Науки, изучающие передачу информации: кинесика, проксемика, паралингвистика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Науки, изучающие передачу информации: кинесика, проксемика, паралингвистика.



Кинесика (др.-греч. κίνησις — движение) — совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения. Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика, пантомимика,"вокальная мимика", пространственный рисунок, экспрессия, которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний. Проксемика (от англ. proximity — близость) — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Человек осу­ществляет спонтанное структурирование микропространства — межсубъектное про­странство, организация пространства в своем жилище, планировка городской среды. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им личной. Расстояние при общении зависит от многих факторов.При слишком малом или большом расстоянии люди могут испытывать неловкость и дискомфорт. Паралингви́стика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. Различаются 3 вида пара­лингви­сти­че­ских средств: фонационные, кинетические и графические. К фонационным относятся тембр речи, её темп, громкость, типы заполнителей паузы,мелодические явления, а также особенности произношения звуков речи; к кинетическим компонентам относятся жесты, тип выбираемой позы, мимика; к графическим — тип выполнения букв и пунктуационных знаков, способы графических дополнений к буквам, их заменители.

 

22. Механизмы социального познания: ролевое взаимодействие, межличностное взаимодействие, ситуации непонимания партнера. Механизмы социального познания могут быть разведены по трем группам в соответствии с той социальной ситуацией, в которой обычно используются.

1. В ситуациях ролевого взаимодействия, в которых партнер воспринимается как носитель определенной роли, как принадлежащий к определенной группе, наблюдаются:

– схемы первого впечатления, которые запускаются факторами: превосходства партнера, привлекательности партнера, сходства воспринимаемого лица с наблюдателем. – стереотипизация – процесс классификации форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям или категориям, т.е. выработанным группой стереотипам. Как частные случаи стереотипизации выступают:

– физиогномическая редукция, – внутригрупповой фаворитизм. 2. В ситуациях межличностного взаимодействия, которые могут быть определены как диалогические и ориентированные на взаимопонимание, наблюдаются:

– идентификация – попытка понять настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «я»; при идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы, привычки;

– эмпатия – процесс постижения эмоционального состояния другого человека; особый вид внимания к другому человеку; способность и свойство личности; в эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний;

– социальная рефлексия – познание другого человека и себя через то, что он думает (как я думаю) обо мне;

– аттракция – понимание партнера по общению на основе симпатии к нему; аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни; особый вид установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

3. В ситуациях непонимания партнера, с которым предполагается установление определенных отношений или совместной деятельности, наблюдается каузальная атрибуция – система способов приписывания другому человеку (в случае дефицита информации о нем) характеристик или причин его поведения; характер атрибуций зависит от того, выступает ли объект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Соответственно выделяют атрибуции: личностную (причина приписывается лично совершающему поступок); объектную (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); обстоятельственную (ситуационную) (причина приписывается обстоятельствам).

23. Социальные группы. Структура малой группы. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности (А. И. Донцов).

Социальная группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными) (Г. М. Андреева).

Выделяют следующие разновидности групп (схема 12):

– лабораторные – группы, временно созданные экспериментатором с целью какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы;

– естественные – группы, возникающие и существующие исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

– по способу возникновения: официальные и неофициальные;

– по степени регламентации отношений и жизнедеятельности: организованные и неорганизованные;

– с точки зрения их ценностной значимости для участника: референтные и нереферентные (группы членства);

– с точки зрения непосредственности или опосредованности контактов: первичные и вторичные;

– большие;

– малые.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, наличие между ними непосредственного личного контакта и эмоциональных отношений. Малая группа доступна непосредственному восприятию, обозрима по своему размеру и времени существования.

Традиционно принято выделять основные показатели малой группы: размер группы; структуру группы; групповые процессы; групповые нормы; систему санкций.

1. Размер группы. Этоколичество членов группы. Чаще всего малая группа представлена 3 – 30 членами. Оптимальное количество для быстрых и конструктивных решений – 7 ± 2.

2. Структура группы. Возникает как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой, определяемая композицией, каналами коммуникаций и социально-психологическим климатом группы (нравственно-эмоциональным тоном).

3.Групповые процессы. Это процессы, организующие деятельность группы и рассматриваемые: в контексте развития группы; в контексте положения индивида в группе в качестве ее члена.

4. Групповые нормы. Это модели, эталоны должного поведения социальных групп и их членов с точки зрения общества в целом; это определенные правила, которые выработаны группой и приняты ею, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

Нормы группы связаны с групповыми ценностями, которые складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности. Нормы, как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, опираются на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести в себе какой-то особой специфики группы.

24. Групповые процессы в контексте развития малой группы. Это процессы, организующие деятельность группы и рассматриваемые: в контексте развития группы; в контексте положения индивида в группе в качестве ее члена.

3.1. Развитие группы (или групповая динамика) – это совокупность динамических процессов, которые происходят в группе в какую-то единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии.

Стадии развития группы: ее образование, формирование лидерства, формирование сплоченности, принятие группового решения.

1) Образование группы:

а) все члены приходят в группу одномоментно;

б) в группу входят новички.

Образование группы – это процесс ее формального возникновения и комплектования конкретными людьми, которые привносят в группу свои живые личностные устремления, свой жизненный опыт и представления о том, как должна быть организована групповая жизнь.

2 ) Формирование лидерства.

Лидер – член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, имеющий в ней высокий статус, пользующийся авторитетом.

Становление лидера может происходить следующим образом:

а) лидер – функция личности, т.е. лидером становится член группы, имеющий высокую активность, инициативность, чувство юмора,

б) лидер – функция группы, т.е. лидер – тот член группы, чьи ценностные установки, являются для большинства членов группы референтными;

в) лидер – функция ситуации, т.е. поведение, реализуемое лидером в значимых групповых ситуациях, служит источником его влияния на других членов группы, которые воспринимают его как образец.

Стиль лидерства – это совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы.

Выделяют следующие стили лидерства: а) либеральный, б) авторитарный, в) демократический.

3) Формирование сплоченности.

Сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, превращающих внешне заданную структуру в психологическую общность людей, живущую по своим законам; «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней»; характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы.

Факторы, способствующие сплоченности группы:

– эмоциональная привлекательность членов группы;

– сходство членов группы между собой;

– предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив;

– особенности групповых целей.

4) Принятие группового решения.

Процесс принятия группового решения – это выбор из ряда альтернатив, осуществляемый группой в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для членов группы задачи.

Наиболее известные приемы принятия группового решения:

– групповая дискуссия;

– мозговой штурм (собрание изобретателей);

– групповое интервью;

– обсуждение отдельного случая;

– выступление-дискуссия.

3.2. При описании положения индивида в группе в качестве ее члена пользуются следующими понятиями:

Статус – это единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного его восприятия другими членами группы; это степень действительной авторитетности одного из членов группы для остальных участников;

позиция – это понятие, обозначающее положение индивида в той или иной подсистеме отношений и определяющее степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы;

роль – это нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения индивида, ожидаемый группой; может рассматриваться как динамический аспект статуса;

система групповых ожиданий – это характеристика группового восприятия и оценивания членов группы и контролирующая их деятельность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.19.28 (0.023 с.)