Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки волевых качеств школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Признаки дисциплинированности: □ сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.); □ добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.); □ недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.); □ соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки. Признаки самостоятельности: □ выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.); □ умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.); □ умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав; □ умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности. Признаки настойчивости: .□ стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; ' Методика разработана А. И. Высоцким. □ умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; □ умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.) Признаки выдержки: □ проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.); □ умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.); □ умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке. Признаки организованности: □ соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.); □ планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки. Признаки решительности: □ быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; □ выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений; □ проявление решительных действий в непривычной обстановке. Признаки инициативности: □ проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации; □ участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других; □ активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов; □ стремление проявить инициативу в непривычной обстановке. Оценка силы волевых качеств
Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе: 5 — волевое качество очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — слабо Развито, 2 — очень слабо развито, 1 — волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, например 3,7 или 4,2 и т. д.). Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4 и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях — волевое качество считается слабопроявляющимся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств. Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раза в неделю или если два и более признака проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым. Таким образом, если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности — что это, скорее всего качество личности. Выявление упорства школьников в умственной деятельности13 Проведение исследования Учащимся предлагается расшифровать текст («Туризм — лучший отдых»). написанный цифрами, в котором каждая буква алфавита закодирована двузначным числом. Текст представляет собой связный рассказ, но слова в тексте подбираются таким образом, чтобы исключить догадку при их раскодировании. При проведении эксперимента соседи получают разные тексты и разные ключи. Для примера приводим образец ключа для расшифровки текста и часть зашифрованного текста (табл. 7.7). Первая цифра каждой зашифрованной
буквы показывает, в какой строчке (сверху вниз) находится эта буква, вторая цифра указывает номер колонки (слева направо), в которой помещена буква. Так, например, буква «С» шифруется числом 43, так как она находится в четвертой строчке и в третьей колонке. Примеры 62 51 34 53 44 61 36 51 24 46 53 45 12 62 11 55 56 (ТУРИЗМ) (ЛУЧШИЙ) (ОТДЫХ) После объяснения эксперимента и пробной расшифровки испытуемым дается следующая инструкция. Инструкция. В настоящем эксперименте выявляется ваше упорство, умение преодолевать трудности. О вашем упорстве мы будем судить по числу набранных очков (числу правильно расшифрованных знаков). О результатах эксперимента узнают ваши товарищи. Постарайтесь проявить свою волю. Когда ваше терпение кончится, вы можете прекратить расшифровку текста. Достоинство этого эксперимента состоит в том, что он не требует особых знаний, навыков и умений, все испытуемые находятся в одинаковых условиях, а поэтому выявляется именно упорство. Методика выявления уровня смелости Г. А. Калашникова14 Методика основана на снижении эффективности деятельности при возникновении чувства опасности. Для проведения исследования необходима платформа размером 50x50 см, которая поднимается последовательно на 50, 100 и 150 см над полом. Испытуемый, стоя на платформе, совершает с максимальным усилием подпрыгивание вверх, отталкиваясь обеими ногами. У одних испытуемых (трусливых) при увеличении высоты платформы высота прыжка начинает снижаться тем больше, чем выше поднимается платформа (при 50 см — в среднем на 25%, при 100 см — на 32%, при 150 см — на 52%); у других испытуемых (смелых) высота прыжка мало зависит от высоты платформы (снижение соответственно на 8, 13 и 6%; данные А. С. Зобова). Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе15 К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний, который может определяться уровнем трудности выбираемой цели. Для проведения исследования надо приготовить 16 карточек с написанными на них номерами от 1 до 16. Испытуемому предлагается ряд задач, пронумерованных по степени трудности от легких до самых трудных, и предоставляется возможность каждый раз самому выбирать задачу для решения. Эта методика относится к числу наиболее трудных, так как экспериментатор по собственному усмотрению создает ситуацию успеха (не обязательно заслуженно), т. е. хвалит испытуемого, либо ситуацию неуспеха, т. е. показывает, что исследуемый не справился с задачей. Действительные достижения значения не имеют, но испытуемый должен быть убежден в противном, переживание успеха и неудачи должно быть глубоким и актуальным. Для этого нужно, чтобы содержание задач соответствовало кругу интересов, знаний человека и тем требованиям, которые он сам себе предъявляет. Неудачный подбор задач может вызвать ошибки в толковании его результатов. Так, если школьнику 10-го класса предлагается какая-либо математическая задача или вопрос из школьной программы, правильный ответ будет для него актуальным успехом, неудача — обидным переживанием. Для человека с высшим образованием, о котором известно, что он хорошо знает литературу и искусство, в число средних и трудных задач могут быть включены вопросы о русских и иностранных писателях, композиторах, художниках, все эти вопросы и задачи будут задевать его самолюбие, успехи и неудачи в ответах будут актуальны для него. Следует подчеркнуть, что задания должны объективно для каждого человека различаться по степени трудности — от предельно легких до чрезвычайно трудных. Варьирование интервалов времени (т. е. возможность дать испытуемому много времени на размышление и тем самым способствовать успеху либо возможность быстро выключить секундомер, сказав, что время истекло, и тем самым искусственно создать неуспех) может использоваться как вспомогательный прием. Следовательно, одна из трудностей проведения этого эксперимента в том, что он не может быть стандартным, а требует индивидуального построения для каждого человека. Проведение эксперимента Перед испытуемым раскладываются вряд 16 карточек таким образом, что слева оказываются № 1, № 2 и т. д., а справа — № 16. Инструкция. Перед вами лежат номера задач разной трудности. № 1. 2, 3 (экспериментатор указывает на них) — самые легкие, дальше следуют задачи немного труднее, затем еще труднее и, наконец, последние номера — 15, 16 — самые трудные. На карточках написан только номер, задачу я вам скажу после того, как вы возьмете ее номер. Карточку нужно положить на старое место. Под каждым номером есть несколько задач. Для решения каждой задачи дается определенное время, и, если вы не успеете справиться с ней за это время, задача будет считаться нерешенной. Выбирайте, пожалуйста, сами, задачу под каким номером вы хотите решать. Вы можете выбирать любую задачу. Тактика экспериментатора зависит от хода эксперимента. Так, если испытуемый выбирает легкие задачи, экспериментатор может на первых порах обеспечить ему «успех». Если сразу же выбираются трудные номера, то нужно обязательно создать ситуацию неуспеха. После того, как в эксперименте отчетливо выявляется тенденция выбора задач, т. е. после выбора и решения 10-14 задач, испытуемому говорят: «Теперь осталось выбрать одну, последнюю задачу». Для сохранения хорошего настроения у испытуемого последнюю задачу надо дать такую, чтобы обеспечить успех. Случается так, что, несмотря на хорошо обдуманный набор задач, приходится импровизировать в момент эксперимента. Так, например, встречаются исследуемые, которые выбирают только самые легкие задачи, не рискуя перейти к более трудным, несмотря на успех. В этих случаях приходится заменять задуманный набор и предлагать такие задания, как «2+3» или «назвать город, в котором мы живем», т. е. давать предельно легкие задания, чтобы лишить выбор таких номеров всякого смысла. Или, напротив, если выбираются все время трудные задачи и при этом успешно решаются, следует экспромтом предложить особо трудные задачи, чтобы создать ситуацию обоснованного неуспеха.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.21 (0.013 с.) |