Теория привязанности Д.Боулби. Типы привязанности, условия их формирования.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория привязанности Д.Боулби. Типы привязанности, условия их формирования.



Джон Боулби (Bowlby, 1973) доказывал, что младенцы человека появляются на свет с запрограммированными формами пове­дения, которые позволяют им удерживать родителей поблизости и сохранять их в состоянии постоянной готовности откликнуться на их сигналы. По мнению Боул­би, такие модели поведения выработались у людей и у других животных в процес­се эволюции, частично потому, что они повышают вероятность защиты младенца от опасностей, а следовательно, выживания, достижения со временем половой зрелости и передачи им своих генов следующему поколению.

Боулби предположил, что привязанность основывается на запрограммирован­ном поведении как младенца, так и заботящегося о нем взрослого. Он считал, что она возникает благодаря такому поведению и затем поддерживается за счет при­носящих удовлетворение внешних событий, таких как телесный контакт матери и ребенка, утоление голода и чувство комфорта. Тем самым, согласно его теории, на развитие и сохранение привязанности влияет и наследственность, и среда. Со­гласно Боулби, привязанность младенца к первому человеку, проявляющему о нем заботу, интериоризуется в виде внутренней операционной модели или схемы к концу 1-го года жизни. Младенец, используя эту модель, старается предвидеть и интерпретировать поведение матери и планирует собственные реакции. Как толь­ко внутренняя операционная модель создана, младенец продолжает ее придержи­ваться даже в том случае, когда поведение заботящегося о нем человека меняется. Так, мать, за время продолжительной болезни практически не занимавшаяся ре­бенком, может быть отвергнута им после ее выздоровления, так как младенец принимает недостаточное внимание к себе за неприятие. Это, в свою очередь, приводит к тому, что матери становится сложнее проявить отзывчивость

 

В конечном итоге Боулби и Эйнсворт пришли к убеждению, что тип взаимоот­ношений родитель—ребенок, сформировавшийся в ходе развития привязанности в первые 2 года жизни, образует основу всех будущих отношений. Эта точка зре­ния рождает параллель с теорией раннего психосоциального развития Эриксона, о которой мы поговорим в этой главе далее.

Феномен привязанности (от 7 месяцев до 1.5 года). До года формируется базовое доверие к миру.

Адлер: у ребенка в этот период чувство общности. У отверженных детей этого чквства нет, у ихбалованных чувство, что весь мир работает на него.

Томас Харрис – 4 модели поведения. (не знаю надо ли, из ОПП)

1. Я плохой - ты хороший

Ребенок маленький, слабый, ничего не может => ситуация детства внушает чувство вины.

2. Я плохой – ты плохой

Ребенок без поглаживаний. Холодный к чувствам матери, нелюбимый, отверженный.

3. Я хороший – ты плохой

Я тебя буду наказывать, вырастают агрессивные люди, преступники.

4. Я хороший – ты хороший.

Мы можем сосуществовать, чтобы было хорошо.

 

Существуют 2 основные методики наблюдения:

1. Bowlby. Методика изменения поведения ребёнка в зависимости от изменений поведения матери.

2. Ainsworth. Ситуация с незнакомцем( SSP).

Привязанность является врождённым феноменом, проявляется в следующих формах поведения:

1. сигнальная форма поведения (плач, улыбка и.т.д.)

2. реакции приближения или отдаления.

 

Л.И.Лисина. Привязанность – это проявление эмоционального контакта с матерью, который является ведущей деятельностью у ребёнка. В дальнейшем она перерастает в отношение привязанности к матери, проявляется на всём протяжении взросления как положительная установка по отношению к матери.

Основные функции привязанности:

1. формирование общего чувства доверия к миру, к людям; открытость и защищенность.

2. формирование эмоциональной ориентировки в мире через взрослого, которому ребёнок доверяет.

3. развитие эмоциональных избирательных отношений с другими людьми ( со взрослыми и детьми).

 

4 вида привязанности:

1. надёжная или безопасная (защищающая)

Хочет близости и контакта с матерью, в особенности в эпизодах встречи. Нет сопротивления взаимодействию с матерью. Может дружелюбно относится к незнакомке, но нужна мать.

Разлучение вызывает стресс из-за отсутствия матери. Если плачет и мать берет на руки – кспокаивается.

2. избегающая (безразличная)

Отсутствует приветствие по возвращению матери. Радушие смешивается с избеганием. Не сопротивляется, если его разлучают с матерью. Разлучение не вызывает стресса из-за отсутствия матери.

Нет активного сопротивления взаимодействию с матерью, однако, может извиваться, чтобы мать его отпустила.

3. амбивалентная

Стремится к контакту, однако, ярко демонстрирует сопротивление взаимодействию, особенно в эпизоде повторного возвращения матери. Когда уходит – с воплями бросается, но потом отталкивает. Характерна для эмоционально-неустойчивых матерей.

4. дезорганизованная

Характерна для матерей, кот страдали депрессией, подвергались насилию со стороны мужей. Шизоидные семьи, аутичные дети. Непредсказуемое поведение ребенка.

 

Расстройства привязанностей:

1. реактивная привязанность

Детям сложно выделить объект привязанности (детск дома, семьи алкоголиков)

2. размытая привязанность

Безразлично к кому привязываться (дет дома)

3. неуверенная привязанность

Отсутствие чувства застенчивости

4. Агрессивная привязанность

Я плохой – ты плохой. Защитная агрессия ,дети легко переносят боль, их не страшат наказания.

 

Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э.Эриксона.

Выросла из психоанализа, но различия:

1. в центре внимания – стр-ра Эго и ее развитие, а не оно и супер эго как у Фреда.

2. у Фрейда отношения ребенок – общество антагонистические, у Эриксона - сотрудничество

3. Эриксон отрицает роль сексуальности как источника развития

4. у Фрейда двухфакторная теория, у эриксона «многофакторная», решающая роль еще и в активности человека.

Эриксон рассматривает развитие человека на протяжении всей жизни.

 

Развитие личности определяется взаимодействием трех линий:

1. соматическое развитие личности(законы созревания)

2. психосоциальное(начало выполнения соцролей)

3. психосексуальное(центральное содержание-развитие эго-идентичности)

Главным содержанием процесса развития личности становится процесс становления эго-идентичности. Идентичность – самотождественность, параметры идентичности:

Ø самотождественность-внут.тождественность самому себе во времени

Ø признание самотождест окружением

Ø уверенность в том, что внутр и внешн идентичность сохраняются (верность самому себе)

Групповая идентичность - формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на социум, в котором он живёт (культурная среда).

 

Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич.структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, сущ сеситивные периоды к равитию какого- то определенного свойства личности.

Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности.

Кризис осуществляется в радиусе значимых соц отношений. Общество предлагает ритуализации (они имеют общедоступное значение – вып вечер…; сочетают устойчивость и повторяемость с определенной новизной – укладывание спать ребенка, но каждый раз что-то новое; рит действия сохр на протяжении всей жизни человека, приобретают новые формы). противоположность при негативном сценарии личности – ритуализмы (тоталитаризм например).

Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.006 с.)