Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория привязанности Д.Боулби. Типы привязанности, условия их формирования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Джон Боулби (Bowlby, 1973) доказывал, что младенцы человека появляются на свет с запрограммированными формами поведения, которые позволяют им удерживать родителей поблизости и сохранять их в состоянии постоянной готовности откликнуться на их сигналы. По мнению Боулби, такие модели поведения выработались у людей и у других животных в процессе эволюции, частично потому, что они повышают вероятность защиты младенца от опасностей, а следовательно, выживания, достижения со временем половой зрелости и передачи им своих генов следующему поколению. Боулби предположил, что привязанность основывается на запрограммированном поведении как младенца, так и заботящегося о нем взрослого. Он считал, что она возникает благодаря такому поведению и затем поддерживается за счет приносящих удовлетворение внешних событий, таких как телесный контакт матери и ребенка, утоление голода и чувство комфорта. Тем самым, согласно его теории, на развитие и сохранение привязанности влияет и наследственность, и среда. Согласно Боулби, привязанность младенца к первому человеку, проявляющему о нем заботу, интериоризуется в виде внутренней операционной модели или схемы к концу 1-го года жизни. Младенец, используя эту модель, старается предвидеть и интерпретировать поведение матери и планирует собственные реакции. Как только внутренняя операционная модель создана, младенец продолжает ее придерживаться даже в том случае, когда поведение заботящегося о нем человека меняется. Так, мать, за время продолжительной болезни практически не занимавшаяся ребенком, может быть отвергнута им после ее выздоровления, так как младенец принимает недостаточное внимание к себе за неприятие. Это, в свою очередь, приводит к тому, что матери становится сложнее проявить отзывчивость
В конечном итоге Боулби и Эйнсворт пришли к убеждению, что тип взаимоотношений родитель—ребенок, сформировавшийся в ходе развития привязанности в первые 2 года жизни, образует основу всех будущих отношений. Эта точка зрения рождает параллель с теорией раннего психосоциального развития Эриксона, о которой мы поговорим в этой главе далее. Феномен привязанности (от 7 месяцев до 1.5 года). До года формируется базовое доверие к миру. Адлер: у ребенка в этот период чувство общности. У отверженных детей этого чквства нет, у ихбалованных чувство, что весь мир работает на него. Томас Харрис – 4 модели поведения. (не знаю надо ли, из ОПП) 1. Я плохой - ты хороший Ребенок маленький, слабый, ничего не может => ситуация детства внушает чувство вины. 2. Я плохой – ты плохой Ребенок без поглаживаний. Холодный к чувствам матери, нелюбимый, отверженный. 3. Я хороший – ты плохой Я тебя буду наказывать, вырастают агрессивные люди, преступники. 4. Я хороший – ты хороший. Мы можем сосуществовать, чтобы было хорошо.
Существуют 2 основные методики наблюдения: 1. Bowlby. Методика изменения поведения ребёнка в зависимости от изменений поведения матери. 2. Ainsworth. Ситуация с незнакомцем(SSP). Привязанность является врождённым феноменом, проявляется в следующих формах поведения: 1. сигнальная форма поведения (плач, улыбка и.т.д.) 2. реакции приближения или отдаления.
Л.И.Лисина. Привязанность – это проявление эмоционального контакта с матерью, который является ведущей деятельностью у ребёнка. В дальнейшем она перерастает в отношение привязанности к матери, проявляется на всём протяжении взросления как положительная установка по отношению к матери. Основные функции привязанности: 1. формирование общего чувства доверия к миру, к людям; открытость и защищенность. 2. формирование эмоциональной ориентировки в мире через взрослого, которому ребёнок доверяет. 3. развитие эмоциональных избирательных отношений с другими людьми (со взрослыми и детьми).
4 вида привязанности: 1. надёжная или безопасная (защищающая) Хочет близости и контакта с матерью, в особенности в эпизодах встречи. Нет сопротивления взаимодействию с матерью. Может дружелюбно относится к незнакомке, но нужна мать. Разлучение вызывает стресс из-за отсутствия матери. Если плачет и мать берет на руки – кспокаивается. 2. избегающая (безразличная) Отсутствует приветствие по возвращению матери. Радушие смешивается с избеганием. Не сопротивляется, если его разлучают с матерью. Разлучение не вызывает стресса из-за отсутствия матери. Нет активного сопротивления взаимодействию с матерью, однако, может извиваться, чтобы мать его отпустила. 3. амбивалентная Стремится к контакту, однако, ярко демонстрирует сопротивление взаимодействию, особенно в эпизоде повторного возвращения матери. Когда уходит – с воплями бросается, но потом отталкивает. Характерна для эмоционально-неустойчивых матерей. 4. дезорганизованная Характерна для матерей, кот страдали депрессией, подвергались насилию со стороны мужей. Шизоидные семьи, аутичные дети. Непредсказуемое поведение ребенка.
Расстройства привязанностей: 1. реактивная привязанность Детям сложно выделить объект привязанности (детск дома, семьи алкоголиков) 2. размытая привязанность Безразлично к кому привязываться (дет дома) 3. неуверенная привязанность Отсутствие чувства застенчивости 4. Агрессивная привязанность Я плохой – ты плохой. Защитная агрессия,дети легко переносят боль, их не страшат наказания.
Проблема развития личности в онтогенезе в концепции Э.Эриксона. Выросла из психоанализа, но различия: 1. в центре внимания – стр-ра Эго и ее развитие, а не оно и супер эго как у Фреда. 2. у Фрейда отношения ребенок – общество антагонистические, у Эриксона - сотрудничество 3. Эриксон отрицает роль сексуальности как источника развития 4. у Фрейда двухфакторная теория, у эриксона «многофакторная», решающая роль еще и в активности человека. Эриксон рассматривает развитие человека на протяжении всей жизни.
Развитие личности определяется взаимодействием трех линий: 1. соматическое развитие личности(законы созревания) 2. психосоциальное(начало выполнения соцролей) 3. психосексуальное(центральное содержание-развитие эго-идентичности) Главным содержанием процесса развития личности становится процесс становления эго-идентичности. Идентичность – самотождественность, параметры идентичности: Ø самотождественность-внут.тождественность самому себе во времени Ø признание самотождест окружением Ø уверенность в том, что внутр и внешн идентичность сохраняются (верность самому себе) Групповая идентичность - формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на социум, в котором он живёт (культурная среда).
Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич.структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, сущ сеситивные периоды к равитию какого- то определенного свойства личности. Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития – формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности. Кризис осуществляется в радиусе значимых соц отношений. Общество предлагает ритуализации (они имеют общедоступное значение – вып вечер…; сочетают устойчивость и повторяемость с определенной новизной – укладывание спать ребенка, но каждый раз что-то новое; рит действия сохр на протяжении всей жизни человека, приобретают новые формы). противоположность при негативном сценарии личности – ритуализмы (тоталитаризм например). Каждая стадия характеризуется модусом – способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.89 (0.007 с.) |