Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль семьи в развитии личности ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Семья — это первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности, но возникновение новых качеств, их своеобразное структурирование в каждом возрасте происходят не сами собой и не привносятся извне взрослыми, они возможны лишь в результате активной деятельности самого ребенка. Значимость общения со взрослыми в психическом развитии ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти важные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом развитии ребенка, ведет кдепривации в семье. Причины, ведущие к депривации, могут быть самые разные. Дело в том, что общая атмосфера семьи, которая существенно влияет на формирование личности ребенка, находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех членов семьи. Наибольшая опасность для развития ребенка (особенно в раннем возрасте) возникает, когда у него нет матери. К существенным негативным последствиям может привести и отсутствие в семье отца (нарушение в полоролевом развитии, неуверенность, недисциплинированность и др.). Если место отца занимает отчим, это снижает возможность возникновения депривации, но при этом нередко создается почва для невротических расстройств, конфликтов на данной основе, что в итоге негативно сказывается на ребенке. Заметное влияние на развитие ребенка оказывают также братья и сестры. В окружении старших братьев и сестер усиливается чувство эмоциональной защищенности, комфорта, возрастают возможности активного познания мира, установления контакта с окружающими. Не менее существенное, но уже иное влияние оказывают на ребенка младшие брат и сестра. Они слабее, нуждаются в заботе, опеке, помощи... Все это побуждает старших взять на себя функцию покровителя, защитника, стимулирует проявление доброжелательности, чувства ответственности, организаторских способностей, самостоятельности. Имеет свои особенности и семейная микросреда ребенка, родившегося в многодетной семье. Здесь возможен недостаток внимания матери к нему (особенно в первый год жизни), заботы со стороны родителей, что в дальнейшем проявляется в отклонениях в социальном поведении и др. Затруднения в реализации семейных функций могут быть связаны не только с внешними причинами, но и с внутренними, психологическими, которые, как правило, намного глубже и сложнее. К ним относятся эмоциональная незрелость и отклонения в характере родителей, близких родственников, отсутствие эмоциональной сплоченности супругов, интимности совместной жизни семьи. Существенно и то, какие формы и способы взаимодействия взрослых и детей преобладают в семье. Знание того, каково типичное поведение родителей по отношению к ребенку, играет важную роль, поскольку оно определенным образом сказывается на детях, на формировании их личностных качеств. Изучение семьи важно еще и потому, что она косвенным путем оказывает влияние и на положение ребенка в «детском обществе». Выявлено, в частности, что у детей, занимающих благоприятное положение в системе межличностных отношений в детской группе, в семьях преобладает демократический стиль воспитания; в семьях же малопопулярных, «изолированных» детей чаще доминирует авторитарный и противоречивый стиль. Однако очевидно, что ребенку недостаточно контактировать только со старшими; у него проявляется, а затем все более усиливается тяга к общению с другими детьми. Взаимодействие с ними составляет вторую важную сферу контактов ребенка с окружающими людьми, которая также очень значима для детей, и они сами остро это ощущают и выражают. Таким образом, к ней подключается система «сверстник-сверстник», закономерно изменяющаяся в процессе онтогенеза. Однако и само общение ребенка со сверстниками, и его значение для общего психического развития самых маленьких детей изучены намного меньше, чем общение со взрослыми. Особенно справедливо это положение применительно к младшему детскому возрасту. Место контактов со сверстниками для развития самых маленьких детей пока еще недостаточно освещено в науке. Поскольку дети раннего возраста только учатся говорить, речь их можно учитывать лишь ограниченно, как средство для выявления общего уровня развития, и поэтому не случайно подавляющее число тестов и заданий в этом возрасте носит невербальный характер. Проективные рисуночные тесты, дающие нам возможность «видеть» окружающую среду ребенка подробно, представлены в отечественной психологической литературе, поэтому останавливаться детально на интерпретации тестов «рисунок семьи» и «дом» здесь не будем. Методикой, основанной на факте выраженности межличностных отношений на невербальном уровне субъективного отражения, является цветовой тест. Цветовой тест отношений Цветовой тест отношений — это компактный невербальный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Он опирается на концепцию отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности. Методической основой данного теста является цветоассоциативный эксперимент. Идея и процедуры эксперимента были разработаны А. М. Эткиндом. Он исходит из предположения о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментально-психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов. Метод цветоассоциативного эксперимента отличается от других цветовых методов своеобразным способом извлечения реакций на цветовые стимулы и иной постановкой задачи тестового исследования. Все это позволяет считать данный метод оригинальным средством личностного тестирования. Психодиагностический метод цветоассоциативного исследования отношений личности был назван «цветовой тест отношений» (ЦТО). Оборудование В ЦТО используется набор цветов из восьми цветового теста М. Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. Обоснование возможности диагностики отношений испытуемых к значимым понятиям и людям с помощью ЦТО дается количественной оценкой, полученной путем вычисления коэффициента корреляций между матрицей семантических расстояний цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного только фактора оценки, этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех факторов личностного дифференциала он оказался еще выше — 0,69 (в обоих случаях р < 0,01). Это значит, что на первые места в ассоциативной раскладке выходят именно те цвета, которые сходны по своему значению с ассоциируемым понятием. Все это подтверждает валидность цветовых ассоциаций как метода измерения эмоциональных значений на достаточно высоком уровне достоверности. Проведение исследования 1. Психолог в контакте с испытуемым составляет список лиц, представляющих непосредственное окружение, а также список понятий, имеющих для него существенное значение. Конкретная форма списка зависит от контекста, личности и возраста. Для детей список понятий примерно таков: моя мать; отец; брат (сестра); дедушка (бабушка) либо другие лица, с которыми общается ребенок; моя учительница (воспитательница); мой друг; я сам; каким я хочу стать; мое настроение дома; мое настроение в детском саду (в школе) и т. д. 2. Перед испытуемым на белом фоне в случайном порядке раскладываются цвета. Инструкция. Подберите к каждому из людей и понятий, которые я буду зачитывать, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду (например, цвету одежды). ЦТО имеет 2 варианта проведения, различающихся по способу извлечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от испытуемого требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь 1 подходящий цвет. В полном варианте испытуемый ранжирует все 8 цветов в порядке соответствия понятию, от «самого похожего, подходящего» до «самого непохожего, неподходящего». Как показывает опыт, у большинства испытуемых достаточно подробные и надежные результаты дает краткий вариант ЦТО. 3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с «самого» красивого, привлекательного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.124 (0.007 с.) |