Занятия 3-5. Тема «Основные этапы развития педагогической мысли» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия 3-5. Тема «Основные этапы развития педагогической мысли»



Вопросы для подготовки:

1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.

2. Воспитание и образование в рабовладельческом обществе. Система воспитания в Древней Греции (Афины и Спарте). Взгляды древнегреческих философов Пифагора, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля на воспитание и образование.

3. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (П. Абеляр, Ф. Аквинский).

4. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень, В. де Фельтре).

5. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.

6. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.

7. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.

8. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» Ж.Ж. Руссо.

9. Педагогическая деятельность и идеи И.Г. Песталоцци.

10. И.Ф. Гербарт о формировании нравственности человека как цели образования.

11. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания А. Дистервега.

12. Педагогические взгляды Р. Оуэна.

13. Педагогические взгляды А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского.

14. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.

15. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.

16. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта.

17. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность А.С. Макаренко.

18. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность В.В. Сухомлинского.

19. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы ХХ века.

20. Основополагающие документы о развитии образования в Республике Беларусь: Закон «Об образовании в РБ», Закон «Об правах ребенка», Концепция реформы общеобразовательной школы, Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.

Студенты должны знать:

– причины возникновения процессов обучения и воспитания, а также их историческую и социальную обусловленность;

– генезис и основные тенденции развития педагогических идей;

– сущность взглядов и идей классиков педагогической науки, этапы их просветительской деятельности;

– факты трансформации фундаментальных идей выдающихся мыслителей прошлого в современные теории и концепции воспитания и обучения;

– мировые тенденции развития современной педагогической науки и образования;

– основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь, их основные положения и идеи.

Студенты должны уметь:

– характеризовать основные этапы развития педагогики;

– анализировать хрестоматийный материал и научные источники;

– давать характеристику и критически оценивать идеи классиков педагогики, а также историческое значение их просветительской деятельности;

– осуществлять сравнительно-сопоставительный анализ теоретических исследований классиков педагогической науки;

– применяя исторический подход при изучении педагогических явлений, определять историко-культурное своеобразие и оценивать процессы развития белорусского национального компонента общеевропейского образования;

– выявлять проблемное поле и противоречия в процессе генезиса и развития педагогических идей;

– определять значимость идей классиков педагогической мысли применительно к собственной профессиональной деятельности;

– ориентироваться в положениях и идеях основополагающих документов о развитии образования в Республике Беларусь.

Для подготовки к семинарам необходимо:

– изучить и дать анализ процесса генезиса воспитания, развития школы и педагогической мысли в античности, в рабовладельческом обществе, в средние века, просветительской деятельности и взглядов выдающихся белорусских мыслителей эпохи Возрождения и Реформации, развития школы и педагогики в странах Западной Европы и России в XVII–XVIII вв., об­щетеоретических и дидактических взглядов классиков западно-европейской педагогики XIX в., системы образования в России и Беларуси в ХIХ–ХХI вв., тенденций развития системы образования в мире на современном эта­пе;

– обратить внимание на социально-историческую обусловленность причин возникновения феноменов обучения и воспитания, их сословный, светский и религиозный характер;

– рассматривая различные научные подходы к организации образования, обратить внимание на многомерность видения педагогической реальности в национальных системах образования;

– обратить внимание на общие и отличительные тенденции процесса развития системы образования Беларуси в его историзме (просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой и педагогическое наследие Кирилла Туровского; просветительская деятельность Ф. Скорины; педагогические взгляды Н. Гусовского, С. Будного, В. Тяпинского; братские школы в западно-белорусских землях: содержание, формы и методы обучения, значение братских школ в классно-урочной системе обучения; реформирование системы образования на белорусских землях в XIX в.);

– дать характеристику этапных изменений в организации системы образования Беларуси в различные исторические эпохи;

– ознакомиться с содержанием концептуальных трудов классиков педагогической мысли и усвоить их основные идеи в процессе осуществленного сравнительно-сопоставительного анализа;

– выявить особенности и тенденции развития взглядов на педагогический процесс и его составляющие в аспекте рассмотрения идей классиков педагогической мысли на различных этапах исторического развития;

– обратить внимание на наличие тенденций преемственности и борьбы противоречий в концептуальных положениях их педагогического наследия;

– проанализировать и оценить педагогические явления и события прошлого в свете современного гуманитарного знания.

 

Темы рефератов

1. Педагогические идеи: от первобытности до цивилизации.

2. Просветительская деятельность мыслителей Античного мира.

3. Образование в эпоху средних веков.

4. Просветительские идеи и образование в эпоху Просвещения.

5. Педагогические идеи европейских философов-гуманистов.

6. Педагогическое наследие западноевропейских классиков педагогической мысли (вариативно по персоналиям).

7. Педагогическое наследие российских классиков педагогической мысли (вариативно по персоналиям).

8. Научное наследие классиков педагогической мысли: преемственность идей и борьба противоречий.

9. Беларусь: процессы реформирования системы образования в их исторической ретроспективе.

Контрольное задание: задания практикума к занятиям 3–5.

 

Рекомендуемая литература



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.008 с.)