Развитие способностей в деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие способностей в деятельности.



Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Следующий уровень развития способностей человека -- талант. талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант -- это определенное сочетание способностей, их совокупность

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Основная для взрослого человека деятельность – трудовая. В труде способности раскрываются и развиваются. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой – является одним из условий их развития. Сложно представить себе развитие способностей в условиях труда однообразного, жестко регламентированного по способам, операциям. Расширение сферы трудовых заданий увеличивает область раскрытия имеющихся профессиональных способностей и дает возможность формироваться новым. Другое важное обстоятельство развития способностей в трудовой деятельности – разнообразие способов выполнения трудовых заданий, возможность для работника поиска более оптимальных трудовых действий, операций и методов работы

26. Следственная деятельность особенно насыщена эмоциональными проявлениями. Она в значительной мере связана с экстремальными ситуациями и конфликтами, с межличностным взаимодействием, одним из факторов которого являются эмоции и чувства людей. Расследование преступлений невозможно без учета и оценки влияния эмоций на поведение человека. Такое проявление эмоций, как сильное душевное волнение, требует профессионального диагностирования, поскольку оно является в ряде случаев квалифицирующим признаком состава преступления или обстоятельством, смягчающим ответственность. Следователю необходимо регулировать и свою собственную эмоциональную сферу, ибо его деятельность отличается большими эмоциональными перегрузками, связанными с ответственностью принимаемых решений, дефицитом информации, времени, противодействием отдельных лиц. Эмоции и чувства — важный фактор взаимодействия следователя со всеми участниками следствия. Эмоциональный контакт — необходимое условие успешного осуществления процесса расследования. Общение следователя с обвиняемым, подозреваемым и другими участниками следствия — это общение официально-ролевое: следователь выполняет роль представителя государственной власти. Но это не означает, что это общение должно быть казенным. Объективное и всестороннее расследование предполагает знание личности участников следствия, особенно обвиняемого и подозреваемого, знание ценностных позиций личности, иерархию ее потребностей, характериологических особенностей. В связи с этим могут быть использованы и эмоциональные приемы психического контакта, но они не должны сводиться к заигрыванию с подследственным. Людей особенно обижает равнодушие, высокомерие и тем более презрение. Каждое действие следователя расценивается подследственным лицом как сигнал определенного отношения к себе. Задача следователя не столько установить контакт, сколько не нарушить его своими неправильными действиями. Люди высоко ценят такое отношение к себе, которое содействует их самоутверждению. Они особенно чувствительны к действиям, связанным с выявлением их личностных особенностей. Каждый человек гордится определенными своими качествами и не прощает заниженной оценки этих качеств. Поведение следователя оказывает эмоциональное заражение. Угрюмое лицо, монотонная постановка вопросов, безразличие и тому подобные отрицательные эмоциональные проявления по правилу "ответной эмоции" приводят к отрицательным последствиям. Эмоциональные состояния обвиняемого и подозреваемого должны учитываться и в тактических целях. Судьи и прежде всего председательствующий судебного заседания реализует не только процессуальные нормы судопроизводства, но и культуру судебного процесса, обеспечивает социально-ролевое поведение в соответствии с общепринятыми стандартами. Культура судебного процесса - фактор формирования правового сознания, воспитания уважительного отношения к правоприменительным органам. В психологическом отношении существенна сама атмосфера ритуальной торжественности, социальной значительности судебного заседания. Все участники процесса и присутствующие в зале судебного заседания встают при вхождении суда и беспрекословно подчиняются всем его распоряжениям, обращаются к суду и дают показания стоя. Строгое соблюдение судебного этикета эмоционально воздействует на психику присутствующих, создает определенную морально-психологическую атмосферу осуществления судопроизводства, предупреждает возможность недисциплинированного поведения. Традиционно сложившиеся требования судебного этикета определяют внешнюю форму общения участников судопроизводства - обращение судьи с другими лицами, прокурора и адвоката с судьей, свидетелями, экспертами. Существенное значение имеет и эстетика обстановки. Судьи обязаны проявлять ровное отношение ко всем участникам судопроизводства. Недопустимо, например, почтительное отношение к прокурору и пренебрежительное отношение к адвокату или ответчику. Суду приличествует спокойствие, уверенность и внешнее достоинство. В репликах судьи неуместны вульгаризм, малокультурные обороты речи. Во время перерывов судьи не должны допускать общения с кем бы то ни было из участников процесса, а в процессе судебного заседания - не допускать неформальных обращений к присутствующим. Суд не вправе поддаваться поверхностным впечатлениям и спонтанно возникающим настроениям. Известно, что даже тон голоса, которым задается вопрос, влияет на содержание ответа. Едва уловимая бестактность судьи может заставить замолчать тонко чувствующего свидетеля. Нервозные люди, лица с повышенной впечатлительностью проявляют большую скованность в атмосфере судебного заседания. Большого внимания заслуживает внешний вид судьи. "К сожалению, не все участники судебного процесса обращают внимание на свой внешний вид, эстетический облик, профессиональную культуру поведения личности. Иногда во время заседаний такие работники появляются в суде без галстука, в спортивной одежде, а женщины-судьи - в пестром, кричащем наряде, можно встретить и вульгарно примененную косметику и неряшливые прически, вызывающие отрицательные эмоции у участников процесса. Будем надеяться, что в правовом государстве судьи резко повысят свою самокритичность.

27. Выемка как самостоятельное следственное действие во многом сходна с обыском. Выемка — это изъятие у отдельных граждан, а также предприятий, учреждений и организаций предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Производство выемки регламентировано УПК РФ В отличие от обыска выемка осуществляется в отношении конкретных, заранее известных объектов, когда точно известно, где и у кого они находятся. Следует отметить, что проблемность как одна из психологических характеристик выемки также носит иной (чем при обыске) характер. При обыске проблему составляют сами объекты, подлежащие изъятию: у следователя, как правило, имеются о них весьма неполные данные к моменту производства обыска и места их нахождения (сокрытия). При выемке собственно проблему составляет предварительное (до начала производства выемки) определение предмета, документа, подлежащих изъятию. Следователю нередко нужно решить, какой именно (какие) из числа многих предметов, документов, с которыми он ознакомляется, осматривает, является искомым. Иную психологическую окраску имеет и возможная при производстве выемки конфликтная ситуация. Если при выемке подлежащие изъятию предметы или документы выдаются добровольно, то производство выемки завершается тем, что следователь изымает их. В том же случае, если подлежащие изъятию объекты добровольно не выдаются, следователю нужно приложить усилия, направленные на предотвращение развития конфликтной ситуации, и принять меры к дальнейшему производству указанного следственного действия. Для правильного применения методов психологического воздействия — внушения и убеждения — следователю необходимо выяснить истоки негативного отношения данного лица к требованию о добровольной выдаче объекта, подлежащего изъятию при выемке. Иногда отказ в добровольной выдаче объекта объясняется не "виновным" отношением лица к данному объекту, а боязнью разглашения обстоятельств его интимной жизни, нежеланием причинить неприятность родственнику, знакомому, соседу или сослуживцу. Для преодоления такого негативного отношения в подобных случаях следователь может обратить особое внимание данного лица на производимое предупреждение понятых, специалистов и других граждан, присутствующих при выемке, об ответствен ости за разглашение выявленных при выемке обстоятельств интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или иных лиц. Следователь должен также разъяснить, что он имеет право произвести выемку принудительно, а действия данного лица противоправны. Основным психологическим фактором выемки является психологическое воздействие на подозреваемого и обвиняемого, так как последним становится известно, какие изобличающие их документы поступают в распоряжение следователя. В ряде случаев получение следователем изобличающих преступника документов является основным актом предварительного следствия. Однако при этом, так же как и при обыске, осуществляется рефлексивное мышление, вырабатывается соответствующая линия дальнейшего поведения. Результаты выемки влияют и на психологию деятельности следователя, и на всю тактику предварительного следствия.

28. Психология — наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой. Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности. Психология изучает общие закономерности психических, процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека. Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также психологические пути воздействия на него. Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. Криминальная психология исследует механизмы иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области.индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

 

29. Систему личности преступника образуют три подсистемы, включающие, в свою очередь, более мелкие подсистемы и компоненты личностных свойств субъекта преступления. Это социально-демографическая подсистема, социально-ролевая (функциональная) и социально-психологическая. Между подсистемами существуют причинно-следственная, обусловливающая и функциональная зависимость и взаимодействие. Негативные свойства психологии преступника порождают мотивацию, которая и становится причиной совершения деяния. Мотивы порождены потребностями и интересами личности, которые актуализируют и конкретизируют мотивы поведения. Схематично систему "Личность преступника" можно изобразить в виде трех подсистем:

Личность преступника
Социально-демографические свойства (кто?) Социально-ролевые свойства (как?) Социально-психологические свойства (почему?)
Пол Возраст Образование Социальная принадлежность Материальное положение Гражданство Преступник Правонарушитель Труженик Семьянин Член досуговых групп Правовая психология Трудовая психология Бытовая психология Межличностная психология Самооценка, "самость"

Человек — биосоциальная система. Личность человека социальна. Собственно биологические или психические свойства без взаимодействия с условиями воспитания и ситуацией деяния криминологически нейтральны. Некоторые из них, но обязательно во взаимодействии с криминогенными условиями, могут стать криминализирующими психолого-психиатрическими факторами, которые облегчают совершение преступлений и направляют поведение этого лица в определенное русло, чаще всего насильственно-сексуальное. Для бытовых преступлений важно выявление роли субъекта как члена семьи, супруга, родителя, соседа, члена досуговых групп Для несовершеннолетних значима их роль в групповом общении, проведении свободного времени, увлечении (хобби). Самую глубинную подсистему личности как преступника, так и непреступника составляют социально-психологические свойства: в правовой психологии, трудовой, семейно-бытовой, межличностной, в самооценке. Криминогенные дефекты правовой психологии выражаются в преступном поведении и отношении к содеянному, к правовым ценностям — закону, правоприменению и проч. По опросам определяют степень правосознания, т. е. знания уголовного закона, правовой психологии, отношения к закону и правоприменению, оценку собственного преступления, поведения потерпевшего (часто мотивировку самооправдания и перенесения своей вины на неправильное поведение потерпевшего). Криминогенно влияние на утрату страха перед наказанием знания о высокой латентности преступлений, о нарушении принципа неотвратимости уголовной ответственности. Криминогенно деформированная психология личности формирует потребности, интересы и, наконец, мотивацию, которая и порождает преступное поведение.

30. В повседневной деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений важное значение имеет человеческий фактор. Правовые нормы, как и социальные, экономические, организационные и иные регуляторы поведения людей, действуют в сочетании с психологическими. Поэтому и сам механизм правового регулирования включает в себя психологический аспект, без учета которого трудно добиться должной действенности правовых норм. Решая сложные задачи по раскрытию и расследованию преступлений работники органов внутренних дел (в особенности сотрудники следственных подразделений) сталкиваются с самыми различными проявлениями человеческих убеждений, интересов, потребностей, чувств, мотивов, взаимоотношений, позиций и других психологических особенностей. При выполнении своих функций следователь зачастую вступает в психологически обостренные отношения с частью граждан, особенно с теми, кто встал на путь конфликта с законом либо обладает деформированным правосознанием. Игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий следователя. Умение разобраться во всей гамме психологических оттенков и зависимостей своей работы характеризует уровень профессионального мастерства следователя. Повышение эффективности деятельности следственных аппаратов и профессиональных качеств их сотрудников во многом определяется состоянием научной разработки тех или иных практических вопросов. Одним из них является совершенствование следственной тактики.. Если тактика вообще - умение оценивать обстановку и в соответствии с ней избирать линию своего поведения, то следственную тактику рассматривают как систему научных положений и разрабатываемых на их основе практических рекомендаций по организации, планированию и осуществлению следственных действий, а также линию поведения следователя. Важное место в формировании тактики следственных действий занимают данные психологии. Практическая потребность в использовании достижений психологической науки обусловлена и самой природой следственной деятельности, которая осуществляется специально подготовленными людьми (следователями) и направлена на полное и объективное расследование всех обстоятельств совершенного преступления. Следовательно, в борьбе с преступностью, осуществляемой в процессе следственной работы, нельзя не учитывать закономерности и механизмы психики людей при решении оперативных задач. В этом плане нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, в любом преступлении, представляющем конкретный волевой акт противоправного поведения, особенно совершаемом тайно, замаскировано, с применением ухищрений, отчетливо проявляются индивидуально - психологические черты личности. Преступление как бы впитывает в себя то отрицательное, что есть в человеке, обнажает пороки в его нравственном формировании, раскрывает его антисоциальную установку. Во-вторых, следственная деятельность, если ее рассматривать в общепсихологическом аспекте, может быть охарактеризована как совокупность действий специально уполномоченных должностных лиц, направленных на удовлетворение потребностей и общества в целом, и отдельных людей. Существуют также психологические особенности - обязательное психологическое изучение личности лиц, причастны к расследуемым событиям; - обеспечение психологического контакта с ними и оказание на них правомерного психологического воздействия; - обладание следователем специфическими особенностями личности, обусловливающими эффективность его профессиональной деятельности. Разработка тактических приемов, повышение их научной обоснованности и эффективности требует обязательного и полного учета психологической характеристики действий и поступков лиц, связанных как с совершением, так и с расследованием преступлений. Под психологическим изучением личности в следственной деятельности следует понимать целенаправленную деятельность по установлению определенной совокупности данных, характеризующих личность и имеющих значение для выработки правильных решений по проведению следственных мероприятий, оказанию психологического воздействия на личность и т.п. Учет психологических особенностей личности позволяет предвидеть поведение индивида в конкретных ситуациях (например, при задержании преступника, определении при этом тактических приемов задержания). Получению необходимой информации об особенностях личности способствует наблюдение, которое осуществляется с целью выявить определенные черты характера и темперамента, мотивы и интересы и др. Другой психологический аспект следственной тактики образует проблему психологического контакта следователя с лицами, оказавшимися в сфере его деятельности, индивидуально – психологического подхода к каждому из них. Таким образом, во всех случаях следователь выступает в качестве психологического агента, действующего на психологическую жизнь людей в желательном для него направлении. Это еще раз подчеркивает значение для него психологических познаний, необходимость понимания человеческой психики, проникновения в духовный мир людей. Повседневная работа следователя невозможна без знания психологии лица, совершившего преступление, тактики его действий, а также без знаний психологии потерпевших и свидетелей, ее закономерностей. Но чтобы понимать психологию людей и оказывать на них психологическое воздействие, необходимо уметь управлять и своими процессами и состояниями. В условиях активного противоборства (зачастую в самых острых формах), необходимости постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей, эффективно действовать может далеко не каждый человек. Успешное выполнение следственных функций требует специфических особенностей личности, определенных психологических качеств, способствующих эффективной работе в подобных экстремальных ситуациях.

31. Волевая регуляция деятельности выражается в системе волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в своей совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных этапах деятельности определенные волевые состояния приобретают ведущее значение. Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремленности, принятие решения — с состоянием решительности, исполнение действия — с состоянием настойчивости и т.д. Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем и постановкой наиболее значимых целей, путей их достижения. Решительность — это психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Психическое состояние неспособности быстро принимать решение является состоянием нерешительности. Это состояние может быть проявлением общей психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности. Нерешительность не является свойством какого-либо отдельного темперамента. Однако темперамент влияет на форму проявления нерешительности. Настороженность у меланхолика, затянутость у флегматика, суетливость у сангвиника, импульсивность у холерика — таковы некоторые особенности нерешительности, определяемые темпераментом. Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели. Уверенность как волевое психическое состояние — это высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями). Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, в контролировании действия и направлении его на достижение запланированного результата. Это состояние избирательного отношения ко всему тому, что может содействовать достижению цели, проявление гибкости в преодолении препятствий. От настойчивости следует отличать состояние упрямства — негибкости, некритического отношения к своей деятельности, противоречащей объективным условиям. Состояние сдержанности. В процессе деятельности на человека влияют различные стимулы, провоцирующие действия в нежелательном направлении. Торможение этих нежелательных действий является состоянием сдержанности, самообладания, требующего значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление эмоций со стороны рассудка. Воля противостоит не вообще всем эмоциям, а тем импульсивным эмоциональным проявлениям, которые препятствуют разумному поведению человека. Для человека опасны не эмоции, а автономизация эмоциональной сферы, ее выход из-под сознательного контроля.

 

32. Социально приобретенные качества по-разному проявляются, накладываясь на определенную природную основу, и это иногда создает иллюзию преступной природы.Человек - вольноотпущенник природы, он в отличие от животных не предопределяется природой в способах своего существования. Человек не свободен от своих анатомо-физиологических природных предпосылок. Биологически унаследованные качества человека являются условием развития его психических качеств в определенных социальных обстоятельствах. Неразрывная связь психического с биологическим резко проявляется в психических аномалиях. Не существует резких границ между психической нормой и психопатологией в пограничных проявлениях. Под пограничными свойствами и состояниями мы имеем в виду аномальные состояния и свойства, которые диагностируются экспертами как вменяемость. Юрист должен ориентироваться во всех проявлениях непатологического психического расстройства, с тем чтобы в необходимых случаях назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, а в отдельных случаях психолого-невропатологическую экспертизу. Для выявления перехода психики человека за грань нормы необходимо в общих чертах определить пределы психической нормы. К существенным характеристикам психической нормы можно отнести следующие поведенческие особенности: Адекватность (соответствие) поведенческих реакций внешним воздействиям. Детерминированность поведения, его упорядоченность в соответствии с определенной оптимальной схемой жизнедеятельности. Оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами. Критический подход к значимым обстоятельствам жизни с позиций социальных ценностей; способность изменять образ жизнедеятельности в критических ситуациях. Переходя к анализу пограничных явлений между нормой и патологией, необходимо с самого начала отвергнуть представление о преступности как о психологической патологии (преступление может совершиться и по неосторожности, а также в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств). Пограничные психические особенности - это не особенности, обусловливающие преступное поведение. Это лишь те особенности, которые могут способствовать преступному поведению при определенных социальных условиях. Пограничными аномальными психическими состояниями являются: 1) состояния, граничащие с легкой степенью умственной отсталости; 2) неврозы; 3) легкие степени психопатии. Легкая степень умственной недостаточности проявляется в пониженной способности ориентировки в сложных ситуациях. Но в отличие от олигофрении люди с такой аномалией способны к обобщениям, имеют правильные представления о времени и пространстве, устанавливают элементарные причинные взаимосвязи. Особенностью этих людей является ограниченность их словарного фонда, склонность к однотипным речевым шаблонам (это освобождает их от сравнительно трудоемкого процесса творческого речеобразования). Нервные процессы такого типа людей инертны, слабо подвижны. Это затрудняет их переключение с одних видов деятельности на другие. При любой возможности они склонны к праздности. Одни из них отличаются апатичностью, вялостью, незлобливостью, повышенной чувствительностью, назойливой привязчивостью. Другие - крайне возбудимы, раздражительны, неустойчивы, несдержанны и агрессивны. Преступления, совершенные такими людьми, в большинстве случаев связаны не с антиобщественной ориентацией их сознания и не с "преступными" установками, а с общими особенностями их аномальной психики, проявившимися в неблагоприятных социальных условиях. Другим проявлением непатологической психической аномалии являются неврозы - психогенные заболевания, проявляющиеся в различных формах истощения нервной системы. Неврозы вызываются психическими причинами - психическими травмами. При неврозах способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими остается ненарушенной и такие люди признаются вменяемыми, ответственными за совершенные ими преступления. Однако неврозы резко видоизменяют нормальное поведение человека. Ряд психических аномалий примыкает к психопатиям. Психопатия не исключает вменяемости, но поведение лица, страдающего психопатией, отличается рядом особенностей, которые необходимо учитывать в следственной практике. Психопаты могут быть не только полноценными в умственном отношении, но людьми высоко одаренными - тем не менее это люди с аномалиями характера. Психопатия - природно-обусловленная дисгармоничность развития - недоразвитие одних свойств и гипертрофия других. Эта дисгармоничность развития обусловлена прирожденными особенностями нервной системы - слабостью, неуравновешенностью, малой подвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия между сигнальными системами, между корой и подкоркой. Эти отклонения могут быть патологическими, но во многих случаях они дают крайние варианты нормы. Задача все более широкого научного охвата психических явлений, существенных для объективного расследования преступлений, требует включения проблемы психических аномалий вменяемых лиц в компетенцию комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы. Психические аномалии могут быть одним из факторов формирования личности преступника. Так, сниженная критичность мышления, повышенная внушаемость, слабоволие облегчают антиобщественные влияния на личность, особенно на личность подростка. Взаимодействие биологического и социального приводит к принципиально новому интегральному образованию: к двуединой целостностной жизнедеятельности человека Люди таковы, какова их жизнедеятельность. Поведение человека определяется образом его жизнедеятельности. Никакие "биологические" факторы (даже непатологические аномалии) не препятствуют нормальной жизнедеятельности человека. Все зависит от того, "нормальна" ли эта жизнедеятельность. Личность человека, его поведение определяются тем, что человек знает и ценит, что и как созидает, в каких направлениях он самореализуется.

33. Судебно-психиатрическая экспертиза по бракоразводным делам. В этих случаях предметом судебно-психиатрической экспертизы является: 1) оценка психического состояния лица на момент вступления в брак в случае иска одного из супругов о признании брака недействительным; 2) оценка психического состояния лица, состоящего в браке, при иске одного из супругов о расторжении брака. I. Признание брака недействительным. Согласно закону (СК РФ), не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического заболевания. Это обстоятельство является одним из условий для признания судом брака недействительным (СК РФ). Закон предусматривает также возможность признания брака недействительным, если он заключен хотя и с лицом дееспособным, но находящимся в момент регистрации брака в состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими. Таким образом, в задачу экспертизы по делам о признании брака недействительным входит клиническая характеристика психического состояния лица в момент его вступления в брак. При этом важно не только установить наличие у данного лица психического заболевания, но и уточнить время его возникновения по отношению к моменту вступления в брак, а также тяжесть и глубину психических расстройств в тот период времени, т.е. ответить на вопрос, мог ли подэкспертный в тот период понимать значение своих действий или руководить ими. II. Расторжение брака. Дела о расторжении брака регламентируются ст. 16 Семейного кодекса РФ, согласно которой признание судом одного из супругов недееспособным является основанием для прекращения брака. В соответствии с особенностями поставленного перед экспертизой вопроса важно оценить психическое состояние одного из супругов в период их совместного проживания. Необходимо установить, не имеется ли у подэкспертного таких психических расстройств, которые могут препятствовать дальнейшей семейной жизни. В этих случаях наряду с общими показателями, характеризующими особенности ведущего синдрома, глубину имеющихся личностных изменений, степень прогредиентности процесса, большое значение имеет социально-бытовой статус, уровень и стабильность социальной адаптации. Применительно к делам по иску о расторжении брака особое значение имеет анализ комплекса признаков, характеризующих особенности семейных отношений. Ведущими показателями являются эмоциональная сохранность больных, отсутствие грубых психопатоподобных расстройств, создающих трудные условия для совместного проживания супругов, правильное поведение в семье, разумная забота о детях. Необходимым условием является отсутствие бредовых переживаний, непосредственно направленных на лиц, ближайшего окружения – одного из супругов, детей, определяющих неадекватное к ним отношение и патологическую мотивацию поведения. Например, связь бредовых идей ревности, воздействия, ущерба в отношении супруга с характером иска. Таким образом, перед судебно-психиатрической экспертизой при исках о признании брака недействительным и о расторжении брака стоят различные задачи. Оценка психического состояния подэкспертных касается различных временных периодов. В случаях иска о признании брака недействительным решающее значение имеет ретроспективная оценка состояния подэкспертного в прошлом, в период заключения брака. При экспертизе по вопросу о расторжении брака эксперт должен исходить из оценки настоящего психического состояния, учитывая в то же время его прогноз.

 

 

34. К числу бессознательных мотивов авторы относят следующие: 1. Первая категория неосознаваемых мотивов свойственна определенному типу личности, характеризующемуся переоценкой собственной значимости, агрессивной концепцией окружающей Среды, неустойчивостью настроения, склонностью к острым, эмоциональным впечатлениям, таким образом неосознаваемой детерминатой является сама психологическая структура личности. Сюда же относятся лица с так называемой негативной социальной аутоиндентичностью. Это, как правило, лица, ведущие бездомный паразитический образ жизни. 2. Вторая категория неосознаваемых мотивов может носить компенсаторский или гиперкомпенсаторский характер, что прежде всего связано с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватности, ущемления личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещения агрессивной реакции на замещающий объект. 3.Третья категория неосознаваемых мотивов связана с отсроченным во времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга (впечатывания) травматического опыта. Унижение, несправедливое жестокое обращение могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения. 4. Четвертую категорию бессознательных мотивов преступного поведения составляют различные патологические, не исключающие вменяемости, особенности личности, в этих случаях у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который сам он расценивает как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения может проявляться как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.65.102 (0.105 с.)