Кафедра гражданского процесса и правоохранительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра гражданского процесса и правоохранительной деятельности



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского процесса и правоохранительной деятельности

УТВЕРЖДАЮ Декан ______________факультета _______________________________ «____»____________2011 г.

Рабочая программа дисциплины

Основы правовой работы с населением

Для студентов 2 курса

 

Направление подготовки

030900.62 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 

Профиль подготовки – общий

 

Квалификация (степень)

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

Обсуждено на заседании кафедры «___»__________________ 2011 г.   Протокол № __________________   Зав. кафедрой_________________   Составитель: к.ю.н., доцент О.В. Жукова

 

Тверь 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Основы правовой работы с населением» изучается студентами юридического факультета, обучающимися по специальности «Юриспруденция».

 

Целью изучения данного курса является формирование у студентов представления о требованиях к профессиональной подготовленности юриста.

Задачей курса является овладение студентами определенными профессиональными качествами и навыками, необходимыми в практической деятельности юриста. К числу таких качеств и навыков можно отнести:

- навыки сбора нормативной и фактической информации, техники юридического письма;

- коммуникативные навыки и понимание принципов межличностного взаимодействия;

- способность принимать и отстаивать этические решения;

- понимание персональной ответственности и обязанностей юриста по отношению к клиентам;

- способность определять стратегию разрешения правовых проблем и др.

В процессе изучения курса «Основы правовой работы с населением» студенты должны получить представление о таких стадиях работы с клиентом как интервьюирование, консультирование, анализ дела и выработка позиции по делу, а также ознакомиться с проблемами профессиональной этики юриста, юридической техники, альтернативных способов разрешения споров.

Главной отличительной особенностью данного курса является его практическая направленность. В связи с этим главное значение приобретает работа студентов (в малых группах или индивидуальная) по предлагаемым ролевым играм и упражнениям. Для успешного выполнения этой задачи необходимо не только углубленное изучение тем курса, но и соответствующих отраслей материального и процессуального права, в рамках которых будут сформулированы предлагаемые упражнения.

Отмеченная специфика курса делает нецелесообразными также и традиционные формы контроля знаний (опросы, тестирования, контрольные работы и т.п.) как в ходе рейтинговых мероприятий, так и на итоговом зачете. В качестве заданий на контрольных точках и на зачете студенты должны активно участвовать в ролевых играх, готовить мотивированные ответы на задания, разрабатывать проекты юридических документов.

Место курса «Основы правовой работы с населением» в структуре юридического образования характеризуется тем, что он является первым из предлагаемых студентам курсов по освоению профессиональных компетенций. В дальнейшем приобретенные умения могут быть закреплены и развиты в рамках таких курсов по выбору как «Профессиональные навыки юриста», «Судебная адвокатура», а также факультатива «Юридическая клиника».

При преподавании данного курса используются различные интерактивные методики, а именно: мозговой штурм, направленная дискуссия, работа в малых группах, ролевые игры, творческие (проблемные задания) и т.д.

Мотивировка студентов при выборе данного курса может заключаться в осознании необходимости получения наряду с теоретическими знаниями в рамках изучения традиционных предметов, практических навыков и умений, которые составляют основное содержание квалификационных требований и требований к профессиональной подготовленности юриста в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».

 

 

3.Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

5. Образовательные технологии

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью учебного процесса. Самостоятельная работа в рамках данного курса осуществляется студентами при подготовке к интерактивным лекциям, ролевым играм, а также при выполнении творческих заданий.

Главной целью самоподготовки является развитие навыков работы с научной литературой и практическими материалами, которые необходимы для изучения курса.

Самостоятельная работа входит в учебный план курса и проводится для того, чтобы студенты умели самостоятельно изучать, анализировать, перерабатывать и излагать изученный материал.

Самостоятельную работу целесообразно начинать с ознакомления с содержанием учебника, учебного пособия. При этом вопросы, которые необходимо изучить, указаны в учебной программе по данной дисциплине.

При самостоятельной подготовке к интерактивной лекции следует изучить рекомендованный преподавателем материал по источникам обязательной и дополнительной литературы по курсу, ориентируясь на то, что в ходе таких лекций студентам может быть предложено высказать мнение по той или иной проблеме, занять позицию, выполнить упражнение в малой группе и т.д.

При самостоятельной работе по предложенным ролевым играм студенту необходимо ознакомиться с предложенной фабулой дела, текстом соответствующих нормативно-правовых актов, уяснить содержание своей роли, рассмотреть правила комментирования хода ролевой игры.

При самостоятельном выполнении творческого (проблемного) задания нужно учитывать, что они в отличие от традиционных, рассчитанных на репродуктивность, требуют от студента не простого воспроизводства информации, а именно творческого подхода, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько вариантов решения. Иногда «правильный ответ» неизвестен и преподавателю. Примерами таких заданий могут быть: составление документа (письма, искового заявления, жалобы), подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационной игре, обсуждение дискуссионного вопроса.

Также студенты в ходе самостоятельной работе могут обратить внимание на возможности, которые предоставляет для освоения данного курса изучение предыдущих и последующих дисциплин, содержание занятий для развития того или иного навыка, на известные им источники полезной информации. Например, курс юридической психологии может быть полезен для овладения навыком оценки индивидуально-психологических особенностей личности клиента; курс криминалистики – для обучения тактике проведения беседы; учебное пособие по ведению переговоров – для обучения выявлению интересов клиента и т.д.

6. Формы контроля: по результатам изучения данного курса студенты получают зачёт. Формой проведения зачёта, с учетом практической направленности курса, является выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, в связи с чем перечень вопросов к зачёту содержанием учебно-методического комплекса не предусматривается.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ»

Тема 5. Анализ дела

Анализ дела как один из самых сложных профессиональных навыков юриста и его этапы: анализ фактических обстоятельств дела, анализ правовой квалификации дела, анализ доказательств.

Анализ фактических обстоятельств дела. Различный характер проявления фактических обстоятельств дела. Правило «пяти вопросов». Фабула дела. Разграничение фактов и оценочных понятий, мнений, предположений. Классификация фактов: «упрямые» и «сомнительные», опровержимые и интерпретируемые.

Анализ правовой квалификации дела. Первичная квалификация и анализ уже имеющейся правовой оценки. Правовая квалификация дела на примере квалификации преступления.

Анализ доказательств. Установление перечня доказательств и оценка их допустимости. Анализ допустимых доказательств с точки зрения их всесторонности, полноты и объективности. Проблема достаточности или недостаточности доказательств. Определение тактики предъявления и исследования доказательств. Умение систематизировать доказательства.

Специфика анализ гражданских дел. Ограничения при анализе гражданских дел, связанная с желаниями клиента. Зависимость содержания и последовательности анализа правовой основы от характера спора. Необходимость определения характера спорных правоотношений: вещно-правовые, обязательственные, деликтные.

 

Тема 8. Юридическая техника

Знание основных правил юридической техники как необходимое условие составления юридических документов.

Юридический документ как официальный письменный документ, порождающий определенные юридические последствия, создающий определенные юридические состояния и направленный на регулирование отдельных отношений.

Юридическая техника как совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов в целях придания им ясности, понятности и эффективности.

Правила юридической техники: полнота регулирования соответствующей сферы отношений, конкретность регулирования, правильное использование юридических конструкций, системность построения, ясность и доступность языка для адресата, точность и определенность юридической формы, использование устоявшихся терминов и выражений, максимальная экономичность, унификация формы и структуры.

Средства юридической техники. Технические и графические средства. Юридические средства: юридические конструкции, юридические принципы, юридические презумпции, юридические фикции, использование специальной юридической терминологии.

Приемы юридической техники. Использование различных стилей изложения материала: официального, жестко-категоричного, заискивающе-просительного, литературно-художественного, бытового. Структурированность, логичность изложения материала. Использование приложений. Использование перечня (обстоятельств, причин, признаков). Использование бланкетных отсылочных норм. Использование примечаний, ссылок, сокращений.

Требования, предъявляемые к юридическим документам, и последствия их несоблюдения: содержание и форма документа, структура документа, логичность и последовательность изложения, этичность изложения материала, правильное использование юридической и иной терминологии.

Этапы подготовки юридического документа: определение адресата документа, определение общей структуры документа, систематизация материала и аргументов по соответствующим разделам, написание текста документа, прогнозирование и анализ возможных последствий, редактирование материала.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РОЛЕВЫХ ИГР И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА

УПРАЖНЕНИЕ 2

Сухарев обвинялся в совершении грабежа. Защиту несовершеннолетнего обвиняемого на предва­рительном следствии и в суде осуществлял адвокат Овсов. Представительство интересов потерпевшего Бутылкина осуществлял адвокат Дроздов. Суд признал Сухарева виновным в совершении грабежа и на­значил ему наказание в виде 2 лет лишения свободы.

С момента отбытия наказания прошло 5 лет. В настоящее время Сухарев, Роликов и Купцов об­виняются в том, что группой лиц по предварительному сговору причинили тяжкие телесные поврежде­ния потерпевшему Бутылкину, от которых тот через две недели скончался в больнице.

Вариант 1

Сухарев и Роликов свою вину не признают, утверждают, что удары потерпевшему наносил Куп­цов. Купцов, в свою очередь, не признает вину, указывая, что удары наносил Сухарев, когда он и Роли­ков находились в другой комнате.

1. Вправе ли адвокат Овсов защищать по данному делу Купцова или Роликова либо представлять интересы потерпевшего Бутылкина?

2. Вправе ли адвокат Дроздов защищать кого-либо из обвиняемых по данному делу?

Вариант 2

Сухарев и Роликов свою вину не признают, утверждают, что удары потерпевшему наносил Куп­цов. Купцов, в свою очередь, не признает вину, указывая, что удары наносили Сухарев и Роликов, когда он находился в другой комнате.

1. Вправе ли адвокат Овсов защищать по данному делу Роликова?

2. Изменится ли ответ, если адвокат Овсов примет поручение на защиту как Сухарева, так и Роликова? Вправе ли адвокат Овсов принять такое поручение?

Ответы на все вопросы должны быть мотивированы.

Информация для юриста

К юристу (адвокату) обратился мужчина средних лет. Из анкеты юрист узнает следующее: мужчину зовут Бердяев Сергей Сергеевич, 45 лет. Суть проблемы Бердяев изложил таким образом: "Я успокоил хулигана в обще­ственном транспорте, теперь меня могут привлечь к уголовной ответствен­ности".

Задачи юриста - отработать навык установления психологического кон­такта с клиентом, вызвать его доверие и получить как можно более полную информацию о мотивах и поступках клиента.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Ролевая игра "Дело Ивановой"

 

Для проведения этой ролевой игры понадобится несколько чело­век. Один будет играть роль юриста, другой - роль клиента (Ива­нову). Остальные участники являются наблюдателями и после за­вершения ролевой игры будут участвовать в комментировании. Конфиденциальная информация дается для учета ее при подго­товке различных вариантов консультирования, в том числе отра­ботки навыка "опоры на клиента"

От 25 апреля 2000 г.

"В городе Ольгино на набережной Финского залива в доме № 5, квар­тире 6 23 апреля 2000 г. был обнаружен труп мужчины с огнестрельным ранением. Лицо, совершившее преступление, с места происшествия скры­лось. По подозрению в совершении преступления задержан гражданин Федотов, проживающий в соседней квартире"

Из материалов дела

Из показаний свидетеля Давыдовой Е.Н от 23 апреля 2000 г.: "23 апреля около 23 часов я у себя в квартире по адресу: г. Ольгино, набереж­ная Финского залива, д. 5, кв. 6, распивала спиртные напитки вместе со своим знакомым Ереминым. Между нами произошла ссора. Он ударил меня по голове телефоном. Я упала и потеряла сознание. Когда я очнулась, я увидела своего соседа Федотова, выходившего из моей квартиры. На полу лежал Еремин"

Из показаний свидетеля Давыдова А.Н. (шесть лет, сын Давыдовой Е.Н.): "Я не знаю, когда это было. Мама и дядя Федя пили на кухне водку. Потом они поссорились. Дядя Федя стал кричать на маму и бить ее. Я ис­пугался и побежал к дяде Пете, который живет рядом с нами, чтобы он спас маму. Дядя Петя открыл мне дверь, велел остаться мне у него дома и вы­шел"

Из протокола осмотра места происшествия от 23 апреля 2000 г.:" В центре комнаты расположен стол, на котором стоит недопитая бутылка водки, два стакана, вокруг разбросаны пустые бутылки, остатки еды, окур­ки. В левом углу комнаты у батареи находится разбитый телефонный аппа­рат. В 20 см от плинтуса пятно бурого цвета, похожее на кровь. Вокруг бес­порядочно разбросаны стулья. Орудие преступления не обнаружено

Из протокола осмотра вещественных доказательств от 24 апреля 2000 г.: "На заднем кармане брюк задержанного гражданина Федотова П. обнаружено пятно темного цвета, похожее на масляное"

Из заключения экспертизы: "Пятно, обнаруженное на заднем карма­не брюк гражданина Федотова, могло быть оставлено маслом марки М-23, применяемым при смазке оружия, как 23 апреля, так и ранее"

Из протокола обыска: "В ходе обыска, произведенного в квартире Фе­дотова, пистолета не обнаружено"

Из показаний свидетеля Коноваловой от 25 апреля 2000 г. (соседка Федотова, 76 лет, плохое зрение): "19 апреля 2000 г. я зашла к своему со­седу Федотову. В коридоре горел свет. В комнату я не проходила. На тум­бочке в прихожей я увидела пистолет"

Из показаний обвиняемого Федотова: "Я 23 апреля 2000 г. находил­ся у себя в квартире. Около 22 часов в дверь позвонили. На пороге стоял плачущий мальчик из соседней квартиры. Он сказал, что маму дядя Федя ударил по голове и она упала. Он попросил меня о помощи. Я пошел в квар­тиру напротив, дверь была приоткрыта. Войдя в комнату, я увидел крупно­го гражданина спортивного телосложения который был в состоянии алко­гольного опьянения, бил мебель. В углу лежала Давыдова, голова у нее была в крови. Я попытался его успокоить, но он не реагировал. Я приблизился к нему, он обернулся и, увидев меня, выхватил из кармана пистолет. Он по­шел на меня и у нас завязалась драка, он повалил меня на спину на пол. Рукой я нащупал на полу пистолет, который, видимо, выпал в ходе борьбы. Я выстрелил, он осел на меня, и я спихнул его и поднялся. Я понял, что убил его. Испугавшись ответственности, я убежал. Пистолет я выбросил в Фин­ский залив, недалеко от дома"

Справка о судимости Федотова: Федотов ранее был осужден в 1979 г. пост. 102 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы, в 1990 г. по ч. 2ст. 146УК РСФСР к 5 годам лишения свободы, в 1995 г. по ч. 2 ст. 218 УК РСФСР к 2 годам лишения свободы.

Характеристики: с места жительства Федотова - положительного со­держания, не работает; на запрос из поликлиники - Федотов болен тубер­кулезом.

Характеристика Еремина с места жительства - отрицательного со­держания, неоднократно привлекался к административной ответственно­сти по ст. 162 КОАП РСФСР (распитие спиртных напитков), ранее не су­дим.

Из показаний свидетеля Давыдовой от 12 мая 2000 г.: "23 апреля около 23 часов я у себя в квартире по адресу: г. Ольгино, набережная Фин­ского залива, д. 5, кв. 6, распивала спиртные напитки вместе со своим зна­комым Ереминым. Между нами произошла ссора. И он ударил меня по го­лове телефоном. Я упала и потеряла сознание. Когда я очнулась, я увидела, что посередине комнаты стоит мой сосед Федотов, а напротив него при­мерно в 2 метрах стоит Еремин. В руках у соседа был пистолет. Он произ­вел выстрел. После чего Еремин упал, а сосед направился в сторону две­ри. Я вызвала милицию и "скорую помощь"

 

Информация для Галины

Вы - Галина, 50 лет. Отношения с сестрой были до этого хорошие. Сес­тра помогла получить образование и устроиться на работу, помогала мате­риально в процессе учебы. Галина продала после смерти мужа две кварти­ры (выручив от продажи примерно 45 000 долл.) и приехала к сестре с богатыми подарками. Она искренне считает, что в отсутствие своей семьи (у Галины нет детей) она должна помогать семье своей сестры. Возникшее недоверие к действиям сестры тяготит Галину, знакомые и родственники считают, что ее обманывают, и это еще больше обостряет ситуацию.

Конфиденциальная информация. Во время конфликта дочь Татьяны, которую очень любила Галина и неоднократно баловала дорогими подар­ками, обозвала ее "бесплодной куклой", что еще более углубило конфликт. Галина считает, что ее личная жизнь не сложилась, и'прекращение отноше­ний с самым близким человеком - сестрой и семьей сестры привело ее в депрессивное состояние.

Информация для Татьяны

Вы - Татьяна, 40 лет. Татьяна тяжело переживает ситуацию. Она реши­ла вложить деньги в долевое строительство (сделала первый взнос в раз­мере 20 000 долл.) в связи с тем, что это дало бы возможность удешевить покупку квартиры и сэкономить деньги для покупки квартиры для дочери, которая только что вышла замуж. После приезда Галина обещала дать день­ги дочери на однокомнатную квартиру, но впоследствии более об этом не упоминала, хотя Татьяна рассчитывала на эти деньги. Более того, Галина хочет получить трехкомнатную квартиру, которая, по мнению Татьяны, не нужна одинокой 50-летней женщине. Галина отличается большой расточи­тельностью, крайней непрактичностью. Она планирует истратить все ос­тавшиеся деньги от продажи двух квартир (10 000 долл.), на отделку и об­становку новой квартиры. Она имеет до ста пар туфель, пять шуб и т.д., что, по мнению Татьяны, говорит о ее крайней непрактичности. Тем более что Татьяна сейчас нуждается в помощи для дочери.

Конфиденциальная информация. Татьяна в декабре 1999 г. вложила часть денег, выделенных на покупку квартиры (15 000 долл.) под большой процент в банк на свое имя на год, для того чтобы заработать на квартиру дочери, и ждет окончания этого срока и момента сдачи дома (эти 15 000 долл. по договору долевого строительства она должна внести по окончании строительства дома).

 

Вариант 1

 

В Кировский районный суд г. Саратова.

ИСТЕЦ: Иванова Ольга Петровна,

проживающая: г. Саратов, ул.Ленина, д. 135, кв. 6.

ОТВЕТЧИК: Иванов Александр Борисович,

проживающий: г. Саратов, ул. Ленина, д. 135, кв. 6

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ОБМЕНЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

 

С ответчиком Ивановым А.Б. я состояла в браке с 10.10.1974 г. Брак расторгнут 15.12.1999 г.

С ноября 1987 г. на основании ордера, выданного райисполкомом г. Саратова, я с ответчиком проживаю в квартире № 6 по ул. Ленина, д. 135, состоящей из трех изолированных комнат, с коммунальными услугами (хо­лодная, горячая вода, газ, отопление) на условиях договора найма жилого помещения.

Совместное проживание с ответчиком в одной квартире невозможно по причине злоупотребления им спиртными напитками. Кроме того, к нему постоянно приходят в гости его друзья, его новая жена, они допоздна рас­пивают спиртные напитки, громко слушают музыку.

Мною ответчику был предложен вариант обмена занимаемой нами квар­тиры на две отдельные квартиры, однако соглашение между нами об обме­не достигнуто не было.

В соответствии со статьей 68 ЖК Российской Федерации

ПРОШУ:

произвести принудительный обмен жилого помещения, расположен­ного по адресу: г. Саратов, ул. Ленина, д. 135, кв. 6, на две отдельные квар­тиры и переселить в одну из них ответчика Иванова А.Б.;

в качестве свидетелей вызвать:

1. Тихомирову А.П., проживающую по адресу: г. Саратов, ул. Ленина, д. 135, кв.7;

2. Петросееву ПС, проживающую по адресу: г. Саратов, ул. Пушкина, д. 7.
Приложения:

1. Копия ордера на занимаемое жилое помещение.

2. Копия свидетельства о расторжении брака.

3. Копия лицевого счета и плана обмениваемого помещения.

4. Копия искового заявления..

5. Квитанция об уплате госпошлины.

10.07.2000 Подпись

 

Вариант 2

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Уважаемые дяденьки и тетеньки из Кировского районного суда г. Саратова. Помогите мне, ради Бога, заберите мои денежки у Петьки Косарева, который живет в 5-м доме на ул. Мясницкой и отдайте мне обратно. Он проклятый одолжил у меня 200 рубликов, жене продуктов в больницу купить, обещал до 1 мая вернуть, а сейчас уже осень и кушать хочется. Это видели и подтвердят Маша Иванова моя соседка из 5-й квартиры и Петя Митрофанов из 7-й квартиры, а живем мы вместе в доме 135 по ул. Чапаева. Моя квартира 6-я. Защитите сироту! Я сама неграмотная, только подписываться умею. Мне заявление соседская девочка Танечка написала. Она марочку государственную за 10 рублей приклеила. Извините за помарки, это я его своей рукой переписала, но Танечкино заявление прилагаю, чтоб понятно было.

С уважением,

Матрена Сидорова

Дочь Петрова

Сирота Отечественной войны

15.10.2000.

Матрена

VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

I. Основная литература

1. Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. Самара, 1999.

2. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Юридическая конфликтология. М., 1995.

3.Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. М., 1997.

4. Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения. М., 2001.

5. Шугрина Е.С. Техника юридического письма. М., 2000.

6. Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов. СПб., 1999.

 

II. Дополнительная литература

1. Алексеев С.С., Яковлев В.Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение. 1976. № 4. С. 73.

2. Андреев В.Н. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов. Казань, 1992.

3. Ария С. Об адвокатской тайне // Российская юстиция. 1997. № 2.

4. Ватман Д.П. Адвокатская этика. М., 1977.

5. Власенко В.А. Язык права. Иркутск, 1997.

6. Гофштейн М.А. О кодексе профессиональной этика адвоката / Проблемы российской адвокатуры. М., 1997.

7. Доброхотова Е.Н. Роль юридических клиник в подготовке юристов XXI века (о формах и методах юридического образования в современной России) // Правоведение. 2000. № 4. С. 229.

8. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.

9. «Классических героев нравы – сквозь призму искового права». Вып. 2. Тверь, 1998.

10. Кони А.Ф. Нравственное начало в уголовном процессе / Собр. соч. Т. 4. М., 1968.

11. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб., 1999.

12. Любимов А. Мастерство коммуникации. М., 1999.

13. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение гражданско-правовых споров в США. Воронеж, 1999.

14. Речи известных русских юристов. М., 1985.

15. Смирнов В. Суд, государственный обвинитель и адвокат: этика взаимоотношений // Российская юстиция. 1995. № 6.

 

VII. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Презентации в электронной форме, тестовые программы, схемы и таблицы, использование на занятиях проектора.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского процесса и правоохранительной деятельности

УТВЕРЖДАЮ Декан ______________факультета _______________________________ «____»____________2011 г.

Рабочая программа дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.102 с.)