ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание как сторона социализации человека.



Воспитание – практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого.

Воспитание можно определить как сторону социализации человека, приобретения им жизненного опыта. Воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Общими для обучения и воспитания являются механизмы приобретения человеком социального опыта (процесс научения), но специфическими – результаты научения. Если мы говорим о воспитании, то результатом научения являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения. На воспитание оказывают влияние особенности культурных традиций и исторической эпохи.

Цели воспитания связаны с понятиями «добра» как поведения на благо другого человека, «истины» как руководства при оценке действий и поступков, «красоты» во всех ее формах проявления и созидания.

Средства воспитания – это объекты организованного и неорганизованного воздействия, используемые воспитателями с целью выработки у учеников определенных психологических качеств и форм поведения.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры. К ним относят всевозможные виды научения, убеждения, внушения, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, мир жизнедеятельности воспитанника, личный пример воспитателя, поступки, описываемые как нормативные и высокооцениваемые в педагогической, художественной и другой литературе.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека разделяют на прямые и косвенные; по включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания – на осознаваемые и неосознаваемые; по характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные средства, – на эмоциональные, когнитивные, поведенческие.

Методы воспитания – это способы действия воспитателя для достижения поставленных целей. Существующие классификации методов воспитания весьма условны. Например, в соответствии с теориями развития личности выделяют: психоаналитические; ассоциативные; поведенческие и т.д.

Теории воспитания – это концепции, объясняющие формирование и изменение личности и ее поведения под влиянием воспитания. Одной из наиболее распространенных теорий воспитания является биогенная, утверждающая, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. Данная теория является пессимистической по отношению к воспитанию личности. Социогенная теория воспитания утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и поддается воспитанию начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками. Биосоциогенная теория представляет собой промежуточный вариант между двумя рассмотренными и признает как биологические, так и социальные факторы, влияющие на личность.

 

34. Понятие и цель дисциплины. Реализация дисциплины через свободу.

Дисципли́на (лат. disciplina — выдержанность, строгость, в свою очередь от лат. discipulus — студент) — правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка.

В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисциплине, воинской дисциплине и т. п.

Дисциплина поддерживается с помощью наказаний за её нарушение и поощрений за её соблюдение.

Существует также такое понятие как самодисциплина — контроль собственного поведения, воспитание в себе силы воли
Исходя из этого определения дисциплина касается нескольких областей одновременно. Это и правила поведения в обществе со всякими методами ее культивирования – наказаниями и поощрениями, и самодисциплина, которая подразумевает развитие силы воли. В рамках этой статьи я буду говорить о самодисциплине, так как соотвествие правилам поведения в обществе – это не мотивирующий для большинства людей фактор.

Что дает дисциплина? При помощи дисциплины Вы можете стать организованнее, то есть эффективно распоряжаться своим временем. Это неплохая “прибавка к пенсии”, так как эффективно используя свое время, Вы можете добиться в разы больше по сравнению с неорганизованным человеком.

Не нужно рассматривать дисциплину как тупое следование жестким ограничениям. Именно с ограничениями у нас и ассоциируется дисциплина. И идет это, как нетрудно догадаться, из детства. Нам хочется гулять, а “надо” делать уроки. Мы хотим смотреть кино или мультики, а “надо” делать уборку. Надо, надо, надо… Очевидно, что это слово вбирает в себя столько негатива, что в сознательном возрасте приходится сильно попотеть, чтобы все это потом разгрести.

В то же время, наверное, каждый может вспомнить хоть один день из детства или юности, когда делал то, что нужно, но получал при этом совершенно специфическое удовольствие. Это не было удовольствие от праздного времяпрепровждения, такого как потягивание пива с друзьями или гуляния с девчонками. Это было удовольствие от того, что следуешь своим собственным намеченным решениям, своим словам. И это дает ни с чем не сравнимое ощущение радости, ощущение свободы.

Вот ведь как странно получается. С одной стороны “надо” ассоциируется с несвободой, а с другой, когда делаешь то, что нужно, то эту самую свободу получаешь. Разница здесь, как можно догадаться, только лишь в том, что в одном случае “надо” было внешним, неосознанным, навязанным явлением, а в другом исходило из собственного понимания необходимости. Кто-то точно подметил: “Свобода – это осознанная необходимость”.

35. Современные прогрессивные педагогические системы. Система образования в РБ.

 

36. Образование как социокультурный феномен. Идеал образования.

Образование обусловливает стабилизацию общества и уровень его культурного развития. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Образование является необходимым и важным фактором развития как экономики, политики, культуры, так и всего общества.

Идеал образования тесно связан с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, в свою очередь образование воздействует на жизнь. Культура представляется целью существования современного человека. Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям. Цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек. Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственных идей.

Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой куль­туры (И. Я. Лернер) понимают как совокупность:

• системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскры­вающей картину мира;

• опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

• опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечиваю­щей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

• опыта ценностного отношения к миру.

Таким образом, обра­зование – это социокультурный феномен, выполняющий социокультурные функции, поскольку является:

1) одним из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры;

2) практикой социализации человека и преемственности поколений; механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства;

3) процессом трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности;

4) фактором развития региональных систем и национальных традиций;

5) социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

Понятие «образование» можно рассматривать как процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей и как систему.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образова­тельной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования связана с процессом достижения цели, способами получения результата, затраченными при этом усилиями, усло­виями и формами организации обучения и воспитания, результативностью обуче­ния и воспитания как степенью соответствия требуемого и нежелательного изме­нения в человеке. В процессе образования взаимодействуют обучение и воспитание, дея­тельность педагога и деятельность обучаемого. Образование – процесс, управляемый со стороны государства, общества, администрации и педагогов конкретной образовательной системы.

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государствен­ный статус, – это системы дошкольного, школьного, среднего специального, выс­шего и послевузовского дополнительного образования. Система образования может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона, города и отдельного района. В этом случае говорят о федеральной, региональной, муниципальной и районной образовательной системе. Говоря об уровне образования, выделяют уровни начального, среднего, неполного высшего и высшего образования.

Цели образовательной системы — это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.009 с.)