Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключи к тесту структуры интеллекта АмтхауэраСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На факультете психологии СПбГУ в 1989 г. проводилось психологическое исследование школьников старших классов ленинградских школ под руководством Н. А. Кудрявцевой. Результаты исследования представлены в табл. 4.5 и 4.6. Таблица 4.5. Нормативные шкалы по тесту Амтхауэра (л = 362, 13-14 лет, 8-9 класс, Ленинград, 1989)
Сумма показателей Количество Стены в баллах школьников, % 54-62 2 1 63-73 5 2 74-83 9 3 84-90 15 4 91-99 19 5 100-110 19 6 111-121 15 7 122-128 9 8 129-134 5 9 И выше 2 10
В 1998 г. на кафедре психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ изучался интеллект учащихся гимназий с помощью методики Амтхауэра. Экспериментальные данные представлены в табл. 4.7 (на с. 230). Креативность В самом общем виде понятие креативности включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде. Понимание креативности, творчества, характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: В. М. Бехтерев трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта [6]. А. М. Матюшкин, 3. Н. Калмыкова, Д. Б. Богоявленская и др. в целом понимают творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний. Я. А. Пономарев понимает творчество и в самом широком смысле как взаимодействие, ведущее к развитию. Можно выделить основные направления изучения креативности в зарубежной психологии. Во-первых, творчество может изучаться по его продукту (Ж. Тейлор), а именно: по количеству, качеству и значимости. Однако множество исследователей считают, что продукт не может служить единственным критерием оценки творчества, тем более что его оценка проводится специалистами-экспертами и зависит от их вкусов и суждений. Во-вторых, креативность рассматривается как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд, Е. Торренс). Основными факторами креативности признаются: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии и т. д. Большая заслуга представителей данного направления заключается в том, что ими была разработана серия достаточно надежных и нетрудных в использовании тестов на определение уровня креативности. С точки зрения диагностики креативности, существующие подходы и методики можно представить в структуре другой классификации, основанием которой служит регламентированность или нерегламентированность деятельности испытуемого при выполнении теста, направленного на выявление уровня развития творческих способностей. Такая система состоит из трех групп: к первой относятся тестовые методики, регламентирующие деятельность испытуемого; ко второй — слабо регламентирующие, к третьей — нерегламентирующие деятельность испытуемого. К первой группе можно отнести тесты Г. Айзенка, т. е. тесты интеллекта, где основными параметрами измерения выступают временно-скоростные характеристики; в таких тестах время решения лимитируется, фиксируется точностью решения задач. Г. Айзенк вводит понятие «общего интеллекта», представляющего собой совокупность разнообразных способностей. Уровень развития каждой способности определяется уровнем развития общего интеллекта. Творческие способности понимаются им как высший уровень общего интеллекта. Ко второй группе можно отнести тесты на креативность, предложенные Я. А. Пономаревым, который под творческими способностями понимает способность распознавать и ассимилировать в деятельности побочный продукт, порождающийся в процессе деятельности и не имеющий прямого отношения к цели. К третьей группе относятся тесты, не регламентирующие деятельность испытуемого, в которых испытуемый не ограничивается ни временем, ни вариативностью решений, задаются только начальные условия. К таким тестам относятся тесты Е. Торренса, Дж. Гилфорда, которые разводят понятие интеллекта и креативности, рассматривая креативность как дивергент- ность мышления. Дж. Гилфорд, Е. Торренс рассматривали креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основными факторами креативности признаются: □ оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности; □ семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможность его нового использования, расширять функциональное применение на практике; □ образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; □ семантическая спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Методика «Предложения» Методика «Предложения» направлена на изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом. Инструкция. Составьте как можно больше осмысленных предложений из трех слов, которые начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т. Время выполнения — 8 мин. Обработка результатов. Подсчитывается количество предложений, которые будут показателем продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями (табл. 4.8)
Методика «Две линии» Методика «Две линии» направлена на изучение дивергентной продуктивности на образном материале. Инструкция. Используйте обе линии, только по одному разу, для изображения серии фигур. Время выполнения — 8 мин.
Обработка результатов. Подсчитывается количество рисунков, без повторений — 1 балл за каждый вариант. В табл. 4.9 приведены средние значения дивергентной продуктивности.
Методика «Классификация» Методика «Классификация» направлена на изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале. Инструкция. Выделите как можно больше групп слов по признакам, которые их могут объединять: 1. Стрела. 5. Змей. 2. Пчела. 6. Лодка. 3. Крокодил. 7. Воробей. 4. Рыба. Например, А: 1, 2, 5, 7 — в воздухе; Б: 3, 4, 5, 7 — имеют хвосты. Время выполнения - 8 мин. Обработка результатов. Подсчитывается количество классов, 1 балл за классификацию. Выводы делаются на основании сравнений со средними значениями (табл. 4.10).
Методика Вартега «Круги» Инструкция. На бланке нарисовано 20 кругов (рис. 4.5). Ваша задача состоит втом, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 мин. Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков. Обработка результатов I. Подсчитывается показатель беглости мышления — общее количество рисунков, за каждый рисунок — I балл. Средние значения беглости мышления представлены в табл. 4.11.
2. Гибкости мышления — количество классов рисунков, за каждый класс — I балл. Полученные результаты сравниваются со средними значениями (см. табл. 4.11). Рисунки группируются по классам: — природа; — предметы быта; — наука и техника; — спорт;
— декоративные предметы (не имеющие практической ценности, использующиеся для украшения); — человек; — экономика; — Вселенная. 3. Оригинальность мышления — за каждый редко встречающийся рисунок — 2 балла. Список рекомендуемой литературы 1. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова думка, 1989. 2. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик./Сб. науч. трудов. — М., 1988. 3. Общая психодиагностика/ Под. ред. А. А. Бодалева. — СПб., 2000. 4. Практикум общей и экспериментальной психологии/ Под. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. - СПб., 2000. 5. Развитие и диагностика способностей. — М., 1991.
М ЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧИ Л. И Вансовская
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 6007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.009 с.) |