Признаки волевых качеств школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки волевых качеств школьников



Признаки дисциплинированности:

□ сознательное выполнение установленного в данной деятельности по­рядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);

□ добровольное выполнение правил, установленных коллективом (клас­са, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);

□ недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);

□ соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

□ выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и посто­янного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выпол­нить учебное, трудовое задание и т. п.);

□ умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ от­дохнуть и т. д.);

□ умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

□ умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного пове­дения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

.□ стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение дли­тельно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

' Методика разработана А. И. Высоцким.

□ умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

□ умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене кол­лектива, условий труда и т. д.)

Признаки выдержки:

□ проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

□ умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслу­женном обвинении и т. д.);

□ умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контро­лировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

□ соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в дея­тельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

□ планирование своих действий и разумное их чередование; рациональ­ное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении об­становки.

Признаки решительности:

□ быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

□ выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

□ проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

□ проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

□ участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

□ активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

□ стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Оценка силы волевых качеств


 

 

Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе: 5 — волевое качество очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — слабо Развито, 2 — очень слабо развито, 1 — волевое качество не присуще данно­му субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десяты­ми долями балла, например 3,7 или 4,2 и т. д.).

Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеариф­метическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на чис­ло оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4 и выше, данное ка­чество проявляется сильно, в остальных случаях — волевое качество считается слабопроявляющимся. Так определяется сила каждого из изучае­мых волевых качеств.

Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество счи­тается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаружи­вается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и бо­лее раза в неделю или если два и более признака проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более ред­ком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.

Таким образом, если волевое качество определенной силы и устойчиво­сти проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, об­щественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к дан­ной деятельности, если в двух и более видах деятельности — что это, скорее всего качество личности.

Выявление упорства школьников в умственной деятельности13

Проведение исследования

Учащимся предлагается расшифровать текст («Туризм — лучший отдых»). написанный цифрами, в котором каждая буква алфавита закодирована дву­значным числом. Текст представляет собой связный рассказ, но слова в тек­сте подбираются таким образом, чтобы исключить догадку при их раскоди­ровании. При проведении эксперимента соседи получают разные тексты и разные ключи.

Для примера приводим образец ключа для расшифровки текста и часть зашифрованного текста (табл. 7.7). Первая цифра каждой зашифрованной

Таблица 7.7. Ключ для расшифровки текста

               
  д О ь Е Ц п  
  Ю ъ Б У Ф щ  
  Н к А Р ж л  
  В г с   й ш  
  У э И я ы X  
  м т          

 

буквы показывает, в какой строчке (сверху вниз) находится эта буква, вто­рая цифра указывает номер колонки (слева направо), в которой помещена буква. Так, например, буква «С» шифруется числом 43, так как она находит­ся в четвертой строчке и в третьей колонке.

Примеры

62 51 34 53 44 61 36 51 24 46 53 45 12 62 11 55 56 (ТУРИЗМ) (ЛУЧШИЙ) (ОТДЫХ)

После объяснения эксперимента и пробной расшифровки испытуемым дается следующая инструкция.

Инструкция. В настоящем эксперименте выявляется ваше упор­ство, умение преодолевать трудности. О вашем упорстве мы будем судить по числу набранных очков (числу правильно расшифрованных знаков). О результатах эксперимента узнают ваши товарищи. Постарайтесь проявить свою волю. Когда ваше терпение кончится, вы можете прекратить расшиф­ровку текста.

Достоинство этого эксперимента состоит в том, что он не требует осо­бых знаний, навыков и умений, все испытуемые находятся в одинаковых условиях, а поэтому выявляется именно упорство.

Методика выявления уровня смелости Г. А. Калашникова14

Методика основана на снижении эффективности деятельности при воз­никновении чувства опасности.

Для проведения исследования необходима платформа размером 50x50 см, которая поднимается последовательно на 50, 100 и 150 см над полом. Ис­пытуемый, стоя на платформе, совершает с максимальным усилием подпры­гивание вверх, отталкиваясь обеими ногами. У одних испытуемых (трусли­вых) при увеличении высоты платформы высота прыжка начинает снижаться тем больше, чем выше поднимается платформа (при 50 см — в среднем на 25%, при 100 см — на 32%, при 150 см — на 52%); у других ис­пытуемых (смелых) высота прыжка мало зависит от высоты платформы (сни­жение соответственно на 8, 13 и 6%; данные А. С. Зобова).

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе15

К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относит­ся уровень притязаний, который может определяться уровнем трудности выбираемой цели.

Для проведения исследования надо приготовить 16 карточек с написан­ными на них номерами от 1 до 16. Испытуемому предлагается ряд задач, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и пре­доставляется возможность каждый раз самому выбирать задачу для реше­ния. Эта методика относится к числу наиболее трудных, так как экспери­ментатор по собственному усмотрению создает ситуацию успеха (не обязательно заслуженно), т. е. хвалит испытуемого, либо ситуацию неуспе­ха, т. е. показывает, что исследуемый не справился с задачей. Действитель­ные достижения значения не имеют, но испытуемый должен быть убежден в противном, переживание успеха и неудачи должно быть глубоким и акту­альным. Для этого нужно, чтобы содержание задач соответствовало кругу интересов, знаний человека и тем требованиям, которые он сам себе предъявляет. Неудачный подбор задач может вызвать ошибки в толковании его результатов. Так, если школьнику 10-го класса предлагается какая-либо математическая задача или вопрос из школьной программы, правильный ответ будет для него актуальным успехом, неудача — обидным переживани­ем. Для человека с высшим образованием, о котором известно, что он хоро­шо знает литературу и искусство, в число средних и трудных задач могут быть включены вопросы о русских и иностранных писателях, композиторах, ху­дожниках, все эти вопросы и задачи будут задевать его самолюбие, успехи и неудачи в ответах будут актуальны для него. Следует подчеркнуть, что за­дания должны объективно для каждого человека различаться по степени трудности — от предельно легких до чрезвычайно трудных. Варьирование интервалов времени (т. е. возможность дать испытуемому много времени на размышление и тем самым способствовать успеху либо возможность быст­ро выключить секундомер, сказав, что время истекло, и тем самым искусст­венно создать неуспех) может использоваться как вспомогательный прием. Следовательно, одна из трудностей проведения этого эксперимента в том, что он не может быть стандартным, а требует индивидуального построения для каждого человека.

Проведение эксперимента

Перед испытуемым раскладываются вряд 16 карточек таким образом, что слева оказываются № 1, № 2 и т. д., а справа — № 16.

Инструкция. Перед вами лежат номера задач разной трудности. № 1. 2, 3 (экспериментатор указывает на них) — самые легкие, дальше следуют задачи немного труднее, затем еще труднее и, наконец, последние номе­ра — 15, 16 — самые трудные. На карточках написан только номер, задачу я вам скажу после того, как вы возьмете ее номер. Карточку нужно положить на старое место. Под каждым номером есть несколько задач. Для решения каждой задачи дается определенное время, и, если вы не успеете справиться с ней за это время, задача будет считаться нерешенной. Выбирайте, пожа­луйста, сами, задачу под каким номером вы хотите решать. Вы можете вы­бирать любую задачу.

Тактика экспериментатора зависит от хода эксперимента. Так, если испы­туемый выбирает легкие задачи, экспериментатор может на первых порах обеспечить ему «успех». Если сразу же выбираются трудные номера, то нуж­но обязательно создать ситуацию неуспеха. После того, как в эксперименте отчетливо выявляется тенденция выбора задач, т. е. после выбора и решения 10-14 задач, испытуемому говорят: «Теперь осталось выбрать одну, последнюю задачу». Для сохранения хорошего настроения у испытуемого последнюю за­дачу надо дать такую, чтобы обеспечить успех. Случается так, что, несмотря на хорошо обдуманный набор задач, приходится импровизировать в момент эксперимента. Так, например, встречаются исследуемые, которые выбирают только самые легкие задачи, не рискуя перейти к более трудным, несмотря на успех. В этих случаях приходится заменять задуманный набор и предлагать такие задания, как «2+3» или «назвать город, в котором мы живем», т. е. да­вать предельно легкие задания, чтобы лишить выбор таких номеров всякого смысла. Или, напротив, если выбираются все время трудные задачи и при этом успешно решаются, следует экспромтом предложить особо трудные за­дачи, чтобы создать ситуацию обоснованного неуспеха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.62.45 (0.015 с.)