Школьный тест умственного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школьный тест умственного развития



Школьный тест умственного развития включает в себя 6 субтестов: «Ос­ведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщения», «Числовые ряды». Материал теста составляют две тетради, соответствую­щие двум параллельным формам — А и Б. В данном практикуме приводит­ся только форма А.

Руководство по проведению теста

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью се­кундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий. При груп­повом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования (табл. 4.1), а дру­гой наблюдает за учащимися, предупреждая нарушение ими инструкций.

Таблица 4.1. Время на проведение субтестов
Номер субтеста Субтест Число заданий [ 1 субтесте Время выполнения, мин
  Осведомленность 1    
II Осведомленность 2    
III Аналогии    
IV Классификации    
V Обобщения    
VI Числовые ряды    

 

Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой с помощью инструкции.

Инструкция. Сейчас вам будут предложены задания, которые пред­назначены для того, чтобы выявить ваши умения рассуждать, сравнивать пред­меты и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются оттого, что вам приходится выполнять на уроках.

Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим.

Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед предъявлением каж­дого набора заданий мы объясним описание этого типа заданий и на при­мерах покажем способ их решения.

На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания следу­ет решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок.

После прочтения инструкции экспериментатор раздает тестовые тетради и просит заполнить в них графы, в которые вносятся такие сведения: фами­лия, имя учащегося, дата проведения эксперимента, класс, номер школы. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает учащимся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста. Да­лее уточняет, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования всегда были оди­наковыми, при ответах на вопросы экспериментатору следует просто вновь зачитывать соответствующее место инструкции. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом эксперимен­татор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом вни­мание испытуемых и не создавать у них чувства напряженности).

По истечении времени, отведенного на выполнение I субтеста (см. табл. 4.1), экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых сло­вом «стоп», предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правиль­но ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требова­ния экспериментатора.


Форма А

Дата________________________

Фамилия____________________

Имя________________________

Класс ______________________

Школа _____________________

I субтест

Осведомленность 1 I

Описание заданий и примеры

Инструкция. Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из 5 приве­денных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предло­жение. Подчеркнуть можно только 1 слово.

Пример 1

Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и...

а) случай; г) книга;.,

б) подвиг; д) писатель.

в) жизнеописание:

Правильным ответом будет слово «жизнеописание». Поэтому оно под­черкнуто.

Пример 2

Противоположным к слову «отрицательный» будет слово...

а) неудачный; г) случайный;

б) спорный; д) положительный.

в) важный;

В этом случае правильным ответом является слово «положительный». Оно и подчеркнуто.

Набор заданий

1. Начальные буквы имени и отчества называются...

а) вензель; г) индекс;

б) инициалы; д) анаграмма.

в) автограф;

2. Гуманный — это...

а) общественный; г) агрессивный;

б) человечный; д) пренебрежительный.

в) профессиональный;

3. Система взглядов на природу и общество есть...

а) мечта; г) кругозор;

б) оценка; д) иллюзия. ^

в) мировоззрение;

4. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и...

а) анархия; г) династия;

б) абсолютизм; д) классы.

в) народовластие;

5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется...

а) бионика; г) ботаника;

б) химия; д) физиология.

в) селекция;

6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это...

а) абзац; г) отрывок;

б) цитата; д) конспект.

в) рубрика;

7. Начитанность, глубокие и широкие познания — это...

а) интеллигентность; г) талант;

б) опытность; д) самомнение.

в) эрудиция;

8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему — это...

а) рациональность; г) противоречивость;

б) пассивность; д) черствость.

в) чуткость;

9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется...

а) резолюцией; г) кодексом; \

б) постановлением; д) проектом.

в) традицией;

10. Противоположностью понятия «лицемерный» будет...

а) искренний; г) вежливый;

б) противоречивый; д) решительный.

в) фальшивый;

11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о...

а) компромиссе; г) переговорах;

б) обшении; д) противоречии.

в) объединении;

12. Этика — это учение о...

а) психике; г) обществе;

б) морали; д) искусстве.

в) природе;,

13. Противоположностью понятия «идентичный» будет...

а) тождественный; г) различный; \

б) единственный; д) изолированный.

в) внушительный;

14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах — это...

а) закон; г) действие;

б) эмиграция; д) эмансипация.

в) воззрение;

15. Оппозиция — это...

а) противодействие; г) политика;

б) согласие; д) решение.

в) мнение;

16. Цивилизация — это...

а) формация; г) культура;

б) древность; д) общение.

в) производство;

17. Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и...

а) изобретение; г) первенство;

б) идея; д) руководство.

в) выбор;

18. Коалиция — это...

а) конкуренция; г) разрыв;

б) политика; д) объединение.

в) вражда;,

19. Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и...

а) человеколюбие; г) эгоизм;

б) взаимоотношение; д) нравственность.

в) вежливость;

20. Человек, который скептически относится к npoipeccy, является...

а) демократом; г) либералом;

б) радикалом; д) анархистом.

в) консерватором;

II субтест

Осведомленность 2

Описание заданий и примеры

Инструкция. К слову, стоящему в левой части бланка, надо подо­брать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т. е. слово-синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.

Пример 1

Век-

а) история; в) событие;

б) столетие: г) прогресс.

Правильный ответ — «столетие». Поэтому это слово подчеркнуто.

Пример 2

Прогноз —

а) погода; в) предсказание:

б) донесение; г) причина.

Здесь правильным ответом будет слово «предсказание». Оно и подчеркнуто.

\

Набор заданий

1. Прогрессивный — а) интеллектуальный; в) ловкий;

б) передовой; г) отсталый.

2. Аннулирование — а) подписание; в) сообщение;

б) отмена; г) отсрочка.

3. Идеал — а) фантазия; в) мудрость;

б) будущее; г) совершенство.

4. Аргумент — а) довод; в) спор;

б) согласие; г) фраза.

5. Миф — а) древность; в) предание;

б) творчество; г) наука.

6. Аморальный — а) устойчивый; в) неприятный;

б) трудный; г) безнравственный.

7. Анализ — а) факты; в) критика;

б) разбор;, г) умение.

8. Эталон — а) копия; в) основа;

б) форма; г) образец.

9. Сферический — а) продолговатый; в) пустой;

б) шаровидный; г) объемный.

10. Социальный — а) принятый; в) запланированный;

б) свободный; г) общественный.

11. Гравитация — а) притяжение; в) невесомость;

б) отталкивание; г) подъем.

12. Сентиментальный — а) поэтический; в) радостный;

б) чувствительный; г) странный.

13. Экспорт— а) продажа; в) вывоз;

б) товары; г) торговля.

14. Эффективный — а) необходимый; в) решительный;

б) действенный; г) особый.

15. Мораль— а) этика; в) способность;

б) развитие; г) право.

16. Модифицировать— а) работать; в) изучать;

б) наблюдать; 1 г) видоизменять.

17. Радикальный — а) коренной; в) последний;

б) ответный; г) отсталый.

18. Негативный — а) неудачный; в) отрицательный;

б) ложный; г) неосторожный.

19. Субъективный — а) практический; в) личный;

б) общественный; г) скрытый.

20. Аграрный — а) местный; в) земельный;

б) хозяйственный; г) крестьянский.

III субтест Аналогии

Описание заданий и примеры

Инструкция. Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.

Пример 1

Песня — композитор = самолет —...

а) аэропорт; г) горючее;

б) полет; д) истребитель.

в) конструктор:

Правильный ответ — «конструктор». Поэтому это слово подчеркнуто. Пример 2

Добро — зло = день —...

а) солнце; г) среда;

б) ночь: д) сутки.

в) неделя;

Здесь правильным ответом будет слово «ночь», поэтому оно подчеркнуто.

Набор заданий

1. Глагол — спрягать = существительное —...

а) изменять; г) склонять;

б) образовывать; д) писать.

в) употреблять;

2. Холодно — горячо = движение —...

а) инерция; г) воздух;

б) покой; д) взаимодействие.

в) молекула;

3. Колумб — путешественник = землетрясение —...

а) первооткрыватель; г) жертвы;

б) образование гор; д) природное явление.

в) извержение;

4. Слагаемое — сумма = сомножители —... ^

а) разность; г) умножение;

б) делитель; д) число.

в) произведение;

5. Рабовладельцы — буржуазия = рабы —...

а) рабовладельческий строй; г) наемные рабочие;

б) буржуазия; д) пленные.

в) рабовладельцы;

6. Папоротник — спора = сосна —...

а) шишка; г) семя;

б) иголка; д) ель.

в) растение;

7. Стихотворение — поэзия = рассказ —...

а) книга; г) предложение;

б) писатель; д) проза.

в) повесть;

8. Горы — высота = климат —...

а) рельеф; г) географическая широта;

б) температура; д) растительность.

в) природа;

9. Растение — стебель = клетка —...

а) ядро; г) фермент;

б) хромосома; д) деление.

в) белок;

10. Богатство — бедность = крепостная зависимость —...

а) крепостные крестьяне; г) частная собствен­ность;

б) личная свобода; д) феодальный строй.

в) неравенство;

11. Старт — финиш = пролог —...

а) заголовок; г) действие;

б) введение; д) эпилог.

в) кульминация;

12. Молния — свет = явление тяготения —...

а) камень; г) вес;

б) движение; д) Земля.

в) сила тяжести;

13.Первобытно-общинный строй — рабовладельческий строй = рабовладель­ческий строй —...

а) социализм; г) государство;

б) капитализм; д) феодализм.

в) рабовладельцы;

14. Роман — глава = стихотворение —...

а) поэма; г) ритм;

б) рифма; д) жанр.

в) строфа;

15. Тепло — жизнедеятельность = кислород —...

а) газ; г) развитие;

б) вода; д) дыхание.

в) растение;

16. Фигура — треугольник = состояние вещества —...

а) жидкость; г) вода;

б) движение; д) молекула.

в) температура;

17. Роза — цветок = капиталист —...

а) эксплуатация; г) класс;

б) рабочие; д) фабрика.

в) капитализм;

18. Понижение атмосферного давления — осадки = антициклон —...

а) ясная погода; г) влажность;

б) циклон; д) метеослужба.

в) климат;

19. Прямоугольник — плоскость = куб —...

а) пространство; г) треугольник;

б) ребро; д) сторона.

в) высота;

20. Война — смерть = частная собственность —...

а) феодалы; г) рабы;

б) капитализм; д) крепостные крестьяне. '

в) неравенство;

21. Числительное — количество = глагол —...

а) идти; г) часть речи;

б) действие; д) спрягать.

в) причастие;

22. Север — юг = осадки —...

а) пустыня; г) засуха;

б) полюс; д) климат.

в) дождь;

23. Диаметр — радиус = окружность —...

а) дуга; г) линия;

б) сегмент; д) круг.

в) отрезок;

24. Эпителий — ткань = аорта —...

а) сердце; г) вена;

б) внутренний орган; д) кровь.

в) артерия;

25. Молоток — забивать = генератор —...

а) соединять; г) изменять;

б) производить; д) нагревать.

в) включать;

IV субтест Классификации

Описание заданий и примеры

Инструкция. Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и под­черкнуть.

Лишним может быть только одно слово.

Пример 1

а) тарелка; г) кастрюля;

б) чашка; д) чайник.

в) стол:

Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, атретье сло­во — мебель. Поэтому оно подчеркнуто.

Пример 2

а) идти; г) сидеть:

б) прыгать; б) бежать.

в) танцевать;

Четыре слова обозначают состояние движения, а слово «сидеть» — по­коя. Поэтому подчеркнуто слово «сидеть».

Набор заданий

1. а) приставка; г) окончание;

б) предлог; д) корень.

в) суффикс;

2. а) прямая; г) квадрат;

б) ромб; д) треугольник.

в) прямоугольник;

3. а) барометр; г) компас; <

б) флюгер; д) азимут.

в) термометр;

4. а) рабовладелец; г) рабочий;

б) раб; д) ремесленник.

в) крестьянин;

5. а) пословица; г) рассказ;

б) стихотворение; д) повесть.

в) поэма;

6. а) цитоплазма; г) раздражимость; *

б) питание; д) размножение.

в) рост;

7. а) дождь; г) иней;

б) снег; д) град.

в) осадки;

8. а) треугольник; г) квадрат;

б) отрезок; д) круг.

в) длина;

9. а) пейзаж; г) фреска;

б) мозаика; д) кисть.

в) икона;

10. а) очерк; г) сюжет;

б) роман; д) повесть.

в) рассказ;

11. а) параллель; г) экватор;

б) карта; д) полюс.

в) меридиан;

12. а) литература; г) зодчество;

б) наука; д) художественное ремесло.

в) живопись;

13. а) длина; г) объем;

б) метр; д) скорость.

в) масса;

14. а) углекислый газ; г) крахмал;

б) свет; д) хлорофилл.

в) вода;

15. а) пролог; „ г) развязка; ~

б) кульминация; д) эпилог.

в) информация;

16. а) скорость; г) вес;

б) колебание; д) плотность.

в) сила;?

17. а) Куба; г) Великобритания;

б) Япония; д) Исландия.

в) Вьетнам;

18. а) товар; г) натуральное хозяйство;

б) город; д) деньги.

в) ярмарка;

19. а) описание; г) сказка;

б) сравнение; д) иносказание.

в) характеристика;

20. а) аорта; г) артерия;

б) вена; д) капилляр.

в) сердце;


V субтест Обобщения

Описание заданий и примеры

Инструкция. Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существен­ные общие признаки для обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предло­женной парой слов.

Пример 1

Ель — сосна.

Правильным ответом будет: «хвойные деревья».

Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

Пример 2

Дождь — град.

Правильным ответом будет: «осадки». Это слово и следует написать.

Набор заданий

1. Азия — Африка. 11. Стойкость — мужество.

2. Ботаника — зоология. 12. Ампер — Вольт.

3. Феодализм — капитализм. 13. Канал — плотина.

4. Сказка — былина. 14. Мозаика — икона.

5. Газ — жидкость. 15. Облачность — осадки.

6. Сердце — артерия. 16. Сумма — произведение.

7. Копенгаген — Манагуа. 17. Иносказание — описание.

8. Атом — молекула. 18. Классицизм — реализм.

9. Жиры — белки. 19. Цунами — ураган.

10. Наука — искусство.

VI субтест Числовые ряды

Описание заданий и примеры

Инструкция. Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по оп­ределенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахож­дении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умно­жением, делением и другими действиями.

Пример 1

24 6 8 10...

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. По­этому следующее число будет 12. Его и нужно записать.

Пример 2

9 7 10 8 11 9 12...

В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее чис­ло должно быть 10. Его вам и нужно написать.

Набор заданий

1. 6 9 12 15 18 21

2. 9 1 7 1 5 1

3. 2 3 5 6 8 9

4. 10 12 9 11 8 10

5. I 3 6 8 16 18

6. 3 4 6 9 13 18

7. 15 13 16 12 17 11, 8. 1 2 4 8 16 32

9. 1 2 5 10 17 26

10. 1 4 9 16 25 36

11. 1 2 6 15 31 56...

12. 31 24 18 13 9 6... -

13. 174 171 57 54 18 15

14. 54 19 18 14 6 9 ■ 15. 301 294 49 44 11 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.154 с.)