Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 12 (2/2). Тема «Современные методы и средства обучения»

Поиск

Вопросы для подготовки:

1. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.

2. Классификация методов обучения (по Ю.К. Бабанскому).

3. Сущность и содержание методов обучения.

4. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.

5. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.

6. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.

7. Условия применения средств обучения на занятиях по физической культуре и спорту.

Студенты должны знать:

– основные понятия, а также подходы к классификации методов обучения;

– сущность и содержание методов обучения в их системности;

– функциональное предназначение метода обучения;

– классификации средств обучения и их характеристики;

– основные условия применения средств обучения в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.

Студенты должны уметь:

– вычленять сущность и содержание методов обучения в их системности и функционализме;

– сущностно различать понятия «метод», «прием», «средство» обучения, а также методологически верно их соотносить;

– осуществлять отбор методов, приемов и средств обучения в отношении определяемых целей и задач на том или ином этапе организации педагогического процесса;

– определять условия эффективного применения средств обучения в процессе организации и осуществления профессиональной деятельности.

Для подготовки к семинару необходимо:

– усвоить понятия «метод», «прием» обучения;

– ознакомиться с основными подходами к классификации методов обучения, обратив особое внимание на классификацию Ю.К. Бабанского;

– усвоить сущность и содержание методов обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учения; методы контроля и самоконтроля;

– обратить внимание на проблему активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее решения (через активные методы обучения);

– обратить внимание на проблему выбора оптимального сочетания методов обучения и его обусловленность определяемыми целями и задачами, которые актуализирует преподаватель на том или ином этапе организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся;

– усвоить классификацию средств обучения;

– обратить внимание на проблему выбора средств обучения для эффективной реализации избранных методов.

 

Темы рефератов

1. Методы обучения в дидактике.

2. Методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

3. Проблема выбора оптимального сочетания методов обучения в дидактике.

4. Совокупность применяемых методов обучения как характеристика индивидуального стиля деятельности учителя.

Контрольное задание: задания практикума к занятию 12.

Рекомендуемая литература

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для педвузов / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

2. Жук, А.И. Основы педагогики: учеб. пособие для студ. вузов / А.И. Жук [и др.]; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003. – 349 с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 192 с.

4. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1995. – 176 с.

5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.; Ростов н/Д: Март, 2005. – 448 с.

6. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.

7. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.

8. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с.

9. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. пособие / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

10. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2006. – 928 с.

11. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – М.: Знание, 1983. – 96 с.

12. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

13. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.

14. Якиманская, И.С. Знание и мышление школьников / И.С. Якиманская. – М.: Знание, 1985. – 96 с.

Занятие 13 (2/2). Тема «Современные образовательные технологии»

Вопросы для подготовки:

1. Понятие «технология обучения».

2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.

3. Основные подходы к классификации технологий обучения.

4. Педагогический опыт педагогов-новаторов (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, И.П. Иванов, И.П Волков, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили).

 

Студенты должны знать:

– сущность технологического подхода в образовании;

– педагогические системы и технологии обучения и воспитания;

– технологии управления педагогическими системами;

– альтернативные педагогические системы и технологии;

– технологии коррекционно-педагогической работы;

– функции информационных технологий в образовании.

 

Студенты должны уметь:

– переформулировать идеал образования (гуманистический, когнитивный, бихевериальный и др.) в диагностическую цель;

– четко определять конечную цель образовательной деятельности;

– осознанно расчленять образовательный процесс на структурные элементы с ориентацией на желаемый педагогический эффект;

– реализовать выделенные структурные элементы в определенной последовательности в аспекте достижимости конечной цели;

– диагностировать начальное, промежуточное и конечное состояние осуществляемого образовательного процесса;

– оценивать и корректировать процесс и результаты качества и эффективности педагогической технологии;

– проектировать структуру и содержание деятельности преподавателя по организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;

– проектировать структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся и прогнозировать ее результаты;

– осуществлять оптимальный отбор технологий обучения (воспитания);

– обосновывать и создавать персональную образовательную технологию.

Для подготовки к семинару необходимо:

– усвоить основные подходы к определению понятия «технология обучения»: технология процесса передачи знаний, технология развития личности по В.А. Сластенину; технологии структурно-логические (или задачные), игровые, компьютерные, диалоговые и тренинговые технологии по Н.В. Бордовской; объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные и развивающие по Г.Ю. Ксензовой и Д.Г. Левитесу.

– усвоить соотношение понятий: образовательная, педагогическая, дидактическая технология, технология воспитания;

– обратить внимание на составляющие технологии обучения: концептуальность; целеполагание; диагностичность целей; предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса; целостность структуры и содержания учебно-познавательной деятельности студентов; учет их индивидуальных особенностей; оперативная обратная связь; контроль и оценка текущих результатов, коррекция обучения; гарантированное достижение планируемых результатов всеми обучаемыми; воспроизводимость технологии, ее психологическое обоснование; учет валеологических и экономических факторов. Дать характеристику данных составляющих;

– исходя из понимания технологии как средства оптимизации педагогического процесса, определить критерии оптимального обучения и основные способы его оптимизации;

– на основе научных публикаций ознакомиться с педагогическим опытом педагогов-новаторов (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, И.П. Иванов, И.П. Волков, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили).

 

Темы рефератов

1. Основные подходы к определению понятия «технология обучения»

2. Реализация процесса обучения и воспитания: методика или технология. Альтернатива выбора.

3. Технология обучения и ее составляющие.

4. Педагогический опыт педагогов-новаторов (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, И.П. Иванов, И.П. Волков, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили)

Контрольное задание: задания практикума к занятию 13.

 

Рекомендуемая литература

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие / В.И. Загвязинский. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 192 с.

2. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Пед. поиск, 2003. – 256 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика. 1989. – 192 с.

4. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

5. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2003. – 288 с.

6. Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.

7. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов / С.С. Кашлев. – Минск: Высшая школа, 2002. – 95 с.

8. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Пед. о-во России, 2001. – 224 с.

9. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.; Ростов н/Д: Март, 2005. – 448 с.

10. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. – 288 с.

11. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 256 с.

12. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 280 с.

13. Педагогика: педагогические системы, теории, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512 с.

14. Петровский, Г.Н. Педагогические и образовательные технологии современной школы / Г.Н. Петровский. – Минск: НИО, 2003. – 360 с.

15. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2006. – 928 с.

16. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

17. Современные образовательные технологии физической культуры и спорта: сборник научных статей / под ред. Г.Д. Дыляна, Б.Н. Крайко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2007. – 132 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.163 (0.007 с.)