ТОП 10:

Тактики творческой деятельности



Тактика– конкретные действия для реализации стратегии творческой деятельности.

Тактика интерполяции – включение в устрой­ство какой-либо части, внесение элемента внутрь механизма.

Тактика экстраполяции – внешнее добавление элемента, наружная достройка.

Тактика редукции – уменьшение параметров.

Тактика гиперболизации – увеличение пара­метров.

Тактика дублирования – точное использование в новом какой-либо детали или функции.

Тактика размножения – использование двух и более одинаковых деталей, элементов в одной функции.

Тактика замены и модернизации – полная за­мена определенной детали, элемента; приспо­собление к новым условиям.

Тактика конвергенции, деформации и интегра­ции – преобразования на сочетании двух про­тивоположностей; определенные изменения структуры или функции; построение из из­вестных частей нового.

Тактика базовой детали – использование од­ной части как основы для построения всех ос­тальных частей.

Тактика автономизации – выделение в целом отдельной части и перестройка других частей.

Тактика последовательного подчинения – дей­ствия в последовательности перестраивания всех частей без пропусков.

Тактика смещения или перестановки – изме­нение расположения элементов в пределах объекта.

Тактика дифференциации – специальное раз­деление структур и функций объекта.

 

Лекция 8

Тема: Технологии воспитания (2 часа)

План лекции:

1. Понятие о технологии воспитания

2. Технология воспитательных дел. Виды воспитательных дел

3. Технология коллективных творческих дел

4. Воспитательная шоу-технология.

5. Технология групповой проблемной работы

6. Технология «Информационное зеркало»

Список литературы:

1. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Старикова Т.А. и др. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

2. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 608 с.

3. Кан-Калик, В.А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. – М, 1995

4. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик. – М., 1990

5. Хозяинов, Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г.И. Хозяинов. – М., 1988

6. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995. – 400 с.

7. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М., 2005. – 608 с.

8. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М., 2007

9. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. – М.: Наука, 1997. – 222 с.

 

Информационное сопровождение:

Понятие о технологии воспитания. Если вопросы технологии обучения в отечественной пе­дагогике разработаны достаточно подробно, то в сфере технологизации процесса воспитания сегодня остаётся много неясностей. Это обусловлено тем, что воспитательный процесс гораздо в меньшей степени, чем учебный, поддаётся программированию и алгоритмизации.

Вслед за авторами «Краткого справочника по педагогической технологии» (М., 1997) мы выде­ляем три основных раздела педагогической науки, составляющих научную основу воспитательного процесса: теория воспитания, методика воспитания, технология воспитания. Теория воспитания изуча­ет процесс воспитания как целенаправленное формирование личности в качестве субъекта жизни в контексте современной культуры. Методика воспитания изучает организацию жизнедеятельности вос­питанника как взаимодействия его с окружающим миром. Объектом изучения технологии воспитания является педагогическое воздействие на воспитанников, инициирующее развитие их субъективности (Н.Е. Щуркова).

Один из подходов к технологизации воспитательного процесса состоит в рассмотрении воспи­тательной технологии как сложной целостной структуры, включающей ряд более или менее технологизированных педагогических феноменов. Так, опираясь на работы Н.Е. Щурковой, в технологии воспи­тания можно выделить следующие элементы:

- педагогическое общение;

- этико-половая дифференциация воспитанников;

- этическая защита в общении;

- предъявление педагогического требования;

- создание благоприятной предметно-пространственной среды;

- создание благоприятного социально-психологического климата;

- создание ситуаций успеха;

- педагогическая техника;

- педагогическая оценка;

- работа с группой;

- разрешение конфликтов;

- речевое воздействие и др.

Ещё один подход к разработке технологий воспитания связан с вариативностью элементов и способов их взаимодействия в структуре технологии. Согласно этому подходу, воспитательной техно­логия должна обладать значительной гибкостью, приспособляемостью к меняющимся целям и услови­ям её реализации. В частности, Л.В. Байбородова указывает, что формы воспитательной работы те­ряют свою эффективность при попытках их точного копирования, воспроизведения без учёта изменив­шихся условий.

В педагогических изданиях последних лет прослеживается тенденция конструирования воспи­тательных технологий из готовых «узлов и деталей». Описание технологии при таком подходе имеет вид своеобразного «педагогического конструктора», т.е. содержат не готовые разработки и не общие методические рекомендации, а элементы технологии и алгоритмизированные указания по конструиро­ванию и применению в виде единого целого.

Наконец, в педагогической науке и практике идёт разработка технологий осуществления от­дельных отрезков воспитательного процесса: воспитательных дел, мероприятий и т.д. Строго говоря, среди множества таких отрезков в большинстве исследований достаточно чётко выделяется лишь одна технология: технология коллективных творческих дел (КТД). Относительно прочих технологий воспита­ния взгляды учёных значительно расходятся.

По мнению С.Д. Полякова, педагогические феномены можно отнести к сложившимся воспита­тельным технологиям при наличии следующих признаков:

1) относительная массовость использования как гарантия воспроизводимости;

2) устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании этапов и алго­ритмизации работы;

3) относительно высокая гарантированность определённого результата воспитания.

Рассмотрим некоторые из технологий воспитания более подробно.

Технология воспитательных дел (ВД). «Воспитательное дело» – это наиболее общее назва­ние специально организованного отрезка совместной деятельности педагога и воспитанников по реше­нию воспитательных задач. ВД обычно определяют как вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Можно сказать, что воспитательный процесс состоит из цепи ВД.

По цепям и назначению выделяется несколько видов ВД: этические, социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивные, экологические, трудовые и др.

В основе технологии воспитательных дел лежит идея о том, что любая педагогическая дея­тельность должна осуществляться в виде цепочки управленческих циклов, в которых педагогический анализ является одновременно началом нового цикла и завершением предыдущего.

В любом ВД выделяются следующие этапы: 1) целеполагание (анализ ситуации и формулиро­вание целей); 2) планирование; 3) организация дела; 4) осуществление дела; 5) подведение итогов дела (анализ достигнутых результатов). На основе анализа достигнутых результатов могут формули­роваться цели следующего ВД, и тогда весь цикл опять повторяется.

Технология коллективных творческих дел (И.П. Иванов) включает шесть стадий (основных технологических этапов):

1. Подготовка педагога к проведению КТД. На этом этапе предстоящая коллективная творче­ская деятельность ещё только моделируется педагогом.

2. Коллективное целеполагание и планирование – этап, с которого начинается собственно коллективное творческое дело.

3. Подготовка дела.

4. Проведение дела.

5. Коллективное подведение итогов (завершающий этап собственно КТД).

6. Последействие, которое заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный.

КТД возникли и получили широкое распространение в советской педагогике как коммунарская, социально-ориентированная воспитательная технология. Однако последнее десятилетие технология КТД наполняется не только социально-ориентированным, но и личностным смыслом, а в педагогике появился термин «личностно-ориентированное КТД». Отличия личностно-ориентированных КТД от классических (традиционных) проявляются на разных технологических этапах при сохранении общей структуры стадий традиционного КТД.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.78.142 (0.009 с.)