Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тактики творческой деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тактика – конкретные действия для реализации стратегии творческой деятельности. • Тактика интерполяции – включение в устройство какой-либо части, внесение элемента внутрь механизма. • Тактика экстраполяции – внешнее добавление элемента, наружная достройка. • Тактика редукции – уменьшение параметров. • Тактика гиперболизации – увеличение параметров. • Тактика дублирования – точное использование в новом какой-либо детали или функции. • Тактика размножения – использование двух и более одинаковых деталей, элементов в одной функции. • Тактика замены и модернизации – полная замена определенной детали, элемента; приспособление к новым условиям. • Тактика конвергенции, деформации и интеграции – преобразования на сочетании двух противоположностей; определенные изменения структуры или функции; построение из известных частей нового. • Тактика базовой детали – использование одной части как основы для построения всех остальных частей. • Тактика автономизации – выделение в целом отдельной части и перестройка других частей. • Тактика последовательного подчинения – действия в последовательности перестраивания всех частей без пропусков. • Тактика смещения или перестановки – изменение расположения элементов в пределах объекта. • Тактика дифференциации – специальное разделение структур и функций объекта.
Лекция 8 Тема: Технологии воспитания (2 часа) План лекции: 1. Понятие о технологии воспитания 2. Технология воспитательных дел. Виды воспитательных дел 3. Технология коллективных творческих дел 4. Воспитательная шоу-технология. 5. Технология групповой проблемной работы 6. Технология «Информационное зеркало» Список литературы: 1. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Старикова Т.А. и др. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского. – М.: Академия, 2008. – 352 с. 2. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 608 с. 3. Кан-Калик, В.А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. – М, 1995 4. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик. – М., 1990 5. Хозяинов, Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г.И. Хозяинов. – М., 1988 6. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995. – 400 с. 7. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник / П.И. Пидкасистый. – М., 2005. – 608 с. 8. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М., 2007 9. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. – М.: Наука, 1997. – 222 с.
Информационное сопровождение: Понятие о технологии воспитания. Если вопросы технологии обучения в отечественной педагогике разработаны достаточно подробно, то в сфере технологизации процесса воспитания сегодня остаётся много неясностей. Это обусловлено тем, что воспитательный процесс гораздо в меньшей степени, чем учебный, поддаётся программированию и алгоритмизации. Вслед за авторами «Краткого справочника по педагогической технологии» (М., 1997) мы выделяем три основных раздела педагогической науки, составляющих научную основу воспитательного процесса: теория воспитания, методика воспитания, технология воспитания. Теория воспитания изучает процесс воспитания как целенаправленное формирование личности в качестве субъекта жизни в контексте современной культуры. Методика воспитания изучает организацию жизнедеятельности воспитанника как взаимодействия его с окружающим миром. Объектом изучения технологии воспитания является педагогическое воздействие на воспитанников, инициирующее развитие их субъективности (Н.Е. Щуркова). Один из подходов к технологизации воспитательного процесса состоит в рассмотрении воспитательной технологии как сложной целостной структуры, включающей ряд более или менее технологизированных педагогических феноменов. Так, опираясь на работы Н.Е. Щурковой, в технологии воспитания можно выделить следующие элементы: - педагогическое общение; - этико-половая дифференциация воспитанников; - этическая защита в общении; - предъявление педагогического требования; - создание благоприятной предметно-пространственной среды; - создание благоприятного социально-психологического климата; - создание ситуаций успеха; - педагогическая техника; - педагогическая оценка; - работа с группой; - разрешение конфликтов; - речевое воздействие и др. Ещё один подход к разработке технологий воспитания связан с вариативностью элементов и способов их взаимодействия в структуре технологии. Согласно этому подходу, воспитательной технология должна обладать значительной гибкостью, приспособляемостью к меняющимся целям и условиям её реализации. В частности, Л.В. Байбородова указывает, что формы воспитательной работы теряют свою эффективность при попытках их точного копирования, воспроизведения без учёта изменившихся условий. В педагогических изданиях последних лет прослеживается тенденция конструирования воспитательных технологий из готовых «узлов и деталей». Описание технологии при таком подходе имеет вид своеобразного «педагогического конструктора», т.е. содержат не готовые разработки и не общие методические рекомендации, а элементы технологии и алгоритмизированные указания по конструированию и применению в виде единого целого. Наконец, в педагогической науке и практике идёт разработка технологий осуществления отдельных отрезков воспитательного процесса: воспитательных дел, мероприятий и т.д. Строго говоря, среди множества таких отрезков в большинстве исследований достаточно чётко выделяется лишь одна технология: технология коллективных творческих дел (КТД). Относительно прочих технологий воспитания взгляды учёных значительно расходятся. По мнению С.Д. Полякова, педагогические феномены можно отнести к сложившимся воспитательным технологиям при наличии следующих признаков: 1) относительная массовость использования как гарантия воспроизводимости; 2) устойчивость, типичность, которую можно выделить и назвать при описании этапов и алгоритмизации работы; 3) относительно высокая гарантированность определённого результата воспитания. Рассмотрим некоторые из технологий воспитания более подробно. Технология воспитательных дел (ВД). «Воспитательное дело» – это наиболее общее название специально организованного отрезка совместной деятельности педагога и воспитанников по решению воспитательных задач. ВД обычно определяют как вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Можно сказать, что воспитательный процесс состоит из цепи ВД. По цепям и назначению выделяется несколько видов ВД: этические, социально-ориентированные, эстетические, познавательные, спортивные, экологические, трудовые и др. В основе технологии воспитательных дел лежит идея о том, что любая педагогическая деятельность должна осуществляться в виде цепочки управленческих циклов, в которых педагогический анализ является одновременно началом нового цикла и завершением предыдущего. В любом ВД выделяются следующие этапы: 1) целеполагание (анализ ситуации и формулирование целей); 2) планирование; 3) организация дела; 4) осуществление дела; 5) подведение итогов дела (анализ достигнутых результатов). На основе анализа достигнутых результатов могут формулироваться цели следующего ВД, и тогда весь цикл опять повторяется. Технология коллективных творческих дел (И.П. Иванов) включает шесть стадий (основных технологических этапов): 1. Подготовка педагога к проведению КТД. На этом этапе предстоящая коллективная творческая деятельность ещё только моделируется педагогом. 2. Коллективное целеполагание и планирование – этап, с которого начинается собственно коллективное творческое дело. 3. Подготовка дела. 4. Проведение дела. 5. Коллективное подведение итогов (завершающий этап собственно КТД). 6. Последействие, которое заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный. КТД возникли и получили широкое распространение в советской педагогике как коммунарская, социально-ориентированная воспитательная технология. Однако последнее десятилетие технология КТД наполняется не только социально-ориентированным, но и личностным смыслом, а в педагогике появился термин «личностно-ориентированное КТД». Отличия личностно-ориентированных КТД от классических (традиционных) проявляются на разных технологических этапах при сохранении общей структуры стадий традиционного КТД.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.01 с.) |