Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерпретационные портреты объектовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Интерпретационные возможности приводятся в последовательности убывания количества совпадающих объяснений (табл. 7.15—7.21): Принц, принцесса {р = 0,80): а) потребность вызывать восхищение, быть центром; б) стремление к богатству, роскоши, изобилию; в) потребность быть благородным, отзывчивым; г) потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как «плохое» качество). Король, королева (р ~ 0,69): а) потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, контролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция): б) потребность помогать, защищать других; в) потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром внимания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за «плохих» качеств). Волшебник (р = -0,46): а) стремление к власти, силе; б) потребность в творчестве, изобретательности, активности; в) потребность оказывать помощь, защищать других (протективная позиция); г) стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за «плохих» качеств, противного внешнего вида, ненависти людей — потребность в аффиляции). Дракон (р = —0,82) отвергается из-за жестокости, агрессивности, безобразного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений. Варианты ответов: «Перевернула бы весь мир наизнанку», «Превратила бы человека в камень», «Чтобы люди не ссорились», «Чтобы я не носила очки», «Чтобы никто не умирал».
На дополнительные вопросы чаще всего выбирают: Для мамы: □ предметы одежды......................................... 35,5% □ коммунальное оборудование....................... 20,4% □ меньше работы по дому (красоту, здоровье) Для папы: □ предметы одежды........................................ 29,0% □ машину......................................................... 26,9% □ меньше работы, высокую зарплату, чтобы раньше возвращался домой с работы (!), чтобы был моложе. Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) — ответ «не знаю», или индифферентный, или отрицательный ответ «ничего». Если ребенок перечисляет «подарки», то можно сказать: «хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи» — иногда удается получить ценную информацию. Оптимальным является клише: «...хорошо, а что еще?».
Отрицательная позиция по отношению к школе имелась у 18% детей. Коэффициент стереотипности достаточно высок. На дополнительные вопросы дети чаще выбирают для учителя: предметы одежды............................................................................................ 20,4% другие подарки............................................................................................. 20,4% чтобы учителя не огорчали........................................................................... 12,9% чтобы учитель был: добрым, справедливым, лучше объяснял материал... 4,3%
Очевиден «скачок» между 10-ю и 12-ю годами: эта тенденция соответствует онтогенезу и видна по другим позициям. Хотел бы превратиться в...? Животное.................................. 35,5% Сказочный герой.................... 23,7% Другой человек....................... 16,1% Литературный герой............. 3,2% Предмет..................................... 3,2% Остаться самим собой......... 3,2% Не знаю..................................... 16,1% Коэффициент стереотипности низок.
Далее: слон, олень, медведь, тигр, ящерица, аист, фазан, жираф, карп, анаконда, змея. Коэффициент стереотипности исключительно низкий. Ответы «не знаю» практически отсутствуют.
Далее следуют: лев, обезьяна, волк, лиса, крокодил, орел, муха, насекомое, бегемот. Двенадцать идентификаций было отобрано по результатам предварительного опыта с 27 животными. Вынужденный выбор с большим числом животных уменьшает риск поверхностной, случайной ассоциации при спонтанном выборе и позволяет вызвать много дифференцированных позиций. С помощью таких выборов и их обоснований ребенок косвенно описывает черты собственной личности. Положительный выбор мелких животных (мышь, червяк, змея), если это не противоречит обоснованиям выбора, является признаком нарушения или неприспособленности, неприспособляемости. «Характеристики» животных Кошка (р = 0,53): а) потребность быть полезным, помогать другим; б) потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;
в) потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите; г) потребность в безопасности, доме, удобстве; д) потребность в физической проворности, ловкости. Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессивности: «люди ее мучают и обижают». Онтогенетический профиль индекса полярности:
Идентификация с кошкой согласно выбора девочек является исключительно положительной, для мальчиков — умеренно положительной (для 12-тилетних даже амбивалентной: идентифицируют ее как вредное животное: «ловит птиц», «подлиза», «агрессивная»). Лев (р = 0,01). Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность в силе: а) агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять; б) потребность в свободе, независимости; в) желание быть красивым, вызывать восхищение. Отказ из-за агрессивности, из-за того, что сидит в клетке (потребность в свободе). Онтогенетический профиль индексов полярности:
В мотивации идентификации преобладают: агрессивность, доминантность, автономность, частично агрессивность, физическая сила. Маленький козленок, олененок (р — 9,40): а) потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным; б) потребность в уверенности, безопасности, материнской защите; в) потребность в свободе. Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, пугливости, трусливости. Онтогенетический профиль полярности:
Орел (р = 0,29): а) потребность в свободе, «взлете»; б) потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц); в) потребность в доминировании (царь птиц); г) частично агрессивная и защитная позиция. Отвергается из-за агрессивности, жестокости, уязвимости, мрачности. Онтогенетический профиль индекса полярности: Мотивировка выбора: «свобода» — 5% девочек, 30% мальчиков; агрессивность — 0% девочек, 4% мальчиков.
Мышь (р = -0,94) выбирается лишь в исключительных случаях (педантичная позиция). Отвергается из-за отсутствия достаточной безопасности, защиты, уверенности, из-за опасности, вредности, гадкого внешнего вида, презрения к другим (вызывает чувство брезгливости, омерзения). Идентификация с мышью является ненормальной, обоснования выбора содержат также признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации. Обезьяна (р = 0,68): а) потребность в физической ловкости, физическом совершенстве, радости движения, игривости, активности; б) потребность в лакомствах, сладостях; в) клоунская позиция, потребность быть на виду, вызывать удивление; г) потребность быть ум^ым, изобретательным; д) потребность быть милым, привлекательным. Отвергается из-за «визгливости», «потому что обезьяна». Онтогенетический профиль индекса полярности:
Тигр (р =0, 14): а) потребность в физической силе; б) потребность в красивом внешнем виде; в) исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать; г) потребность вызывать чувство страха. Отвергается из-за агрессивности, вредности, из-за постоянного преследования, отсутствия свободы («в клетке»). Онтогенетический профиль индекса полярности:
Заяц (р = -0,51) выбирается по причине подвижности, потребности в движениях, активности: а) потребность вызывать удивление, быть красивым; б) потребность свободы. Отвергается из-за беззащитности, постоянного преследования, из-за вредности, отсутствия красоты, трусливости, постоянной смертельной опасности. Собака (р = 0,53): а) потребность быть полезным, помогать людям, заботиться о других, защищать, охранять, сторожить; б) потребность в красивом внешнем виде, быть милым; в) агрессивная позиция («может кусаться») или защитная позиция; г) потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности, принадлежать кому-нибудь, иметь кого-нибудь для себя. Отвергается из-за агрессивности, зависимости, отсутствия свободы, подчиненности, унизительного положения. Птичка (например, синичка) {р = 0,59): а) потребность свободы, «взлета», независимости; б) потребность быть любимым; в) потребность приносить радость; г) потребность быть полезным; д) потребность в красивом внешнем виде; е) потребность в уверенности, избегать опасности; ж) потребность во впечатлениях, в познании. Отвергается из-за беззащитности, постоянной опасности. Онтогенетический профиль индекса полярности:
Червяк (р = 0,91). Выбирается лишь в исключительных случаях (из-за полезности: «рыхлит почву»). Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, из-за неприятного места обитания, омерзительного внешнего вида, вредности, чувства брезгливости. Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций18 Методика* предназначена для изучения особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию ЦО личности, сочетания этих ценностей, степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т. п., позволяют определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека и какие средства для достижения этих целей, по его мнению, представляются предпочтительными. Анализ содержательной стороны и иерархической структуры ЦО показывает также, в какой степени выявленные ЦО учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания. В соответствии с принятым пониманием природы и особенностей функционирования ЦО личности ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности- цели (терминальные ценности), вторую — ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности (Т-ценности) — это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Терминальные ценности в основном определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно ' Данная методика представляет собой модификацию методики М. Рокича, адаптированную А. Гоштаутасом, М. А. Семеновым, В. А. Ядовым. важно, значимо, ценно. Какизвестно, умение определить с вой цели, т. е. найти самого себя и свое место в жизни, — очень важный показатель личностной зрелости. Инструментальные ценности (И-ценности) отражают средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности, в период активного самовоспитания, инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных. Однако выделение в структуре и содержании ЦО этих двух групп ценностей позволяет, с одной стороны, более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности», а с другой — умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности свидетельствует об определенном уровне развития его личности. В данной методике были учтены возрастные особенности психического развития учащихся, которые обусловливают, с одной стороны, функционирование механизма дифференциации ценностей, с другой — характер выбора тех или иных ценностей как актуальных для школьников 8-10-х классов. Методика представляет собой два бланка, на которых приводятся списки 16 терминальных и 16 инструментальных ценностей (бланк I и бланк II), каждую из которых испытуемый может оценить по 5-балльной системе. В инструкции перед началом работы экспериментатор должен указать, что оценивается каждая ценность отдельно, в соответствии с ее значимостью для данного испытуемого. Приводим ниже образцы бланков этой методики. Указанные в них ценности расположены произвольно, и каждый исследователь может установить свой порядок их расположения. Бланк I (Т-ценности) Задание 1 Инструкция. Ниже приводится список основных целей, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Какие из них являются лично для вас ценными (значимыми)? Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» — самый высокий балл, а «1» — самый низкий (табл. 7.22). Задание 2 Инструкция. Ниже приводится список основных качеств личности человека. Какие из них являются для вас нужными, ценными (значимыми)? Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» — самый высокий балл, а «1» — самый низкий (табл. 7.23). __________________________________ школьный ВОЗРАСТ______________________________________
Процедура проведения исследования состоит в следующем. После инструкции, в которой испытуемым кратко формулируются цели работы и объясняются правила заполнения бланков, им раздаются бланки I с терминальными ценностями. Испытуемых нужно особо предупредить, что работа должна вестись ими индивидуально, без советов друге другом, списывания и т. п. Экспериментатор в процессе работы все время должен следить за соблюдением этого правила. Не следует чрезмерно твердо настаивать на заполнении всех пунктов бланка методики, особенно в тех случаях, когда учащийся действительно не знает, какой балл ему поставить для той или иной ценности. При выполнении отдельными учащимися первого задания методики бланк I у них отбирается и дается бланк II. После заполнения он также отбирается, и учащийся покидает помещение, где проводится эксперимент. Работу можно проводить как с целым школьным классом, так и с группами учащихся. Обработка и интерпретации данных ведутся в строгом соответствии с теоретической моделью понимания ЦО, изложенной выше. Это означает, что прежде всего следует определить степень сформированное™ психологического механизма ЦО, т. е. особенности дифференциации ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот психологический параметр ЦО, является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности. В случаях, когда учащиеся используют все оценки 5-балльной шкалы, можно говорить о сформированное™ у них психологического механизма дифференциации. Использование же испытуемыми при ранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (обычно только «4» и «5») свидетельствует о том, что механизм дифференциации находится на начальной стадии своего формирования. Если же испытуемые все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом или вообще не могут дать оценки, то это означает, что дифференциация как психологический механизм ЦО у этих учащихся еще не сформировалась. Таким образом, по степени сформированное™ этого психологического механизма все испытуемые могут быть распределены на три основные группы: 1) учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ЦО; 2) учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО начинает формироваться; 3) учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО еще не сложилась. В соответствии с принятой нами концепцией ЦО как показателя уровня личностного развития, на основе такого анализа результатов ранжирования ценностей можно охарактеризовать особенности этого развития по степени сформированности психологического механизма ЦО. При анализе данных об умении учащихся дифференцировать необходимо учитывать, что для старшего подросткового и раннего юношеского возраста характерна более дробная и дифференцированная система оценок по терминальным ценностям, чем по инструментальным. Поэтому группировку испытуемых по этому параметру следует вести прежде всего по результатам ранжирования терминальных ценностей. Как показали проведенные исследования, для школьников VIII—X классов московских школ типичным может быть такое количественное распределение по выделенным выше группам.
Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что из анализа особенностей содержания ЦО учащихся нужно исключить тех, у кого отсутствует механизм дифференциации ценностей. ЦО у этих учащихся как устойчивое и действенное личностное образование еще не сформировались. У всех же остальных учащихся обнаруживается разная степень сформированное™ ЦО, которые могут иметь различия (типы) по своему содержанию (направленность ЦО). Для определения содержания ЦО в исследованиях обычно принято использовать факторный или таксономический анализ. И хотя оба они (особенно таксономический) достаточно эффективны, однако сопряжены со сложной математической процедурой, предусматривающей применение достаточно мощной ЭВМ. В условиях практической работы школьного психолога содержательный анализ структуры ЦО учащихся можно несколько упростить. Используя основной принцип таксономии — группировку данных по сходным признакам, мы предлагаем следующую процедуру обработки полученных данных. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей по группам в зависимости от степени дифференциации (высокая и низкая), выделить в них тех учащихся, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом считается совпадение по 9 ценностям при расхождении по одной из этих ценностей в 1 балл. Сгруппировав на этом принципе данные ранжирования, вычисляют средний балл по каждой из 16 ценностей (сначала по Т-ценностям, потом по И-ценнос- тям). Средний балл определяется путемделения суммы всех оценок поданной ценности на число учащихся данной группы. Например, одинаковые оценки по 9 терминальным ценностям поставили 12 учеников. При этом ценность «интересная работа» у 11 учащихся получила высший балл «5», а у одного — 4 балла. Таким образом, в этой группе учащихся ценность «интересная работа» имеет средний балл 4,89. Подобным образом вычисляются баллы и для всех остальных 16 ценностей. В зависимости от «балльного веса» каждой ценности, она распределяется по шкале своей значимости для данной группы испытуемых. При этом возможно, что некоторые ценности получат одинаковое значение, свидетельствующее об их равнозначном месте в иерархической структуре ЦО учащихся. Как правило, при такой обработке определенные ценности получают близкие по величине средние оценки и образуют таким образом смысловые группы ценностей. Для выделения таких групп ценностей из основного их массива нужно вычислить достоверность различий между группами, используя в зависимости от характера распределения критерии Стьюдента или Вилкоксона. Ценности, расположенные в зависимости от полученных ими значений, образуют таким образом иерархическую содержательную структуру ЦО учащихся. Естественно, что ценности, попавшие в верхнюю часть этой структуры, определяют ведущую, основную ориентацию индивида на те или иные цели и средства его деятельности, что позволяет содержательно охарактеризовать направленность личности. Ценности, расположенные в нижней части иерархической структуры, также характеризуют направленность личности, так как показывают незначимость содержащихся в них целей и средств для данного человека. Ценности, сгруппировавшиеся в середине иерархической структуры, малоинформативны для определения общей направленности личности. Для них характерна тенденция к изменению своего рангового места в зависимости от условий жизни и деятельности индивида, т. е. они больше, чем другие, подвержены влиянию со стороны и как бы добавляют штрихи к общей оценке содержательной стороны ЦО личности. На основе предложенной обработки и анализа данных можно получить типологию ценностных ориентации личности учащихся старших классов, отличающихся по содержанию системы входящих в них ценностей. Следует при этом иметь в виду, что, как показывают исследования, для группы учащихся с низкой дифференциацией максимальное число типов ЦО равняется двум. Для учащихся же с высокой дифференциацией число таких типов может быть значительно больше. Устойчивость полученных характеристик ЦО учащихся достигается повторным обследованием тех же школьников по этой же методике, которое нужно провести спустя 2-3 недели. При этом следует изменить порядок расположения ценностей в экспериментальном бланке. В заключение нужно отметить, что предлагаемая здесь методика дает наибольший эффект при массовом обследовании учащихся. В случае же индивидуальной работы с учениками целесообразно использовать специальные карточки с выписанными на каждой из них отдельными ценностями. В этом случае необходимо требовать от испытуемого обязательного распределения отдельно терминальных и инструментальных ценностей по 16 рангам. Оба способа использования предложенной методики позволяют также установить половые различия в особенностях формирования ценностных ориентации у учащихся старших классов. Студенческий возраст Изучение мотивации обучения в вузе3 При создании данной методики автор* использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Проведение исследования Инструкция. Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие — знаком «-» с нижеследующими утверждениями. Текст опросника 1. Лучшая атмосфера на занятии — атмосфера свободных высказываний. 2. Обычно я работаю с большим напряжением. 3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей. 4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии. 5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом. 6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии. 7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем. 8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе. 9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии. 10.Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше. 11.Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование. 12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии. 13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом. 14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы). 15. Самое замечательное время жизни — студенческие годы. 16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. ' Методика предложена Т. И. Ильиной. 17.Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко. 18. При возможности я поступил бы в другой вуз. 19.Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом. 20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них. 21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей. 22. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни. 23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я. 24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании. 25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз. 26. У меня достаточно силы волн, чтобы учиться без напоминания администрации. 27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением. 28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий. 29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом. 30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом. 31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой. 32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать. 33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное. 34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы. 35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии. 36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена. 37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим. 38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование. 39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом. 40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности. 41. Меня весьма тревожат возможные неудачи. 42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают. 43. Мой выбор данного вуза окончателен. 44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них. 45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно. 46. У меня обычно ровное и хорошее настроение. 47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии. 48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней. 49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная. 50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данног
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.92.5 (0.014 с.) |