Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Науки, изучающие передачу информации: кинесика, проксемика, паралингвистика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Кинесика (др.-греч. κίνησις — движение) — совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения. Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика, пантомимика,"вокальная мимика", пространственный рисунок, экспрессия, которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний. Проксемика (от англ. proximity — близость) — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения. Человек осуществляет спонтанное структурирование микропространства — межсубъектное пространство, организация пространства в своем жилище, планировка городской среды. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им личной. Расстояние при общении зависит от многих факторов.При слишком малом или большом расстоянии люди могут испытывать неловкость и дискомфорт. Паралингви́стика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. Различаются 3 вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические. К фонационным относятся тембр речи, её темп, громкость, типы заполнителей паузы,мелодические явления, а также особенности произношения звуков речи; к кинетическим компонентам относятся жесты, тип выбираемой позы, мимика; к графическим — тип выполнения букв и пунктуационных знаков, способы графических дополнений к буквам, их заменители.
22. Механизмы социального познания: ролевое взаимодействие, межличностное взаимодействие, ситуации непонимания партнера. Механизмы социального познания могут быть разведены по трем группам в соответствии с той социальной ситуацией, в которой обычно используются. 1. В ситуациях ролевого взаимодействия, в которых партнер воспринимается как носитель определенной роли, как принадлежащий к определенной группе, наблюдаются: – схемы первого впечатления, которые запускаются факторами: превосходства партнера, привлекательности партнера, сходства воспринимаемого лица с наблюдателем. – стереотипизация – процесс классификации форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям или категориям, т.е. выработанным группой стереотипам. Как частные случаи стереотипизации выступают: – физиогномическая редукция, – внутригрупповой фаворитизм. 2. В ситуациях межличностного взаимодействия, которые могут быть определены как диалогические и ориентированные на взаимопонимание, наблюдаются: – идентификация – попытка понять настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «я»; при идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы, привычки; – эмпатия – процесс постижения эмоционального состояния другого человека; особый вид внимания к другому человеку; способность и свойство личности; в эмпатии большую роль играет интуиция, неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний; – социальная рефлексия – познание другого человека и себя через то, что он думает (как я думаю) обо мне; – аттракция – понимание партнера по общению на основе симпатии к нему; аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни; особый вид установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. 3. В ситуациях непонимания партнера, с которым предполагается установление определенных отношений или совместной деятельности, наблюдается каузальная атрибуция – система способов приписывания другому человеку (в случае дефицита информации о нем) характеристик или причин его поведения; характер атрибуций зависит от того, выступает ли объект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Соответственно выделяют атрибуции: личностную (причина приписывается лично совершающему поступок); объектную (причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); обстоятельственную (ситуационную) (причина приписывается обстоятельствам). 23. Социальные группы. Структура малой группы. Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности (А. И. Донцов). Социальная группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными) (Г. М. Андреева). Выделяют следующие разновидности групп (схема 12): – лабораторные – группы, временно созданные экспериментатором с целью какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы; – естественные – группы, возникающие и существующие исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. – по способу возникновения: официальные и неофициальные; – по степени регламентации отношений и жизнедеятельности: организованные и неорганизованные; – с точки зрения их ценностной значимости для участника: референтные и нереферентные (группы членства); – с точки зрения непосредственности или опосредованности контактов: первичные и вторичные; – большие; – малые. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, наличие между ними непосредственного личного контакта и эмоциональных отношений. Малая группа доступна непосредственному восприятию, обозрима по своему размеру и времени существования. Традиционно принято выделять основные показатели малой группы: размер группы; структуру группы; групповые процессы; групповые нормы; систему санкций. 1. Размер группы. Этоколичество членов группы. Чаще всего малая группа представлена 3 – 30 членами. Оптимальное количество для быстрых и конструктивных решений – 7 ± 2. 2. Структура группы. Возникает как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой, определяемая композицией, каналами коммуникаций и социально-психологическим климатом группы (нравственно-эмоциональным тоном). 3.Групповые процессы. Это процессы, организующие деятельность группы и рассматриваемые: в контексте развития группы; в контексте положения индивида в группе в качестве ее члена. 4. Групповые нормы. Это модели, эталоны должного поведения социальных групп и их членов с точки зрения общества в целом; это определенные правила, которые выработаны группой и приняты ею, которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы группы связаны с групповыми ценностями, которые складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности. Нормы, как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, опираются на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести в себе какой-то особой специфики группы. 24. Групповые процессы в контексте развития малой группы. Это процессы, организующие деятельность группы и рассматриваемые: в контексте развития группы; в контексте положения индивида в группе в качестве ее члена. 3.1. Развитие группы (или групповая динамика) – это совокупность динамических процессов, которые происходят в группе в какую-то единицу времени и знаменуют собой движение группы от стадии к стадии. Стадии развития группы: ее образование, формирование лидерства, формирование сплоченности, принятие группового решения. 1) Образование группы: а) все члены приходят в группу одномоментно; б) в группу входят новички. Образование группы – это процесс ее формального возникновения и комплектования конкретными людьми, которые привносят в группу свои живые личностные устремления, свой жизненный опыт и представления о том, как должна быть организована групповая жизнь. 2 ) Формирование лидерства. Лидер – член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, имеющий в ней высокий статус, пользующийся авторитетом. Становление лидера может происходить следующим образом: а) лидер – функция личности, т.е. лидером становится член группы, имеющий высокую активность, инициативность, чувство юмора, б) лидер – функция группы, т.е. лидер – тот член группы, чьи ценностные установки, являются для большинства членов группы референтными; в) лидер – функция ситуации, т.е. поведение, реализуемое лидером в значимых групповых ситуациях, служит источником его влияния на других членов группы, которые воспринимают его как образец. Стиль лидерства – это совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы. Выделяют следующие стили лидерства: а) либеральный, б) авторитарный, в) демократический. 3) Формирование сплоченности. Сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, превращающих внешне заданную структуру в психологическую общность людей, живущую по своим законам; «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней»; характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы. Факторы, способствующие сплоченности группы: – эмоциональная привлекательность членов группы; – сходство членов группы между собой; – предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив; – особенности групповых целей. 4) Принятие группового решения. Процесс принятия группового решения – это выбор из ряда альтернатив, осуществляемый группой в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для членов группы задачи. Наиболее известные приемы принятия группового решения: – групповая дискуссия; – мозговой штурм (собрание изобретателей); – групповое интервью; – обсуждение отдельного случая; – выступление-дискуссия. 3.2. При описании положения индивида в группе в качестве ее члена пользуются следующими понятиями: Статус – это единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного его восприятия другими членами группы; это степень действительной авторитетности одного из членов группы для остальных участников; позиция – это понятие, обозначающее положение индивида в той или иной подсистеме отношений и определяющее степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы; роль – это нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения индивида, ожидаемый группой; может рассматриваться как динамический аспект статуса; система групповых ожиданий – это характеристика группового восприятия и оценивания членов группы и контролирующая их деятельность.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.008 с.) |