Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровая методика «Дилемма узника»

Поиск

Для изучения диадного взаимодействия широко используется игра под названием «Дилемма узника». Название методики возникло из названия ситуации, которую предлагается представить играющим. Она заключается в том, что двух заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в отдельные камеры. У каждого есть возможность сообщить о преступлении другого, надеясь получить меньшее наказание. Если никто
из них не сообщит о совершенном другим преступлении, оба получат не­значительное наказание; если один скажет, а другой нет, то сообщивший будет отпущен на свободу, а другой получит суровое наказание; если они оба сообщат, то оба получат небольшое наказание, но оно будет больше, чем то, что они могли получить, если бы оба промолчали. Исход игры мож­но представить в виде таблице, с которой обычно знакомят участников пе­ред игрой:

В ситуации «Дилемма узника» играющие должны сделать выбор между кооперативным (б) и конкурентным поведением (г), учитывая при этом мотивы выбора другого. С точки зрения индивидуального результата игро­ка А, ему всегда выгоднее сообщить о другом (г). Но дело в том, что, если

к

Выбор участника Б

б (молчать) г (сказать)
Выбор б 3,3 -1,5
участника А г 5,-1 1, 1

 

игрок Б будет исходить из той же позиции, они оба получат относительно мало очков. А исходя из максимума обоюдного результата, они оба должны выбрать молчание (б), но тогда каждый оставляет для другого возможность злоупотреблять доверием.

Игрокам нужно сделать выбор одновременно: в одних случаях не всту­пая в контакт, в других случаях разрешается общаться (изучается как раз воздействие коммуникации на выбор). Игра может проигрываться много­кратно, и после каждого тура игрокам сообщаются результаты, за которые они получают призы или наказание. В роли игрока может выступить не один человек, а команда с лидером или без него.

Проведение исследования

Методика проводится в двух вариантах:

1) с двумя участниками;

2) с двумя группами участников.

Во втором варианте в предмет исследования входит поведение группы в си­туации необходимости принятия решения при неопределенном исходе и рав­ных альтернативах. Отличие первого варианта от второго заключается в том, что первый вариант требует от испытуемого мышления вслух и последующей интроспекции; во втором исследователь может непосредственно наблюдать взаимодействие в группе. Однако эксперименты во втором варианте ослож­няются в связи со значительным расширением диапазона значимых факто­ров: разная коммуникативная активность и компетентность участников, до­полнительные моменты индивидуального понимания задания и т. п.

В начале эксперимента участникам сообщается, что один из них (опре­деляется кто) будет играть за узника, а другой — за охранника. Далее «уз­ник» условно помещается в камеру определенной формы (рис. 9.3).

Рис. 9.3.

 

Все углы камеры, так же как и стороны, абсолютно одинаковые. Охран­ник находится снаружи.

Инструкция для «Узника». Ваша задача — выбрать один из углов Для «побега». «Побег» будет считаться удачным, если «охранник» не догадается, какой угол вы выбрали. Запишите выбор и его обоснование в протокол.

Инструкция для «Охранника». Ваша задача — догадаться, в каком углу готовит «побег» узник, и предотвратить побег. Запишите ваш выбор и обоснуйте его в протоколе.

После первых записей они сверяются экспериментатором с объявлени­ем результатов участниками. Затем анализируются основания выбора. Если оказывается, что на первом этапе эксперимента участники исходили из формальных оснований и не учитывали персоны противника, т. е. не пыта­лись моделировать именно его поведение, экспериментатор подчеркивает это в обсуждении и приступает ко второму этапу.

На втором этапе эксперимент повторяется (участники могут поменять­ся местами).

Обработка и интерпретация результатов

Экспериментатор должен учитывать, что любое решение участников не­удовлетворительно с точки зрения формальной рациональности. Поэтому очень важно точно формулировать вопрос при построении гипотезы. А имен­но: перед кем стоит дилемма? Часто путают подлинную дилемму, которая в по­добном случае возникает перед игроком-участником, с задачей, возникаю­щей у исследователя, который должен рекомендовать оптимальное решение. Оптимального решения в данной ситуации нет, выход же из конфликта для
участника заключается в получении достаточных для моделирования пове­дения противника оснований. Эксперимент может иметь дидактическую функцию, отчетливо демонстрируя ситуации, когда обыденные представле­ния о рациональном поведении оказываются неприменимыми.

С помощью игры «Дилемма узника» можно создать ситуацию для диаг­ностики стиля лидерства, стремления к конкуренции или к кооперации во взаимоотношениях, совместимости людей и т. д. Важно подчеркнуть, что этот ситуационный тест является лишь методическим приемом для моде­лирования определенных межличностных отношений, а не точной стандар­тной измерительной процедурой. Но возможность не только наблюдать, но и моделировать желаемое поведение, большая прогностическая возмож­ность делают этот ситуационный тест-игру перспективным приемом для ди- агностики межличностных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.008 с.)