Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Роль эмоций и чувств в динамической регуляции поведения человека.
Содержание книги
- Предмет и система юридической психологии
- Общая характеристика внимания. Виды внимания
- Понятие ощущений. Закономерности ощущений
- Понятие о памяти, виды, типы и индивидуальные особенности памяти.
- Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления.
- Понятие о воображении. Виды и формы, функции воображения
- Агрессивность и сопротивление
- Развитие способностей в деятельности.
- Направленности личности (установки, потребности, интересы, идеалы).
- Психологическая характеристика положительных эмоций (радость, удивление) и их влияние на поведение человека.
- Психологическая характеристика отчужденности как основа преступного поведения.
- Психологические основы допроса свидетелей.
- Формирование социально-положительных стереотипов поведения (понятие об установке, этапы формирования, виды).
- Структура мотивационной сферы человека.
- Факторы, влияющие на правовую психологию населения.
- Методологические основы юридической психологии.
- Психологическая характеристика страха и тревоги и их влияние на поведение человека.
- Роль эмоций и чувств в динамической регуляции поведения человека.
- Память: закономерности, особенности, индивидуальные отличия.
- Характеристика неопатологических и пограничных эмоциональных состояний (фрустрации, стресса и Т. Д. ) и их влияние на поведение человека.
- Коммуникативный, познавательный и удостоверительный аспекты деятельности судьи, прокурора и адвоката.
- Психологические теории эмоций. Эмоциональные особенности личности.
- Психологические особенности судебных заседаний.
- Психологические аспекты профилактики правонарушений.
- Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности.
- Психотехника в работе юриста.
- Гипноз при расследовании преступлений.
Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. Они выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. Человек может переживать целый комплекс эмоций, обусловленных и различными обстоятельствами, связанными с условиями его бытия. Например, такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного противоправного поведения. Доминирование в мотивациооной сфере личности подобных эмоций по разному влияет на поведение людей, увеличивая либо, напротив, уменьшая, с учётом и других факторов, веротятность совершения насильственных действий. Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции – это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях. Эмоции позволяют оценить потребность и быстро выработать приспособительную программу поведения. Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия. Особенностью эмоций является их интегрированность – возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь ор- ганизм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Т. о. эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека – высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.
70. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой. Основным объектом данного вида СПЭ являются люди, которые в силу своей профессии или иных причин являются операторами различного профиля: водителями автомобилей, железнодорожных составов, летчиками, операторами энергетических установок и т. д., по вине или при участии которых произошли какие-либо происшествия (аварии, поломка техники и т. п.), а у следователя или суда возникают при этом сомнения в психофизиологических возможностях, которые обеспечивают выполнение ими функций управления техникой. В роли экспертов по данному виду СПЭ выступают специалисты в области психологии труда и инженерной психологии. В настоящее время СПЭ применяют при расследовании происшествий на всех видах транспорта: железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском, хотя, безусловно, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП). СПЭ направлена здесь на установление момента, когда водитель, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, имел техническую возможность предотвратить данное дорожно-транспортное происшествие. Поэтому объектом СПЭ могут быть не только водители, но и потерпевшие и свидетели-очевидцы.
|