Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод для исследования интерперсонального поведения взрослых людей был создан в 1954 году и представляет собой результат широко ориентированного исследования большого количества специалистов, исследующих анализ интерперсональных аспектов личности. По мнению авторов, интерперсональные проявления индивида являются многоуровневой «сеткой» и направлены на снижение тревожности. Человек постоянно находится в контакте с другими людьми, а его интерперсональное поведение можно классифицировать по 16 интерперсональным, расположенным по кругу переменным (рис. 9.4). А — ДОМИНАНТНЫЙ — владеет, господствует, приказывает (вызывает послушание), управляет, приказывает, руководит. В — ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЙ — хвастается, высокомерный, самодовольный, эксгибиционистический, действует уверенно, независимо. С — СОПЕРНИЧАЮЩИЙ — эксплуатирует, отвергает, отказывает (вызывает недоверие), соперничает, пробивается. D — АГРЕССИВНЫЙ — обвиняющее, саркастическое, неласковое поведение (вызывает пассивную резистентность), решительное поведение. Е— ЭНЕРГИЧНЫЙ — нападает, действует недружелюбно (вызывает недружелюбное поведение), открытое, прямое, критическое поведение. F— КРИТИЧЕСКИЙ — жалуется, озлобленное поведение (вызывает наказание), правомерно и справедливо бунтует, необычный. G— ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ — недоверчивый, подозрительный, считает себя обойденным (вызывает недружелюбное поведение), обоснованная бдительность и скепсис.
Н— СКРОМНЫЙ — осуждает сам себя, тревожное, виноватое поведение, не учитывающее себя самого (вызывает дерзкое поведение), действует застенчиво, чувствительно, скромно. / — УНИЖЕННЫЙ — без собственного мнения, подчиняется, слабовольное поведение (вызывает управление), слушается и честно выполняет свои обязанности. / — КОНФОРМНЫЙ — конформный, уступчивый, слишком внимательный, действует слишком вежливо (требует совета и руководства), восхищается, учитывает других. К— ГИПЕРКОНФОРМНЫЙ — примыкает, умоляет помочь, зависимый, со всем соглашается (вызывает помощь), доверяет, просит помощи. L — КООПЕРАТИВНЫЙ — делает компромиссы, всегда соглашается, слишком придерживается конвенций (вызывает нежность), сотрудничает, принимает участие, соглашается. М — ГИ П ЕРАФФ И Л И АТИ ВН ЫЙ- требует дружеского поведения (вы - зывает любовь), милое, приятельское поведение. N — ГИПЕРПРОТЕКТИВНЫЙ — мягкое, слишком эмоциональное поведение (вызывает положительное отношение), проявляет симпатии, поддерживает, действует мягко. 0 — ОТВЕТСТВЕННЫЙ — навязчиво перенимает ответственность (вызывает доверие), помогает, предлагает, дает. Р — АВТОКРАТИЧЕСКИЙ — навязчиво ищет и требует уважения, педантичный, догматик (вызывает уважение), управляет, советует, учит. Т. Лири приводит 5 уровней анализа интерперсонального поведения личности. Особенно значимы уровни I, II и V. Уровень I содержит наблюдаемое поведение людей, т. е. поведение на основании оценки другими людьми. Уровень II содержит оценку собственного интерперсонального поведения или оценку близких людей — отца, матери, партнера, супруга и т. п. Уровень V отражает моральный профиль индивида, его идеальное «Я» через систему описания идеала. Исследования показали, что все 16 факторов имеют отношение к факторам «доминантности—подчиненности» и «дружественности—враждебности». Это привело к заключению, что все интерперсональные факторы зависят от этих четырех. Их комбинирование определяет место индивида на круге, разделенном на четыре четверти с помощью вертикальной оси (доминантность- подчиненность) и горизонтальной оси (дружественность-враждебность). Отдельные интерперсональные факторы описываются авторами в трех разных аспектах (см. рис. 9.4): внутренняя окружность — адаптивное поведение; средняя окружность — тип поведения, вызываемого у других людей; внешняя окружность — экстремальные тенденции. На рис. 9.4 цифрами обозначено: 1 — Стремление руководить, направлять, вести. 2 — Самоуверенность, независимость. 3 — Стремление соревноваться, напористость. 4 — Агрессивность, решительность. 5 — Искренность, прямолинейность, критичность. 6 — Реалистичность, склонность оправдываться, возмущаться, действовать нешаблонно. 7 — Реалистичность, осторожность, скептицизм. 8 — Осторожность, чувствительность, скромность. 9 — Склонность выполнять чужие обязанности, повиноваться. 10— Уважительность, склонность к восхищению, подчинению. 11— Склонность спрашивать совета, предлагать помощь, доверчивость. 12— Склонность соглашаться, сотрудничать, участвовать в общих делах. 13— Стремление любить, дружелюбие. 14— Стремление поддерживать, добросердечность, склонность проявлять симпатию. 15— Стремление помочь, что-либо предложить, отдать. 16— Стремление вести дело, советовать, учить. 17 — Стремление к доминированию, проявление черт хозяина, руководителя. 18 — Хвастливость, высокомерие, самовлюбленность, самопредпочтение 19— Стремление эксплуатировать, отвергать, отказывать. 20 — Стремление наказать, покарать, обидеть, саркастичность. 21 — Стремление проявить недружеские действия, агрессивность. 22 — Стремление оправдаться, проявив жестокость, недовольство. 23 — Стремление обидеть, действовать подозрительно, недоверчиво. 24 — Тревожность, самоуничижение, самоосуждение, чувство вины. 25 — Подчиненность, слабохарактерность. 26 — Послушность, подчиненность, сверхуважение. 27 — Верность, зависимость, потребность в помощи. 28 — Готовность идти на компромисс, соглашаться на любые условия. 29 — Потребность в дружественных проявлениях со стороны других, несдержанность в поступках. 30 — Жалостливость, отзывчивость, проявление безграничной любви. 31 — Безусловное принятие ответственности на себя, готовность действовать в экстре мальных условиях. 32 — Стремление навязывать уважение к себе: педантизм, догматичность. Было предположено, что отношение между двумя переменными является нисходящей функцией расстояния между ними на окружности. Сумма баллов по отдельным факторам переводится в индекс, где доминируют факторы ^/'(вертикальная ось) и IM(горизонтальная ось). Расстояние от середины окружности до полученных показателей указывает на адаптивность или малоадаптивность интерперсонального поведения. Специальные формулы определяют показатели по этим двум основным осям: Доминирование (вертикальный фактор) =AP-HI+0,7{BC+ NO—JK— FG)\ Дружелюбие (горизонтальный фактор) = LM- DE+ OJ{NO + JK- FG-ВС). Отдельные типы интерперсонального поведения можно характеризовать не только по 16-факторной системе. Для клинических исследовательских целей удобно суммировать интерперсональный репертуар личности в 8 более широких описательных категорий, полученных комбинированием смежных признаков. Для этого два соседних фактора были объединены в один, тем самым получили 8 искомых категорий (рис. 9.5). Это позволяет характеризовать поведение как с точки зрения интерперсональных проявлений, так и с точки зрения реакций, которые данный тип поведения вызывает. Так, для лиц с кодом АР, включающим факторы А (навязчивая доминантность) и /'(общепризнанная успешность), будут типичны следующие проявления. Проявляют власть, силу и амбиции. В адаптивной форме это энергетическое компетентное поведение и авторитет, основанный на способностях человека; в экстремальной форме это автократическое, диктаторское и педантичное поведение, маниакальные проявления. Этот тип вызывает поведение //(буквы обозначаюттип поведения, соответствующий сектору в круге). Эгоцентрическая личность — ВС (самодовлеющее самоутверждение); В — самоуверенная независимость; С — самоутверждение как соперничество.
Выразительная ориентировка на самого себя, самолюбие, удовлетворенность собой, вера в себя. В адаптивной мере проявляется независимость и вера в свои силы; в экстремальной форме — эгоистическое поведение, эгоцентризм, эксгибиционизм, возвышение себя над остальными. Вызывает поведение типа GHIJ. Агрессивная личность — DE (агрессивность и враждебность): D— неласковая строгость; Е — бесцеремонная критичность. Ее характеризует враждебная агрессивность, строгость в межличностных отношениях. В адаптивной форме это могут быть приемлемые проявления жесткости, резкости, когда они учитывают ситуацию. Малоадаптивная форма представляет ригидно твердое, бесчувственное поведение без учета ситуации, типичное преимущественно для психопатов. Этот тип вызывает поведение PGH. Недоверчивая личность — FG (недоверчивая невосприимчивость); F — щепетильная сомнительность; G — упрямая подозрительность. Люди этого типа отличаются подозрительным отношением к социальной среде и дистанцией по отношению к людям. В адаптивной форме имеется в виду приемлемый критический подход к социальным отношениям. Малоадаптивная форма включает подозрительное, критическое поведение, отказ от социальных норм, чувство разочарования, отчуждения. Вызывает поведение BCD. Покорная личность — Ш(субмиссивность): Н — скромная робость; I — поддающаяся пассивность. Отличается скромностью, слабостью, даже самоунижением. В адаптивной форме проявляется скромность, робость, эмоциональная сдержанность, способность подчиняться; в малоадаптивной форме — это пассивное самоунижение, слабость, гиперсубмиссивность, без учета данной ситуации. Вызывает поведение ВС и DE. Гиперконформная личность — /^(слабовольная зависимость): У — восхищенная благодарность; К— тревожное доверие. Характерные проявления зависимой конформности, мягкость, требование и ожидание помощи и советов. В адаптивной форме проявляется доверие и восхищение, адекватное данной ситуации; в малоадаптивной форме — полная зависимость, отсутствуют проявления независимости, враждебности и власти. Ведут себя боязливо и беспомощно. Вызывает поведение АР и N0. Гипераффилиативнаяличность — LM(аффилиация): L — доверчивая ко- оперативность; М — дружеская любовь. Для этих людей характерны дружеский стиль общения и примыкание к другим людям. Адаптивная форма: экстравертированное дружеское поведение, желание сотрудничать, склонность к конформизму, предпочтение хороших социальных отношений; малоадаптивная форма — стереотипно приятное, любовное поведение без учета данной ситуации — стремление удовлетворить требования других, быть положительным и поддерживать положительные отношения. Вызывает поведение MN. Гиперпротективная личность — N0 (протективность, покровительство): N—слишком большая деликатность; О — альтруистическая ответственность. Это разумные, успешные, деликатные, зрелые, самостоятельные и сильные люди. Адаптивная форма — ответственное, деликатное поведение, выбирает дружеский способ общения, помогает другим, завязывает эмоциональные контакты. Это положительный социальный тип личности. Малоадаптивная форма — ригидное повторение типичных форм поведения без учета ситуации, слишком большая активность по отношению к другим, неадекватное стремление брать на себя ответственность за других. Вызывает поведение KL. В окончательной версии метод содержит 128 оценочных имен прилагательных, из них всегда 8 связаны с одним из 16 факторов именно так, что они упорядочены по восходящей, отражая низкую, умеренную высокую и экстремальную интенсивность данного поведения. На практике наиболее часто используются 8 указанных выше интерперсональных переменных с полярными факторами доминантности-субмиссивности и враждеб- ности-аффилиации (рис. 9.6, 9.7).
Для проведения исследования необходимы тестовая тетрадь, бланк для записи ответов и протокол. Респонденты по инструкции отмечают ответы в бланке, причем могут оценивать поведение других (системой наблюдений) (уровень I), самого себя или других лиц по инструкции (уровень II) и оценивать идеал (уровень V). Для заполнения опросника (оценки одного лица) требуется 10-15 мин. Полученные результаты можно обработать несколькими способами. При
этом данные заносятся в протокол. Это позволяет определять тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным уровням (например, «Я» — отец — идеальное «Я» и т. п. Психометрические свойства были подвергнуты проверке несколькими способами. В рамках определения гомогенности заданий проверяли популярность вопросов и пришли к выводу, что популярность вопросов монотонно снижается. Отношение между вопросом и октановым показателем определялось подсчетом бисериального коэффициента корреляций, значение которого колеблется в диапазоне 0,12-0,61, причем в основном принимает среднее значение. Социальная желательность вопросов определялась сравнением оценок отдельных характеристик и свойств людей по 5-балльной шкале. Корреляция для отдельных факторов и октанов принимала значение от 0,993 до 0,999. Отношения между принятием вопроса и его социальной желательностью являются более явными на уровне V (где только 20% коэффициентов корреляций было ниже уровня статистической значимости), чем на уровне II (где 39% корреляций оказалось ниже уровня статистической значимости). Коэффициенты внутренней согласованности для факторов на уровне II принимают значения от 0,35 до 0,72, а на уровне V — от 0,16 до 0,66; для отдельных октанов на уровне II — от 0,62 до 0,75; на уровне V — от 0,46 до 0,74. Стабильность во времени (повторное предъявление спустя 10 дней) подтвердилась коэффициентами корреляций, которые принимали значение для отдельных факторов от 0,63 до 0,81, а для октанов — от 0,69 до 0,80. Корреляционная матрица, отражающая отношения между данным методом и 16 PF, показала, что около 30% корреляций находится на уровне статистической значимости. Проверка круговой диагностической модели подтвердила (с некоторыми отклонениями) круговое расположение интерперсональных переменных. Результаты факторного анализа также подтвердили существование двух ортогональных факторов (DOMи LOW). Метод можно успешно использовать для анализа социальной среды, групп равного характера и для анализа личности в групповой или индивидуальной психотерапии. Имеется положительный опыт применения мето: да на практике (преимущественно в клинике, атакже в трудовых коллективах) и в научных исследованиях.
Опросник Т. Лири 1. Умеет нравиться. 2. Производит впечатление на окружающих. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 4. Умеет настоять на своем. 5. Обладает чувством собственного достоинства. 6. Независимый. 7. Способен сам позаботиться о себе. 8. Может проявить безразличие. 9. Способен быть суровым. 10. Строгий, но справедливый. 11. Может быть искренним. 12. Критичен к другим. 13.Любит поплакаться. 14. Часто печален. 15. Способен проявлять недоверие. 16.Часто разочаровывается. 17.Способен быть критичным к себе. 18. Способен признать свою неправоту. 19. Охотно подчиняется. 20. Покладистый. 21.Благодарный. 22.Восхищающийся и склонный К подражанию. 23.Уважительный. 24.Ищущий одобрения. 25.Способный к сотрудничеству и взаимопомощи. 26.Стремится ужиться с другими. 27.Доброжелательный. 28.Внимательный и ласковый. 29.Деликатный. 30.Ободряющий. 31.Отзывчивый к призывам о помощи. 32.Бескорыстный. 33.Способен вызывать восхищение. 34.Пользуется у других уважением. 35.Обладает талантом руководителя. 36.Любит ответственность. 37.Уверен в себе. 38.Самоуверен и напорист. 39.Деловитый и практичный. 40. Соперничающий. 41. Стойкий и крутой, где надо. 42. Неумолимый, но беспристрастный. 43. Раздражительный. 44. Открытый и прямолинейный. 45. Не терпит, чтобы им командовали. 46. Скептичен. 47. На него трудно произвести впечатление. 48. Обидчивый, щепетильный. 49. Легко смущается. 50. Неуверенный в себе. 51. Уступчивый. 52. Скромный. 53. Часто прибегает к помощи других. 54. Очень почитает авторитеты. 55. Охотно принимает советы. 56. Доверчив и стремится радовать других. 57. Всегда любезен в обхождении. 58. Дорожит мнением окружающих. 59. Общительный и уживчивый. 60. Добросердечный. 61. Добрый, вселяющий уверенность. 62. Нежный и мягкосердечный. 63. Любит заботиться о других. 64. Щедрый. 65. Любит давать советы. 66. Производит впечатление значительности. 67. Начальственно-повелительный. 68. Властный. 69. Хвастливый. 70. Надменный и самодовольный. 71. Думает только о себе. 72. Хитрый. 73. Нетерпим к ошибкам других. 74. Расчетливый. 75. Откровенный. 76. Часто недружелюбен. 77. Озлоблен. 78. Жалобщик. 79. Ревнивый. 80. Долго помнит обиды. 81. Склонный к самобичеванию. 82. Застенчивый. 83. Безынициативный. 84. Кроткий. 85. Зависимый, несамостоятельный. 86. Любит подчиняться. 87.Предоставляет другим принимать решения. 88. Легко попадает впросак. 89. Легко поддается влиянию друзей. 90. Готов довериться любому. 91. Благорасположен ко всем без разбора. 92. Всем симпатизирует. 93. Прощает все. 94. Переполнен чрезмерным сочувствием. 95. Великодушен и терпим к недостаткам. 96. Стремится помочь каждому. 97. Стремится к успеху. 98. Ожидает восхищения от каждого. 99. Распоряжается другими. 100. Деспотичный. 101.Относится к окружающим с чувством превосходства. 102. Тщеславный. 103. Эгоистичный. 104.Холодный, черствый. 105. Язвительный, насмешливый. 106.Злой, жестокий. 107.Часто гневлив. 108.Бесчувственный, равнодушный. 109.Злопамятный. 110. Проникнут духом противоречия. 111. Упрямый. 112. Недоверчивый и подозрительный. 113.Робкий. 114.Стыдливый. 115.Услужливый. 116.Мягкотелый • 117.Почти никому не возражает. 118.Навязчивый. 119. Любит, чтобы его опекали. 120.Чрезмерно доверчив. 121.Стремится снискать расположение каждого. 122.Со всеми соглашается. 123.Всегда со всеми дружелюбен. 124.Всех любит. 125. Слишком снисходителен к окружающим. 126.Старается утешить каждого. 127.Заботится о других в ущерб себе. 128. Портит людей черезмерной добротой. Бланк ответов представляет собой таблицу, состоящую из 4 строк по 32 номера в каждой. В подобной таблице ответы по каждому фактору оказываются сгруппированными в микроматрицу (приведены 1-й и 8-й факторы), что облегчает подсчет суммы баллов без использования трафаретов: Бланк ответов
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.188 (0.01 с.) |