ТОП 10:

Типологические признаки проектов



В соответствии с первым признаком существуют следующие типы проектов
Исследовательские Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческие   Этот проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и т.д., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Ролевые, игровые В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
Практико-ориентированные (прикладные) Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа, действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результате проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
По второму признаку – предметно-содержательной области выделяют:
Монопроекты Такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физического или исторического знания и т.д. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).
Межпредметные Межпредметные проекты, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения», «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX–XX веков» и пр.). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Литературно-творческие проекты   Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и пр.
Естественнонаучные проекты Проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой и пр.);
Экологические проекты     Требуют привлечения исследовательских, поисковых методов, интегрированного знания из разных областей. Они могут быть одновременно и практикоориентированными (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т.п.);
Языковые (лингвистические) проекты Очень популярны, поскольку касаются проблемы изучения иностранных язычков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.
Культуроведческие проекты Связаны с историей и традициями разных стран. Без культуроведческих знаний очень трудно работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре
Спортивные проекты   Объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто в ходе таких проектов они обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (чужих или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований и пр.
Географические проекты Могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.
Исторические проекты Позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий (политических и социальных), анализировать какие-то исторические события, факты
Музыкальные проекты Объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Возможно, это будут аналитические проекты или творческие, в которых ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение и т.д.
     

 

Системы действий педагога и учащихся на разных стадиях работы
над проектом

*

Стадии Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Разработка проектного задания    
1.1. Выбор темы проекта Педагог отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.
Педагог предлагает учащимся совместно отобрать (сформулировать) тему проекта. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.
Педагог участвует в обсуждении тем, предложенных учениками.   Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.
1.2. Выделение подтем в теме проекта Педагог предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.
Педагог принимает участие в обсуждении с учениками подтем проекта. Ученики активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. вбирает себе роль).
1.3. Формирование творческих групп Педагог проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы Если проект объёмный, то педагог заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные ученики принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением в классах.
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Педагог принимает участие в обсуждении. Учащиеся в группах, а затем и в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка проекта Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Осуществляют поисковую деятельность.
3. Оформление результата Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
4. Презентация Организует экспертизу (приглашает в качестве экспертов учеников из параллельного класса, родителей и др.) Докладывают о результатах своей работы.
5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учеников, учитывая их оценки. Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

 

Системы действий педагога и учащихся

С целью выделения систем действий педагога и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

 

Стадии Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Разработка проектного задания    
1.1. Выбор темы проекта Педагог отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.
Педагог предлагает учащимся совместно отобрать (сформулировать) тему проекта. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.
Педагога участвует в обсуждении тем, предложенных учениками. Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.
1.2. Выделение подтем в теме проекта Педагог предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.
Педагог принимает участие в обсуждении с учениками подтем проекта. Ученики активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. вбирает себе роль).
1.3. Формирование творческих групп Педагог проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы Если проект объёмный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные ученики принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением в классах.
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Педагог принимает участие в обсуждении. Учащиеся в группах, а затем и в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.  
2. Разработка проекта Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Осуществляют поисковую деятельность.
3. Оформление результата Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
4. Презентация Организует экспертизу (приглашает в качестве экспертов учеников из параллельного класса, родителей и др.) Докладывают о результатах своей работы.
5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учеников, учитывая их оценки. Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

 

Темы для самостоятельного изучения (16 часов)

№ п/п Тема для изучения Кол-во часов
Проектирование педагогического взаимодействия 4 часа
Методы контроля и диагностики 4 часа
Типология оценочных шкал 2 часа
Технология рейтингового оценивания 4 часа
Виды и функции портфолио 2 часа

Контрольные вопросы и задания к модулю







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.78.142 (0.009 с.)