Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы профессионализации будущих морских специалистов

Поиск

I. Под профессионализацией работника к в любой профессии понимают процесс:

-приобретения профессиональных знаний, навыков и умений;

-приближения состояния профессиональной деятельности к эталону модели специалиста;

-процесс становления профессионала в конкретном виде деятельности;

-процесс повышения квалификации специалиста.

II. Самым длительным этапом профессионализации выпускника специального учебного профессионального заведения, в том числе морского профиля) является:

-этап профессионального самоопределения;

-этап профессиональной подготовки;

-этап профессиональной адаптации.

-этап профессионального обучения.

 

III. На уровне суперпрофессионализма работника (моряка) различают следующие этапы профессионализации:

-свободного владения несколькими профессиями;

-творческого самопроектирования;

-свободного владения человеком профессией «акме»;

-адаптации человека к профессии

IV Для организации профессионального обучения специалиста любой профессии, в том числе морской, строятся:

-модель специалиста;

-модель деятельности специалиста;

-модель личности специалиста;

-модель подготовки специалиста.

 

V. Модель специалиста любой профессии (в том числе моряка) может включать следующие компоненты:

-профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

-профессионально-должностные требования (ПДТ);

-квалификационный профиль

-квалификационные разряды.

VI. Готовность человека (моряка) к принятию профессионального опыта других людей, проявление им профессиональной открытости отражают:

-критерии профессиональной обучаемости;

-индивидуально-вариативные критерии профессионализма;


-результативные критерии профессионализма;

-критерии профессиональной приверженности.

VII. На пути к более высокому уровню профессионализма (внутри этапа адаптации) в любой профессии, в том числе морской, различают следующие ступени:

- стажер;

- эрудит;

- методист;

-оптант.

VIII. Внутри этапа самоактуализации человека в профессии (в том числе морской) на пути к более высокому уровню профессионализма различают следующие ступени:

- специалист - самодиагност;

- целостная личность с «Я-концепцией»;

- конфликтоустойчивый специалист;

- адаптант.

IX. Внутри этапа гармонизации личности (в том числе моряка) с профессией различают следующие ступени:

- мастер в профессиональной деятельности и в профессиональном общении;

- мастер в профессиональном общении;

- консультант и наставник;

-эксперт.

X. К стадиям профессионализации человека любой профессии, в том числе морской, специалисты относят:

-профориентацию;

-профотбор;

-профобразование;

-профадаптацию.

 

XI. Невосприимчивость работника (моряка) к новому, универсализация собственного опыта, использование рабочих стереотипов, закрытость для профессионального развития - это характеристики:

-профессионального старения;

-биологического старения;

-психологического старения;

-социально-психологического старения.

XII. Снижение у работника (моряка) темпа психической деятельности, падение скорости умственной работы, торможение познавательных процессов усиление субъективности оценок - это характеристики:

-профессионального старения;

-биологического старения;

-психологического старения;

-нравственно-эстетического старения.

XIII. Ослабление у работника (моряка) интеллектуальных процессов и мотивационных функций - это характеристики:

-профессионального старения;

-психологического старения;

-нравственно-эстетического старения;

-социально-психологического старения..

XIV. Навязчивое морализирование, проявляющееся у работника любой профессии, в том числе морской, неумение понять молодежь и ее вкусы, противопоставление поколений - это характеристики:

-социально-психологического старения;

-нравственно-эстетического старения;

-профессионального старения;

-психологического старения.

 

XV. Содействие профессиональному самоопределению человека (будущего моряка), захватывающему и мотивационную, и операциональную сферу труда, оказывается:

-процессомпрофессиональной ориентации;

-процессом профессиональной консультации;

-процессом профессиональной диагностики;

-процессом профессиональной аттестации.

 

XVI. Усвоение человеком (в перспективе любой профессии) общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций называется:

-профессионализацией;

-социализацией;

-адаптацией;

-самоактуализацией.

XVII. Систему комплексных общенаучных и специальных теоретических и прикладных знаний, взглядов, представлений и умений специалиста любой профессии, в том числе морской называют:

-профессиональной образованностью;

-профессиональной обученностью;

-профессиональной подготовленностью;

-профессиональной компетентностью.

XVIII. Систему педагогических воздействий на человека (в перспективе любой профессии) со стороны общества, которая направлена на формирование необходимых для данной профессии знаний, умений, качеств личности называют:

-профессиональным воспитанием;

-профессиональной подготовкой;

-профессиональным обучением;

-профессиональным образованием.

XIX. Перестраивание неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущего специалиста (в перспективе любой профессии) является педагогическим средством:

-психологической стратегии коррекции профессионально важных качеств (ПВК) специалиста;

-психологической стратегии развития и доразвития ПВК специалиста;

-психологической стратегии мягкого формирования ПВК специалиста;

-психологической стратегии жесткого формирования ПВК специалиста

XX. Обучение специалиста любой профессии, в том числе морской, четкому составу профессионально-трудовых действий в строго определенном порядке является педагогическим средством:

-психологической стратегии коррекции ПВК специалиста;

-психологической стратегии развития и доразвития ПВК специалиста;

-психологической стратегии мягкого формирования ПВК специалиста;

-психологической стратегии жесткого формирования ПВК специалиста.

 

XXI. Обучение специалиста любой профессии, в том числе морской, широкому спектру профессионально-трудовых действий с возможностью их варьирования и индивидуализации является педагогическим средством:

-психологической стратегии коррекции ПВК специалиста;

-психологической стратегии развития и доразвития ПВК специалиста;

-психологической стратегии мягкого формирования ПВК специалиста;

-психологической стратегии жесткого формирования ПВК специалиста.

XXII. Совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, имеющихся у специалиста, называется:

-профессиональной обученностью;

-профессиональной образованностью;

-профессиональной подготовленностью

-профессиональным мастерством.

XXIII. Наиболее оптимальным и гармоничным соотношением «профессионального» и «личностного» является вариант, при котором:

-«профессиональное» вписывается в «личностное» как одна из его сторон;

-«профессиональное» и «личностное» сосуществуют рядом и человек, как субъект труда, функционирует формально;

-«профессиональное» и «личностное» полностью совмещаются, а человек не мыслит себя вне работы и свое личное «втискивает» в профессиональные рамки;

-личность частично идентифицируется со своей профессиональной ролью.


ГЛАВА 3

Правильные ответы на тестовые задания

Ответы по главе 1

№ п/п 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5
I          
II 1,3     3,4  
III 1,2,3       1,2,3,4
IV         2,3,4
V 1,2,3,4       2,3,4
VI          
VII   2,4     2,3,4
VIII 1,2       1,2,3,
IX 1,2 1,2,3,4      
X 1,2,3,4 1,2,3,4,      
XI   1,2,3,4,      
XII 1,2,3,4 1,2,3,4      
XIII   2,3,4      
XIV   1,2,3      
XV 3,4   1,2,3    
XVI   -      
XVII   - 1,2,3,4    
XVIII   - 1,2,3,4    
XIX   -      
XX   -      
XXI - -      
XXII - -      
XXIII - -      
XXIV - -      
XXV - -     -
XXVI - - - - -
XXVII - - - - -
XXVIII - - - - -
XXIX - - - - -
XXX - - - - -

Ответы по главе 2

№ п/п 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7
I              
II         1,4 1,3,4  
III         1,3 2,3,4 3,4
IV   1,3,4         3,4
V              
VI     1,2,4 1,4 1,2    
VII         1,3   1,2,3
VIII     2,3,4   2,3,4 1,3 1,2,3
IX 1,2       3,4   1,2,3,
X 1,3,4       1,2   1,2,3,4
XI 1,3,4            
XII 1,4            
XIII         1,2 3,4  
XIV 1,2,3,4 1,2,3,4          
XV              
XVI -   2,3,        
XVII -     1,3,4      
XVIII - 1,2,3     1,2,3    
XIX -            
XX -   1,2,3 3,4 3,4    
XXI - -   - 1-    
XXII - -   - -   1,4
XXIII - - 2,3 - -    
XXIV - -   - -   -
XXV - -   - -   -
XXVI - - 1,2 - -   -
XXVII - - 1,2,3 - -   -
XXVIII - - 1,2,3 - -   -
XXIX   -   - -   -
XXX - - 1,2 - -   -

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание тестов настоящего учебного пособия направлено на оказание содействия в изучении психологических основ профессионализма преимущественно студентам мореходного института Дальрыбвтуза, в том числе морякам с большим стажем работы по профессии и только начинающим свой профессиональный путь морским специалистам.

Пособие может быть полезно преподавателям разных видов профессиональных учебных заведений любого профиля, при построении курса введения в профессию, в специальность, а также руководителю и управленцу, проводящему профессиональную аттестацию, в любом социально-производственном комплексе, учреждении,

Каждому работающему человеку, стремящемуся стать профессионалом в своей сфере профессиональной деятельности, интересно и необходимо узнать пути достижения мастерства и творчества в труде.

Каждому из нас бывает в той или иной степени необходимо: правильно выбрать профессию и не бояться вернуться к повторному выбору профессии в течение жизни, тщательно обдумывать и взвешивать свои духовно-нравственные ценности, идеалы и мотивы в труде, направляя свой труд на благо конкретных людей, человечества. Каждому человеку необходимо добиваться успеха, общественного признания, сделать карьеру, уметь сотрудничать с другими людьми, работать и занимать достойное место в профессиональном сообществе, в профессиональной структуре общества.

Вместе с тем работнику, специалисту важно не допускать своего профессионального изнашивания и разрушения целостности своей личности, для этого – постараться понять свое индивидуальное предназначение, сохранять силы на свою самореализацию, жить полной счастливой жизнью.

Автор надеется, что текст данного учебного пособия, разработанного в форме тестов, будет легко усваиваться студентами –мореходами и окажет им помощь в совершенствовании профессионального мастерства.


Литература

 

Основная

1 Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. - СПб., 2007

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006

3. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М., 2009

4. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. - Спб.,2008

 

Дополнительная

1. Аутогенная тренировка.\\ Под. Ред. Лобзина В.С. – М., 1986

2. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность. Эволюция и управление. – М., 1986

3. Береговой Г.Т, Пономаренко В.А. Психологические основы обучения человека – оператора готовности к действиям в экстремальных условиях. / Вопросы психологии. 1983. №11.

4. Березин Ф.Б Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988

5. Гарбер Е.Н, Козача В.В. Методы профессиографии. – М., 1992

6. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2002

8. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. – СПб, 2000

9. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 1980

10. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. – М., 2002

11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004

12. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1988

13. Изард К. З. Психология эмоций. – Спб., 2002

14. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. Учебник для вузов. - СПб., 2003

15. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.,1989.

16. Леонова А.Б, Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. – М.,1995

17. Лобастов В.М. Психологические основы безопасности судовождения – Владивосток, 1980

18. Линдеман Х. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. – М., 1980

19. Парыгин Б.Д., Социальная психология. СПб., 2003

20. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.1999 М.,1979

21. Психология. Учебник. / Под ред. Крылова А.А. – М., 1999

22. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1993

23. Маркова А.к. Психология профессионализма. – М., 1996

24. Майерс Дж. Социальная психология. – СПб., 2005

25. Мацевич Л.М. Охрана здоровья моряков – М., 1986

26. Митракова О.К., Шипова В.С. Психологический анализ профессиональной деятельности. Учебное пособие. Часть 1. – Владивосток, 2001

27. Митракова О.К. Профессионально ориентированная психология рыбака. - Владивосток, 2004

28. Митракова О.К. Внимание в трудовой деятельности моряка. - Владивосток, 2005

29. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х книгах. – М., 2004

30. Психология. Учебник. / Под ред. Крылова А.А. – М., 1999

31. Павлова К.Г. Психология спора. Владивосток, 1988

32. Репин А.А Психология, психогигиена и психопрофилактика труда плавсостава. – М.,1979

33. Урбанович А.А. Психология управления. Учебное пособие. – Мн., 200

34. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. -, 2000

35. Этнопсихология и межнациональные отношения. / Под ред. Крысько В.Г. –М., 2002

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.217.218 (0.011 с.)