуемых, принадлежащих к однород­ным группам. В тех случаях, когда испытуемые принадлежат к разнород­ным (по полу и социальному положению) группам, приводимая таблица для оценки, как показал наш опыт, является достаточно точной, чтобы сигна­лизировать о моторной недостаточности ребенка. При отставании испыту­емого на 1 возрастную группу можно говорить о легкой степени моторной отсталости, на 2 возрастные группы — о средней степени отсталости, натри и более — о тяжелой степени отсталости («моторной идиотии»).

Оценка результатов исполнения тестов для различных возрастных групп приведена в табл. 2.4.

Для иллюстрации оценки приведем несколько примеров: общее количе­ство плюсов для испытуемых 9 или 10 лет — 13, следовательно, он отстал

Таблица 2.4. Оценка результатов исполнения тестов для различных возрастных групп
Возраст испытуемых, лет Общее количество тестов, которые должны быть вы­полнены по всем компо­нентам движения для дан­ной возрастной группы Количество тестов, которые должны быть выполнены по отдельным компонентам движения
Статиче­ская коорди­нация Динамиче­ская коорди­нация Скорость движений Одновре­менные движения Сила движений Отчетливость выполнения (отсутствие синкинезий)
4-6 6-8 2(1)   2(1)      
7-8 9-11       2(1) 2(1)  
9-10 14-16   3(2)     3(2)  
11-12 19-21   4(3) 4(3)      
13-14 24-26 5(4) 5(4)        
15-16 27-30       5(4) 5(4) 5(4)

в своем развитии на 1 возрастную ступень, так как для его возраста количе­ство плюсов должно быть не менее 14; если испытуемый того же возраста получил 17 плюсов, то он развит выше своего возраста на 1 возрастную сту­пень. Другой пример: испытуемый 13 или 14 лет получил 22 или 23 плюса, следовательно, он отстал от своего возраста на 1 ступень, а если такое коли­чество плюсов получил испытуемый 11—12 лет, то он, наоборот, развит выше своего возраста на 1 ступень.

Эти примеры можно обобщить в следующем правиле: испытуемый, вы­полнивший для своей возрастной группы общее количество тестов больше чем на 1, при оценке повышается на 1 возрастную ступень, несмотря на то что для той группы, в которую он переходит, общее количество плюсов дол­жно быть больше, чем имеет испытуемый. Это правило сохраняет свою силу лишь при выполнении испытуемым соответствующих возрастной группе тестов на все компоненты движения. Если плюсы получены за выполнение тестов на один какой-нибудь компонент движения, в то время как по дру­гим компонентам не выполнены нужные для данной возрастной группы гесты, приведенное выше правило недействительно и перевод в следующую возрастную группу может иметь место лишь тогда, когда у испытуемого пол­ное количество плюсов, необходимых для следующей возрастной группы.

Если испытуемому для его возрастной группы не хватает 1 плюса, то он понижается на 1 возрастную группу. Если общее количество плюсов соот­ветствует требуемому для той возрастной группы, к которой принадлежит испытуемый, но это общее количество получено за счет развития одного какого-нибудь компонента и недоразвития других, то испытуемый пони­жается на 1 группу. В протоколе отмечают, что данный компонент движе­ния развит выше возраста.

И методика исследования, и оценка результатов в дальнейшем еще потре­буют тех или иных видоизменений, но уже в настоящее время коллективный способ исследования может принести известную практическую пользу, так как он позволяет более или менее быстро (на испытание группы нормальных детей требуется 40-45 мин, умственно отсталых — 1 ч — 1 ч 10 мин) отбирать детей по степени их моторной одаренности. Само собой разумеется, что наи­более отклоняющиеся от нормы в ту или другую сторону (отсталость — одарен­ность) должны дополнительно подвергаться индивидуальному исследованию.

Изучение ручной умелости

Рассмотрим тесты Е. Антиповой на исследование ручной умелости.

1. Pointillage. Перед испытуемым, сидящим за столом, кладут лист бума­ги, на котором нарисована сетка из 100 квадратов, размером 1 см2 каждый.

В правую руку испытуемый берет круглый синий карандаш и по звуковому сигналу начинает с максимальной быстротой ставить по одной точке в каж­дый квадратик, не пропуская ни одного. Левой рукой разрешается придер­живать лист, на котором расставляются точки. Тест временем не ограничен, и звуковой сигнал о прекращении работы совпадает с моментом постанов­ки точки в последнем квадратике. То же испытание проделывается для ле­вой руки. В секундах учитывается время, потраченное на работу.

2. Tapping. Испытуемый сидит за столом, в правую руку, опирающуюся на локоть, он берет карандаш и по звуковому сигналу с наибольшей быст­ротой начинает постукивать им по бумаге, не ставя последующей точки на предыдущее место постукивания. Порядок расставления точек безразличен, следят лишь за тем, чтобы точки были отчетливо видны, а также за тем, что­бы при ударе действовала лишь кисть, а не вся рука. Тест ограничивается временем в 6 с. Аналогичным образом испытывается другая рука.

3. Нанизывание бус[1]. На столе раскладывают 30 стеклянных бусин ци­линдрической формы с отверстием диаметром 4 мм. На один конец нитки длиной 28 см привязывают бусину (31 -ю), другой конец продевается в ушко затупленной иголки. Испытуемому предлагают взять иголку в правую руку и по звуковому сигналу с максимальной скоростью (беря по одной бусине левой рукой) надеть 4 бусины на иголку и нанизать их на нитку. Затем, не дожидаясь другой команды, снова надеть на иголку 4 бусины и нанизать их на нитку, и так до конца, пока не будут нанизаны все бусинки. Иголку сле­дует держать над столом на высоте 5—10 см. На случай, если бусина упадет, следует тотчас же подложить новую бусину, чтобы не терять времени на ее поиски. Учитывается время, потраченное на выполнение задания.

4. Вырезание. На плотном листе бумаги длиной 50 см начерчены 3 линии шириной 6,5 мм: 2 прямые и одна волнистая. Испытуемому предлагают, строго придерживаясь напечатанных линий, вырезать их ножницами как можно быстрее. Вырезание начинают с волнистой линии. На исполнение задания дается по 20 с для каждой линии. Подсчитывается число правильно вырезанных нумерованных фрагментов для каждой линии в отдельности, суммируются результаты вырезания для всех линий. Из суммы правильно вырезанных фрагментов вычитаются не только отклонения от черной ли­нии, т. е. вырезание по белому полю, но также и те укорочения линий, кото­рые происходят оттого, что испытуемый держался не ограничивающих ли­нию черных пределов, а, сокращая путь, больше приближался к вырезанию по прямой линии.

5. Диски Вальтера. Материалом для испытания служат 2 доски по 30 см каждая, одна доска сделана из папье-маше (А), другая — деревянная (Б). В каждой доске вырезано 41 отверстие, 25 мм в диаметре; в доске А глубина отверстия — 2,5 мм; в Б — 5 мм. В отверстия доски А вставлен 41 деревян­ный цилиндр, высотой в 10 мм, в диаметре 23 мм. (Перед каждым испыта­нием цилиндры должны находиться в отверстии доски А; на случай паде­ния цилиндра на пол необходимо во время испытания иметь 2—3 запасных цилиндра.)

Требуется как можно быстрее переставить цилиндры из доски А в отвер­стия доски Б. Испытание производится 3 раза: 1-й раз — для правой руки, чля чего доска А располагается слева от доски Б; 2-й раз — для левой руки: чоска А справа от доски Б; 3-й раз — одновременно для обеих рук: доска А снова слева от доски Б. Учитывается время для каждого испытания в от­дельности. Порядок, в котором переставляются цилиндры из доски А в дос­ку Б, безразличен, однако в протоколе следует отметить характер работы (бессистемная перестановка, укладывание в определенном порядке).

6. Прокалывание мишеней (Cible-brodeur). (Тест Э. Клапареда.) В рамку, имеющую форму квадрата со стороной 11 см, вставлен лист бумаги, на ко­тором нарисованы 10 маленьких мишеней (рис. 2.11) Расстояние между кон­центрическими кружками мишеней равно 1 мм. Испытуемому дают иголку, вделанную в рукоятку, и он должен, водя ею под листом бумаги, попасть

Рис. 2.11. 10 маленьких мишеней


Ранговый 5-6 лет 7-8 лет 9-10 лет 11-12 лет 13 лет
показатель       М д М д
               
               
               
               
               
Колич. испытуем.              
Примечание . Ранговым показателям соответствует количество точек для обеих рук.
Ранговый 5-6 лет 7-8 лет 9-10 лет 11-12 лет 13 лет
показатель       М д М д
               
               
  221 '            
               
               
Колич. испытуем.              
Примечание. Ранговым показателям соответствует количество времени (в секундах),
Ранговый 5-6 лет 7-8 лет 9-10 лет 11-12 лет 13 лет
показатель       М д М д
               
               
               
               
               
Колич. испытуем.              
Примечание. Ранговым показателям соответствует количество правильно вырезанных
Ранговый' 5-6 лет 7-8 лет 9-10 лет   -12 лет 13 J 1ет
показатель       М Д м Д
               
               
               
               
               
Колич. испытуем.              
Примечани е. Ранговым показателям соответствует количество времени (в секундах),
Ранговый 5-6 лет 7-8 лет 9-10 лет 11-12 лет 13 лет
показатель       М д М д
               
               
               
               
               
Колич. испытуем.              
Примечание. Ранговым показателям соответствует количество времени (в секундах),

 

Таблица 2.5. Tapping (постукивание)
14 лет 15 лет 16 лет 17 лет Взрослые
М Д М Д М Д М д М Ж
                   
                   
                   
69'                  
                   
                   
      Таблица 2.6. Pointillage (расставление точек в квадратиках)
14 лет 15 лет 16 лет 17 лет Взрослые
М д М Д М Д М д •М Ж
                   
      63 '            
                   
    ■ 89              
                   
                   
потраченное на выполнение задания для обеих рук.   Таблица 2.7. Вырезание
14 лет 15 лет   лет 17 лет Взрослые
М д М д м Д М Д М Ж
                   
                   
                   
                   
                   
                   
сантиметров для всех трех линий.     Таблица 2.8. Нанизывание бус
14 лет 15 лет 16 лет 17 лет Взрослые
М д М д М Д М д М Ж
                   
                   
                   
                   
                   
                   
потраченное на выполнение задания     Таблица 2.9. . Диски Вальтера
14 лет 15 лет 16 лет 17 лет Взрослые
М д М д М д М д М Ж
                   
                   
                   
                   
                   
                   

потраченного на выполнение задания.

 

Ранговый 5-6 лет 7-8 лет 9-10 лет 11-12 лет 13 лет
показатель       М д М д
      . 42        
               
               
               
               
Колич. испытуем.              
Примечание. Ранговым показателям соответствует сила сжатия правой и левой рукой

 

(как это делается при вышивании) в центр каждого кружка. Тест проводит­ся под метроном, темп 60: с первым ударом метронома испытуемый прока­лывает кружок, со вторым ударом опускает руку на колени и таким образом в течение каждых 2 с он должен прокалывать новую мишень. Подсчитыва­ют отклонения с точностью до 1 мм и берут среднее отклонение на все 10 ми­шеней.

Результаты Антиповой, полученные при применении теста нанизыва­ния бус, интересно сравнить с данными Декедр, проводившей опыт с 20 бусинами, а не с 30 (табл. 2.11).

Таблица 2.11. Данные Декедр

Ранговый показатель Пол Возраст
  2,5   3,5   4,5   5,5   6,5   7,5
  М                        
  д                        
  м                        
  д                        
  м                        
  д                        
  м                        
  д                        
  м                        
  д                        

 

Далее приведем исследование силы динамометром Коллена. Результаты своих исследований автор дает в таблицах, составленных по методу ранго­вых показателей (percentile), причем результаты наpointillage, tapping, диски Вальтера и динамометрию даются суммарно для обеих рук[2].

Таблица 2.10. Динамометрия

14 лет 15 лет 16 лет 17 лет Взрослые
М д М д М д М д М Ж
                   
                   
          55.        
                   
                   
                   

(суммарно) в килограммах.

 

Мы приводим эти таблицы (табл. 2.5-2.10), так как они дают возмож­ность сравнить испытуемых разных возрастов, а также сравнить между со­бой различные способности одного и того же испытуемого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.009 с.)