Методика выполнения письменных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика выполнения письменных



История

 

Методические указания

по выполнению контрольных работ

для студентов всех направлений

заочной формы обучения

 

Кемерово 2012

 

 

Составитель Н.П. Девяткина,старший преподаватель

 

 

Утверждено на заседании кафедры социально-экономической истории, протокол № 4 от 19 декабря 2012 года   Рекомендовано учебно-методической комиссией по гуманитарным дисциплинам, протокол № 6 от 30 января 2012 года

 

История [Текст]: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов всех направлений заочной формы обучения / [cост. Н.П. Девяткина]; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. – 80 с.

 

Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «История». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Содержат тематику контрольных работ, требования к оформлению, список необходимой литературы, экзаменационные вопросы, контрольные тесты.

Предназначены для студентов 1-го курса заочной формы обучения всех направлений.

 

© Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………….......……4

Пакет учебно-методической литературы…………………………....…..5

Самостоятельная работа студентов………………………………...……7

Методика выполнения письменных

контрольных работ………………………………………………..….…...9

Список учебной литературы……………………………………………12

Тематика контрольных работ……………………………………….…..13

Приложение 1. Экзаменационные вопросы……………………………40

Приложение 2. Контрольные тесты……………………...……………..44

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время перед системой высшего образования страны поставлена задача усиления гуманитаризации всей системы высшего образования. Учебный курс «История» занимает ведущее место в гуманитарной подготовке студентов, продолжает на более высокой ступени историческую подготовку, полученную в среднем учебном заведении.

История России – часть общеисторической науки. Предметом ее изучения являются закономерности социально-экономического, политического и куль­турного развития нашей страны. Наша цивилизация – неотъемлемая часть мировой, поэтому невозможно изучать отечественную историю иначе как в контексте мирового развития, как часть мирового ис­торического процесса.

Учебный курс «История» решает ряд конкретных задач, имеет определенные социальные функции. Задача курса – объективное освещение многовекового опыта нашего народа в контексте мирового развития. Изучение истории приуча­ет рассматривать явление не изолированно, а во взаимодействии с прошлым и последующим ходом развития событий.

Во-первых, познавательную функцию, состоящую в изу­чении исторического пути нашего народа в контексте мировой истории, в объективном изложении всех явлений и процессов в истории страны, позитивного и негативного опыта, накоплен­ного в ходе этого пути. Анализ ошибок вчерашнего дня дает воз­можность избежать ошибок сегодня и завтра.

Во-вторых, функцию практически-политическую. Еще древние римляне говорили, что история – учительница жизни. Без осмысле­ния исторических фактов развития общества невозможно выработать научно обоснованный курс его дальнейшего развития. Чтобы опре­делить, куда и как идти обществу, нужно знать, откуда и как оно пришло, знать его исторический путь.

В-третьих, функцию мировоззренческую. Мировоззрение может быть научным лишь опираясь на объективную реальность. Не зная исторических фактов, люди оказываются в плену псевдоисторичес­ких, идеологизированных представлений и гипотез, история становится политикой, обращенной в прошлое.

В-четвертых, история обладает огромным воспитательным воз­действием. Она формирует такие качества как патриотизм, показывает роль личности в развитии общества, мо­ральные и нравственные ценности человека в их развитии. Нельзя быть гражданином своей страны, не зная ее истории.

В современной исторической науке существуют различные концептуальные подходы к изучению истории. В настоящее время нет единого официально утвержденного учебника по этому курсу. Наиболее сложные вопросы будут освещены в лекциях, которые читаются преподавате­лями в ходе установочных сессии, однако основная подготовка осуществляется в рамках самостоятельной работы.

Для студентов заочного отделения кафедра социально-эконо-мической истории разработала:

 

Пакет учебно-методической литературы

1. Рабочая программа учебного курса «История».

2. Электронные учебные пособия: «Россия: поиск исторической перспективы 1Х-Х1Х вв.» (авторы-составители к.и.н. Цукрова Н.Г., к.и.н. Девяткин Г.Т., к.и.н. Зяблицева С.В.)Кемерово,2008; Россия: смена политической системы (1900-1945 гг.) (авторы-составители к.и.н. Цукрова Н.Г., к.и.н. Девяткин Г.Т., к.и.н. Зяблицева) Кемерово,2010.

3. Вопросы для самопроверки знаний, методические рекомендации по написанию контрольных работ и подготовке к экзамену.

4. Учебное пособие «Россия: поиск исторической перспективы 1Х-Х1Х вв.» (авторы-составители к.и.н. Цукрова Н.Г., к.и.н. Девяткин Г.Т., к.и.н. Зяблицева С.В.) – Кемерово,2004.

5. Учебное пособие «Россия: смена политической системы (1900-1945 гг.) «(авторы-составители к.и.н. Цукрова Н.Г., к.и.н. Девяткин Г.Т., к.и.н. Зяблицева) – Кемерово,2010.

 

Интернет-версия учебно-методической литературы

Гиперссылку на учебно-методическое пособие можно найти на сайте Кемеровского института (филиала) РГТЭУ на странице кафедры социально-экономической истории в разделе «Методические материалы» и в виртуальном читальном зале института. Сайт института: http://www.kirsute.ru

 

Рабочая программа учебного курса «История» включает основные разделы курса, разработанного кафедрой социально-эконо-мической истории в соответствии с ФГОС ВПО.

 

Текстовые учебные пособия

«Россия: поиск исторической перспективы IХ-ХIХ вв.» (Кемерово, 2004) и «Россия: смена политической системы (1900-1945 гг.) (Кемерово, 2010)разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рабочей программой, утвержденной на кафедре, но в то же время они отражают научный поиск преподавателей по отдельным направлениям истории России. Концептуальной основой учебных пособий является: показ многовариантности путей развития нашей страны и мира, акцент делается на раскрытие актуальных и дискуссионных вопросов российской и мировой истории, на анализе важнейших событий мировой истории.

Цель данных учебных пособий помочь студентам выявить особенности развития России в мировом историческом процессе, понять причины и значение важнейших событий российской истории, разъяснить роль политических партий и их лидеров в выборе путей развития страны.

Учебные пособия предполагают вдумчивую работу, они рассчитаны на заинтересованного, творчески мыслящего читателя. В них нет однозначных оценок многих явлений и периодов российской истории, так как, по замыслу авторов, студент-заочник в процессе изучения материала должен сам выработать собственную позицию по тем или иным проблемам развития нашей страны и других стран.

По многим вопросам истории существует обширная, но крайне противоположная по оценкам историческая литература. Это прежде всего касается истории СССР. Авторский коллектив, с одной стороны, попытался обозначить основные дискуссионные проблемы и разъяснить научные точки зрения по ним, а с другой – высказать собственную авторскую позицию.

 

Электронные учебные пособия

«Россия: поиск исторической перспективы 1Х-Х1Х вв.» состоитиз 10 тем.

Структура каждого раздела (модуля) следующая:

1) Выбираете одну из тем курса. На открывшейся странице отражены несколько модулей, которые позволяют студенту получить необходимые знания и навыки по теме. Отсюда студент может выйти в любой раздел темы или перейти на другую тему.

«Россия: смена политической системы (1900-1945 гг.)» содержит 8 тем.

Электронное пособие построено так же, как и первое пособие. В каждом текстовом и электронном пособии представлен хрестоматийные материалы, в которых имеются интересные оригинальные источники, выдержки из трудов отечественных и зарубежных историков, отражающие иногда различные точки зрения на одно и то же событие.

В пособиях приводятся схемы и таблицы, которые в сжатой, логической форме отображают характерные черты явлений, закономерностей развития тех или иных исторических процессов, причинно-следственные связи, последовательность происходящего и т.д.

В каждом пособии имеются списки литературы, которые содержат учебные, учебно-методические материалы, научно-популярные издания, монографии и научные статьи

 

Самостоятельная работа студентов

Вопросы для самопроверки знаний

Для лучшего усвоения учебного материала в конце каждой темы необходимо обратиться к вопросам для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля знаний базируются на материалах заученных разделов текстовых и электронных учебных пособий «Россия: поиск исторической перспективы 1Х-Х1Х вв.» и «Россия: смена политической системы (1900-1945 гг.).

Целью выполнения предлагаемых заданий является более глубокое и детальное изучение исторического материала, выявление причинно-следственных связей исторического процесса, разъяснение наиболее сложных и важных вопросов и проблем истории. Этот вид работы дает возможность более серьезно изучить данный раздел истории. Выполнение заданий поможет в подготовке к экзаменам, в том числе и к интернет экзамену. Ответы на предлагаемые вопросы настраивают на более внимательное и вдумчивое изучение основного учебного материала;

- побуждают к добросовестному изучению рекомендованного дополнительного материала (ответ на вопрос может быть «скрыт» в

хрестоматии, схеме и т.д.);

– способствуют повышению интереса к истории, т.к. вопросы могут содержать дополнительную полезную информацию.

___________________

* На электронное учебное пособие «России: поиск исторической перспективы 1Х-Х1Х вв.» получено свидетельство о государственной регистрации № 10677. Зарегистрировано в Отраслевом фонде алгоритмов и программ 19.05.2008г.На электронное учебное пособие «России: смена политической системы (1900-1945 гг.)» получено свидетельство о государственной регистрации № 22951. Зарегистрировано в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 8 июля 2011 г.

Общее количество вопросов для самопроверки знаний по каждой теме от 8 до 15. Предлагаются задания пятиразновидностей, различающихся по уровню сложности.

Первый тип вопросов предполагает нахождение правильного утверждения или правильного ответа на поставленный вопрос. Правильным является лишь один вариант ответа.

Второй тип заданий требует поиска ошибочного утверждения (ошибки). Дается несколько правильных ответов на поставленный вопрос или несколько законченных утверждений и одно ошибочное. Все ответы имеют порядковые номера. Необходимо внимательно прочитать задание и выбрать одно ошибочное утверждение.

Третий тип заданий предусматривает вопросы и задания к документам.

Четвертый тип заданий предполагает проблемные задания. Перед студентом стоит задача найти логический ответ на поставленную проблему.

Пятый тип заданий предполагает заполнение структурных таблиц.

Шестой тип заданий – это вопросы на размышление по изученному материалу.

Контрольные работы

В этом разделе методических указаний содержатся темы контрольных работ для студентов заочного отделения, технические требования к их оформлению и методические рекомендации по их написанию.

Для студента-заочника, который лишен возможности ежеднев­но встречаться с преподавателями, систематическая работа с документами и литературой – основной метод изучения курса. Приступая к изучению темы, необходимо руководствоваться указаниями преподавателя, данными на установочной сессии, изучить рекомендуемую литературу, документы, материалы. Прежде чем приступить к изучению произведения или докумен­та, следует внимательно прочитать соответствующий раздел учебника и конспекта лекции.

Начинать работу нужно с предваритель­ного общего ознакомления с книгой. Следует обратить внимание нa полное название работы, подзаголовок и т.п., затем ознакомиться с оглавлением, научно-справочным аппаратом: ссылками на источники, примечаниями, приложениями. Следующий и самый важный этап работы над источником – вни­мательное чтение его с начала до конца. Очень важно определить главные идеи книги и глубоко в них разобраться. Если понимание книги затрудняется встречающимися в ней не­ясными словами, терминами, рекомендуется поль­зоваться при чтении справочниками, словарями иностранных слов, политическими и энциклопедическими словарями.

 

Таблица выбора номеров контрольной работы

Начальная буква фамилии студента Номер контрольной работы Начальная буква фамилии студента Номер контрольной работы
А 1,25,49 Н 13,37
Б 2,26,50 О 14,38
В 3,27,51 П 15,39
Г 4,28 Р 16,40
Д 5,29 С 17,41
Е, Ё 6,30 Т 18,42
Ж 7,31 У,Ф 19,43
З 8,32 Х,Ц 20,44
И 9,33 Ч 21,45
К 10,34 Ш,Щ 22,46
Л 11,35 Э,Ю 23,47
М 12,36 Я 24,48

 

Примечание:

Номера контрольных работ соответствуют номерам тем.

Произвольный выбор тем не допускается, изменение темы возможно только с разрешения преподавателя.

Выбрав тему, студенты должны приступить к изу­чению литературы, рекомендованной в данных методических указаниях. После того как литература изучена и тема достаточно про­думана, следует приступить к написанию работы.

Первоначально следует изложить материал в черновике, затем проверить, подобран ли фактический материал для иллюстрации важнейших теоретических положений, достаточно ли глубоко освещены вопросы плана, нет ли ошибок, сверить цитаты.

 

Технические требования к написанию контрольных работ.

Оформление контрольной работы, титульного листа,

Структура работы

Объем работы – в пределах 20-25 страниц печатного (или рукописного) текста формата А4 (шрифт 14, интервал 1,5 пт). Страницы должны быть пронумерованы, на них надо оставлять поля для замечаний рецензента. Работу необходимо писать без помарок и сокращенных слов. Список литературы – в конце работы. Структурные компоненты (в порядке следования): содержание, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.

Введение»

«Введение» должно предварять основное содержание контрольной работы (объем – 0,5 – 1,5 страницы). В нем обосновывается актуальность темы, могут приводиться различные точки зрения историков по вопросу и кратко обозначаются основные темы, содержание которых будет раскрыто в основной части.

Работа над основной частью

Для работы над основной частью контрольной необходимо внимательно изучить методические рекомендации по написанию контрольных работ.

Работа над «Заключением»

В «Заключении» Вы подводите итог проведенной Вами работы, даете оценку исторического события (процесса, личности), которое Вы рассматривали, акцентируете внимание на основных результатах и формулируете обоснованные выводы. Объем заключения 0,5 – 1 страница.

При написании контрольной работы студент должен использовать не менее двух работ, указанных в списке литературы к данной теме. В контрольной работе обязательно должны присутствовать ссылки на использованные источники и литературу с указанием страниц. Сносками должны оформляться прямое цитирование, использование конкретных цифр, фактов, суждения и оценки историков. Сноски размещаются в нижней части страницы или в конце работы по следующему образцу:

__________________

1 Буганов В.И. Емельян Пугачев. М., 1990. С. 27.

2 Полуянов А.Ю. Константин Петрович Победоносцев – человек и политик // Отечественная история. 1998. № 1. С. 16.

 

В конце работы нужно привести в алфавитном порядке точный список изученной и использованной литературы, например:

1. Великие реформы в России. 1856 – 1874. М., 1992.

2. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10.

3. Захарова Л.Г. Александр II // Российские самодержцы. М., 1993.

4. Черкасов П., Чернышевский Д. История императорской России. М., 1994.

В список литературы включаются лишь использованные студентом работы, ссылки на которые имеются в тексте.

При написании контрольной работы в качества источника студенты могут использовать электронные материалы, на которые также следует оформлять сноски. Обращаем ваше внимание на то, что прямое копирование этих материалов и представление их в качестве контрольной работы недопустимо.

Получив обратно контрольную работу, студент должен внима­тельно ознакомиться с замечаниями рецензента. Если работа не зачтена, следует написать новую по той же теме, с учетом советов и рекомендаций преподавателя-рецензента. Контрольные работы выпол­няются в сроки, указанные в учебном плане студента. Эти сроки яв­ляются предельными. Запаздывание с предоставлением контрольных работ приведет к тому, что преподаватель не успеет отрецензиро­вать работу до сессии (следует иметь в виду, что срок проверки работы преподавателем – 10 дней) и студент может лишиться возможности сдачи экзамена по истории в экзаменационную сессию.

Составной частью учебного процесса и главной формой конт­роля за успеваемостью студентов являются экзамены. Они показы­вают, насколько глубокие знания приобретены в процессе самостоятельной работы. На экзамене студент отчиты­вается за весь учебный год. В период подготовки к экзаменационной сессии следует просмотреть конспекты первоисточни­ков, прочитать книги, статьи, рекомендованные преподавателем. Лекции, прочитанные препо­давателем по важнейшим темам курса отечественной истории, и консульта­ции, проводимые преподавателями кафедры ежемесячно, должны помочь студенту-заочнику лучше подготовиться к экзамену.

Студент-заочник должен сдать устный зачет и экзамен по ис­тории. Экзаменационные билеты включают вопросы по разным разделам курса. В случае необходимости экзаменатор может пред­ложить дополнительные вопросы, чтобы составить более точное представление о глубине знаний студента. Устный ответ экзамену­емого должен быть конкретным, раскрывать существо вопроса. Эк­заменатор обращает внимание не только на содержание ответа сту­дента, но и на культуру его речи, на черновые записи. Преподаватель обязан объяснить студенту, почему он поставил ту или иную оценку. Таковы основные советы по изучению истории студен­тами-заочниками.

Список учебной литературы

 

При подготовке к экзамену Вам помогут монографии и учебники:

1. Деревянко, А.П. История России с древнейших времен до конца ХХ века /А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. - М., 2008.

2. Новейшая отечественная история. ХХ век: в 2 кн. / под ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова. - М., 2004.

3. История России: Учебник для вузов/ Ш.М.Мунчаев, В.М. Устинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2009.

4. История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко, Н.Е. Петухова, Я.А. Пляйс. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.

5. История России: в 2 т.: учеб.пособие /под ред. А.Н.Сахарова - М., 2009.

6. История: Учебное пособие/ П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2012.

7. Политические партии России в контексте ее истории / под ред. С.М. Смагина. - Ростов н/ Д., 1998.

8. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи /Ш.М.Мунчаев,В.М.Устинов.-2-е изд.пересмотр.-М.:НОРМА,2009.

9. Отечественная история: Учебник/ Н.В.Шишова, Л.В.Мининкова, В.А.Ушкалов.-М.:ИНФРА-М,2011.

10. Отечественная история. ХХ-началоХХ1 веков: Учебное пособие./Под ред.А.В.Ушакова.-М.:ИД ФОРУМ: ИНФРА-М,2011.

11. Отечественная история. Курс лекций / С.П.Бычков, Ю.П.Дусь.- М.:Форум,2011.

Кроме предложенного списка литературы, надеемся, вам помогут при подготовке вопросы к экзаменам, см. прил. 1, и контрольные тесты, см. прил. 2.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 1. Типы цивилизаций

 

План

1. Цивилизация как основная типологическая единица истории.

2. Специфика цивилизаций Запада и Востока.

3. Цивилизации Древней Руси.

Литература

1. Жидков, В.С. Десять веков российской ментальности /В.С.Жидков, К.Б Соколов. – СПб, 2001.

2. Кулешов, С.В. Россия в системе мировой цивилизации / С.В.Кулешов. -М., 2001.

3. Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса / Л.В.Милов. - М., 1998.

4. Платонов, О.А. Русская цивилизация / О.А.Платонов.- М., 1995.

5. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций

/Л.И.Семенникова. - М., 2008.

Литература

1. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь /Л.Н.Гумилев.- М.,2008.

2. Макаренко, В.В. Откуда пошла Русь? /В.В.Макаренко.-М., 2005.

3. Славяне и Русь /под ред. Ю.С.Кукушкина.- М., 1998.

Литература

1. Ключевский В.О. Сочинения:в 9 т./В.О.Ключевский.- М.,1987.- Т. 1.

2.Мавродин, В.В. Образование древнерусского государства /В.В.Мавродин.- Изд.2.- СПб.- 2008.-590 с.

3. Муравьев, А.Н. История российской церкви /А.Н.Муравьев.- М., 2002.

4. Пчелов, Е.В. Рюриковичи: история династии /Е.В.Пчелов.- М., 2001.

5. Путилов Б. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди СПб,2001.

6. Рыбаков, Б.А. Мир истории: начальные века русской истории /Б.А.Рыбаков.- М., 1987.

Литература

1. История государства Российского: хрестоматия.Х-Х1У вв. (Сост. Г.Е.Миронов)-М.: Книжная палата,1996.

2. Карамзин, Н.М. История государства Российского: в 12 т. /Н.М.Карамзин. - М., 1991.- Т.1.

3. Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России /С.М. Соловьев. М., 1989.

4. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХП – ХШ вв. /Б.А.Рыбаков.- М., 1993.

Тема 5. Образование и эволюция Русского централизованного государства в XIV-XVI вв.

План

1. Причины, особенности формирования единого централизованного государства на Руси.

2. Создание аппарата управления страной. Сословная организация русского общества. Судебник 1497 года.

3. Гибель Византии. Иван III – государь Всея Руси. Концепция «Москва - Третий Рим».

 

Литература

1. История государственного управления в России /под ред. Р.Г.Пихои.М., 2002.

2.Ключевский В.О. Сказание иностранцев о Московском государстве.-М., 1991.

3. Паламарчук, П.Г. Москва или Третий Рим? /П.Г.Паламарчук. - СПб.,1991.

4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М.,1993.

5. Пресняков, А.Е. Образование Великорусского государства /А.Е.Пресняков.- М., 1998.

 

Литература

1. Аль, Д. Иван Грозный: известный и неизвестный /Д.Аль.- СПб, - 2005.-320с.

2.Ключевский, В.О. Курс русской истории: в 18т. /В.О.Ключевский.- М.,1988.- Т. 2.

3. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей /Н.И.Костомаров.- М., 1991.

4. Орлов, А.С. Хрестоматия по истории России /А.С.Орлов.- М., 1998.

5. Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Московское царство.-Санкт-Петербург,1999.

 

Литература

1. Буганов, В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии /В.И.Буганов.- М., 1989.

2. История Отечества: люди, идеи, решения /сост. В. А. Козлов.- М., 1991.

3. Ключевский, В.О. Сочинения: в 9 т. /В.О.Ключевский. - М., 1988. - Т.З.

4. Морозова, Л. Е. Смутное время в России /Л.Е.Морозова.- М., 1990.

5. СоловьевС. М. Сочинения: в 18 кн. /С.М.Соловьев.- М., 1989.- Кн. 4.

6. Скрынников, Н.Г. Россия в начале XVII в. /Н.Г.Скрынников.- М., 1988.

7. О начале войн и смут в Московии. - М.: Фонд Сергея Дубова,1997.

 

Литература

1. Буганов, В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии /В.И.Буганов.- М., 1989.

2. Бушуев, С.В. История государства российского: в 2 кн. /С.В.Бушуев,Г.Е.Миронов. – М., 1991.- Кн.2.

3. Демидова, Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма /Н.Ф.Демидова.- М., 1989.

4. Ключевский, В.О. Сочинения: в 9 т. /В.О.Ключевский.- М., 1988.- Т.З.

5. Правящая элита Русского государства. IX-XVIIIвв.- СПб.-2006.

6. Перевороты и войны (история России и Дома Романовых в мемуарах современников).- М.: Фонд Сергея Дубова,1997.

7. Соловьев, С.М. Сочинения: в 18 кн. /С.М.Соловьев.- М., 1990.- Кн.5.- Т. 9-10.

 

Литература

1. Анисимов, Е.В. Время Петровских peфopм /Е.В.Анисимов.-M.,- Л.,1989.

2. История Отечества: люди, идеи, решения /сост. В. А. Козлов.- М., 1991.

3. Каппелер, А. Россия – многонациональная империя: Возникновение. История. Распад /А.Каппелер.- М., 2000.

4. Павленко Н.И. Петр 1. М.,1990.

5. Страницы политической истории XVIII в. /под ред. Н.И.Павленко.- М.,1988.

6. Рождение империи. – М.:Фонд Сергея Дубова, 1997.

 

Литература

1.Доннерт Э. Екатерина Великая: Личность и эпоха /Э.Доннерт.- СПб,2003.

2. Елисеева, О.И. Повседневная жизнь благородного сословия в „золотой век. Екатерины /О. А.Елисеева. –М., 2008.

3. Записки императрицы Екатерины II /сост. В.К.Былинин и М.П.Одесский.- М., 1990.

4. Каппелер, А. Россия – многонациональная империя: Возникновение. История. Распад /А.Каппелер.- М., 2000.

5. Путь к трону: История дворцового переворота. 28 июня 1762 г. М.: Слово,1997.

6. Оболенский, Г.Л. Век Екатерины Великой. Время героев и героических дел /Г.Л. Оболенский. - М., 2001.- 464 с.

7. Сафонов, М.И. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII-XIX вв. /М.И.Сафонов.- Л., 1988.

 

Литература

1. Архангельский, А. Александр I /А.Архангельский.- М., 2005. - 444 с.

3.Мироненко, С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия /С.В.Мироненко.- М., 1991.

4. Отечественная война 1812 года: энциклопедия.- М., 2004.-880с.

5. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. - Л., 1991.

6. Сироткин, В. Наполеон и Россия /В.Сироткин.- М., 2000.

7. Троицкий, Н.А. 1812 г. Великий год России /Н.А.Троицкий.- М., 1988.

Литература

1. Егоров, Б.Ф. Петрашевцы /Б.Ф.Егоров.- Л., 1988.

2. Левандовский, А.А. Время Грановского. У истоков формирования русской интеллигенции /А.А.Левандовский. - М., 1990.

3. Общественные движения в России XIX в. Мемуары современников - М., 1989.

4. Эйдельман Н. Потаенная история России ХУШ-Х1Х веков. М.,1993.

 

Литература

4. Ленин, В.И. Пятидесятилетие падения крепостного права в России /В.И. Ленин //Полн. собр. соч. - Т. 20.

5. Литвак, Б.Г. Переворот 1861 г. в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива? /Б.Г.Литвак. - М., 1991.

6. Эйдельман, Н.Я. «Революция сверху» в России /Н.Я. Эйдельман.- М., 1989.

Литература

1. Бессолицин А.А. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства. М.,2005.

2. Лященко Л.М. Царь-освободитель: жизнь и деяния Александра П.-М., 1992.

3. Миронов, Б.М. Социальная история России: в 2т. /Б.М.Миронов.- М., 1999.

4. Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке /Н.А.Троицкий.- М., 1997.

 

Литература

1. Витте, С.Ю. Воспоминания (любое издание).

2. Конотопов, М.В. Экономическая история /М.В.Конотопов, С.И.Сметанин.- М., 2003.

3. Корелин, А.П. С.Ю.Витте /А.П.Корелин, С.А.Степанов. - М., 1998.

4. Россия на рубеже веков: исторические портреты /сост. А.П.Корелин. - М., 1991.

5. Соловьева, A.M. Промышленная революция в России в XIX веке /А.М.Соловьева.- Л., 1991.

 

Литература

1. Боханов, А.Н. Император Александр III /А.Н.Боханов.- М., 2001.- 512с.

2. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: хрестоматия по истории общественной мысли Х1Х и ХХ вв. М.,1997.

3. Миронов, Г.Е. История государства Российского: XIX век /Г.Е. Миронов.- М., 1995.

4. Модели общественного развития: проекты и авторы (вторая половина XIX–начало XX в. / Отв. ред. П.Ю.Савельев.-М.,2006.- 316 с.

5. Политическая история Отечества: 1861-1920 гг.: хрестоматия -М., 1991.

6. Секиренский, С.С. Либерализм в России: очерки истории /С.С.Секиренский.- М., 1995.- 286 с.

 

Литература

1. Аникин, А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма /А.В.Аникин.- М., 1990.

2. Зверев, В.А. История Сибири: в 3 ч. /В.А.Зверев, А.С.3уев.- Новосибирск, 1999. – Ч.2.

3. Ленин, В.И. О народничестве /В.И.Ленин //Полн. собр. соч. - Т. 23.

4. Лешенко, М. Революционные народники /М.Лешенко.- М., 1989.

5. Революционеры 1870-х годов: воспоминания участников народнического движения в Петербурге /сост. В.Н.Гинев.- Л., 1986.

 

Во второй половине ХIХ в.

План

1. Политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX века.

2. Взаимоотношения с европейскими государствами в конце XIX века. Образование Тройственного союза.

 

Литература:

1. Внешняя политика России XIX- начало ХХ вв. Под ред. Н.Л. Нарочницкий. Т. 6. М., 1985.

2. История России с начала XVIII – до конца XIX вв. Под ред. А.Н. Сахаров. М., 1998.

3. Лопатников, В.А. Пьедестал. Время и служение канцлера Горчакова /В.А.Лопатников.- СПб, 2002.

4. Покровский, Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля /Н.И.Покровский.- М., 2000.

5. Козлова Н.Г. Россия и страны Юго-Восточной Азии. М., 1986.

6. Похлёбкин В.В. Внешняя политика России и СССР за 1000 лет в именах, деятелях и фактах. М., 1995.

7. Россия и Черноморские проливы (XVIII-ХХ вв.). Под ред. Л.Н. Нежинский, А.В. Игнатьев. М., 1999.

 

Литература

1.История политических партий России /под ред. А.И.Зевелева - М., 1994.

2. Карр, Э. История Советской России: в 2 кн. /Э.Карр.- М., 1990.- Кн. 1.-С. 23-56.

3. Леонтьев, Я.В. «Скифы революции». Партия левых эсеров (вторая половина XIX - начало XX в.) /Я.В.Леонтьев.-М.,2007.-328с.

4.Политические партии России в контексте ее истории /под ред.

С.М.Смагина.- Ростов н/Д., 1998.

5. Урилов, И.Х. История российской социал-демократии (меньшевиков) / И.Х.Урилов.- М., - 2008.

 

Литература

1. Боханов, А.Н. Николай П /А.Н.Боханов.- М., 2000.

2. Винокуров, М.А. Экономика Сибири: 1900 - 1928 гг. /М.А.Винокуров, А.П.Суходолов. – Новосибирск, 1996.

3. История внешней политики России на рубеже XIX-XX веков. - М.,1997.

4. Мартин, К. Русско-японская война: 1904 – 1905 /К.Мартин.- М., 2003.

5. Николай II: Воспоминания. Дневники.- СПб., 1994.

6. Рабочее движение в России: 1895 – февраль 1917. Хроника /сост.И.М.Пушкарева.- М., 1999.

7. Родзинский Э.С. Николай П: жизнь и смерть.- М.: Вагриус,1997.

8. Русско-японская война. 1904-1905. Взгляд через столетия /под ред.О.Р.Айрапетова.- М., 2004.

 

Литература

1. Верт Н. История советского государства. 1900-1991.-М.: ИФРА,2000.

2. Малышева О.Т. Думская монархия: рождение, становление, крах.- М.,1996.

3. Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005.

4. Троцкий, Л.Д. К истории русской революции /Л.Д.Троцкий.- М., 1990.

Литература

1. Демин В.А. Государственная Дума России (1900-1917): механизм функционирования.-М.,1996.

2. Политические партии России в контексте ее истории /под ред. С.М.Смагина. - Ростов н / Д., - 1998.

3. Стогов, Д.И. Правомонархические салоны Петербурга- Петрограда (конец XIX – начало XX века). /Д.И.Стогов.-СПб.-2007.-311 с.

4. Черная сотня: Историческая энциклопедия /Сост. А.Д.Степанова, А. И.Иванова.- М.,2008.- 637 с.

 

Литература

1. Бурмистрова, Т.Ю. Национальный вопрос в программах и тактике политических партий России в 1905-1907 годах /Т.Ю.Бурмистрова, В.С.Русакова.- М., 1975.

2. Верт, Н. История Советского государства /Н.Верт.- М., 1992.

3. Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет. – М.,1992.

4. Каппелер, А. Россия – многонациональная империя: Возникновение.История. Распад /А.Каппелер. - М., 2000.

5. Миронов, Г.Е. История государства Российского: XIX в. /Г.Е.Миронов.- М., 1995.

6. Столыпин, П.А. Нам нужна великая Россия /П.А.Столыпин.- М., 1991.

Тема 25. Преобразовательная деятельность П.А.Столыпина.

План

1. Сущность аграрной политики П. А. Столыпина.

2. Итоги аграрных преобразований П. А. Столыпина

 

Литература:

1. Кара-Мурза С.Г. Столыпин – отец Русской революции. М., 2003.

2. Козлов С.А. Аграрные традиции и новации в дореформенной России. М., 2002.

3. Россия сельская XIX- н. XX века: / Отв. ред. А.П. Карелин. М., 2004.

4. Столыпин, П.А. Нам нужна великая Россия /П.А.Столыпин.- М., 1991.

5. Фёдоров В. А. История России 1861-1917 гг. М., 2001.

 

Литература

1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство - М.,1998.

1.Бессонов, Б.Н. «Русская идея»: мифы и реальность /Б.Н.Бессонов.- М.,1993.

2. Гудзенко, А. Русский менталитет /А.Гудзенко.- М., 2001.

3. Лосский,Н.О. Характер русского народа: в 2 кн. /Н.О.Лосский. -М.,1991.

4. Образ России: Россия и русские в восприятии Запада и Востока. – СПб,1993.

5. Миронов,Г.Е. История государства Российского: XIX век /Г.Е.Миронов.- М., 1995.

6. Размышления о России и Русских: штрихи к истории русского национального характера (сост. С.К.Иванов).-М.: Прогресс, культура,1994.

7. Уткин А.И. Россия и запад: история цивилизации. – М.,2000.

 

Литература

1. Керенский, А.Ф. Россия на историческом повороте /А.Ф.Керенский.-М., 1993.

2. Кожинов В.В. Россия. Век ХХ (1901-1930).- М.,2002.

3. Новейшая история ХХ в./Под ред.А.Ф.Киселева. Т.1 – М.: Владос, 2004.

4. Политические партии России в контексте ее истории /под ред.

С.М.Смагина. – М., 1998.

 

Литература

1. Бессолицин А.А. История российского предпринимательства.- М.: Маркет ДС,2008.

2. Бурышкин, Б.А. Москва купеческая /Б.А.Бурышкин. - М., 1991.

3. Барышников, М.Н. История делового мира России /М.Н.Барышников.-М., 1994.

4. Перхавко, В.Б. Первые купцы российские /В.Б.Перхавко.- М., 2006.

5. Русский торгово-промышленный мир /сост. П.А.Примаченко.- М.,1993.

6. Хорькова, Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: учеб. пособие /Е.П.Хорькова. - М., 1998.

7. Цукрова Н.Г.,Зяблицева С.В. История российского предпринимательства (1Х-начало ХХ вв.).- Кемерово,2012.

 

Литература

1. Алексеева, И.В. Агония сердечного согласия /И.В.Алексеева.- Л., 1990.

2. Деникин, А.И. Очерки русской смуты /А.И.Деникин.- М., 2003.

3. Керенский, А.Ф. Россия на историческом повороте /А.Ф.Керенский.-М., 1993.

4. История России в лицах: с древности до наших дней (У-ХХ вв.)- М.: Русское слово,1997.

5. Политические партии России в контексте ее истории /сост.С.М.Смагин.- Ростов н/Д., 1998.

6. Страна гибнет сегодня: Воспоминания о Февральской революции 1917г. /сост. С. М. Исхакова.- М., 1991.

7. Хрестоматия по истории России первой пол.ХХ в.: спорные вопросы истории /состовитель И.С.Хромова. – М.:Интерпранс,1995.

Литература

1. Иоффе, Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов

/Г.З.Иоффе.- М., 1995.

2.Керенский, А.Ф. Россия на историческом повороте /А.Ф.Керенский.- М., 1993.

3. Кожинов В.В. Россия. Век ХХ (1901-1930).- М.,2002.

4. Политические деятели России 1917 г.: Биограф. Словарь. – М.,1993.

5. Ленин, В.И. О двоевластии; О задачах пролетариата в данной

революции /Полн. собр. соч.- Т.31.

6. Медведев, Р.А. Русская революция: победа и поражение большевиков /Р.А.Медведев.- М., 1997.

7. Спирин, A.M. Россия, 1917 год. Из истории борьбы политических партий /А.М.Спирин.- М., 1987.

8. Троцкий Л.Д. К истории русской революции /Л.Д.Троцкий. - М., 1990.

Литература

1. Мельгунов, С.П. Как большевики захватили власть: Октябрьский переворот 1917 г. /С.П.Мельгунов.- М., 2005.- 640 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.268 с.)