ТОП 10:

Личностно-ориентированная педагогика (статья А.В. Хуторского)



Л.Н. Толстой создал свободную школу, занимающуюся выращиванием внутренней сущности ребенка.

«Критикуя позицию Л.Н. Толстого, Л.С. Выготский пишет: «Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества, хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее, навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм».

Л.С. Выготский считает, что обучение развивает у ребенка не природные,
а исторические особенности человека, и вводит термин «вращивание», имея в виду перевод внешних деятельностных функций внутрь учащегося.

Полемизируя с Л.Н. Толстым, Л.С. Выготский продолжает: «В искусстве человечеством накоплен такой громадный и исключительный опыт, что всякий опыт домашнего творчества и личных достижений кажется жалким и мизерным по сравнению с ним. Поэтому, когда говорится об эстетическом воспитании в системе общего образования, всегда надо иметь в виду это приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества: подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику. Вот основная задача и цель». И далее: «Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека».

Желание «включить ребенка» в заданную «систему ценностей» пронизывает все учение Выготского. Его знаменитая формула «зоны ближайшего развития» – это признание неспособности ученика сделать самому продуктивный образовательный шаг без помощи учителя. Отсюда – необходимость интериоризации, т. е. перевода внешнего внутрь ребенка, который обучается через подражание, постоянно находясь в состоянии внешних подпорок со стороны учителя.

«Вращивание» Выготского – это авторитарная позиция, рассчитанная
на «вкладывание» учителем знаний в ученика. Такие педагоги говорят обычно о необходимости «дать образование», а не создать условия для образования ученика. Называя такой подход «развивающим обучением», следует толковать его именно так: учитель развивает ребенка, приспосабливаясь к его «зоне ближайшего развития», но не сам ученик развивается в ходе своей деятельности. То есть ориентир развития направлен на ученика, а не от него. Это принципиальная разница между последователями Выготского и сторонниками личностно-ориентированного обучения «от ребенка».

Таким образом, педагогический подход, ориентированный на «вращивание» опыта человечества в его индивидов, противоположен концепции «выращивания» природной сущности ребенка. Данное различие, выражаемое формулой «с предметом к детям или с детьми к предмету», является критерием для самоопределения педагога в его деятельности. Очевидно, что гуманистически понимаемое обучение предполагает первичность развития ребенка и вторичность изучаемых им предметов.

Поднятый сегодня флаг «развивающего обучения» не всеми педагогами и психологами принимается как благо. А некоторые считают его даже вредным. Я не призываю к такой резкой критике развивающего обучения. Безусловно, в этой системе, как и в любой другой, есть много полезного и эффективного. Но я хочу обратить внимание на то, что к любой системе или концепции учитель-профессионал должен подходить со своей собственной мировоззренческой позицией. И не стараться угадать, «правильно ли он делает». Критерий истинности – внутри нас, а не снаружи...»

Хуторской А.В., Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?, М., «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005 г., с. 42-43.

 

6.2.4. Модуль 4. Информационные технологии обучения (23 часа)

Учебные цели: углубить представление студентов о новейших информационных технологиях; раскрыть богатейшие возможности и эффективность использования компьютерных технологий в современном учебно-воспитательном процессе.

 

Лекция 6

Тема: Компьютерные технологии обучения (4 часа)

План лекции:

1. Компьютерные технологии в учебном процессе .

1.1. Области применения компьютерных технологий в профессиональной школе.

2. «Компьютерные (новые информационные) технологии обучения». Автор: Г.К. Селевко.

2.1. Классификационные параметры технологии.

2.2. Концептуальные положения и особенности содержания.

2.3. Особенности методики.

3. Гипертекстовая технология

4. Технологии мультимедиа.

4.1. Понятие «мультимедиа». Историческая справка. Классификация мультимедиа.

4.2. Возможности мультимедийной технологии.

4.3. Особенности и преимущества мультимедийной технологии в обучении.

5. ТВ – технологии.

5.1. Роль телевидения в учебно-воспитательном процессе.

5.2. Научно-педагогические требования к экранно-звуковым средствам обучения.

6. Информационные технологии дистанционного обучения.

6.1. Понятие «Дистанционное обучение». Виды дистанционных технологий.

6.2. Формы дистанционного обучения.

 

Список литературы:

1. «Наша новая школа» и ТРИЗ-педагогика / Т.В. Погребная,
А.В. Козлов, О.В. Сидоркина // Международная Ассоциация ТРИЗ. Международный фестиваль «ТРИЗ-Фест 2009». Докл. Научно-практ.конф. 27–29 июля 2009. – СПбГПУ. – 171-178 с.

2. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы специалиста образовательного учреждения / А.К. Колеченко. – М.: КАРОО, 2006.

3. Пайперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пайперт. – М.: «Педагогика», 1989. – с. 224.

4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий /
Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

5. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

6. www.scholar.urc.ac.ru/courses/Technology

7. www.bank.orenipk.ru/Text/tl0 228.html

8. www.5ballov.ru

9. www.open.websib.ru

10. www.pripit.perm.ru

11. www.stunix.uni.udm.ru

12. http://ru.wikipedia.org

13. http://chernykh.net

14. http://www.flashmulti.ru/multimedia.html

 

Информационное сопровождение:

Дистанционноеобучение – этосовокупность технологии, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

· среды;

· методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

· снизить затраты на проведение обучения: не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т.п.;

· проводить обучение большого количества человек;

· повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

· создать единую образовательную среду.

Ключами к успеху в электронном обучении являются:

· Варьирование типов обучения– яркие образы, звуки, тексты работают одновременно для того, чтобы сохранять и записывать информацию в различных областях мозга, и как результат – улучшается запоминание материала.

· Создание процессов, которые завлекают внимание– игры, опросы или тесты и даже простая анимированная обработка чего-либо на мониторе компьютера увеличивают интерес к процессу обучения.

· Обратная связь– неотъемлемой частью дистанционного обучения является система обратной связи (от ученика к тьютору), чтобы проверять задания, либо исправлять неправильно понятый материал.

· Общение с другими обучаемыми и преподавателями– чаты, форумы, icq, e-mail – все это в какой то степени заменяет практики и дискуссии в учебной аудитории и повышает эффективное взаимодействия между обучаемыми и усвоение ими знаний.

· Свой темп – дистанционное обучение предоставляет студентам возможность получать образование в выбранном ими темпе.

· Интерактивность. Составляющая дистанционногоэто интерактивность. К ней относятся такие элементы как: выбор щелчком варианта правильного ответа на вопрос теста, активирование какой-либо объект или процесса с помощью щелчка мышки, диалоговые игры и т.п.

· Мотивация.Мотивировать человека в начале обучения – это всего лишь полдела, студентов необходимо мотивировать и непосредственно в процессе самого обучения.

Другие элементы процесса дистанционного обучения, улучающие качество образования:

· использование в обучении различных цветов и специальных цветовых сочетаний;

· объединение и интеграция изображений и слов;

· соединение звука (голоса или музыки) с изображениями;

· использование разнообразных накопителей и носителей информации;

· применение в обучении форматов изображений, которые умеют следовать за естественным движением глаз обучающихся и многие другие.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.006 с.)