ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕСТЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕСТЫ



О.К. МИТРАКОВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕСТЫ

Учебное пособие

 

для будущих специалистов направления 653300 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования», а также для студентов специальности 020300 «Социология»

ВЛАДИВОСТОК

УДК 159.9

ББК 88.4

М 67

 

.

Автор:

- доцент кафедры «Социология и социальная психология»,

к.м.н., доцент 0.К.Митракова.

 

Рецензенты:

 

- зав. кафедрой «Философия, культурология и история»,

к. и. н. доцент Е.К. Прилуцкая

 

- госинспектор отдела организации государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства

к.т.н., Г.С. Павлов

 

 

Настоящая работа представляет собой учебное пособие по дисциплине «Профессионально ориентированная психология. Тесты», предназначенное для будущих специалистов направления 653300 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования», а также для студентов специальности 020300 «Социология» и преподавателей Дальрыбвтуза по учебным дисциплинам в соответствии с вышеуказанными образовательными профилями.

По существу и содержанию работа является разновидностью программированного контроля знаний студентов, который состоит из тестовых заданий, построенных по принципу выбора готовых ответов. Тестовый способ программированного контроля знаний развивает активность и самостоятельность обучаемых, а также является эффективным средством, улучшающим качество усвоения ими изучаемого предмета.

 

Митракова О.К.

Дальневосточный государственный

технический рыбохозяйственный

университет, 2010



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4

Глава 1. Тестовые задания по теме: «Введение в профессиональную психологию»…… 8

1.1. Основные понятия и определения профессиональной психологии 8

1. 2. Профессиональная психология как область научного знания и учебная дисциплина 12

1.3. Профессиональная психология в системе смежных наук 15

1.4. Психология профессионального труда 15

1.5. Психология профессионализма 16

Глава 2. Тестовые задания по разделам дисциплины «Профессионально ориентированная психология» для специалистов морского профиля в рыбной отрасли

2.1. Общие понятия профессионально ориентированной психологии моряка 17

2.2. Психофизиологические аспекты профессионально-трудовой деятельности моряка 18

2.3.Социально-психологические аспекты труда моряка 20

2.4. Стресс и адаптация в профессионально-трудовой деятельности моряка 23

2.5. Психологическое обеспечение профессиональной надёжности моряка 25

2.6. Психологические аспекты профессиональной пригодности моряка 48

2.7. Основы профессионализации будущих морских специалистов 54

Глава 3. Правильные ответы на тестовые задания 59

3.1. Ответы по главе 1 59

3.2. Ответы по главе 2 60

Заключение 61

Приложение. Программа курса «Профессионально ориентированная психология» для специалистов морского профиля в рыбной отрасли» 64

 


ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебное пособие является по своему существу материалом для программированного контроля знаний студентов по учебной дисциплине «Профессионально ориентированная психология». Представленные в работе тесты основаны на содержании авторской программы по этой дисциплине и предназначены для самоконтроля знаний студентами разных специальностей мореходного и инженерно экономического институтов Дальрыбвтуза.

Работа состоит из трёх глав.

Тестовый материал первой главы пособия посвящён рассмотрению общих вопросов и проблем профессиональной психологии как науки и учебной дисциплины, что способствует формированию у студентов целостного представления об изучаемом предмете.

Во второй главе представлены тесты конкретно по разделам программы «Профессионально ориентированная психология», предназначенной для специалистов морского профиля в рыбной отрасли.

В третьей главе даны правильные ответы на тестовые задания (по первой и второй главам).

Тесты пособия разработаны в соответствии с материалом учебной программы занятий по курсу Профессионально ориентированная психология», содержание разделов которой освещено в разделе «Приложение».

Тестовые задания построены по принципу выбора готовых ответов - один или несколько из четырёх (два, три, иногда четыре). Все ответы на каждое тестовое задание пособия сформулированы по своей сущности правильно, но при их составлении намеренно были допущены неточности или подчёркнуты частности. В связи с этим, верный ответ в настоящем сборнике тестов предполагает наиболее точный и наиболее полный вариант (или варианты) из четырёх предложенных. Некоторые вопросы повторяются в различных формулировках, что способствует лучшему усвоению студентами сущности, предлагаемых к усвоению понятий, а также помогает преподавателю, контролирующему ответы, точнее оценить их знания.

Как показывает собственный шестилетний опыт использования публикуемой тестовой системы, она позволяет и педагогу, и студентам расходовать меньше времени на изучение базисной терминологии и ключевых теоретических понятий дисциплины и больше уделять внимания рассмотрению психологических закономерностей практической деятельности мореходов (или социологов) в конкретных ситуациях. Иными словами, предлагаемые в пособии задания применимы для реализации как контролирующей, так и обучающей функции.

Тестовый способ программированного контроля знаний не только развивает активность и самостоятельность обучаемых, но также является эффективным средством, улучшающим качество контроля степени усвоения ими изучаемого предмета со стороны преподавателей. Логическая структурированность материала пособия, списки литературы, представленные по каждому разделу, облегчают процесс усвоения содержания дисциплины студентами.

Пособие предназначено для нужд практики образования будущих морских специалистов в рыбной отрасли и имеет своей конечной целью обеспечение их профессиональной надежности при сохранении физического и психического здоровья, оптимальной работоспособности и высокой производительности труда. Поэтому значительный объём материала пособия посвящён таким вопросам психологии морского труда, как управление коллективами судов рыбодобывающего флота в необычных, и экстремальных условиях деятельности, психологических отношений в социально-профессиональных группах и семьях моряков, а также проблемам возникновения конфликтов в условиях продолжительной социальной изоляции в периоды рейсов и психотехнологиям их разрешения. Кроме того, в пособии в достаточной мере рассматриваются вопросы психопрофилактики и психогигиены морского труда, способы активации резервов психики моряков в стрессовых ситуациях, а также психологические методы и приёмы тренировки профессионально важных качеств и свойств личности моряка.

Обучениеспециалистов мореходов психологическим знаниям является актуальной проблемой сегодняшнего дня. Между тем, в специальной литературе данный вопрос практически не освещён. Профессионально ориентированная психология моряка, как научная и учебная дисциплина находится в стадии становления, и поэтому в её учебно - образовательной базе существует много трудных и дискуссионных проблем по разным направлениям. Прежде всего, недостаточно разработана методологическая основа курса, не хватает также учебников, специализированной литературы, методических пособий. Соответственно, и студенты, и преподаватели испытывают определённые трудности при подготовке к занятиям, при их проведении.

Пособие написано в рамках государственной образовательной программы по психологическому обеспечению учебного процесса в образовательных учреждениях страны.

Основная цель пособия – стимулировать, прежде всего, студента к самостоятельному профессиональному саморазвитию, направить его самого на построение программы своего профессионального роста, подсказать пути самокоррекции и самокомпенсации недостающих профессиональных качеств.

Главными задачами пособия являются следующие:

-оказание помощи будущим специалистам морского флота в ходе их профессионализации;

-оказание помощи будущим специалистам морского флота в реализации и развитии своей индивидуальности;

-ознакомление будущих специалистов морского флота с возможностями конструктивного использования своих способностей в периоды жизненных кризисов, стрессов, экстренных и конфликтных ситуаций;

-оказание помощи будущим специалистам морского флота в выборе своей индивидуальной траектории профессионального роста;

-оказание помощи будущим специалистам морского флота в сохранении целостности своей личности, упрочении у себя позитивной профессиональной «Я-концепции»;

-ознакомление будущих специалистов морского флота с необходимостью сохранять постоянную готовность к самоизменению, расширению профессиональной самообучаемости;

-оказание помощи будущим специалистам морского флота в осознании обобщенной модели успешного морского специалиста;

-ознакомление будущих специалистов морского флота с закономерностями становления профессионала;

-оказание помощи будущим специалистам морского флота в формировании активной позиции субъекта труда, профессионала, творца.

Надеемся, что наша работа, как методическое пособие, найдет широкое применение в преподавательской и студенческой среде при изучении не только психологических основ профессиональной деятельности мореходов, но и в образовательном процессе по другим дисциплинам, ориентированным на труд в необычных и экстремальных условиях. Кроме, того, практически все разделы пособия могут быть интересны для нужд практики в сфере организации труда и управления по различным направлениям профессионально-трудовой деятельности моряков в рыбной отрасли.

Представленное пособие, предназначенное для морских инженеров рыбной отрасли, может быть рекомендовано для использования в учебно-воспитательном процессе учебными заведениями других профессиональных направлений при формировании специалистов разного профиля, как методологический инструмент - аналог для объяснения психологического содержания любой профессии и психологических особенностей деятельности в любой отрасли народного хозяйства.

Поскольку настоящая публикация предъявляется широкой аудитории впервые, автор с искренней признательностью воспримет в свой адрес любые конструктивные замечания, как по существу содержания тестового материала, так и по возможным недостаткам в плане полноты представления отдельных психологических тем, точности формулировок вопросов и пр.


II. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ

ГЛАВА 1

Тестовые задания по теме: «Введение в профессиональную психологию»

1.1. Основные понятия и определения профессиональной психологии

I. Профессия – это:

-исторически возникшая форма деятельности;

-исторически возникшая форма деятельности, необходимой обществу;

-исторически возникшая форма деятельности, необходимой обществу для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков;

-исторически возникшая форма деятельности, необходимой обществу для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

II. С точки зрения общества профессия – это:

-система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, способных обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта;

-деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию;

-необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития;

-социально зафиксированная обществом область возможных трудовых действий человека, для выполнения которых он должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности.

III. С точки зрения отдельного человека профессия – это:

-деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию;

-социально зафиксированная обществом область его возможных трудовых действий, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности;

-источник существования и средство личностной самореализации;

--система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, способных обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта.

IV. Побочная деятельность человека для поддержания своего существования, не обязательно связанная с самореализацией, называется:

-профессией;

-специальностью;

-занятием;

-хобби.

Психология профессионализма

I. Наиболее точным определением понятия «профессионализм» является следующее:

-достижение работником высоких профессиональных результатов при положительном отношении его к труду;

-достижение работником высоких показателей производительности труда;

-достижение работником высоких показателей производительности труда при наличии особого состояния его психических качеств;

-достижение работником высоких профессиональных результатов и высоких показателей производительности труда при наличии особого состояния его психических качеств.

II. К вариантам психического дезонтогенеза личности, отрицательно влияющим на её профессиональное развитие, не относятся:

-отставание развития (недоразвитие, задержанное развитие);

-асинхрония развития (искажённое и дисгармоничное):

-выпадение отдельных функций (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата);

-неблагоприятные условия труда.

III. Профессиональная деформация личности проявляется в таких признаках, как:

-ослабление (угасание) позитивных психических качеств человека;

-появление пограничных психических качеств;

-несоответствие социальным профессиональным нормам;

-несоответствие индивидуальным профессиональным нормам.

 

IV. Понятие профессионализации личности обучающегося в образовательном учреждении включает:

-личностные характеристики общей подготовленности обучающегося;

-личностно-формирующий потенциал образовательного учреждения;

-психологическое обеспечение профессионально-личностного становления обучающегося;

-профессиональное самоформирование личности самим обучающимся.

V. Психологическая структура профессионализма личности выпускника образовательного учреждения складывается из таких компонентов, как:

-система требований к профессионализму выпускника;

-профессиональная образованность и обученность личности;

-профессиональная направленность и морально-психологическая подготовленость личности;

-профессиональная самоосознанность и профессионально-групповая интегрированность личности.

 

VI. Высшим этапом профессионализма работника в любой сфере деятельности является:

-этап обогащения человеком своей профессии (уровень творчества);

-этап гармонизации человека с профессией (работает «играючи»);

-этап свободного владения несколькими профессиями (специальностями);

-этап самоактуализации человека в профессии (приспособление к профессии – «потолок»).

 

VII. Высшими фазами развития профессионала являются:

-фаза интернала;

-фаза мастера;

-фаза авторитета;

-фаза наставника.

 

VIII. К начальным фазам развития профессионала относятся:

-фаза оптанта;

-фаза адепта;

-фаза адаптанта;

-фаза мастера;

 

XIX. Невосприимчивость человека к новому, канонизация собственного опыта, использование стереотипов, отсутствие профессионального роста, нарушение отношений партнерства с коллегами – признаки:

--социально-психологического старения;

-профессионального старения;

-нравственно-эстетического старения;

-психологического старения.

 

X. Снижение темпа психической деятельности, скорости умственной работы, словарного запаса, памяти на свежие события при хорошей сохранности старой информации наблюдается при:

-биологическом старении;

-профессиональном старении;

-нравственно-эстетическом старении;

-психологическом старении.

XI. Навязчивое морализирование, неумение понять молодежь и ее вкусы, противопоставление поколений наблюдается при:

-социально-психологическом старении;

-профессиональном старении;

-нравственно-эстетическом старении;

-психологическом старении.

XII. Нарушение функций (ослабление, угасание) отдельных систем организма человека, особенно тех, на которые падала наибольшая нагрузка, наблюдается при:

-психологическом старении;

-биологическом старении;

-профессиональном старении;

-социально-психологическом старении.

XIII. К биографическим кризисам в профессиональном жизненном пути человека не относится кризис:

-нереализованности;

-опустошенности;

-бесперспективности;

-экзистенциальный.

 

XIV. Процедура оценки деловых качеств работающего специалиста называется:

-аттестацией;

-профотбором;

-профподбором;

-оценкой профпригодности работника.

XV. Успешность профессионального обучения не зависит:

-от мероприятий профориентации и профтбора;

-от стихийных влияний окружающей профессиональной и социальной среды;

-от личностных свойств и психологических качеств субъекта обучения;

-от стихийных влияний окружающей естественноприродной среды

XVI. Среди ниже перечисленных факторов, задерживающих профессиональное старение личности в умственной работе, ведущим является:

-высокий уровень интеллектуального развития личности;

-интерес к работе;

-рациональное использование компенсаторных приспособительных реакций;

-активная установка человека на свое профессиональное долголетие.

 

XVII. Уровень профессионализма, характеризующий профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), является уровнем:

-высокой квалификации;

-суперпрофессионализма;

-профессионального мастерства;

-послепрофессионализма.

 

XVIII. Ключевым моментом мотивационной сферы работника, обладающего высоким уровнем профессионализма, является:

-стремление развивать себя как профессионала;

-материальная заинтересованность;

-отсутствие перегрузок, стрессов, срывов, конфликтов;

-увлеченность менталитетом, смыслом профессии.

XIX. Ключевым моментом операциональной сферы работника, обладающего высоким уровнем профессионализма, является:

-высокий уровень развития профессионального сознания;

-надежность и устойчивость высоких результатов;

-развитие себя средствами профессии;

-внесение своего творческого вклада в профессию.

XX. Внешней по отношению к содержанию труда мотивацией работника является направленность:

-на заработок;

-на понимание предназначения профессии;

-на профессиональное общение;

-на проявления личности в профессии.

XXI. Профессиональная мотивация человека, направленная на придание предмету деятельности определённой социальной значимости, называется:

-продуктивной, усиливающей активность и заинтересованность человека в труде;

-производительной, усиливающей склонность человека к активным, длительным переживаниям;


-потребительной, направленной на присвоение значимой цели;

-потребительной со склонностью к защитным реакциям.

XXII. Полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупности психических свойств и важных для профессии личностных качеств работника называется:

-психограммой;

-профессиограммой;

-квалификационной характеристикой;

-моделью профессионала.

 

XXIII. Система мероприятий, обеспечивающая расстановку людей на производстве с учётом их индивидуальных особенностей, называется:

-профессиональной ориентацией;

-профессиональным подбором;

-профессиональной консультацией;

-профессиональным отбором.

XXIV. В составляющие психограммы входит:

-описание труда в профессии;

-описание условий труда конкретной профессии;

-описание уровней профессионализма работника;

-описание психических особенностей человека труда.

XXV. В составляющие профессиограммы не входит:

-описание труда в профессии;

-описание условий труда конкретной профессии;

-описание уровней профессионализма работника;

-описание человека труда в профессии

ГЛАВА 2

Тестовые задания по разделам дисциплины«Профессионально ориентированная психология моряка»

ГЛАВА 3

Правильные ответы на тестовые задания

Ответы по главе 1

№ п/п 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5
I
II 1,3 3,4
III 1,2,3 1,2,3,4
IV 2,3,4
V 1,2,3,4 2,3,4
VI
VII 2,4 2,3,4
VIII 1,2 1,2,3,
IX 1,2 1,2,3,4
X 1,2,3,4 1,2,3,4,
XI 1,2,3,4,
XII 1,2,3,4 1,2,3,4
XIII 2,3,4
XIV 1,2,3
XV 3,4 1,2,3
XVI -
XVII - 1,2,3,4
XVIII - 1,2,3,4
XIX -
XX -
XXI - -
XXII - -
XXIII - -
XXIV - -
XXV - - -
XXVI - - - - -
XXVII - - - - -
XXVIII - - - - -
XXIX - - - - -
XXX - - - - -

Ответы по главе 2

№ п/п 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7
I
II 1,4 1,3,4
III 1,3 2,3,4 3,4
IV 1,3,4 3,4
V
VI 1,2,4 1,4 1,2
VII 1,3 1,2,3
VIII 2,3,4 2,3,4 1,3 1,2,3
IX 1,2 3,4 1,2,3,
X 1,3,4 1,2 1,2,3,4
XI 1,3,4
XII 1,4
XIII 1,2 3,4
XIV 1,2,3,4 1,2,3,4
XV
XVI - 2,3,
XVII - 1,3,4
XVIII - 1,2,3 1,2,3
XIX -
XX - 1,2,3 3,4 3,4
XXI - - - 1-
XXII - - - - 1,4
XXIII - - 2,3 - -
XXIV - - - - -
XXV - - - - -
XXVI - - 1,2 - - -
XXVII - - 1,2,3 - - -
XXVIII - - 1,2,3 - - -
XXIX   - - - -
XXX - - 1,2 - - -

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание тестов настоящего учебного пособия направлено на оказание содействия в изучении психологических основ профессионализма преимущественно студентам мореходного института Дальрыбвтуза, в том числе морякам с большим стажем работы по профессии и только начинающим свой профессиональный путь морским специалистам.

Пособие может быть полезно преподавателям разных видов профессиональных учебных заведений любого профиля, при построении курса введения в профессию, в специальность, а также руководителю и управленцу, проводящему профессиональную аттестацию, в любом социально-производственном комплексе, учреждении,

Каждому работающему человеку, стремящемуся стать профессионалом в своей сфере профессиональной деятельности, интересно и необходимо узнать пути достижения мастерства и творчества в труде.

Каждому из нас бывает в той или иной степени необходимо: правильно выбрать профессию и не бояться вернуться к повторному выбору профессии в течение жизни, тщательно обдумывать и взвешивать свои духовно-нравственные ценности, идеалы и мотивы в труде, направляя свой труд на благо конкретных людей, человечества. Каждому человеку необходимо добиваться успеха, общественного признания, сделать карьеру, уметь сотрудничать с другими людьми, работать и занимать достойное место в профессиональном сообществе, в профессиональной структуре общества.

Вместе с тем работнику, специалисту важно не допускать своего профессионального изнашивания и разрушения целостности своей личности, для этого – постараться понять свое индивидуальное предназначение, сохранять силы на свою самореализацию, жить полной счастливой жизнью.

Автор надеется, что текст данного учебного пособия, разработанного в форме тестов, будет легко усваиваться студентами –мореходами и окажет им помощь в совершенствовании профессионального мастерства.


Литература

 

Основная

1 Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб., 2007

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006

3. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М., 2009

4. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. - Спб.,2008

 

Дополнительная

1. Аутогенная тренировка.\\ Под. Ред. Лобзина В.С. – М., 1986

2. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность. Эволюция и управление. – М., 1986

3. Береговой Г.Т, Пономаренко В.А. Психологические основы обучения человека – оператора готовности к действиям в экстремальных условиях. / Вопросы психологии. 1983. №11.

4. Березин Ф.Б Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988

5. Гарбер Е.Н, Козача В.В. Методы профессиографии. – М., 1992

6. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2002

8. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. – СПб, 2000

9. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 1980

10. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. – М., 2002

11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004

12. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1988

13. Изард К. З. Психология эмоций. – Спб., 2002

14. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. Учебник для вузов. - СПб., 2003

15. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.,1989.

16. Леонова А.Б, Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. – М.,1995

17. Лобастов В.М. Психологические основы безопасности судовождения – Владивосток, 1980

18. Линдеман Х. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. – М., 1980

19. Парыгин Б.Д., Социальная психология. СПб., 2003

20. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.1999 М.,1979

21. Психология. Учебник. / Под ред. Крылова А.А. – М., 1999

22. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1993

23. Маркова А.к. Психология профессионализма. – М., 1996

24. Майерс Дж. Социальная психология. – СПб., 2005

25. Мацевич Л.М. Охрана здоровья моряков – М., 1986

26. Митракова О.К., Шипова В.С. Психологический анализ профессиональной деятельности. Учебное пособие. Часть 1. – Владивосток, 2001

27. Митракова О.К. Профессионально ориентированная психология рыбака. - Владивосток, 2004

28. Митракова О.К. Внимание в трудовой деятельности моряка. - Владивосток, 2005

29. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х книгах. – М., 2004

30. Психология. Учебник. / Под ред. Крылова А.А. – М., 1999

31. Павлова К.Г. Психология спора. Владивосток, 1988

32. Репин А.А Психология, психогигиена и психопрофилактика труда плавсостава. – М.,1979

33. Урбанович А.А. Психология управления. Учебное пособие. – Мн., 200

34. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. - , 2000

35. Этнопсихология и межнациональные отношения. / Под ред. Крысько В.Г. –М., 2002

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздел 1.

Психология профессионализма

Определениепонятияпрофессионализма. Уровни профессионализма. Психологическая структура профессионализма. Профессиональное развитие и становление личности. Понятия компетентности и квалификации. Виды компетентности.

1.4. Психология профессиональной пригодностиОпределениепонятияпрофессиональной пригодности. Критерии профессиональной пригодности. Способности человека и профессиональная пригодность. Профессиональные способности и мотивация к конкретному виду труда. Профессиональная пригодность и здоровье человека. Профессиональный психологический отбор Профессиограмма и психограмма.Модель специалиста.

Раздел 2.

Раздел 3.

Человек – труд – профессия

Труд моряка. Виды и формы труда моряка. Психофизиологическое содержание труда моряка. Морские профессии и специальности. Профессионализм специалистов морских профессий. Психологическая компетентность судоэкипажа. Особенности образовательной подготовки морских специалистов. Профессиональное обучение. Профессиональный подбор. Профессиография.


 

3.2. Условия труда моряка иобитаемость морских судов рыбодобывающего флота

Факторы условий труда моряка. Экстремальные условия труда. Характеристика основных факторов и элементов условий труда в деятельности рыбаков. Понятие обитаемости судов. Эргономические и гигиенические аспекты обитаемости судов. Условия труда на судах рыбодобывающего флота: понятие, элементы, факторы, классификация. Особенности условий труда рыбаков и моряков в рыбопромысловом рейсе. Тяжесть и напряжённость труда рыбака.

Работоспособность моряка

Общее представление о работоспособности. Понятие качественного функционального состояния организма. Психическое утомление рыбаков и моряков рыбопромыслового флота. Переутомление. Научные основы психологического обеспечения высокого уровня работоспособности и производительности труда рыбаков.

Тяжесть и напряженность труда моряка. Энергетические затраты организма моряка при различных видах деятельности.Психология работоспособности и утомления моряка. Изменения психических функций у моряков в течение рейса.

3.4. Психологическое содержание трудовой деятельности моряка

Виды, формы и психологическое содержание трудовой деятельности рыбаков. Психологические особенности трудового процесса у разнотипных специалистов. Психологии труда Рыбака (моряка) - оператора в системе «человек – судно – среда».

Психология труда моряка

Проблемы надёжности и ошибок в профессиональной деятельности судовых специалистов. Ошибочные действия человека в экстремальных условиях деятельности. Психические и физические возможности человека, его трудоспособность и здоровье. Профессионально важные психологические качества специалистов морских профессий. Опасности в труде моряка.

Заболевания моряков

Формы патологических расстройств у моряков. Пограничные нервно-психические расстройства у моряков. Механизмы компенсации нарушенных функций. Травматизм у моряков на судне. Психология травматизма. Человеческий фактор в предупреждении травмоопасных ситуаций и обеспечении безопасности системы «человек – судно – среда». Значение психогигиены и психопрофилактики в труде моряка.

Раздел 4.

Раздел 5.

О.К. МИТРАКОВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕСТЫ

Учебное пособие

 

для будущих специалистов направления 653300 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования», а также для студентов специальности 020300 «Социология»

ВЛАДИВОСТОК

УДК 159.9

ББК 88.4

М 67

 

.

Автор:

- доцент кафедры «Социология и социальная психология»,

к.м.н., доцент 0.К.Митракова.

 

Рецензенты:

 

- зав. кафедрой «Философия, культурология и история»,

к. и. н. доцент Е.К. Прилуцкая

 

- госинспектор отдела организации государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства

к.т.н., Г.С. Павлов

 

 

Настоящая работа представляет собой учебное пособие по дисциплине «Профессионально ориентированная психология. Тесты», предназначенное для будущих специалистов н



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.017 с.)