Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика оценки уровня развития морального сознанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основываясь на работах Ж. Пиаже по выявлению стадий интеллектуального развития, Л. Колберг предположил возможность существования стадий развития нравственного сознания. Исследуя различия в моральных суждениях, Колберг выделяет три основных уровня их развития: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание). Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины... Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, как, например, библейские заповеди. Но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Как уже говорилось, его достижение возможно с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления (высшая стадия развития интеллекта, по Ж. Пиаже). Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность. На данной стадии речь идет о поиске всеобщих оснований нравственности. В каждом из названных уровней развития Колберг выделял несколько стадий (табл. 6.19). Достижение каждой из них возможно, по мнению авто- Ра, только в заданной последовательности. Но жесткой привязки стадий к возрасту Колберг не делает. Для исследования морального сознания Колберг сформулировал девять Дилемм, в оценке которых сталкивались нормы права и морали, а также
ценности разного уровня. Мы приводим их ниже, цитируя по статье Анциферовой Л.И. «Анализируя рассуждения, обоснования, мотивацию высказываемых респондентами умозаключений, Колберг приходит к выводу, что они представляют собой не отдельные ответы на поставленные в дилеммах вопросы, а целостную, базальную (underlying) психологическую организацию. В ее составе одни "операции" уже находятся в согласовании друг с другом, другие рассогласованы. Чем выше стадия развития, тем более согласованной становится моральная система личности. Выделяя отдельные характеристики (функции) системы нравственности, в соответствии со своим принципом когнитивизма, ведущей функцией морально- г0 суждения Колберг считает рациональность или познавательную оценку ситуации. Это дискриптивная особенность суждения. Следующая особенность — предписательная, нацеливающая на выполнение определенных действий. При внутренне согласованной системе потенциал предписательности растет» (с. 6). Последнее означает, что по мере развития уровня нравственных суждений увеличивается и соответствие нравственных оценок человека его поведению. Следует помнить, однако, что нравственные суждения являются важным, но не единственным фактором, определяющим поведение человека. Можно придерживаться весьма нравственных взглядов на ситуацию, но не иметь достаточно самоконтроля или мужества действовать в соответствии с ними, и наоборот. Девять гипотетических дилемм33 форма А Дилемма III. В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы ее спасти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу радия. Муж больной женщины, Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нем заработать, использовав все реальные средства». И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство. 1. Должен ли Хайнц украсть лекарство? 1а. Почему да или нет? 2. (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматриваться необязательным). Хорошо или дурно для него украсть лекарство? 2а. (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматриваться необязательным.) Почему это правильно или дурно? 3. Есть ли у Хайнца обязанность или обязательство украсть лекарство? За. Почему да или нет? 4. Если бы Хайнц не любил свою жену, должен ли был он украсть лекарство для нее? (Если субъект не одобряет воровство, спросить: будет ли различие в его поступке, если он любит или не любит свою жену?) 4а. Почему да или нет? 5. Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого? Анциферова J1. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психол. журнал, 1999. Т. 20. № 3. С. 5-17. 5а. Почему да или нет? 6. (Если субъект одобряет кражу лекарства для чужого.) Предположим, что это домашнее животное, которое он любит. Должен ли Хайнц украсть, чтобы спасти любимое животное? 6а. Почему да или нет? 7. Важно ли для людей делать все, что они могут, чтобы спасти жизнь другого? 7а. Почему да или нет? 8. Воровать — противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении? 8а. Почему да или нет? 9. Вообще, должны ли люди пытаться делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону? 9а. Почему да или нет? 10. (Этот вопрос включен, чтобы выявить ориентацию субъекта и не должен считаться обязательным.) 10а. Почему? (Вопросы 1 и 2 Дилеммы III1 не являются обязательными. Если вы не хотите использовать их, читайте Дилемму III1 и ее продолжение и начинайте с вопроса 3.) Дилемма III1. Хайнц залез в аптеку. Он украл лекарство и дал его жене. На следующий день в газетах появилось сообщение о грабеже. Офицер полиции м-р Браун, который знал Хайнца, прочитал сообщение. Он вспомнил, что видел, как Хайнц бежал от аптеки, и понял, что это сделал Хайнц. Полицейский колебался, должен ли он сообщить об этом. 1. Должен ли офицер Браун сообщить о том, что кражу совершил Хайнц? 1а. Почему да или нет? 2. Предположим, что офицер Браун близкий друг Хайнца. Должен ли он тогда подать рапорт о нем? 2а. Почему да или нет? Продолжение: Офицер Браун сообщил о Хайнце. Хайнц был арестован и предстал перед судом. Были избраны присяжные. Работа присяжных — определить виновен или нет человек в совершении преступления. Присяжные признают Хайнца виновным. Дело судьи — вынести приговор. 3. Должен ли судья дать Хайнцу определенное наказание или освободить его? За. Почему это является наилучшим? 4. С позиции общества, должны ли люди, нарушающие закон, быть наказаны? 4а. Почему да или нет? 46. Как это применить к тому, что должен решить судья? 5. Хайнц сделал то, что подсказала ему совесть, когда он украл лекарство. Должен ли нарушитель закона быть наказан, если он действовал не по совести? 5а. Почему да или нет? 6. (Этот вопрос поставлен с тем, чтобы выявить ориентацию субъекта и его можно считать необязательным.) Продумайте дилемму: что, по вашему мнению, является самой ответственной вещью, которую должен сделать судья? 6а. Почему? (Вопросы 7-12 включены, чтобы выявить систему этических взглядов субъекта и не должны рассматриваться как обязательные.) 7. Что означает для вас слово совесть? Если бы вы были на месте Хайнца, как бы повлияла ваша совесть на решение? 8. Хайнц должен принять моральное решение. Должно ли быть моральное решение основано на чувствах или на обдумывании и размышлении о том, что правильно и дурно? 9. Является ли проблема Хайнца моральной проблемой? Почему? 9а. Вообще, что превращает нечто в моральную проблему или что означает слово моральность для вас? 10.Если Хпйнц собирается решить, что делать, путем размышления о действительно справедливом, должен быть некоторый ответ, правильное решение. Существует ли в действительности некоторое правильное решение для моральных проблем, подобных проблеме Хайнца, или, когда люди не согласны, мнение каждого в равной мере справедливо? Почему? 11. Как вы сможете узнать, когда вы придете к хорошему моральному решению? Есть ли способ мышления или метод, путем которого человек может достичь хорошего или адекватного решения? 12.Большинство считает, что мышление и рассуждение в науке могут вести к правильному ответу. Верно ли это для морального решения или они различны? Дилемма /. Джо — 14-летний мальчик, который очень хотел поехать в лагерь. Отец обещал ему, что он сможет поехать, если сам заработает для этого деньги. Джо усердно работал и скопил 40 долларов, необходимых для поездки в лагерь, и еще немного сверх того. Но как раз перед поездкой отец изменил свое решение. Некоторые его друзья решили поехать на рыбалку, а у отца не хватало денег. Он сказал Джо, чтобы тот дал ему накопленные деньги. Джо не хотел отказываться от поездки в лагерь и собирался отказать отцу. 1.Должен ли Джо отказаться отдать отцу деньги? 1а. Почему да или нет? (Вопросы 2 и 3 предназначены, чтобы определить моральный тип субъекта и являются необязательными.) 2. Имеет ли отец право уговаривать Джо отдать ему деньги? 2а. Почему да или нет? 3. Означает ли отдача денег, что сын хороший? За. Почему? 4. Является ли важным в этой ситуации тот факт, что Джо сам заработал деньги? 4а. Почему? 5. Отец обещал Джо, что он смог бы поехать в лагерь, если бы он сам заработал деньги. Является ли обещание отца самой важной вещью в этой ситуации? 5а. Почему? 6. Вообще, почему обещание должно быть выполнено? 7. Важно ли сдержать обещание кому-то, кого вы хорошо не знаете и вероятно не увидите снова? 7а. Почему? 8. О какой самой важной веши должен был бы заботиться отец в своем отношении к сыну? 8а. Почему это самое важное? 9. Вообще, что должно бы быть авторитетом отца по отношению к сыну? 9а. Почему? 10. О какой самой важной вещи должен заботиться сын в своем отношении к отцу? 10а. Почему это самая важная вещь? 11. (Следующий вопрос направлен на выявление ориентации субъекта и должен рассматриваться не обязательным.) Что же, по вашему мнению, является самой ответственной вещью, которую должен сделать Джо в этой ситуации? 11а. Почему? Форма В Дилемма IV. У одной женщины была очень тяжелая форма рака, от которой не было лекарства. Доктор Джефферсон знал, что ей осталось жить 6 месяцев. Она испытывала ужасные боли, но была так слаба, что достаточная доза морфия позволила бы ей умереть скорее. Она даже бредила, но в спокойные периоды она попросила доктора дать ей достаточно морфия, чтобы убить ее. Хотя доктор Джефферсон знает, что убийство из милосердия противозаконно, он думает выполнить ее просьбу. 1.Должен ли доктор Джефферсон дать ей лекарство, от которого бы она умерла? 1а. Почему? 2. Этот вопрос направлен на выявление морального типа субъекта и не является обязательным. Правильно или дурно для него дать женщине лекарство, которое позволило бы ей умереть? 2а. Почему это правильно или дурно? 3. Должна ли женщина иметь право принять окончательное решение? За. Почему да или нет? 4. Женщина замужем. Должен ли ее муж вмешиваться в решение? 4а. Почему? 5. (Следующий вопрос необязателен). Что должен бы сделать хороший муж в этой ситуации? 5а. Почему? 6. Имеет ли человек обязанность или обязательство жить, когда он не хочет, а хочет покончить жизнь самоубийством? 7. (Следующий вопрос необязателен). Имеет ли д-р Джефферсон обязанность или обязательство сделать лекарство доступным для женщины? 7а. Почему? 8. Когда домашнее животное тяжело ранено и умирает, его убивают, чтобы избавить от боли. Применима ли та же самая вещь здесь? 8а. Почему? 9. Для доктора противозаконно дать женщине лекарство. Является ли это и морально дурным? 9а. Почему? 10. Вообще, должны ли люди делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону? 10а. Почему? 106. Как это применить к тому, что должен был бы сделать д-р Джефферсон? 11. (Следующий вопрос касается моральной ориентации, он не обязателен). Обдумывая дилемму, чтобы вы сказали о самой ответственной вещи, которую сделал бы д-р Джефферсон? 11 а. Почему? (Вопрос 1 Дилеммы IV1 необязателен) Дилемма IVх. Д-р Джефферсон совершил милосердное убийство. В это время проходил мимо д-р Роджерс. Он знал ситуацию и пытался остановить доктора Джефферсона, но лекарство уже было дано. Доктор Роджерс колебался, должен ли он был сообщить о докторе Джефферсоне. 1.Должен ли был д-р Роджерс сообщить о д-ре Джефферсоне? 1а. Почему? Продолжение: д-р Роджерс сообщил о д-ре Джефферсоне. Д-р Джефферсон предан суду. Избраны присяжные. Работа присяжных — определить виновен или невиновен человек в совершении преступления. Присяжные находят, что д-р Джефферсон виновен. Судья должен вынести приговор. 2. Должен ли судья наказать д-ра Джефферсона или освободить? 2а. Почему вы считаете такой ответ наилучшим? 3. Подумайте в понятиях общества, должны ли люди, которые нарушают закон, быть наказаны? За. Почему да или нет? 36. Как это применить к решению судьи? 4. Присяжные находят, что доктор Джефферсон по закону виновен в убийстве. Справедливо ли или нет для судьи вынести ему смертный приговор (по закону возможное наказание)? Почему? 5. Правильно ли всегда выносить смертный приговор? Почему да или нет? При каких условиях смертный приговор должен быть, по вашему мнению, вынесен? Почему эти условия важны? 6. Д-р Джефферсон сделал то, что подсказала ему совесть, когда он дал женщине лекарство. Должен ли быть наказан нарушитель закона, если он действует не по совести? 6а. Почему да или нет? 7. (Следующий вопрос может быть необязательным). Снова обдумывая дилемму, что бы вы определили как самую ответственную вещь для судьи? 7а. Почему? (Вопросы 8—13 выявляют систему этических взглядов субъекта и не являются обязательными.) 8. Что означает слово совесть для вас? Если бы вы были д-ром Джефферсоном, что сказала бы вам совесть при принятии решения? 9. Д-р Джефферсон должен принять моральное решение. Должно ли быть оно основано на чувстве или только на рассуждении о том, что справедливо и дурно? 10а. Вообще, что делает проблему моральной или что означает для вас слово «нравственность»? 11.Если д-р Джефферсон размышляет над те,м, что действительно правильно, должен быть какой-то правильный ответ. Есть ли действительно некоторое правильное решение для моральных проблем, подобных тем, которые имеются у д-ра Джефферсона, или когда мнение каждого является равно правильным? Почему? 12.Как вы можете узнать, что пришли к справедливому моральному решению? Есть ли способ мышления или метод, путем которого можно достичь хорошего или адекватного решения? 13. Большинство людей считают, что мышление и рассуждение в науке может привести к правильному ответу. Верно ли то же самое для моральных решений или есть разница? Дилемма //.Джуди — 12-летняя девочка... Мать обещала ей, что она сможет пойти на специальный рок-концерт в их городе, если скопит деньги на билет, работая приходящей няней и немного экономя на завтраке. Она скопила 15 долларов на билет, да еще дополнительно 5 долларов. Но мать изменила решение и сказала Джуди, что та должна потратить деньги на новую одежду для школы. Джуди была разочарована и решила любым способом пойти на концерт. Она купила билет, а матери сказала, что заработала всего 5 долларов. В среду она пошла на представление, а своей матери сказала, что провела день с другом. Через неделю Джуди рассказала своей старшей сестре, Луизе, что она ходила на спектакль, а матери солгала. Луиза раздумывала, сказать ли матери о поступке Джуди. 1.Должна ли Луиза рассказать матери, что Джуди солгала о деньгах, или промолчать? 1а. Почему? 2. Колеблясь, рассказать или нет, Луиза думает о том, что Джуди — ее сестра. Должно ли это влиять на решение Джуди? 2а. Почему да или нет? 3. (Этот вопрос, относящийся к определению морального типа, необязателен.) Имеет ли такой рассказ связь с позицией хорошей дочери? За. Почему? 4. Важен ли в этой ситуации тот факт, что Джуди сама заработала деньги? 4а. Почему? 5. Мать обещала Джуди, что она смогла бы пойти на концерт, если сама заработает деньги. Является ли обещание матери самым важным в этой ситуации? 5а. Почему да или нет? 6. Почему вообще обещание нужно выполнять? 7. Важно ли сдержать обещание, данное кому-то, кого вы хорошо не знаете и вероятно не увидите снова? 7а. Почему? 8. Какова самая важная вещь, о которой должна заботиться мать в своих отношениях с дочерью? 8а. Почему это самая важная вещь? 9. Вообще, каким должен быть авторитет матери для дочери? 9а. Почему? 10. О какой самой важной вещи, по вашему мнению, должна заботиться дочь по отношению к матери? 10а. Почему эта вещь важна? (Следующий вопрос необязателен.) 11.Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Луизе? 11а. Почему? Форма С Дилемма V. В Корее экипаж моряков при встрече с превосходящими силами врагов отступил. Экипаж перешел мост через реку, но враг был еще главным образом на другой стороне. Если бы кто-нибудь пошел на мост и взорвал его, то остальные члены команды, имея преимущество во времени, вероятно, могли бы убежать. Но человек, который остался бы сзади, чтобы взорвать мост, не смог бы уйти живым. Сам капитан — это человек, который лучше всего знает, как вести отступление. Он вызвал добровольцев, но их не оказалось. Если он пойдет сам, то люди, вероятно, не вернутся благополучно, он — единственный, кто знает, как вести отступление. 1. Должен ли был капитан приказать человеку пойти на задание или он должен был пойти сам? 1а. Почему? 2. Должен ли капитан послать человека (или даже использовать лотерею), когда это означает послать его на смерть? 2а. Почему? 3. Должен ли был капитан пойти сам, когда это означает, что люди, вероятно, не вернутся обратно благополучно? За. Почему? 4. Имеет ли капитан право приказать человеку, если он думает, что это наилучший ход? 4а. Почему? 5. Человек, который получил приказ, имеет ли обязанность или обязательство идти? 5а. Почему? 6. Что вызывает необходимость спасти или защитить человеческую жизнь? ба. Почему это важно? бб. Как это применить к тому, что должен сделать капитан? 7. (Следующий вопрос необязателен.) Продумывая вновь дилемму, что бы вы сказали, какова самая ответственная вещь для капитана? 7а. Почему? Дилемма VIII. В одной стране в Европе бедный человек по имени Валь- жан не смог найти работы, не смогли этого ни его сестра, ни брат. Не имея денег, он украл хлеб и необходимое им лекарство. Его схватили и приговорили к 6 годам тюрьмы. Через два года он сбежал и стал жить в новом месте под другим именем. Он скопил деньги и постепенно построил большую фабрику, платил своим рабочим самую высокую зарплату и большую часть своей прибыли отдавал на больницу для людей, которые не могли получить хороший медицинский уход. Прошло двадцать лет, и один моряк узнал во владельце фабрики Вальжане беглого каторжника, которого полиция искала в его родном городе. Должен ли был моряк сообщить о Вальжане в полицию? 1а. Почему? Есть ли у гражданина обязанность или обязательство сообщать властям о беглом преступнике? 2а. Почему? Предположим, Вальжан был бы близким другом моряка? Должен ли он тогда сообщить о Вальжане? Если о Вальжане сообщили и он предстал перед судом, должен ли был судья послать его обратно на каторгу или освободить? 4а. Почему? Подумайте, с точки зрения общества, должны ли люди, которые нарушают закон, быть наказаны? 5а. Почему? 56. Как это применить к тому, что должен сделать судья? Вальжан сделал то, что ему подсказала совесть, когда он украл хлеб и лекарство. Должен ли нарушитель закона быть наказан, если он действует не по совести? 6а. Почему? (Этот вопрос необязателен.) Вновь осмысливая дилемму, что бы вы сказали о том, какую наиболее ответственную вещь нужно сделать моряку? 7а. Почему? (Вопросы 8-12 касаются системы этических взглядов субъекта, они необязательны для определения моральной стадии.) Что означает слово совесть для вас? Если бы вы были Вальжаном, как участвовала бы ваша совесть в решении? Вальжан должен принять моральное решение. Должно ли быть моральное решение основано на чувстве или умозаключении о правильном и дурном? Является ли проблема Вальжана моральной проблемой? Почему? 10а. Вообще, что делает проблему моральной и что означает слово моральность для вас? Если Вальжан собирается решать, что нужно сделать, путем размышления о том, что же в действительности справедливо, должен быть какой-то ответ, правильное решение. Есть ли действительно некоторое правильное решение моральных проблем, подобных дилемме Вальжана, или когда люди несоглашаются друге другом, мнение каждого равно справедливо? Почему? Как вы узнаете, что пришли к хорошему моральному решению? Есть ли способ мышления или метод, путем которого человек может достичь хорошего или адекватного решения? Большинство людей считают, что умозаключения или рассуждения в науке могут привести к правильному ответу. Верно ли это для моральных решений или они отличны? Дилемма VII. Два молодых человека, братья, попали в трудное положение. Они тайно покинули город и нуждались в деньгах. Карл, старший, взломал магазин и похитил тысячу долларов. Боб, младший, пошел к старому человеку в отставке — было известно, что он помогает людям в городе. Этому человеку он сказал, что он очень болен и ему необходима тысяча долларов, чтобы заплатить за операцию. Боб попросил этого человека дать ему деньги и обещал, что вернет их обратно, когда поправится. В действительности, Боб вообще не был болен и не намеревался возвращать деньги. Хотя старик и не знал хорошо Боба, он дал ему деньги. Так Боб и Карл удрали из города, каждый с тысячью долларов. 1. Что хуже: украсть как Карл или обмануть как Боб? 1а. Почему это хуже? «, 2. Что, по Вашему мнению, является самой плохой вещью при обмане старого человека? 2а. Почему это хуже всего? 3. Вообще, почему обещание должно выполняться? 4. Важно ли сдержать обещание, данное человеку, которого вы хорошо не знаете или никогда не увидите снова? 4а. Почему да или нет? 5. Почему не должно красть из магазина? 6. Какова ценность или важность прав собственности? 7. Должны ли люди делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону?. 7а. Почему да или нет? 8. (Следующий вопрос предназначен, чтобы выявить ориентацию испытуемого и не должен считаться обязательным.) Был ли старый человек безответственным, ссужая Бобу деньги? 8а. Почему да или нет?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.96 (0.013 с.) |