В чем особенность системы обучения В.Ф. Шаталова и его педагогического мастерства? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем особенность системы обучения В.Ф. Шаталова и его педагогического мастерства?



(Отрывок из книги В.А. Петерса «Педагогическая психология в вопросах и ответах» – М., Лига, 2006.)

 

Виктор Фёдорович Шаталов родился в 1927 г., ученый, педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 г. Заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов – взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества. Проживает в Донецке.

Его педагогический стаж – 53 года. Из них 40 лет – исследования и эксперименты. Издано более 30 книг, многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена «Николая Чудотворца» за преумножение добра на Земле

На едином дыхании читаются последние работы В. Шаталова «Трудных детей не бывает», «Сквозь призму времени», «Соцветие талантов».

В предисловии к недавно вышедшей его книге «Приглашение к поиску» есть примечательные слова, которые звучат не просто как дань уважения знаменитому учителю, но как четкое определение его места в развитии науки — читателю предлагается «новый труд великого педагога современности».

Его методическая система годится не только для школы, ее охотно применяют преподаватели техникумов, вузов, военных академий. В любой заинтересованной аудитории Шаталов – желанный гость. Слушать его – истинное удовольствие. Его лекции длятся по 4–5 часов и больше, но аудитория как завороженная внимает каждому слову.

В чем же особенности шаталовского метода обучения детей? Он не делит учеников на сильных и слабых, у него все равны. Это изначальный постулат, укрепляющий достоинство его воспитанников. При этом все оказываются в одинаковом положении: более способные с опережением осваивают школьную программу, малоспособные не отстают от них благодаря тому, что учитель вызывает у них интерес к учению, они стремятся добиться успеха.

На уроках Шаталова все необычно: дети работают самостоятельно, они
не боятся трудных задач, загодя зная, что они им под силу. Опорные сигналы – это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы – позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей. Сейчас трудно представить, что законы и правила составления опорных сигналов, разработанные Шаталовым, прежде неведомы были школе. Примечательно, что система обучения Шаталова без оговорок нравится его ученикам: они работают творчески, с увлечением, никто не шалит на уроках, дисциплине в классе может позавидовать любой педагог.

Все отвечают по опорным сигналам и получают непременно высокие оценки на каждом уроке. Уроки Шаталова дают многое. Они развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников. Вот что отвечает педагог-новатор Шаталов на вопрос «От чего зависит успеваемость ребенка в школе?»:«А вы вспомните: в начальной школе ведь успевают почти все: у всех отличные оценки и похвальные грамоты. Почему? Потому что родители малышам уделяют больше внимания и могут помочь в учебе. Я уверен в том, что ребенок должен находиться под опекой родителей до десятого класса. Если чересчур занятые работой родители нанимают своему ребенку гувернера, а потом репетитора, это тоже неплохо. Да, чужой человек при индивидуальных занятиях может заменить маму с папой, но все-таки необходимое ребенку тепло он дать не сможет. Еще успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Нельзя заставлять учиться. Вот, например, однажды дети из отсталого класса, в котором мне предстояло преподавать, испугались: по школе пошли слухи, что у меня очень высокие требования к ученикам. «Не хочу математику!» – прятался от меня один мальчик. Я предложил ему поучиться у меня две недели и обещал, что если ему не понравится, то отпущу к другому преподавателю. Такой эксперимент ему показался забавным. А потом он увлекся – это ведь был его выбор».

В начале урока Шаталов дает материал в целом. Он сравнивает учебу с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное представление об изображении. Но именно так сегодня преподают в школе. А если вначале дать «общую картину», то кусочки легко встанут на свои места.

Свою уникальную методику Виктор Федорович создал не сразу. Пятьдесят лет назад он начал карьеру учителя в родном Донецке. Через несколько лет молодой математик задумался: почему ребята буквально «вымучивают» алгебру, физику? И сделал вывод: дело не в тупости учеников, а в несовершенстве преподавания. Ученикам вдалбливают в головы сложнейшие правила и формулы и не учат мыслить логически. А ведь математика построена на логике.

Шаталов по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой. Виктор Федорович брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное. Шаталов «минимизировал» учебники – «выжал из них всю воду», оставил лишь существенное. Поэтому его книги выгодно отличаются от школьных талмудов – они в несколько раз тоньше.

Для проверки результатов метода педагог брал самых безнадежных двоечников. Объяснял просто: «Отличников учить легко. А ты попробуй заинтересовать ребят, на которых все махнули рукой». Новации учителя приняли далеко не все – чиновники отнеслись к ним весьма прохладно. Им проще и привычнее было идти по проторенному пути. Но главными противниками педагога были… школьные учителя. Когда он просил класс для эксперимента, даже самые продвинутые из них отвечали отказом. «Шаталов научит моих ребят за месяц, – разоткровенничалась одна учительница, – а что мне потом с ними делать?» Зато сами школьники быстро убедились: учиться «по Шаталову» намного легче и интереснее, чем по старым учебникам. Вместо «двоек» у ребят стали появляться «пятерки», уменьшились прогулы.

На его занятиях работает совершенно необычная методика повторения. Лучшие из дидактов прошлых веков говорили, что «повторение – мать учения».
В российской школе было и остается просто катастрофическое отсутствие продуманной системы повторения. Вот слова Шаталова: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».

Методика В. Ф. Шаталова – принципиальный вклад в педагогическую науку и практику. Она отражает мировые тенденции развития дидактики. Можно утверждать, что без реализации от­дельных положений этой методики (как бы они ни назывались в других педагогических технологиях) невозможно совершенство­вать урок как форму совместной деятельности учителя и учащихся.

Необходимо выделить следующие этапы внедрения шаталовской методики. Перво-наперво требуется научно-дидактическое осмысление педагогической технологии. Во-вторых, важную роль играет общая дидактическая подготовка того, кто внедряет данную методику. От него требуется не только теоретическое изучение предмета внедрения, но и его адаптация до уровня собственной методики.

Только осознав предмет внедрения как нечто объективно необходимое и понятное для самого себя, учитель может изучить и успешно использовать новую педагогическую технологию. Внедряет ту или иную технологию обычно учитель-практик. Достигая значительных результатов в обучении, он зачастую не может все это научно обосновать, выразить в законе, закономерности, алгоритме. Так, один из стержней шаталовской методики – опорная схема (далее – ОС) – рассматривается как частный метод, а это – дидактический принцип. Сравним его с традиционной системой обучения. На обычном уроке действует следующая взаимосвязь учителя и школьников: Учитель (У) – Слово (С) – Школьник (III). Между тем общеизвестно, что информация (знания) воспринимается мозгом человека в виде образов, символов, знаков, кодов. Слово – ассоциативный раздражитель. В системе взаимодействия «учитель – школьник» должно быть еще одно звено трансформации слова учителя в форму, максимально адаптированную для восприятия учащимися. Наиболее оптимальная форма, а потому получившая наибольшее распространение, – опорная схема. Это закодированная в виде знаков, символов, образов, понятий, определений новая информация урока (ее основное содержание, причинно-следственные и ценностно-ориентированные связи), представленная на бланке, выполняющем специфические дидактические задачи. Причем в ОС может выражаться любая новая информация каждого учебного предмета. Массовое распространение шаталовской методики наиболее ярко показало недостатки традиционной системы внедрения. Изучался личный педагогический опыт В. Ф. Шаталова, частные приемы и структуры его уроков. Между тем реализация нового дидактического принципа невозможна, если учитель не повышает свой научно-педагогический уровень. Практика показывает, что полное понимание сути ОС наступает только после изучения проблемного способа обучения, организации обучения блоками, научных основ целеполагания урока, педагогических технологий. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация, ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной деятельности. Понятно, что столь сложное многофункциональное явление требует серьезной научно-практической подготовки учителя. Поэтому необходим лекционно-семинарский курс (не менее 50-60 часов), чтобы познакомить его со всеми функциями.

Разрабатывая или адаптируя ОС, учитель детально планирует содержание
и методы урока и составляет его технологическую карту. Таким образом, заполняется вакуум после фактической отмены плана-конспекта урока. Не имея какой-либо формализованной схемы будущего урока, учитель не в состоянии провести его на высоком уровне. Одним из основных недостатков внедрения шаталовской методики была ориентация на использование учителем ОС, данных ему в готовом виде. Учителю указывалось, сколько минут и что именно он должен делать на уроке. Такая жесткая регламентация вошла в противоречие с тенденцией усиления творческого начала и самостоятельности в деятельности учителя.

Практика показывает, что эффективно применять ОС может только тот учитель, который сам их и составляет. Учителя не понимают, а потому и отрицают чужие ОС, поскольку закодированное и символическое выражение информации сугубо индивидуально. Ведь в ОС кодируется материал именно этого урока, объяснения именно этого учителя и учитываются индивидуальные особенности именно этих учащихся. Не ОС определяет содержание урока, на что ориентировали учителя в бытовавшей системе внедрения шаталовской методики, а, напротив, содержание урока определяет ОС. Учитель должен знать виды (всего их семь) и формы ОС, уметь варьировать их. Должен он знать и основные требования к их составлению: составляется в форме бланка с соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма.

Важно учить педагога организации процесса составления ОС. Распространена ошибка, когда пытаются составить ОС сразу полным блоком и в окончательном виде. Такой подход обычно заканчивается неудачей и порождает неверие в свои силы. При составлении ОС необходимо соблюдать следующие этапы:

· определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке;

· дифференцировать словесно-образное и знаково-символическое выражение каждого понятия (составление опорных сигналов);

· составить опорные сигналы в их отдельных взаимосвязях;

· составить полный бланк ОС.

Искусство педагога – устранить во время уроков все объективно непреодолимые препятствия на пути ребячьей мысли, направить поиск пусть даже по трудным, но доступным дорогам развития логических связей, не дать угаснуть познавательному интересу, порыву.

Современные школы России

1. Модель «Русская школа» И.Ф. Гончарова и Л.Н. Погодиной.

2. Школа самоопределения А.Н. Тубельского (№ 734 г. Москва).

3. Школа диалога культур В. Библера (№ 106 г. Красноярск).

4. Адаптивная школа Е.А. Ямбурга (№ 109 г. Москва).

5. Русский лицей традиционной культуры П.С. Хейфеда.

6. Школа самосовершенствования личности Г.К. Селевко.

7. Школа-парк (международный проект EPOS) в разработке М.А. Балабяна и 95 школе Екатеринбурга.

8. Агрошкола А.А. Католикова (школа-интернат в г. Сыктывкар, Р. Коми).

9. Школа в спальном районе Москвы В.А. Караковского (№ 825).

10. Экспериментальная школа «Дом, где сбываются мечты» (№ 1306 г. Москва).

11. Московская славянская гимназия имени Кирилла и Мефодия.

12. Православная гимназия при духовно-православном обществе «Радонеж» в Москве.

13. Православная гимназия на базе школ № 1323 и № 1106 г. Москва.

14. Московский технологический колледж при МАДИ.

15. Учебно-воспитательный комплекс «Веселый остров» на Сахалине.

16. Частная школа «Гармония» в Зеленограде.

17. Учебно-воспитательный комплекс «Социум» в Братеево (г. Москва).

Вопросы воспитания в художественной литературе

1. Воспитание Кира (Ксенофонт. Киропедид).

2. Франсуа Рабле: иронический взгляд на воспитание Гаргантюа (Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагуэль»),

3. Д. Дидро о воспитании (Д. Дидро «Племянник Рамо»),

4. Секрет педагогического влияния романа Ж.Ж. Руссо «Эмиль или о Воспитании».

5. Дж. Свифт: рассказ Лемюэля Гулливера о воспитании лапутян (Дж. Свифт «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера. Ляпутяне на летучем острове». - М., 1982).

6. Школа доктора Блимберга в романе Ч. Диккенса «Домби и сын».

7. Школа доктора Стронга в романе Ч. Диккенса «Давид Кооперфильд».

8. Школа Сквиркса и Крикли в романах Ч. Диккенса «Николас Никльби» и «Давид Кооперфильд».

9. Сиротские воспитательные учреждения в романах Ч. Диккенса «Оливер Твист» и «Тяжелые времена».

10. Подросток в одноименном романе Ф. Достоевского.

11. Воспитание в дворянских семьях России (по повестям и рассказам Л.Н. Толстого).

12. Воспитание ребенка в русской дворянской семье (по роману С.Г. Аксакова «Детские годы Багрова внука»).

13. «Бурса» и бурсаки в романе Н.Г. Помяловского «Очерки Бурсы».

14. Педагогическая провинция в романе Г. Гессе «Игра в бисер».

15. И.В. Гете о годах учения В. Мейстера (И.В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Годы странствий В. Мейстера»),

16. Социально-педагогические детства и отрочества в трилогии A.M. Горького «Детство. В людях. Мои университеты».

17. Американская школа в романе Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

18. Мисс Джин Броди и ее воспитанницы в романе М. Спарк «Мисс Джин Броди в расцвете лет». – М., 1984.

19. Американская школа в рассказах американских писателей. (Сб. «Гон спозаранку задиры. – Лампы, зажженные в полночь»)

20. Английская школа в рассказах английских писателей (Сб. «Спасатель»)

21. Воспитательные проблемы в романе Хапер Ли «Убить пересмешника».

22. Воспитательные проблемы в романе Селинджера «Над пропастью во ржи».

23. Роман - предупреждение У. Голдинга «Повелитель мух».

24. Социально-педагогические проблемы в романах О. Кэндзабура «И объяли воды до души моей», «Опоздавшая молодежь».

25. Вопросы воспитания в романе Ф. Эриа «Испорченные дети».

26. Драма немецкого учителя Манфреда Юста в романе Бонтера Гёрлиха «Извещение в газете».

27. Дети в произведениях Я. Корчака («Король Магнущ»).

28. Дети в произведениях А. Лингрен (Карлсон, Пеппи Длинный чулок и др.).

29. Школа и дети в рассказах советских писателей (Алексеев В.А. Повести и рассказы Прекрасная второгодница; Железников В.К. Жизнь и приключения чудака; Тендряков В.Р. Ночь после выпуска; Алексин А.Г. Домашний совет. Звоните и приезжайте. Повести разных лет).

30. Учитель в романе - исследовании Ю. Азарова «Соленга».

31. Современный роман воспитания (Н. Горелова, В. Букер Роман воспитания / Новый мир. 1995. 8-9).

32. Республика Шкид Пантелеева А.И. и школа Сороки-Росинского В.Н. (Пантелеев А.И. Республика ШКИД).

33. Педагогика коллективного действия в «Педагогической поэме» А.С. Макаренко.

 

 

7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ (ЭКЗАМЕН)

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогические технологии»

1. Теоретические и исторические предпосылки возникновения педагогической технологии как научного явления

2. Понятие и сущность педагогической технологии.

3. Классификация педагогических технологий

4. Технологии обучения: понятие, сущность, примеры.

5. Технология воспитания: понятие, сущность, дискуссионность, примеры.

6. Технология развития: понятие, сущность, примеры.

7. Личностно-ориентированные технологии: понятие, сущность.

8. Принципы моделирования, проектирования педагогических технологий.

9. Новые информационные технологии в образовании.

10. Структура педагогической технологии.

11. Индивидуализация и дифференциация обучения как технологии личностно-ориентированного подхода.

12. Научный, процессуально-описательный, процессуально-действенный аспекты педагогической технологии.

13. Характеристика авторской педагогической технологии (по выбору студента).

14. Характеристика зарубежной педагогической технологии (по выбору студента).

15. Авторские школы как системные педагогические технологии.

16. Технологии проектирования, моделирования педагогической ситуации.

17. Технологии контроля образовательного процесса.

18. Технологии проектирования, прогнозирования, планирования и осуществления образовательного процесса.

19. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.

20. Технологии самовоспитания учащихся

21. Альтернативные технологии (по выбору студента).

22. Сущность технологии обучения В.Ф. Шаталова.

23. Сущность технологии «педагогическая мастерская» А.А. Окунева.

24. Педагогическая технология И.П. Волкова.

25. Технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц) П.М. Эрдниева.

26. Технология раннего развития ребенка семьи Б. и Е. Никитиных.

27. Технология индивидуализации обучения А.С. Границкой.

28. Воспитательная технология Н.Е. Щурковой.

29. Критерии эффективности педагогической технологии.

30. Личностно-ориентированная технология И.С. Якиманской.

31. Педагогическая технология С.Н. Лысенковой.

32. Характеристика технологии развивающего обучения (по выбору студента).

33. Технология «погружения в предмет» М.П. Щетинина.

34. Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко

35. Назвать и обосновать ведущие идеи, которые лежат в основе педагогических технологий.

36. Перечислить, обосновать и привести примеры специфических черт технологий обучения. Как осуществляется обратная связь и объективный контроль знаний в технологии В.Ф. Шаталова?

37. Обосновать суть модульного обучения.

38. «Школа диалога культур», сущность.

39. «Школа завтрашнего дня», сущность.

40. «Школа адаптирующей модели» Е.А. Ямбурга, сущность.

41. Вальдорфская педагогика, сущность.

42. Технологические идеи Н.Е. Щурковой, сущность.

43. «Педагогические мастерские», сущность.

44. Работа педагога по овладению педагогической технологией.

45. Технологическая карта воспитания Н.Е. Щурковой.

46. Назвать и раскрыть основные понятия педагогической технологии.

47. Педагогическая технология как научная дисциплина.

48. Перспективы развития педагогических технологий.

49. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций.

50. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования.

51. Психолого-педагогические методики накопления профессионального опыта.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2021; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.066 с.)