Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий рост, развитие, созревание.

Поиск

Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Развитие как научение

Бихевиоризм- наука о поведении. Психическое развитие отождествляется с процессами научения. Основная схема, описывающая процессы развития: стимул => реакция. Ребенок от рождения обладает очень бедным врожденным репертураром поведенческих реакций, не обеспечивающих приспослбления к среде. Поэтому с первых дней важными становятся процессы научения.

 

Термином научение обозначают относительно постоянное изменение поведенче­ского потенциала в результате практики или приобретенного опыта. В этом опре­делении содержатся три ключевые элемента:

1) совершившееся изменение обычно отличается устойчивостью и длительно­стью;

2) изменение претерпевает не само поведение, а потенциальные возможности для его осуществления (субъект может научиться чему-то не изменяющему его поведение в течение долгого времени или не влияющему на него вооб­ще никогда);

3) научение требует приобретения некоторого опыта (так, оно не происходит просто в результате взросления и роста).

 

В рамках бихевиоризма научение приравнивается к развитию, но все же Уотсон попытался развести эти понятия. Он выделил законы развития: хронологический порядок возникновения новых поведенческих реакций, увеличение колич выраженности реакций. Но понимал недостаточность своих законов и сделал следующую попытку разграничения научения и развития: в обоих случаях результат- возникновение нового поведения. Если новое поведение приобретается в условиях созревания и не связано с обучением напрямую, но это развитие, если нет доказательств созревания и присутствует момент научения, то это научение. Однако в детском возрасте и научение и созревание проходят в условиях созревания.

 

Законы научения Торндайка:

Закон готовности, предполагающий наличие у индивида готовности к подкреплению определенным видом стимула. Например для эффективного научения, когда в кач-ве подкрепления используется пища, животное должно быть голодным.

Закон подкрепления или эффекта - научение происходит только при условии подкрепления новой реакции.

Закон упражнения или повторения новой формы поведения для ее подкрепления.

Для бихевиоризма характерно утверждение, сформулированное Торндайком: законы научения универсальны для всех, от червя до человека. (тут проявляется позиция натурализма).

Основные направления в бихевиоризме - три теории: классического обуславливания, оперантного научения, социального научения.

Классического обуславливания: условный стимул => безусловный стимул => безусловная реакция, затем преобразуется в схему условный стимул => условная реакция.

Оперантного научения Скиннера: поведение => положительное подкрепление => усиление (повторение) => поведение. Систематический контроль, подкрепление желаемого адаптивного поведения. Например система жетонов в тюрьмах.

Социального научения Бандуры: принципиальные отличия научения человека от животных. У чел-ка – по механизму социального подражания, а у животных- путем проб и ошибок. Человек учится на чужих ошибках. Если бы каждый из нас вырабатывал новое поведение путем проб и ошибок, репертуар поведения был бы крайне ограничен. Опыт: 2м группам детей показывали фильм, где был агрессивный человек. В первой ситации он выходил победителем, во второй его наказывали. Первая группа детей потом вела себя агрессивно в играх с игрушками, а вторая нет. Схема: презентация модели поведения; разъяснение; имитация, воспроизведение ребенком; обр связь и подкрепление; оценка правильности поведения и подкрепление; упражнения.

Бандура считал, что способность к подражанию зависит от уровня развития когнитивных процессов. Успех научения Бандура связывает с процессами самоконтроля и самоподкрепления. Таким образом теория соц научения вышла за пределы факторного подхода, тк тут уже активность человека.

В бихевиоризме были факты о возможности сдвигов сроков обучения на более ранние возраста => лозунг: детство используется непродуктивно! => детей загрузили кружками, занятиями, а игры отошли на второй план.

 

Ранние представители «теории научения» направляли свои изыскания на инструментальное поведение. Они исследовали те его виды, которые влекли за собой последствия. Изучению подвергалось, например, поведение кры­сы, перемещающейся по лабиринту для нахождения выхода и получения пищи. При этом измеряли такие величины, как количество времени, требующееся крысе для достижения цели в ходе каждой из повторяющихся попыток. Аналогично ис­следованию Торндайка, процедура состояла в том, что крыса помещалась в нача­ло лабиринта, а затем производилась оценка ее продвижения к выходу. Главным анализируемым показателем было количество попыток, требующихся крысе для того, чтобы она, наконец, смогла пройти весь лабиринт, не совершая ошибок (та­ких, как попадание в тупиковые коридоры).

Представители теории научения несколько отошли от строгого бихевиоризма. Они использовали такие понятия, как научение, мотивация, движущие силы, по­буждения, психическое торможение, которые обозначали невидимое поведение. По утверждению выдающегося теоретика научения Кларка Халла (1884-1952), эти понятия являются научными настолько, насколько их можно определить в терминах наблюдаемых операций. Например, операциональное определение наличия голода или «потребности в насыщении» можно выдвинуть исходя из количества часов пищевой депривации, испытываемой крысой перед экспериментом, или из снижения веса тела крысы относительно нормального. В свою очередь, операциональное определение научения можно дать в терминах прогрессирующего снижения от попытки к попытке количества времени, необхо­димого крысе для достижения выхода из лабиринта (или кошке для освобож­дения из проблемного ящика). Теперь теоретики могли задаться такими требую­щими исследования вопросами, как: «Происходит ли обучение быстрее, если усиливается мотив удовлетворения пищевой потребности»? Оказывается, проис­ходит, но лишь до определенного момента. После этого момента у крысы просто не остается сил, чтобы пройти лабиринт.

 

Проблема психического развития ребенка в теории социального научения

3 поколения

Первое поколение

Социальное научение (Миллер, Доллард)

Рассматривали клинический материал. Поведение является следствием первичных (врожденных) побуждений – голод, жажда, боль… Все они могут быть удовлетворены, но не угашены.

Подкрепление – то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникшей реакции (это редукция, снятия напряжения).

Научение – усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению.

Если в репертуаре поведения человека нет соответствующей реакции, то её можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придается большое значение мех-му научения путем проб и ошибок. С помощью подражания уменьшается кол-во ошибок. Мех-мы у чел и жив-го одинаковые.

Оперантное обуславливание

Теория оперантного научения (Б.Скиннер). Важнейшее условие выработки нового поведения (развития) – немедленное подкрепление уже имеющейся в поведенческом репертуаре индивида реакции. Появляется новая схема: поведение → положительное подкрепление → повторение → поведение. Отличие оперантного от классического: наличие систематического контроль с целью подкрепления желательного поведения.

 

Второе поколение

Социальное научение и развитие личности (Бандура)

Теория социального научения (А.Бандура). Акцентируются впервые принципиальные отличия научения у человека и животных. Научение у человека проходит по механизму социального подражания. У животных научение путём проб и ошибок, а у человека – путём имитации поведения социальной модели. (эксперименты с фильмами). Выделяются следующие этапы научения новому поведению:

- презентация модели поведения, подробное разъяснение

- имитация, воспроизведение ребёнком модели

- предоставление обратной связи и подкрепления

- оценка правильности поведения и подкрепление

- упражнения

Третье поколение

Кризис первого года жизни

Симпотмы кризиса: симптомы негативизма и упрямства(не хочу, не буду, дай) Реакции ребенка носят генерализованный неуправляемых х-р. Причина кризиса – противоречие между возросшими возможностями ребенка и его местом в системе социальных отношений, нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает

Новообразования:

o ходьба => физическая автономия от взрослого

o постепенное появление волевого поведения, мотивирующие представления. Если раньше ребенок тянулся к пердмету и взрослый его убирал, то он успок, теперь – нет.

o элементарные формы восприятия и мышления

o первые слова, своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав - собака, тити - часы)

Возникшее противоречие приводит к распаду систему пра –мы, вместо единого субъекта, симбиотической связи мать-ребенок возникают два субъекта.

Кризис трех лет

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Раньше было негативное понимание, но Выг рассм в позит значении – формир принц новой сист отношений.

В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять уч-е во взросл жизни и утверждение самостоятельности – я сам! Интерес к себе в зеркале, у девочек к нарядам, у мальчиков- успехи в констуировании.

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание. Не делает даже в ущерб себе.
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам потребовал. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"
7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему. Ревность к братьям.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

45. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а сам возраст считается классическим возрастом игры.

 

Сюжетно-ролевая игра — это деятельность, в ко­торой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создавае­мых или игровых, воображаемых условиях воспро­изводят жизнь взрослых и отношения между ними.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие, способ­ствует творческому воображению, помогает разви­тию общения. Во время игры дети также начинают осваивать учебный процесс.

Существует несколько теорий относительно детс­ких игр. В большинстве из них (Ф. Шиллер, Г. Спен­сер, К. Гросс, 3. Фрейд, Ж. Пиаже) игра рассматри­вается как средство ухода ребенка в свой детский мир и как инстинктивное стремление к удоволь­ствию. В традициях культурно-исторического под­хода, который наиболее успешно рассматривался Д. Б. Элькониным, в игре выражается такое стрем­ление ребенка к участию в жизни взрослых, кото­рое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и недоступности их для ребенка.

Ролевая игра имеет социальный характер — как по своему происхождению, так и по содержанию. Ос­новной единицей игры (по терминологии Д. Б. Эльконина) является роль, которую берет на себя ребе­нок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я — мама», «Я — водитель», «Я — доктор»), а, что самое главное, действует как взрослый, роль которого он взял на себя.

Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, ко­торая воссоздается в ролевой игре (больница, семья, война, магазин и т. д.). Содержанием игры является то, что ребенок выделяет и воспроизводит как ос­новной момент деятельности взрослых. Как пока­зывают исследования, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не пред­меты, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осу­ществляются через определенные действия.

Содержание игр в дошкольный период посте­пенно меняется: от предметных действий людей — к отношениям между ними, а затем — к выполне­нию правил, регулирующих поведение и отноше­ния людей. Развитие игры происходит от игр с от­крытой ролью и скрытым правилом (правило не проговаривается специально и скорее чувствует­ся, чем осознается ребенком) к играм с открытым правилом и скрытой ролью (роль не явно не обо­значается).

4 ступени с-р и:

1. центр содерж – предметные действия. действия однообразны, нет предварит планирования игры.

2. центр сод – предм д-я,но соответствие игрового плана реальному. Игровое переименование не стойкое

3. осн сод – выполнение роли и связ с нею действий. Предварит планирование.

4. осн сод – выполнение действий, отражающих соц и межличностные отношения., предв планирование, правила.

Теории детской игры

ИГРА — один из видов активности человека и животных. И. появляется на определенной ступени эволюции животного мира как форма жизнедеятельности молодых животных. Детская И. — исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И. (по определению А. Н. Леонтъева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которои развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

 

I. Первые теории игры рассматривали генезис, закономерности развития игры по аналогии с игрой животных. Убеждение об инстинктивно-биологич природе игры. Теория избытка сил Спенсера.

1) игра возник на опред уровне эволюц развития, характерна для высших видов. Не вся энергия на поиск пищи и защиту => избыток сил, кот на игру.

II. Теория упражнений Грооса: важное значение игры для будущго развития.

1) Кажд. живое существо обладает унаследованными предрасположениями, кот-е придают целесообразность его повед-ю (у высш. живот-х – это импульсив. стремление к деят-ти).

2) У высш. живых существ прирожденные реакции явл-ся недостаточными для выполнения слож. жизен. задач.

3) В жизни кажд. высш. существа есть детство, т.е. период развития и роста, родительского ухода.

4) Цель детства – приобретение приспособлений, необход-х для жизни, но не развивающихся непосредственно из прирожденных реакций.

5) Стремление к подражанию старшим.

6) Там, где индивид из внутр. побуждения и без внеш. цели проявляет, укрепляет и развивает свои наклонности, мы имеем дело с изначальными явлениями игры.

Т.е. мы играем не потому, что являемся детьми, а нам дается детство для того, чтобы мы могли играть.

Гроос не создал теорию игры как деят-ти, типичной для периода детства, а только указал, что эта деят-ть им. опред. биологич. важную функцию.

Возражения:

ü считает, что индивидуал. опыт возник-т на основе наследственного, но противопоставляет их

ü странно, чтобы в игре живот-х, не связанной с борьбой за существование и, следовательно, происход-й в др. усл-х, не сходных с теми, в кот. будет происходить, Н., охота, возникали реальные приспособления, т.к. отсут-т реальное подкрепление.

ü переносит без оговорок биологич. смысл игры с животных на чел-ка

III. Штерн, по новому трактовал мех-м генезиса игры.

o вслед за Гроссом считал что игра – упражнение способностей

o ведущая роль – ф-р наследственности. Существует особый инстинкт игры, благодаря ему возникает возможность для реализации таких способностей ребенка как матер иснтинкт у девочек и стремл к самоутв у мальчиков (игра в войну).

o среда поставляет м-л для игры

 

IV. Существенным дополнением к этой теории явилась работа К. Бюлера. Он считал, что стремление к игре, к повторению одних и тех же действий поддерживается «функциональным удовольствием», получаемым от самой деятельности.

 

V. Ф. Бойтендайк основные особенности игры связывал с характерными чертами поведения, свойственными растущему организму:

1. ненаправленностью движений;

2. импульсивностью;

3. наличием аффективных связей с окружающими;

4. робостью, боязливостью и застенчивостью.

Игра возникает на определенной ступени эвол развития в связи с усложнением образа жизни жив. Игра - способ выражения мотивов и влечений в усл детства. Игра с предметами, хоровд, качели.

VI. Большое внимание детской И. уделяется сторонниками психоанализа. В русле этого направления И. рассматривается как выражение бессознательных тенденций в символической форме. При этом считается что развитие И. в дошкольном детстве определяется сменой основных стадий психосексуального развития ребенка (оральная стадия, анальная, фаллическая). Нарушения развития на каждой из стадий обязательно проявляются в И. В связи с этим в рамках данного подхода большое распространение получила игровая терапия как форма коррекционной работы с детьми (выражение подавленных тенденций и формирование адекватной системы отношений ребенка со взрослыми). Игра – особая форма защитного поведения, ребенок в игре преодолевает конфликты.

VII. Игра в контексте теории Пиаже. Игра – ассимилятивная деят-ть, осваивает и подчиняет реальность. Символический х-р игровой деятельности обеспечивает условия перехода от сенсомоторного интеллекта и вербальному.

VIII. Игра в работах Эльконина, Выготского,Запорожца, Леонтьева. Игра качественно отлич от игры жив-го.

И. является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

Мотивация И. лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей И. является роль. Кроме роли в структуру И. включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В И. также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в И. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в И. отношения между взрослыми.

И. обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли. В И. выделяются реальные отношения детей (между участниками И.) и игровые (отношения в соответствии с принятыми ролями).

И. проходит различные этапы. По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная И., когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит И. сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного детства появляется И. с правилами — осуществляется переход от И. с открытой ролью и скрытым правилом к И. с открытым правилом и скрытой ролью. Н. Я. Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа И.:

1. развертывание и обозначение условных предметных действий в И.;

2. ролевое поведение — обозначение и реализация условной игровой позиции;

3. сюжетосложение — развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

С началом обучения в школе роль И. в психическом развитии ребенка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные И. с правилами — интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем.

На протяжении дошкольного детства у детей складывается несколько различных видов И. Основное место занимает сюжетно-ролевая И.

Ролевая И. — основная форма И. детей дошкольного возраста, возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая И. — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет и он используется в связи с приданным ему новым значением. Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, содержит в себе скрытые правила, регулирующие выполнение действий с предметами, установление отношений с другими детьми в соответствии с их ролями. Ролевая И. вызывает у ребенка глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, в которые вступают дети в процесс коллективной И. при реализации ее общего замысла. В ролевой И. происходит развитие важнейших новообразований дошкольного детства: развитие воображения, становление элементов произвольного поведения, развитие знаковосимволической функции.

И. с правилами — вид групповой или парной И., в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников. Переход к И. с правилами подготавливается при проведении ролевых И., где они связаны и скрыты в роли. Начальные формы И. с правилами носят сюжетный характер, напр. «кошки-мышки». И. с правилами занимают большое место у детей школьного возраста, перерастая во всевозможные спортивные И. — двигательные и умственные (футбол, хоккей, шахматы и др.).

Режиссерская И. — вид индивидуальной И., когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской И. ребенок выполняет функцию и режиссера (удержание замысла И.), и актеров (выполнение деленных ролевых действий по реакции игрового замысла).

Дидактическая И. — вид И., организуЙ взрослым для решения обучающей задачи. Дидактическая И. может быть и ролевой, и И. с правилами. Дидактические И. являются основной формой обучения детей дошкольного возраста.

Двойная символизация детской игры: переименование предметов, превращение их в игрушку и принятие ребенком роли взрослого.

Кризис 6-7лет

 

На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет.
Основные признаки:
1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка);
2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то);
3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать, хитрость

4) демонстративная взрослость

 

Конец дошкольного возраста знаменуется кри­зисом. К этому времени происходят резкие измене­ния на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его пове­дения.

Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажет­ся очень странным, как раз и является одним из наи­более очевидных проявлений потери непосредствен­ности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то по­казать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

Многие правила, которым ребенок следовал раньше, теперь воспринимаются им как воплощение «детского», не им установленного образа жиз­ни. Отсюда возникает потребность нарушить, само­стоятельно изменить привычные правила.

Одновременно с симптомами «странного пове­дения» и «трудновоспитуемое» возникают важ­нейшие позитивные новообразования этого перио­да. Возникает обобщение собственных переживаний («Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит»), общение со взрослыми и сверстниками становится произ­вольным и опосредованным определенными прави­лами. Особого внимания заслуживает стремление включиться в общественную жизнь, занять определен­ную социальную позицию. В современных условиях стремление 6-7-летних детей занять социально зна­чимую роль наиболее естественно реализуется в по­зиции ученика, которую ребенок занимает, перейдя на школьное обучение.

Стертость кризиса является показателем сохранения ребенком внктренней позиции дошкольника, низкого уровня мотивац-личностной готовности к школе.

 

Соотношение понятий рост, развитие, созревание.

 

Рост - количественные изменения, увеличение размеров,функциональных возможностей отдельных органов, их сстемы, организма в целом.

 

Развитие - процесс качественного изменения, преобразования структуры. Объект развития- система, а не изолированный элемент. Развитие не всегда прогресс: может быть и регресс.

 

Созревание - запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения. Созревание - основа для развития.

 

Развитие может проявляться в онто и филогенезе.

 

Характеристики развития:

 

1. Качественные изменения развития (переход из одного качественного состояния в другое, напр от наглядно- действенного мышления к наглядно- образному).

2. Необратимость развития на основе преемственности и стабильности. Необратимость: не можем вернуться в детство, только мысленно. Преемственность: в развитии качественное, необратимое преобразование сочетается с сохранением и стабильностью. Эго-идентичность Эриксона, переживание непрерывности, структура эго-идентичности составляет стабильную основу личности.

3. Специфичность объекта развития. 2 подхода кв понимании объекта развития:

o Индивид (ребенок), его психика и сознание (классич)

o Субъект (ребенок) в системе социальных связей и отношений, а не изолированный (культ-историч)

4. Структура развития.:

o Объект развития в исходном и конечном состояниях

o

 
 

Условия развития, обеспечивающие закономерный переход объекта из исходного в конечное состояния

5. Направленность развития. Бывает прогрессивная (от структуры низшего порядка к структуре высшего порядка) и регрессивная (наоборот). На любой стадии развития есть и прогрессивная напр и регрессивная., но в норме должно преобладать прогрессивное, регресс в старости не обязателен. (Это одна точка зрения, нек считают, что развитие это только регресс, а нек, что по разному преобладают на разных стадиях).

6. Источник развития. Представляет собой самодвижение в результате внутреннего противоречия. Т.е. развитие- процесс вынужденный. Если не будет противоречий, человек будет жить по принципу экономии энергии.

7. Формы развития. Бывает эволюционная - медленные, количественные изменения, и скачкообразная (революционная) – развитие через кризисы, преобр в относительно короткие периоды времени. Сегодня считается, что кризисы необходимы.

8. Стадиальность развития. Каждая стадия включает прошлое и генерирует новое. Единство прерывности и непрерывности психич развития чел-ка.

Основные признаки развития (по работам Выготского, Вернера и др.): прежде всего это качественные изменения, появление новообразований, перестройка связей между сторонами объекта.

Выделяются 2 основных типа развития:

1) Преформирующий тип - когда в самом начале заданы стадии, которые пройдет явление и конечный результат, который явление достигнет (эмбриональное развитие);
2) Непреформирующий тип - когда путь развития непредопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка.

Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Основные теоретические модели развития:

1. Эволюционная. Развитие понимается как количественный рост.

2. Детерминистическая факторная. Развитие- качественные изменения, но из причина понимается линейно, т.е. только одна причина, либо внешняя (соц или природная среда- Петю наказали за коныетку, след раз он поделился), либо внутренняя (наследственность).

3. Адаптационная\ интеграционно-равновесная. Фрейд, Пиаже. Если организм утрачивает равновесие, он начинает развиваться.

4. Диалектическая. Причина развития- противоречия в самой системе.

3. Особенности наблюдения, эксперимента в психологии развития и возрастной психологии.

В истории детской психологии выделяются 2 следующих этапа:

1. Описательный этап.

o сбор данных, фактов, их систематизация

o основной метод- наблюдения

o результаты наблюдений собраны в атласе Гезелла

2. Причинно- детерминированный этап.

o изучение причин, факторов развития

o метод эксперимента

Основные требования исследования:

o объективность

o надежность

o валидность (полученные данные должны адекватно отражать процессы, которые мы изучаем)

o воспроизводимость

o репрезентативность выборки (группа исследуемых должна быть представительна в своем классе или в своем возрасте).

Соответственно в возрастно психологии выделяются два ведущих метода: наблюдение и эксперимент (до этого еще был метод вчувствования- профессор входил в роль ребенка и выполнял задания, и метод анкетирования- для маленьких детей заполняли их родители. Это все не прокатило.)

1. Метод наблюдения.

Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности.

Критерии:

o Кто наблюдает: самонаблюдение (не применяется в работе с детьми до 10 лет, тк например могут преувеличивать красоту близкого человека и тп.) и о бъективное наблюдение.

Метод объективного наблюдения – точное систематическое наблюдение в течение более или менее продолжительного времени за особенностями поведения и деятельности ребенка в естественных, специально не изменяемых условиях. Далее рассматриваем только его.

o Позиция наблюдателя: внешнее наблюдение, включенное наблюдение, параллельное наблюдение (2 или 3 наблюдателя).

o Систематичность наблюдения: Можно наблюдать все поведение ребенка, а можно только эпизоды.

Требования:

o Выделение цели наблюдения. Она должна соответствовать основным задачам исследования.

o Систематичность. В наблюдении не должно быть длительных перерывов. Чем меньше возраст ребенка, тем быстрее темп развития => перерывы должны быть минимальны. То же самое во время кризисов.

o Объективность. Исследователь фиксирует только факты, а не их интерпретацию.

o Незаметность для субъекта – ребенок, когда занет, что за ним наблюдают, ведет себя по-другому.

Этот метод имеет недостатки: невоспроизводимость, неоднократность, исследователь не может дать ответ о причинно- следственных связях, т.к. не вмешивается в условия. Поэтому наблюдение часто сопровождается экспериментом. Его цель- выделение причинно- следственных связей; берутся зависимая и независимая переменные => контрольная и эксперим группы.

2. Метод эксперимента. Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
- постановка цели;
- планирование хода эксперимента;
- проведение эксперимента (сбор данных);
- анализ полученных экспериментальных данных;
- выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

Эксперимент предполагает два замера – претест (до изменения переменной) и посттест (после).

При работе с детьми очень важно, что у них может быть разное отношение к задаче: принятие, подмена задачи общением, отказ в силу бессмысленности для ребенка, подмена задачи своей, отказ в силу сверхсложности.

Виды эксперимента:

o Естественный - проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

o Лабораторный - проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой

o Педагогический – оченивает развивающий эффект обучающих программ.

a) Метод беседы: стандартизированная (в соответствии с жестким планом вопросов) и клиническая (вопросы меняются в зависимости от ответа ребенка, направлена на подтверждение гипотезы).

b) Метод исследования продуктов деятельности (проективный метод, имеет ряд ограничений по возрасту, применяется только в дополнении с другими методами).

c) Метод изучения кросскультурных различий

d) Метод тестов (сравнени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.1.100 (0.014 с.)